Скачать 1.13 Mb.
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовую базу разработки АОП обучающегося с ОВЗ составляет:
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья , с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АОП для ребёнка с ОВЗ разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. 1.1.1. Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью, овладение жизненными компетенциями. Цели и задачи Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Задачи: 1) Создать условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса: - организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды; - создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; - формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации; - применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы; - адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; - адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. 2) Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, в школьном сообществе: - организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей; - организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы; - использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. 3) Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки : - специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе; - формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМК, общественных организаций; - организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. - Повышать профессиональную компетенцию. 1.1.2. Психолого – педагогическая характеристика, описание особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ. Образовательные потребности детей с ОВЗ наряду с общими, свойственными всем детям, включают и специфические потребности, которые можно разделить на три блока.
(может быть реализован индивидуальный учебный план);
3) блок потребностей связывается с обеспечением целенаправленного развития и расширения социальных компетенций обучающихся:
1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика, описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. С 2014 учебного года ( 4 года обучения) по желанию родителей с учетом возможностей ребенка и рекомендаций ПМПК продолжает обучение в инклюзивном 2 а классе. Мальчик до поступления в школу посещал детский сад. Воспитывается в полной семье. Жилищные и материальные условия удовлетворительные, мальчик имеет отдельную комнату. Ребенок обеспечен всеми необходимыми школьными принадлежностями, но часто забывает что-нибудь дома. Речь ученика сформирована на бытовом уровне, он с трудом выражает свои мысли. Представления об окружающем мире не соответствуют возрасту. У мальчика кратковременная память, небольшой объём и концентрации внимания. Мотивация к обучению социальная. В ходе урока пытался участвовать , но в большинстве случаях не может ответить на поставленные вопросы. Когда пытается отвечать, то понять его речь практически невозможно. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводил начатое до конца. Может правильно «перенести» в тетрадь слово или графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии. Мальчик переживает свои неудачи в обучении, радуется похвале. Не отказывает в помощи учителю и товарищам. Для преодоления трудностей в обучении ему необходимы помощь логопеда и индивидуальный подход. 1.1.3. Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ МБОУ «CОШ № 4 с УИОП СГО » предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Программа предназначена для учащихся, освоивших программу предшествующего класса. Возраст 7 – 11 лет , для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ (дети – инвалиды, дети с нарушениями интеллекта, с нарушениями зрения). АОП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АОП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и поддержку в освоении АОП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АОП НОО обучающихся с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. ОО использует в основном Первый вариант (АОП) ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития (инклюзивное образование) Этот вариант адресован обучающимся с ОВЗ, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения с нормально развивающимися сверстниками. Это дети, характеризующиеся легкой задержкой психического развития, в структуре которой на первый план выступают трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Нередко у этих детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истоща-емости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. При этом они обнаруживают близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости. Ребенок с ОВЗ, обучающийся по Первому варианту Стандарта, получает образование, сопоставимое на всех его уровнях с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его нормально развивающиеся сверстники. Обучение обучающихся ведется по учебникам и учебным пособиям, включенных в Федеральный перечень учебников, используемых для обучения детей по традиционной программе «Школа России» составленные на основе Примерных программ, адаптированные к УМК "Школы России" и построенные с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся 1-4 классов. Принципы и подходы к формированию АОП В основу разработки и реализации АОП НОО обучающегося с ОВЗ (ЗПР) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП НОО обучающегося с ОВЗ предполагает учет его особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающегося, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития ребёнка с нормальным и нарушенным развитием. В основу формирования АОП НОО МБОУ «CОШ №4 с УИОП СГО» обучающегося с ОВЗ положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающегося с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ (задержкой психического развития) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий, личностные и метопредметные результаты. Самым общим результатом освоения АОП НОО обучающегося с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимся с ЗПР АОП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимся с ЗПР АОП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. |
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Федеральный закон от 29. 12. 2013 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 – фз ( ред. От 07. 05. 2013 ) | Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный... | ||
Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный... | Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз | «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем послевузовском профессиональном... | ||
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-кз "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями) | Российской Федерации в порядке признания гражданам бывшего ссср, получившим до 1 июля 2002 года паспорт гражданина Российской Федерации,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |