Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку


НазваниеХорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
Управление образования г.Казани
Казанский государственный университет


Лунева А.А., Уткин Ю.В.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Готовимся к олимпиаде по русскому языку


Казань - 2008

УДК 801.73, 81'271.1, 81'373.611
Рекомендовано

Управлением образования г.Казани,

кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета КГУ
Составители

А.А.Лунева, Ю.В.Уткин


Рецензенты

к. ф. н. Т.В.Сорокина

(Казанская государственная академия культуры и искусства)

к.ф.н. Т.А.Бычкова

(Казанский государственный университет)

Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун-т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, 2008. – 42 с.
Пособие предназначено для преподавателей школ и гимназий и представляет собой компиляцию разнообразных и разноуровневых олимпиадных заданий по русскому языку, а также практические рекомендации при работе с отдельными типами заданий. Таким образом, книга может быть использована как для проведения факультативных занятий по русскому языку в школе, так и в рамках базовой школьной и гимназической программы – а также при самостоятельной подготовке учащихся к олимпиаде.

В материалы пособия включены наиболее интересные, по мнению авторов, задания ряда районных, городских, республиканских и всероссийских олимпиад за последние семь лет, отдельные задачи из вузовских хрестоматий по русскому и общему языкознанию. Комментарии к заданиям делаются с позиций Казанской историко-лингвистической школы. Материал организован по тематике школьного курса русского языка, объем заданий по отдельным темам варьирует в зависимости от степени их сложности для усвоения и традиционности в олимпиадном обиходе. Чтобы облегчить самостоятельную работу с книгой, авторы в начале каждого тематического раздела приводят базовые термины данного уровня языкознания.
Вместо предисловия.

Ежегодно ближе к первому января (вот уже на протяжении восьми лет) с не меньшим постоянством, чем герои «Иронии судьбы…» ходили в баню, мы – преподаватели университета – посещаем городские олимпиады по русскому языку и литературе. И с тем же постоянством слышим от организаторов олимпиады реплики наподобие: «Ах, вот бы было хорошо издать эти материалы хотя бы скромным тиражом для распространения в школах!» и уклончиво отвечаем, что, мол, да, неплохо бы и вот только закончится сессия… Сессия заканчивается, новогодние праздники и всероссийские олимпиады проходят, начинается летняя сессия…

Труд, который вы держите в руках, замечателен уже тем, что два человека смогли презреть сей «круговорот проблем в природе» и выполнить давно обещанное. Итак, сиквел, как ныне модно говорить, олимпиадных заданий готов. К многим его несомненным достоинствам, которые взыскательный читатель оценит самостоятельно в процессе работы, я бы добавил только одно: в отличие от изобильно издающихся ныне сборников и пособий эта книга НЕ СОДЕРЖИТ ОТВЕТОВ на ставимые вопросы. А следовательно – облегчит труд преподавателю думающему, взыскующему мудрости, а не очевидного, протокольного знания. Не решить за других «новые» проблемы – помочь увидеть в них «хорошо ЗАБЫТЫЕ» с собственных школьных и студенческих времен «старые» предлагают нам А.А.Лунева и Ю.В.Уткин. И если данная книга хотя бы однажды заставит уважаемого читателя так же, как, например, меня, усомниться в собственном знании и, кряхтя, полезть на шкаф за орфоэпическим словарем или справочником грамматических трудностей, то задачу, поставленную авторами, можно считать выполненной.

Поверьте, вспомнить дела дней минувших, когда книги и словари не помещались на столе, а собственноручно откопанные факты казались откровениями, - удовольствие. Сегодня этим удовольствием мы обязаны настойчивости Управления образования г.Казани – и самоотверженности авторского коллектива.

Доцент кафедры истории русского языка

и языкознания КГУ Д.Р.Копосов

ФОНЕТИКА

Базовые понятия: Звук речи, Буква, Фонема; звуки Гласные и Согласные, Сильная и Слабая позиция звука, Классификации звуков по различным основаниям, Фонетический разбор, Транскрипция, Редукция, Ассимиляция и другие Фонетические изменения, Фонетическое и Историческое чередования, словесное и синтагматическое Ударение, Интонация.
Олимпиадные задания по фонетике / орфоэпии можно условно разделить на три группы: задания на характеристику звуков по различным параметрам (№1 – 12), задания на фонетические изменения (№13 – 33) и орфоэпические задания (№34 – 43).

Комментарии к заданиям на характеристику звуков:

Подобные упражнения чаще всего одно- двухступенчатые и предназначены скорее для проверки глубины знаний ученика, нежели его логических способностей. Поэтому для их выполнения понадобится обширная понятийная база (см. базовые понятия). Такие упражнения всегда начинаем с транскрипции и уже на базе транскрипции делаем выводы. Ряд упражнений, где характеристика звука во многом зависит от его окружения, требует более пристального внимания. Например:

за счет чего фонетически различаются слова в паре «затор – затёр» (№6)?

1. Затранскрибируем оба слова: [зтόр] - [зт΄όр].

2. Видно, что данные слова различаются за счет твердости/мягкости согласного перед ударным (а не за счет разных гласных, как могут сказать ученики).

Что получится, если звуки слова «ель» произнести в обратном порядке (№13)?

1. Затранскрибируем слово: [jе́л΄].

2. Теперь переставим звуки местами: [л΄е́j]. Получилось слово «лей».

Комментарии к заданиям на фонетические изменения:

В подобных заданиях важно помнить про позиционные изменения гласных и согласных. Например:

сколько звуков [а] содержит слово «барабан»: 1, 2, 3 или 4? (№17)?

1. Транскрипция: [бърба́н]. Безударные позиции для гласного неверхнего подъема [а] – слабые, утверждать, что в первом и втором слогах произносится именно этот звук, нельзя, что и отражает академическая транскрипция.

2. Подсчитываем: звук [а] всего один.

Верно ли, что в определенной падежной форме сочетание «Дед Мороз» имеет на два звонких согласных больше? (№26)?

1. Транскрибируем с учетом изменения согласного на стыке слов: [д΄е́д мро́с]. Получилось 4 звонких согласных. На конце первого слова («дед») не происходит оглушения согласного звука, так как оба слова произносятся как цельное сочетание – синтагма, а пред сонорными согласными оглушение невозможно.

2. Транскрибируем остальные падежные формы: [д΄е́дъ мро́зъ] 5 звонких согласных, [д΄е́ду мро́зу] 5 звонких согласных, [д΄е́дъ мро́зъ] 5 звонких согласных, [д΄е́дъм мро́зъм] 7 звонких согласных, [д΄е́д΄ь мро́з΄ь] 5 звонких согласных.

3. Ответ: неверно.

Комментарии к орфоэпическим заданиям:

Подобные задания требуют долгой, но несложной подготовки: наиболее сложные случаи постановки ударения в слове нужно просто запомнить. Важными являются упражнения на синтагматическое ударение, которое следует отличать от словесного.
  1   2   3   4

Похожие:

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconПрограмма специального курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconМетодические рекомендации по итогам результатов единого государственного...
Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство...

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004г), примерной программы основного образования...

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку. 7 класс пояснительная записка
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2004 г

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным...

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой...

Хорошо забытое старое готовимся к олимпиаде по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск