Основы исламской культуры


НазваниеОсновы исламской культуры
страница1/19
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации



УДК 373+372.8

ББК 74.200.5+74.200.50

Основы исламской культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М.: АПКиППРО, 2010. - 52 с.

Авторы: Иоффе А.Н., Мишина Е.А., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г.

Рецензенты:

Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО

О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы

повышения квалификации и переподготовки работников образования АПКиППРО

Руководитель проекта: А. И. Рытов

Научный руководитель проекта: Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор

Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО

«Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса

«Основы религиозной культуры и светской этики» (курс ОРКСЭ)», реализуемого в рамках мероприятия 3

«Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования»

задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования»

Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы

ISBN 978-5-8429-0588-1

Учебно-методическое пособие «Основы исламской культуры» предназначено для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов.

Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы.

Материалы носят практико-ориентированных характер и могут представлять интерес для системы дополнительного профессионального педагогического образования, а также для директоров школ и педагогов.

ББК 74.200.5+74.200.50

© Федеральное агентство по образованию, 2010
ISBN 978-5-8429-0588-1 © АПКиППРО, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

ГЛАВА 1. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 5

ГЛАВА 2. Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 5

Основные методические принципы преподавания школьного предмета

«Основы религиозной культуры и светской этики» 5

Основные методические подходы к преподаванию школьного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики» 6

Психологические и поведенческие индикаторы учащихся и учителей 22

Рефлексия - необходимый этап в осознании ребенком своей личности и ее места

в окружающем мире 24

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур

и светской этики» 25

Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 28

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики» 28

ГЛАВА 3. Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы исламской культуры 29

ГЛАВА 4. Поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы исламской культуры» 30

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Справочные материалы 37

Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы для самопроверки учителя 39

Приложение 3. Использование дискуссий в образовании 40

Приложение 4. Игровые методики 45

Литература 50

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия - помочь учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов. Курс «Осно­вы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 34 часа и изучается на переходной ступени от начальной к ос­новной общеобразовательной школе: 4-я четверть 4-го класса (17 часов), 1-я четверть 5-го класса (17 часов).

Данное пособие состоит из следующих частей:

Введение.

Требования к результатам освоения курса «Основы ре­лигиозных культур и светской этики».

Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В приложениях представлены контрольно-измерительные материалы для самопроверки учителя.

При разработке поурочного планирования основным ис­точником является пособие для учащихся, поскольку именно в нем отражена содержательная часть курса.

К основным методическим источникам относятся: Осно­вы религиозных культур и светской этики. Книга для учите­ля. М., 2009; Основы религиозных культур и светской этики». Брошюра для родителей. М., 2009.

Среди учебных пособий выделяются: Основы православ­ной культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы ис­ламской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы буддийской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Ос­новы иудейской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы мировых религиозных культур. Пособие для учащих­ся. М., 2009; Основы светской этики. Пособие для учащихся. М., 2009.

Вместе с тем следует учитывать, что в планировании за­частую содержится избыточный материал, что позволит учи­телю творчески подходить к решению педагогических и ме­тодических задач. Так, в качестве дополнительного материала можно рассматривать рекомендованный разработчиками уроков иллюстративный материал, не нашедший отражения ни в пособии для учащихся, ни в книге для учителя.

В современном мире особое значение приобретают ду­ховно-нравственное воспитание школьников, развитие у де­тей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудни­честву, что подразумевает овладение знаниями об особен­ностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное вос­питание направлено на усвоение подрастающим поколени­ем нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социа­лизация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющей­ся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает взаимопонимание и сотрудничество с их ро­дителями. Работа с родителями предусматривает установ­ление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

В качестве основного методологического принципа реа­лизации курса выбран культурологический подход, способ­ствующий формированию у младших школьников первона­чальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понима­ется как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духов­ное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника

к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим на­родам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В связи с этим целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является прежде всего средством формирования у школьников поликультурной ком­петентности, которая рассматривается как интегративное ка­чество личности ребенка, включающее систему поликультур­ных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необ­ходимых для повседневной жизни и деятельности в совре­менном обществе, реализующееся в способности выстраи­вать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает при­нятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыс­лы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основными задачами учебного курса «Основы религиоз­ных культур и светской этики» являются:

  • знакомство учащихся с содержанием одного из учеб­ных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;

  • развитие представлений младшего подростка о значе­нии норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • обобщение знаний, представлений о духовной куль­туре и морали, полученных в начальной школе,

  • формирование у младших школьников ценностно-смыс­ловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целост­ное восприятие отечественной истории и культуры при изу­чении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к обще­
нию в полиэтнической, многоконфессиональной и поликуль­
турной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.

Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религи­озных культур и светской этики» выступают:

• организация работы со средствами духовно-нравствен­
ного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так
и во внеучебной деятельности;

  • практическая деятельность, направленная на форми­рование способности к сопереживанию, состраданию, люб­ви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;

  • обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.

Основными средствами духовно-нравственного воспита­ния младших школьников в рамках рассматриваемого курса в учебной и внеучебной деятельности являются: учебные по­собия по курсу, адресованные младшим школьникам, слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с уче­ником, средства наглядности, иллюстративный материал.

В соответствии с требованиями федерального государ­ственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религи­озных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспита­тельные результаты любого из видов деятельности школь­ников распределяются по трем уровням (см. Стандарты вто­рого поколения):

Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, об уст­ройстве общества, о социально одобряемых и неодобряе-мых формах поведения в обществе и т.п.), первичного

4

понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Имен­но в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приоб­ретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с соци­альными субъектами за пределами школы, в открытой об­щественной среде.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников комму­никативной, этической, социальной, гражданской компетен­тности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

ГЛАВА 1.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

ОСВОЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности; формирование ценностей многонаци­онального российского общества; становление гуманисти­ческих и демократических ценностных ориентации;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уваже­ния к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;




  • развитие доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чув­ствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным цен­
ностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуще­ствления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить со­ответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неус­пеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов раз­личных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, установления ана­
логий и причинно-следственных связей, построения рассуж­
дений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конф­ликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, уме­ние договориться о распределении ролей в совместной дея­тельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-куль­турной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религи­озной морали, понимание их значения в выстраивании кон­структивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о свет­ской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традици­онных религий в становлении российской государственнос­ти; формирование первоначального представления об оте­чественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального наро­да России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Основы исламской культуры iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося. Это четыре модуля по основам традиционных религиозных...

Основы исламской культуры iconРабочая программа По учебному курсу «Основы правовой культуры или...
Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы правовой культуры или практическое право»

Основы исламской культуры iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи» разработан для студентов специальности 260501. 65 «Технология продуктов...

Основы исламской культуры iconРабочая программа по орксэ умк «Перспектива»
Студеникина М. Т. по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

Основы исламской культуры iconРабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской...
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами...

Основы исламской культуры iconУчебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Основы исламской культуры iconРабочая программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ). Этот предмет станет частью федерального базисного учебного плана, обязательного...

Основы исламской культуры iconРабочая программа по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
России». Учебный модуль «Основы светской этики». В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования...

Основы исламской культуры iconОсновы Этики и Культуры всюду нужны, писал Н. К. Рерих. Без этих...
Основы Этики и Культуры всюду нужны, – писал Н. К. Рерих. – Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос…...

Основы исламской культуры iconРекомендации об оформлении локальных документов по итогам выбора...
Ений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2012...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск