Скачать 2.26 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации УДК 373+372.8 ББК 74.200.5+74.200.50 Основы исламской культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М.: АПКиППРО, 2010. - 52 с. Авторы: Иоффе А.Н., Мишина Е.А., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Рецензенты: Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПКиППРО Руководитель проекта: А. И. Рытов Научный руководитель проекта: Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО «Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (курс ОРКСЭ)», реализуемого в рамках мероприятия 3 «Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования» задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы ISBN 978-5-8429-0588-1 Учебно-методическое пособие «Основы исламской культуры» предназначено для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов. Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы. Материалы носят практико-ориентированных характер и могут представлять интерес для системы дополнительного профессионального педагогического образования, а также для директоров школ и педагогов. ББК 74.200.5+74.200.50 © Федеральное агентство по образованию, 2010 ISBN 978-5-8429-0588-1 © АПКиППРО, 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 ГЛАВА 1. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 5 ГЛАВА 2. Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 5 Основные методические принципы преподавания школьного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» 5 Основные методические подходы к преподаванию школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 6 Психологические и поведенческие индикаторы учащихся и учителей 22 Рефлексия - необходимый этап в осознании ребенком своей личности и ее места в окружающем мире 24 Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» 25 Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 28 Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 28 ГЛАВА 3. Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы исламской культуры 29 ГЛАВА 4. Поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы исламской культуры» 30 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Справочные материалы 37 Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы для самопроверки учителя 39 Приложение 3. Использование дискуссий в образовании 40 Приложение 4. Игровые методики 45 Литература 50 ВВЕДЕНИЕ Цель данного пособия - помочь учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 34 часа и изучается на переходной ступени от начальной к основной общеобразовательной школе: 4-я четверть 4-го класса (17 часов), 1-я четверть 5-го класса (17 часов). Данное пособие состоит из следующих частей: Введение. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики». Поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики». В приложениях представлены контрольно-измерительные материалы для самопроверки учителя. При разработке поурочного планирования основным источником является пособие для учащихся, поскольку именно в нем отражена содержательная часть курса. К основным методическим источникам относятся: Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М., 2009; Основы религиозных культур и светской этики». Брошюра для родителей. М., 2009. Среди учебных пособий выделяются: Основы православной культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы исламской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы буддийской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы иудейской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы мировых религиозных культур. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы светской этики. Пособие для учащихся. М., 2009. Вместе с тем следует учитывать, что в планировании зачастую содержится избыточный материал, что позволит учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач. Так, в качестве дополнительного материала можно рассматривать рекомендованный разработчиками уроков иллюстративный материал, не нашедший отражения ни в пособии для учащихся, ни в книге для учителя. В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает взаимопонимание и сотрудничество с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является прежде всего средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая рассматривается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Основными задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
• развитие способностей младших школьников к обще нию в полиэтнической, многоконфессиональной и поликуль турной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают: • организация работы со средствами духовно-нравствен ного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеучебной деятельности;
Основными средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках рассматриваемого курса в учебной и внеучебной деятельности являются: учебные пособия по курсу, адресованные младшим школьникам, слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, средства наглядности, иллюстративный материал. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням (см. Стандарты второго поколения): Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряе-мых формах поведения в обществе и т.п.), первичного 4 понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах. ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Требования к личностным результатам:
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным цен ностям. Требования к метапредметным результатам:
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления ана логий и причинно-следственных связей, построения рассуж дений, отнесения к известным понятиям;
Требования к предметным результатам:
|
Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося. Это четыре модуля по основам традиционных религиозных... | Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы правовой культуры или практическое право» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи» разработан для студентов специальности 260501. 65 «Технология продуктов... | Студеникина М. Т. по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» | ||
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами... | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
«Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ). Этот предмет станет частью федерального базисного учебного плана, обязательного... | России». Учебный модуль «Основы светской этики». В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования... | ||
Основы Этики и Культуры всюду нужны, – писал Н. К. Рерих. – Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос…... | Ений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2012... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |