Скачать 413.61 Kb.
|
Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является - культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Благодаря своей популярности куколка бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку). Дополнительная образовательная программа «Волшебный сундучок» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Целесообразность программы. Тряпичная кукла, игрушки из ниток, куклы из капрона и мягкие игрушки – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных вариантах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
Программа «Волшебный сундучок» имеет художественно-эстетическую направленность и построена на принципах мотивации к обучению, наглядности, доступности, развития познавательного интереса. Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия. Отличительные особенности программы. У детей в процессе работы в объединении «Волшебный сундучок» формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты. Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации обучающихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход. Цель – приобщить детей к прикладному творчеству через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла, раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки Задачи: Обучающие: -познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с историей создания русской тряпичной куклы; -научить приемам безопасной работы с ножницами и иголкой -научить основам художественной грамотности -обучить приемам работы с тканью и мехом; -научить основам цветоведения; -научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей; -научить практическим навыкам работы с тканью и мехом; -научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; Воспитательные: - на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа; -воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество; -прививать интерес к народно-прикладному творчеству; любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Развивающие: -развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству; -развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; - способствовать развитию мелкой моторики рук, конструктивных умений, творческих способностей к преобразованию материалов. Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 3 года обучения для обучающихся 8-12 лет. Количество детей в объединении 10- 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Объем часов первого года обучения составляет 144 часа (2 занятия в неделю по 2 часа), Второго и третьего года обучения -108ч., (1 раз в неделю по 3 часа). Данная программа, являясь дополнительной программой обучения детей, базируется на методическом материале: -Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Берстенева Е., Догаева Н. Изд. Белый город 2010г. -Учебно - методическое пособие «Традиционная тряпичная кукла» Изд. Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г. -Методическое пособие «Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании». Изд. Школьная пресса Морозова Е.Ю. 2011г. -Мягкие игрушки-подушки Автор: Шепелева А.А. Издательство: АСТ, Астрель, Полиграфиздат Год: 2012 Ожидаемые результаты 1 год обучения Обучающиеся должны знать: - технику безопасности при работе с инструментами; - исторические сведения о народной игрушке; - историю создания игровой куклы; - виды ручных швов; - основы кроя; - технику изготовления народных кукол. уметь: - выполнять простые ручные швы; - правильно раскроить материал; - работать индивидуально с методическими картами; - эстетично оформить игрушку; - изготовить народную игрушку своими руками из доступных материалов; - создавать художественный образ в народных традициях; - работать по замыслу. Учебно-тематический план
Содержание программы. Раздел I. Русская народная кукла. Теория: Актуализация ранее изученного по теме: «Что мы знаем о куклах». Сообщение педагога по вопросам: «история возникновения кукол», «цель создания кукол», «авторы – создатели и «материалы изготовления традиционных народных кукол». Напоминание педагогом правил по технике безопасности при работе с иглой и ножницами. Практика: осуществление основных операций при работе с иглой и ножницами. Раздел II. Обереговые куклы. Теория: Сообщения педагога на темы: «Что такое «оберег». «Назначение обереговых кукол». «Свойства ткани». Практика: Работа обучающихся по изготовлению изделия под руководством педагога. Развитие у воспитанников навыка в умении создавать образ, несущий смысловую нагрузку. Тема 1.Изготовление куклы закрутки-3 Теория: На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой Практика: Изготовление куклы. Тема 2.Изготовление куклы Крупенички-6 Теория: Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку и куклу Крупеничку. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев. Практика: Изготовление куклы- скрутки из ткани Тема 3. Кукла День и Ночь-6 Теория: Дать детям понятие о времени суток, наступление и конец светового дня. Практика: Изготовление куклы, с использованием двух цветов: белого и синего. Тема 4. Изготовление Ангела.-3 Теория: Познакомить детей с куклой- ангелом. Показ презентации «Ангел» Практика: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Тема 5. Кубышка - травница.-6 Теория: Продолжать знакомить с народными «оберегами». Познакомить детей с лекарственным травами, произрастающими в нашей области. Практика: Развивать навыки владения ножницами и иглой при создании куклы. Учить, создавая образ, наделять его характерными чертами и свойствами. Тема 6.Кукла - колокольчик-6 Теория: Знакомство детей с традициями народа Валдая. Практика: Продолжать развивать мелкую моторику рук, изготавливая куклу- колокольчик. Тема 7.Кукла - десятиручка-6 Теория: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение. Практика: Вариативное изготовление куклы десятиручки и шестиручки. Тема 8. «Обережье» (итоговое игровое занятие). Теория: Сообщение педагога на тему: «Назначение обереговых кукол» Практика: Работа обучающихся по развитию навыка работы с тканью; умению создавать образ, несущий смысловую нагрузку. Раздел III. Обрядовые куклы. Теория: Сообщение педагога на тему: «Народные обрядовые праздники». «Кукла – носитель традиционной и культурной информации». Напоминание педагогом правил работы с инструментами. Практика: развитие у обучающихся навыка работы с иглой; умения самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением. Тема 1. Изготовление куклы – пеленашки – 3 Теория: Дать детям информацию о предназначении куклы- пеленашки. Практика: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками Тема 2. Отдарок- на- подарок.-6 Теория: Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением. Практика: Изготовление куклы без применения ножниц и иголки. Тема 3. Неразлучники.-6 Теория: Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма. Практика: Изготовление двух кукол, связанных за руки. Варианты изготовления. Тема 4. Кукла Архангельская или Владимирская столбушка.-6 Теория: Знакомство с традициями русской свадьбы посредством куклы столбушки. Практика: Изготовление куклы- столбушки. Тема 5. Изготовление куклы-Куватки-3 Теория: Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол. Практика: Изготовление куклы- Куватки Тема 6. Изготовление обрядовой куклы Кузьма и Демьян-6 Теория: Сообщение педагога на тему «Назначение обрядовых кукол». Работа педагога по формированию понимания логических связей между куклами и обычаями; Практика: развитие навыка работы с иглой и умения самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением. Тема 7. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).-3 Теория: Закрепление знаний об обычаях своего народа.-30 мин. Практика: Рассматривание цветных иллюстраций, создание эскизов. Изготовление творческой работы. В процессе работы совершенствовать умения при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление - 1,5ч. Тема 8. Мини-выставка кукол для учеников других классов.-3 Теория: Ознакомление воспитанников с историей страны на примере народной игрушки. Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории создания вещей, окружающих человека, созданных руками детей. Развитие речи детей (речь - описание, монолог, речь - доказательство).-30 мин. Практика: Наглядный показ изготовления куклы- оберега. Раздел IV. Игровые куклы. Тема 1.Изготовление шляпки- игольницы. Инструктаж по технике безопасности.-3 Теория: Сообщение педагога на тему «Основы безопасного труда на занятиях». Выбор инструментов и приспособлений. Напоминание педагогом правил при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем, картоном.-30 мин. Практика: Изготовление игольницы с помощью картона, нитки, иголки, синтепона.-1,5ч. Тема 2. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».-6 Теория: Ознакомление обучающихся с и ручных швов (шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной») и технологией их выполнения. Обучение детей умению различать виды швов по классификации. -1ч. Практика: Выполнение изученных швов. -3ч. Тема 3. Кукла-кормилка.-6 Теория: Дать понятие куклы, как древнейшей игрушки. Познакомить с самой древней игровой куклой – вепсской куклой Практика: Изготовление куклы- кормилки. Тема 4. Кукла-капустка.-6 Теория: Знакомство с куклой капусткой, о ее символическом значении. Практика: Совершенствовать конструктивные умения при работе с тканью. Развивать художественный вкус при подборе материалов. Тема 5. Зольная кукла.-6 Теория:Рассказ педагога о зольной кукле, ее изготовление и предназначение. Практика: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки. Тема 6.Кукла - бабочка-6 Теория: Ознакомление обучающихся с понятием куклы, как древнейшей игрушки. Продолжение знакомства детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши предки. Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Развитие у воспитанников конструктивных навыков. Практика: Изготовление игровых кукол, выработка у воспитанников умения разбираться в схеме алгоритма работы Тема 7. Изготовление куклы из ниток. -9 Теория: Расширение у обучающихся представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах, и их символическом значении -1,5ч. Практика: Умение самостоятельно изготавливать куклу с помощью ниток и картона, используя в работе декоративный материал.-4,5ч. Тема 8. Изготовление открытки для папы в технике скрапбукинг Теория: Беседа педагога с обучающимися с целью воспитывания вежливого, доброжелательного отношения к ближним, уважения к старшему поколению. -30мин. Практика: Изготовление открытки с использованием декоративного материала. -1,5ч. Тема 8-9-10 .Изготовление куклы-броши (8марта)-18 Теория: Рассмотрение методики изготовления куклы- броши. Анализ изделия на основе наглядного пособия, иллюстрация картинок. Практика: Изготовление различных вариантов кукол- брошек |
Целью контрольной работы является углубление и закрепление теоретических знаний, получаемых студентами, развитие навыков самостоятельной,... | Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника... | ||
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,... | Развитие коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,... | ||
Самостоятельная работа – это один из наиболее значимых факторов в формировании умений и навыков, общих и профессиональных компетенций,... | С изменениями на 27 августа 2015 года, Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего... | ||
Рабочая программа по реализации образовательной программы доу для детей старшей группы №1, в форме игры, познавательной и исследовательской... | Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие... | ||
Готовность дошкольника к качественной продуктивной деятельности по сбережению собственного здоровья основывается только на знаниях... | Целью Конкурса является эстетическое развитие личности каждого конкурсанта на основе самостоятельной или коллективной творческой... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |