Скачать 352.32 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет педагогики и методики дошкольного образования ДНЕВНИК ИНСПЕКТОРСКО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Москва, 2009 ББК 74.58 УДК 371.64/69 Д 54 Авторы-составители: Н.А. Виноградова, Л.Д. Морозова Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор РГСУ Б.З. Вульфов; Доктор педагогических наук, профессор МГПИ, заслуженный учитель РФ В.П. Сергеева Дневник «Инспекторско-методическая практика в органах управления образованием»: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Авторы-сост. Н.А. Виноградова, Л.Д. Морозова. – М.: МГПИ, 2009. – 34с. Учебно-методическое пособие адресовано студентам и руководителям практики факультета педагогики и методики дошкольного образования, где определены и раскрыты цели, задачи, содержание и методы организации инспекторско-методической практики в органах управления образованием. Разработанные задания помогут студентам освоить содержание практики и сформировать необходимые профессиональные умения. ISBN 5 – 8208 – 0039 - 7 ДНЕВНИК ИНСПЕКТОРСКО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Факультет_______________________________________________________
________________________________________________________________
Москва, 2009 Содержание Введение ……………………………………………………………………….……5 Программа инспекторско-методической практики в органах управления образованием…………………………………………………………………...…. 6 Содержание и индивидуальный план практики……………………………….….8 Задания по педагогической практике…………………………………………….. 9 Список литературы……………………………………………………………...…31 Отчетные материалы по практике………………………………………….……..33 Введение Современное дошкольное образование находится сегодня на новом этапе своего развития. Изменение содержания, усложнение функций дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности повлекло за собой значительные изменения в управлении. Управление дошкольными образовательными учреждениями осуществляется на разных уровнях, в том числе на муниципальном. Муниципальные органы управления формируют рациональную сеть образовательных учреждений, удовлетворяющую запросы, всех групп населения, оказывают учебным заведениям широкий спектр профессиональных услуг: разработческих, консультативных, экспертных, методических, информационных, снабженческих и др. Инспекторско-методическая практика в муниципальных органах управления образованием завершает изучение студентами дисциплины «Управление дошкольным образованием». Она способствует: формированию основ управленческой культуры; формирует целостное представление об управлении, как особом виде деятельности; позволяет применить знания, полученные в ходе теоретической подготовки и предыдущих практик, а также в самостоятельной работе по изучению деятельности дошкольных образовательных учреждений и оказанию им методической помощи. Логика прохождения практики и представленные методические материалы помогут освоить ее содержание, составить представление об управлении дошкольными образовательными учреждениями на муниципальном уровне, включиться в практическую деятельность, сформировать собственную профессиональную позицию. Надеемся, что наши рекомендации будут полезны всем участникам практики. Программа инспекторско - методической практики в органах управления образованием Цель практики: Подготовить студентов к работе методиста и специалиста по дошкольному образованию. Задачи практики: 1.Ознакомить с программой и направлениями развития окружного управления образованием, с планом работы отдела дошкольного образования. 2.Ознакомить с задачами, содержанием и формами работы методической службы отдела дошкольного образования. 3.Познакомить с опытом работы различных видов, категорий дошкольных образовательных учреждений, работающих по экспериментальным и вариативным программам. 4. Учить осуществлять инспекционно – контрольную деятельность, вносить конкретные предложения по совершенствованию организации и осуществлению педагогического процесса и управленческой деятельности в ДОУ. 5. Познакомить с процедурами лицензирования и аттестации, учить студентов работать с документацией. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ Данный вид практики является завершающим. Базой практики являются дошкольные отделы окружных управлений образованием и соответствующие методические службы. Студенты распределяются на группы не более 15 человек в каждой. Объем работы студента определяется из расчета не менее 6 ч в день (для групп очно-заочной формы обучения не менее 16 часов, а для групп заочной формы обучения не менее 10 часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Содержание практики заключатся в ознакомлении студентов с деятельностью окружного управления образованием, дошкольным отделом, научно-методическим центром; функциональными обязанностями специалистов, методистов. Студенты знакомятся с многообразием видов ДОУ и перспективными формами организации деятельности ДОУ. Во время практики студенты участвуют в проведении тематического контроля за деятельностью ДОУ по заданию соответствующего органа управления. Каждый студент составляет индивидуальный календарный план практики, который утверждается групповым руководителем практики, и ведет дневник, где отражается основное содержание практики. Первая половина практики проходит в окружных управлениях образованием. В дни практики студенты участвуют в 2-3 мероприятиях, организуемых методистами для педагогических работников (заседаниях методических объединений, консультациях, круглых столах, конкурсах на лучшего воспитателя года, деловых играх и т.д.). По заданию методистов включаются в проведение некоторых их них: готовят консультации для молодых воспитателей, выступают с докладами на семинарах, методических объединениях и т.д. Сообщения студентов могут быть связаны с их научными интересами, специализацией, темой курсовой, квалификационной работы. Вторая часть практики проходит на базе ДОУ, к которому студенты прикреплены для проведения тематического контроля. В зависимости от темы целесообразно направлять 2-3 студентов в каждое ДОУ. Каждая подгруппа определяет цели и сроки осуществления тематического контроля, разрабатывает план контроля и распределяет между собой его блоки. Данный план утверждается групповым руководителем практики и специалистом по дошкольному образованию. Студенты самостоятельно, на основе изученной литературы, подбирают методики и осуществляют диагностику развития детей, изучают документацию, наблюдают работу педагога с детьми, с семьей, определяют уровень организации предметной среды, методического оснащения педагогического процесса, управленческой деятельности заведующего и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В процессе обследования студенты используют комплекс методов психолого-педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрию, диагностику и др. По окончании проверки студенты пишут аналитическую справку (одну на ДОУ), в которой отражают состояние и уровень работы в дошкольном учреждении по изучаемой проблеме, делают выводы, высказывают рекомендации по повышению качества работы, изучению и использованию передового педагогического опыта. Обсуждение выводов и рекомендаций проводится с руководителем и сотрудниками дошкольного учреждения на заседании педагогического совета или совещании при заведующем. Практиканты оказывают помощь работникам дошкольных учреждений в организационно-воспитательной работе, индивидуально или совместно готовят и проводят одну из форм методической работы по теме контроля (беседа, консультация, семинар, семинар-практикум, деловая игра, «круглый стол»). Итоги работы студентов подводятся в последний день практики на совещании в отделе дошкольного образования, где участвуют руководители обследованных учреждений, специалисты и методисты по дошкольному образованию. Студенты отчитываются в проделанной работе, вносят предложения по улучшению состояния дел в ДОУ, получают оценку своей деятельности со стороны руководителей органов управления образованием. Во время заключительной конференции на факультете обсуждаются результативность и эффективность работы студентов. В своих выступлениях они обобщают впечатления о работе органов управления образованием, уровне развития общественного дошкольного образования, отмечая специфику в зависимости от местных условий, обмениваются впечатлениями, вносят предложения по совершенствованию организации и проведению практики. Показателем результативности педагогической практики может служить самооценка и оценка сформированности у студентов профессионально-педагогических умений в начале и в конце практики. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ 1. Дневник педагогической практики по установленному образцу. 2. Аналитическая справка по итогам обследования дошкольного учреждения в трех экземплярах (для ДОУ, окружного управления образованием, факультета). 3. Содержание педагогического мероприятия по оказанию методической помощи в ДОУ. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ Студентам выставляется оценка в соответствии с критериями, предложенными в программе «Методическая практика в ДОУ». ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА ИТОГОВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Содержание и индивидуальный план практики
Тема 1. Отдел дошкольного образования при окружном управлении ДО г. Москвы Цель: Познакомиться со структурой управления и перспективой развития системы дошкольного образования на муниципальном уровне. Задание 1.1. Беседа с начальником отдела дошкольного образования
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Организационно-управленческая структура________________________ ОУО ДО г. Москвы (представьте схемой) 3. Охарактеризуйте программу модернизации образования ___________________ОУО ДО г. Москвы. Основные направления модернизации системы образования: Цель программы:______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи программы:______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные направления модернизации системы образования___________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проекты, предлагаемые для реализации в образовательной деятельности ДОУ в рамках программы______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Структура отдела дошкольного образования________________________ ОУО ДО г. Москвы (представьте схемой) 4. Запишите направления деятельности отдела дошкольного образования__________ОУО ДО г. Москвы __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Ознакомьтесь с функциональными обязанности сотрудников отдела дошкольного воспитания (в соответствии со штатным расписанием): - начальник отдела_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - ведущий специалист__________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - главный специалист _________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - специалист 1 категории_______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - куратор_____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 1.2. Беседа со специалистами о развитии сети ДОУ в муниципальном округе, их комплектовании, перспективе развития, финансировании и укреплении материально-технической базы, кадровой политике
Сеть ГОУ__________________________ ОУО ДО г. Москвы
2. Запишите перспективу развития сети дошкольных учреждений_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Запишите данные о квалификации руководителей и педагогических кадров ДОУ ОУО:
4. Познакомьтесь с источниками финансирования ДОУ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Запишите какие образовательные программы реализуются в ДОУ (заполните таблицу)
6. Обобщите полученную информацию и сделайте выводы о перспективах развития и проблемах в области дошкольного образования в округе__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 1.3. Ознакомление с годовым планом работы отдела дошкольного образования 1.Познакомьтесь со структурой годового плана отдела дошкольного воспитания, соотнесите основные задачи с содержанием и формами работы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Начальник Муниципального органа управления образованием Управление образованием го красноуфимск, учитель иностранного языка высшей... | Краевая информационно-аналитическая система управления образованием (далее – киасуо) предназначена для сбора, хранения и обработки... | ||
Государственного комитета по народному образованию СССР от 01. 10. 1990 г. №639, о несчастном случае, происшедшем с обучающимся (воспитанником)... | Архангельской области (далее аттестация) и распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием,... | ||
Настоящая инструкция регламентирует порядок взаимодействия органов управления образованием, социальной защиты, внутренних дел Республики... | Кими работниками учреждений здравоохранения Республики Татарстан аттестации и распространяются на специалистов со средним медицинским... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Сэд-54-04-08-265 «Об утверждении графика плановых проверок на 2011 г» в период с 14 по 18 ноября 2011 г проведена плановая выездная... | ||
В учреждение, где произошел несчастный образованием, образовательного учреждения случай | Памятка подготовлена для использования в работе заведующими муниципальными архивами райгорадминистраций при составлении описей дел... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |