Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет»


НазваниеУчебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет»
страница1/12
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСОМ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ, МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Учебное пособие


Волгоград 2015

УДК 378.661:615

ББК 74.5+52.81

А 867

Рецензенты:
Профессор кафедры фармации ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, доктор

фармацевтических наук Бат Н. М.
Зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия» Минздрава России, доктор фармацевтических наук, доцент

Лаврентьева Л. И.
Декан фармацевтического факультета ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, зав. кафедрой фармакологии с курсом клинической фармакологии, к.м.н., доцент Скальский С.В.
Рекомендовано Центральным методическим советом Волгоградского государственного медицинского университета

Авторы-составители: Артюхина А. И., Ганичева Л. М., Чумаков В. И.
Игровые технологии в фармацевтическом образовании: Учебное пособие /Сост.: А. И. Артюхина, Л. М. Ганичева, В. И. Чумаков - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. - 110 с.

Стратегия современного профессионального образования подразумевает разработку и внедрение таких методов и технологий обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у студентов мыслительных способностей, интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Данное учебное пособие содержит краткие теоретические основы игровых технологий и примеры использования игр в практике фармацевтического образования. Пособие предназначено для обучающихся по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки Фармация.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНЫХ ИГР

    1. 1.1. Классификация игр в образовании……………………………..

    2. 1.2. Метод игры или игровая технология?.........................................

    3. 1.3. Место игры в учебном процессе: достоинства и ограничения..

    4. 1.4. Общие требования к организации и проведению игр…………




  1. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

    1. 2.1. Соревновательные игры…………………………………………

    2. 2.2. Ролевые игры……………………………………………………..

    3. 2.3. Деловые игры…………………………………………………….



Рекомендуемая литература …………………………………………… Глоссарий………………………………………………………………..

Ответы к тестовым заданиям самоконтроля…………………………..

Приложения ……………………………………………………………...




4

6

13

19

30


42

56

60

80

81

85

86


ВВЕДЕНИЕ

Игра – наивысшая ступень

научного исследования.

Альберт Эйнштейн


    1. Определение понятия игры разными исследователями даётся с акцентом на разные стороны этого феномена – от представлений об игре как непродуктивной человеческой деятельности, развлечении до признания игры способом усвоения общечеловеческой культуры и занятием в рамках определённых правил.

Использование игры в обучении уходит вглубь веков. В России дидактические игры появились уже в конце XVIII века. Известно, что в 1793 году была издана игра Хамова по освоению детьми азбуки в процессе игры.

Применялись игры и в профессиональном обучении. Так в 1886 году с помощью игры капитана Н. А. Сыкалова проходило обучение солдат уставу царской армии. Первые деловые игры были разработаны и применены в отечественном образовании в 1932 году. Дидактические обучающие игры рассматривались как средство мыслительной деятельности в 50-е годы XX в. и как средство всестороннего развития личности в 90-е годы XX в.

Применение учебных игр в медицине всесторонне осветил в своем пособии в 1986 г Л. Б. Наумов. В высшем медицинском, фармацевтическом образовании игры рассматривали как один из методов обучения. Причём право выбора такого метода оставалось за преподавателем и не являлось обязательным.

Модернизация отечественного здравоохранения с одной стороны и реформирование и модернизация высшего профессионального образования, в том числе и фармацевтического, с другой стороны изменили такую ситуацию и поставили во главу угла компетентностный подход. Качественная подготовка провизоров в высшей школе должна быть практико-ориентированной, то есть обеспечивать связь фундаментальных теоретических знаний с опытом их применения в профессиональной деятельности. За годы учёбы будущий выпускник фармацевтического вуза должен освоить общекультурные и профессиональные компетенции согласно ФГОС ВПО III-го поколения. Особую роль в освоении студентами компетенций отводят активным и интерактивным образовательным технологиям. Спектр таких технологий достаточно широк. Теперь уже преподаватель вуза обязан знать достоинства и ограничения каждого метода и систематически применять интерактивные образовательные технологии в практической учебной деятельности. Специфика игровых технологий заключается в том, что они сочетают достоинства целого ряда других интерактивных методов и позволяют имитировать разные аспекты профессиональной деятельности, обеспечивают контекстность обучения, погружая студентов в реальные профессиональные проблемы.

Настоящее пособие призвано решить такие задачи:

  1. дать знания аспирантам – будущим преподавателям о сущности игры как дидактического метода и технологии;

  2. на примере конкретных игр, применяемых в обучении будущих провизоров развить умение аспирантов применять игровые технологии при прохождении педагогической практики.

Задания для самоконтроля в конце главы призваны помочь аспирантам в самооценочной и рефлексивной деятельности, а значит и в совершенствовании своей профессиональной компетентности.

Выражаем сердечную благодарность преподавателям и профессорам Волгоградского государственного медицинского университета щедро поделившимся своим педагогическим опытом в разработке дидактических игр:ст. преп. Е. В. Вышемирской, Е. А.Самохиной (каф. управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения), зав. каф. А. В. Яницкой, асс. Ю. И. Митрофановой (каф. фармакогнозии и ботаники), ст. преп. В. О. Крамарь, асс.. Л. М. Бочаровой (каф. общей гигиены и экологии) и Пятигорского медико-фармацевтического института: преп. О. Г. Ивченко, Л. В. Погребняк (каф. технологии лекарств).

Замечания и предложения коллег авторы с признательностью примут по адресу: mothersasha@rambler.ru

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНЫХ ИГР

Воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

А. С. Макаренко 



    1. 1.1. Классификация игр в образовании




    1. В современной педагогике говорится об использовании
      активных методов обучения как составной части инновационной
      методики обучения. Игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.

Современная педагогика отказывается от жесткого «авторитарного управления», где учащийся, студент или слушатель
выступает «объектом» обучающих воздействий, переходит к системе
организации поддержки и стимулирования познавательной самодеятельности объекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества. На это направлена идеология активного обучения, в котором «школа памяти» уступает место «школе мышления». Одним из способов создания таких условий является применение преподавателем методов активного обучения, а именно обучающей игры, как составной части современных инновационных технологий, широко внедряемых в последнее время в практику обучения. Несомненно, игра является незаменимой в подготовке фармацевтов-провизоров.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. 

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников, как с помощью специальных методов работы, так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

Деловые игры могут дать студенткам и преподавателям не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить студентов быть командой.

Деловая игра в фармации — метод имитации принятия решений сотрудников аптек и иных специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности.

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. В теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

  • Для чего проводится данная деловая игра? 

  • Для какой категории обучаемых? 

  • Чему именно следует их обучать? 

  • Какие результаты должны быть достигнуты?

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Основные цели:

  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

  • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия;

  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

  • Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

  • Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

  • Наличие индивидуальных ролей

  • Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.

  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

  • Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

  • Коллективная выработка решений участниками игры.

  • Многоальтернативность решений.

  • Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

В последние десятилетия широкое распространение получил метод (изучения) конкретной ситуации. Главная идея этого подхода состоит в том, что действия сотрудников должны исходить из конкретной ситуации, учитывать ее важнейшие параметры и их изменения. В деловой игре «метод конкретных ситуации» реальное положение организации отображает в форме деловой ситуации. Деловая ситуация - это имитация, идеальное отображение реальной ситуации из жизни организации или же искусственно созданная ситуация, воссоздающая типичные проблемы. Задаваемая деловая (игровая) ситуация обычно не нуждается в подробном, детальном освещении положения дел в организации. Описание ситуации включает главным образом информацию о субъекте - личности, группе или организации, занимающей центральное место в ситуации; о партнерах и конкурентах; об условиях, в рамках которых существует и изменяется ситуация.

Деловая ситуация должна быть близка к реальности, поскольку без этого невозможно добиться естественности действий обучаемых. Существует несколько типов конкретных ситуаций (кейсов). С точки зрения результата игры они делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом действия является определение и формулирование основной проблемы и, главное, оценка сложности ее решения.

По источнику информации кейсы подразделяются на:

- описывающие реальные ситуации, почерпнутые из практической работы;

- искусственно структурированные в учебных целях или для проработки гипотетических проблем, которые могут возникнуть перед организацией.

С помощью метода конкретной ситуации вырабатываются умения и навыки, такие как: индивидуальное и групповое принятие решения поставленных задач. Такого рода способности крайне необходимы в самостоятельной деятельности специалисту, поскольку ему непрерывно приходится принимать нестандартные решения, вызванные изменениями положения дел. Вариацией «полуигрового» метода кейсов может служить «баскет-метод» - метод конкретной ситуации развивает у студентов широту и гибкость мышления, помогает научить их умению рационально использовать информацию, самостоятельно анализировать факты, чувствовать ее, критически рассматривать различные точки зрения, обсуждать и защищать собственную позицию, быть готовым к применению различных средств и методов, находить оптимальные решения вопросов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconМонография Ростов-на-Дону, 2016 1 удк: 332. 1 Ббк 65. 050. 22-551...
Экономическое стратегирование в новых реалиях: механизмы, инструменты, технологии

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconФгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» расследование убийств
А. В. Гусев – канд юр наук, профессор кафедры криминалистики фгкоу впо «Краснодарский университет мвд рф»

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconФгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» криминалистика
А. В. Гусев профессор кафедры криминалистики фгкоу впо «Краснодарский университет мвд рф», канд юр наук, доцент

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconУчебно-практическое пособие Бузулук 2014 удк 347. 73/76 ббк 67. 404....
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconФедеральный фонд обязательного медицинского страхования
И. И. Джанелидзе", гбоу впо "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова" и гбоу впо "Санкт-Петербургский...

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconУчебно-методическое пособие по педагогической практике для студентов...
...

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие Томск Сибирский государственный медицинский университет...
С 894 Суицидология: учебное пособие / И. Л шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес – Томск: Сибирский государственный...

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconМетодические рекомендации сургут, 2015 ббк 74. 50р30 удк 376(07)...
Богатая О. Ф., старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инновационных образовательных технологий гоу впо хмао-югры...

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

Учебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81 А 867 Рецензенты: Профессор кафедры фармации гбоу впо «Кубанский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие Уфа 2013 удк 347. 254 Ббк 67. 401. 115
Чоу впо «Республиканская академия предпринимательства и дополнительного образования»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск