Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности,


Скачать 413.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности,
страница1/4
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
e:\на сайт 2\новая папка\программы\волшебный сундучок\волшебный сундучок титул.jpg
Пояснительная записка


Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является - культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации.

Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Благодаря своей популярности куколка бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания.

Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку).

Дополнительная образовательная программа «Волшебный сундучок» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Целесообразность программы. Тряпичная кукла, игрушки из ниток, куклы из капрона и мягкие игрушки – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных вариантах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;

  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;

  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;

  • застенчивый, обладающий комплексами, ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Программа «Волшебный сундучок» имеет художественно-эстетическую направленность и построена на принципах мотивации к обучению, наглядности, доступности, развития познавательного интереса.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия. Отличительные особенности программы.

У детей в процессе работы в объединении «Волшебный сундучок» формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя  с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками, становятся забавными, живыми.  И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации обучающихся, знакомит их с  профессиями, развивает творческий подход.
 Цель – приобщить детей к прикладному творчеству через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла, раскрыть потенциальные творческие  способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки

 

Задачи:

Обучающие:

-познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с историей создания русской тряпичной куклы;

-научить приемам безопасной работы с ножницами и иголкой

-научить основам художественной грамотности

-обучить приемам работы с тканью и мехом;

-научить основам цветоведения;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом;

-научить творчески  использовать полученные умения и практические навыки;
Воспитательные:

- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-прививать интерес к народно-прикладному творчеству; любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.
Развивающие:

-развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

- способствовать развитию мелкой моторики рук, конструктивных умений, творческих способностей к преобразованию материалов.
Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 3 года обучения для обучающихся 8-12 лет. Количество детей в объединении 10- 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Объем часов первого года обучения составляет 144 часа (2 занятия в неделю по 2 часа), Второго и третьего года обучения -108ч., (1 раз в неделю по 3 часа).

Данная программа, являясь дополнительной программой обучения детей, базируется на методическом материале:

-Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Берстенева Е., Догаева Н. Изд. Белый город 2010г.

-Учебно - методическое пособие «Традиционная тряпичная кукла» Изд. Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.

-Методическое пособие «Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании». Изд. Школьная пресса Морозова Е.Ю. 2011г.

-Мягкие игрушки-подушки Автор: Шепелева А.А. Издательство: АСТ, Астрель, Полиграфиздат Год: 2012

Ожидаемые результаты

1 год обучения

Обучающиеся должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- исторические сведения о народной игрушке;

- историю создания игровой куклы;

- виды ручных швов;

- основы кроя;

- технику изготовления народных кукол.

уметь:

- выполнять простые ручные швы;

- правильно раскроить материал;

- работать индивидуально с методическими картами;

- эстетично оформить игрушку;

- изготовить народную игрушку своими руками из доступных материалов;
- создавать художественный образ в народных традициях;
- работать по замыслу.

Учебно-тематический план



Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика




Раздел I. Русская народная кукла










1

«Что мы знаем о куклах?» 

2

30 мин

1,5ч.

2

«История тряпичной куклы»

2

30 мин.

1,5 ч.




Раздел II. Обереговые куклы










3

Изготовление куклы - закрутки

2

30 мин.

1, 5ч.

4

Изготовление куклы Крупенички



4

1ч.

3ч.

5

Кукла День и Ночь



4

1ч.

3ч.

6

Изготовление Ангела.



2

30 мин.

1,5 ч.

7

Кубышка - травница.

4

1ч.

3ч.

8

Кукла - колокольчик

4

1ч.

3ч.

9

Кукла - десятиручка

4

1ч.

3ч.

10

«Обережье» (итоговое игровое занятие).

2

30 мин.

1,5ч.




Раздел III. Обрядовые куклы










11

Изготовление куклы - пеленашки

2

30 мин.

1,5ч.

12

Отдарок - на- подарок.

4

1ч.

3ч.

13

Неразлучники.

4

1ч.

3ч.

14

Кукла Архангельская или Владимирская столбушка.

4

1ч.

3ч.

15

Изготовление куклы-Куватки

2

30 мин.

1,5ч.

16

Изготовление обрядовой куклы Кузьма и Демьян

4

1ч.

3ч.

17

«Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).

2

30 мин.

1,5ч.

18

«Практическое занятие).Рукодельницы»

2

30 мин.

1,5ч.




Раздел IV. Игровые куклы.










19

Изготовление шляпки - игольницы. Инструктаж по технике безопасности.

2

30 мин.

1,5ч.

20

Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».

4

1ч.

2ч.

21

Кукла - кормилка.

4

1ч.

3ч.

22

Кукла - капустка.

4

1ч.

3ч.

23

Зольная кукла.

4

1ч.

3ч.

24

Кукла - бабочка

4

1ч.

3ч.

25

Изготовление куклы из ниток.

6

1,5ч

4,5ч.

26

Изготовление открытки в технике скрапбукинг

2

30 мин.

1,5ч.

27

Изготовление куклы - броши.

12

3ч.

9ч.

28

«Праздник кукол»

2

30 мин.

1,5ч.

29

Изготовление куклы- магнитика

6

1,5ч.

4,5ч.

30

Мягкая игрушка

20

5ч.

15ч.

31

Чердачные  игрушки и примитивные куклы

14

3,5ч

10,5ч.

32

Мастер-класс от «Волшебного сундучка»

2

30 мин.

1,5ч.

33

Подведение итогов

2

30 мин.

1,5ч.

34

Экскурссия в парк

2

30 мин.

1,5ч.




Всего

144

36

108

Содержание программы.


Раздел I. Русская народная кукла.
Теория: Актуализация ранее изученного по теме: «Что мы знаем о куклах». Сообщение педагога по вопросам: «история возникновения кукол», «цель создания кукол», «авторы – создатели и «материалы изготовления традиционных народных кукол». Напоминание педагогом правил по технике безопасности при работе с иглой и ножницами.
Практика: осуществление основных операций при работе с иглой и ножницами.

Раздел II. Обереговые куклы.
Теория: Сообщения педагога на темы: «Что такое «оберег». «Назначение обереговых кукол». «Свойства ткани».

Практика: Работа обучающихся по изготовлению изделия под руководством педагога. Развитие у воспитанников навыка в умении создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

Тема 1.Изготовление куклы закрутки-3

Теория: На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой

Практика: Изготовление куклы.


Тема 2.Изготовление куклы Крупенички-6

Теория: Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку и куклу Крупеничку. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

Практика: Изготовление куклы- скрутки из ткани

Тема 3. Кукла День и Ночь-6

Теория: Дать детям понятие о времени суток, наступление и конец светового дня.

Практика: Изготовление куклы, с использованием двух цветов: белого и синего.

Тема 4. Изготовление Ангела.-3

Теория: Познакомить детей с куклой- ангелом. Показ презентации «Ангел»

Практика: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. 

Тема 5. Кубышка - травница.-6

Теория: Продолжать знакомить с народными «оберегами». Познакомить детей с лекарственным травами, произрастающими в нашей области.

Практика: Развивать навыки владения ножницами и иглой при создании куклы. Учить, создавая образ, наделять его характерными чертами и свойствами.
Тема 6.Кукла - колокольчик-6

Теория: Знакомство детей с традициями народа Валдая.

Практика: Продолжать развивать мелкую моторику рук, изготавливая куклу- колокольчик.

Тема 7.Кукла - десятиручка-6

Теория: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение.

Практика: Вариативное изготовление куклы десятиручки и шестиручки.

Тема 8. «Обережье» (итоговое игровое занятие).
Теория: Сообщение педагога на тему: «Назначение обереговых кукол»
Практика: Работа обучающихся по развитию навыка работы с тканью; умению создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел III. Обрядовые куклы.
Теория: Сообщение педагога на тему: «Народные обрядовые праздники». «Кукла – носитель традиционной и культурной информации». Напоминание педагогом правил работы с инструментами.

Практика: развитие у обучающихся навыка работы с иглой; умения самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Тема 1. Изготовление куклы – пеленашки – 3

Теория: Дать детям информацию о предназначении куклы- пеленашки.

Практика: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками


Тема 2. Отдарок- на- подарок.-6

Теория: Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
Практика: Изготовление куклы без применения ножниц и иголки.

Тема 3. Неразлучники.-6

Теория: Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма.

Практика: Изготовление двух кукол, связанных за руки. Варианты изготовления.
Тема 4. Кукла Архангельская или Владимирская столбушка.-6

Теория: Знакомство с традициями русской свадьбы посредством куклы столбушки.

Практика: Изготовление куклы- столбушки.

Тема 5. Изготовление куклы-Куватки-3

Теория: Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

Практика: Изготовление куклы- Куватки
Тема 6. Изготовление обрядовой куклы Кузьма и Демьян-6

Теория: Сообщение педагога на тему «Назначение обрядовых кукол». Работа педагога по формированию понимания логических связей между куклами и обычаями;
Практика: развитие навыка работы с иглой и умения самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Тема 7. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).-3

Теория: Закрепление знаний об обычаях своего народа.-30 мин.
Практика: Рассматривание цветных иллюстраций, создание эскизов. Изготовление творческой работы. В процессе работы совершенствовать умения при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление - 1,5ч.
Тема 8. Мини-выставка кукол для учеников других классов.-3

Теория: Ознакомление воспитанников с историей страны на примере народной игрушки. Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории создания вещей, окружающих человека, созданных руками детей. Развитие речи детей (речь - описание, монолог, речь - доказательство).-30 мин.

Практика: Наглядный показ изготовления куклы- оберега.

Раздел IV. Игровые куклы.
Тема 1.Изготовление шляпки- игольницы. Инструктаж по технике безопасности.-3

Теория: Сообщение педагога на тему «Основы безопасного труда на занятиях». Выбор инструментов и приспособлений.  Напоминание педагогом правил при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем, картоном.-30 мин.

Практика: Изготовление игольницы с помощью картона, нитки, иголки, синтепона.-1,5ч.
Тема 2. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».-6

Теория: Ознакомление обучающихся с и ручных швов (шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной») и технологией их выполнения. Обучение детей умению различать  виды швов по классификации. -1ч.

Практика: Выполнение изученных швов. -3ч.

Тема 3. Кукла-кормилка.-6

Теория: Дать понятие куклы, как древнейшей игрушки. Познакомить с самой древней игровой куклой – вепсской куклой

Практика: Изготовление куклы- кормилки.

Тема 4. Кукла-капустка.-6

Теория: Знакомство с куклой капусткой, о ее символическом значении.

Практика: Совершенствовать конструктивные умения при работе с тканью. Развивать художественный вкус при подборе материалов.


Тема 5. Зольная кукла.-6

Теория:Рассказ педагога о зольной кукле, ее изготовление и предназначение.

Практика: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки.
Тема 6.Кукла - бабочка-6

Теория: Ознакомление обучающихся с понятием куклы, как древнейшей игрушки. Продолжение знакомства детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши предки. Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Развитие у воспитанников конструктивных навыков.
Практика: Изготовление игровых кукол, выработка у воспитанников умения разбираться в схеме алгоритма работы
Тема 7. Изготовление куклы из ниток. -9

Теория: Расширение у обучающихся представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах, и их символическом значении -1,5ч.

Практика: Умение самостоятельно изготавливать куклу с помощью ниток и картона, используя в работе декоративный материал.-4,5ч.
Тема 8. Изготовление открытки для папы в технике скрапбукинг

Теория: Беседа педагога с обучающимися с целью воспитывания вежливого, доброжелательного отношения к ближним, уважения к старшему поколению. -30мин.

Практика: Изготовление открытки с использованием декоративного материала.

-1,5ч.

Тема 8-9-10 .Изготовление куклы-броши (8марта)-18

Теория: Рассмотрение методики изготовления куклы- броши. Анализ изделия на основе наглядного пособия, иллюстрация картинок.

Практика: Изготовление различных вариантов кукол- брошек
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для направления...
Целью контрольной работы является углубление и закрепление теоретических знаний, получаемых студентами, развитие навыков самостоятельной,...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconУчебно-практическое пособие. Содержание предисловие 2 голос одно...
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconПояснительная записка 2 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconПояснительная записка Цели обучения английскому языку в процессе...
Развитие коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, icon«Пермский агропромышленный техникум» методические рекомендации по...
Самостоятельная работа – это один из наиболее значимых факторов в формировании умений и навыков, общих и профессиональных компетенций,...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconПояснительная записка рабочая программа построена на основе основной...
С изменениями на 27 августа 2015 года, Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconРасписание организованной образовательной деятельности
Рабочая программа по реализации образовательной программы доу для детей старшей группы №1, в форме игры, познавательной и исследовательской...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconПояснительная записка
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconВ настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является...
Готовность дошкольника к качественной продуктивной деятельности по сбережению собственного здоровья основывается только на знаниях...

Пояснительная записка Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, iconПоложение о проведении II ежегодного конкурса к 8 марта
Целью Конкурса является эстетическое развитие личности каждого конкурсанта на основе самостоятельной или коллективной творческой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск