Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе


Скачать 159.62 Kb.
НазваниеРазборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе
ТипМетодические указания


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Автомобили»


С.С. Никифоров

РАЗБОРКА И СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ


ЗАДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ ВАЗ
Методические указания к лабораторной работе

Челябинск

2009


Цель работы: закрепление теоретических знаний конструкции трехвальных коробок передач, формирование практических навыков разборки и сборки коробки передач заднеприводного легкового автомобиля.
Перечень основных неисправностей, требующих разборки и ремонта коробки передач.


НЕИСПРАВНОСТЬ

ПРИЧИНЫ

(наиболее вероятные)

Повышенный шум в коробке передач

- износ подшипников;

- износ зубьев шестерен и синхронизаторов;

- осевое перемещение валов.

Затрудненное переключение передач

- износ сферического шарнира рычага переключения передач, либо отсутствие смазки в узле;

- деформация рычага переключения передач;

- заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков (ползунов), заклинивание блокировочных сухарей механизма блокировки;

- загрязнение шлицев скользящей муфты синхронизаторов и ступицы;

- деформация вилок переключения передач.

Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач

- износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;

- износ блокирующего кольца синхронизатора;

- поломка пружины синхронизатора;

- износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

Пониженный уровень или утечка масла

- износ сальников первичного и вторичного валов;

- ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;

- ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Указанные неисправности могут быть вызваны также иными причинами.
Техническое оснащение:

  • коробка передач заднеприводного автомобиля ВАЗ;

  • две отвертки;

  • сменные головки "на 13", "на 17";

  • удлинитель;

  • вороток;

  • ключи "на 10", "на 13" (два), "на 17", "на 19", "на 27";

  • ударная отвертка;

  • съемник стопорных колец;

  • молоток;

  • универсальные съемники;

  • демонстрационный материал (технологические карты);

  • электронное приложение для оформления отчета (записывается студенту на его носитель).


Порядок выполнения работы.

Работа выполняется при помощи демонстрационного материала, показывающего последовательность разборочных и особенности сборочных операций.
ВНИМАНИЕ! Крепежные и мелкие детали, высвобождающиеся в процессе разборки, складывать в отдельную емкость во избежание потери. Это также поможет контролировать правильность сборки коробки – отсутствие после сборки неиспользованных деталей является косвенным подтверждением правильности сборки агрегата.
1). Выполнить разборочные операции № 1…14 (см. демонстрационный материал):

  • 1 снять с направляющей втулки муфту выключения сцепления,

  • 2 снять чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снять вилку с чехлом, повернув ее на 90°,

  • 3 отвернуть семь гаек крепления картера сцепления, снять пружинные шайбы,

  • 4 снять картер сцепления, отсоединив его от коробки передач,

  • 5 снять прокладку,

  • 6 снять пружинную шайбу,

  • 7 отвернуть десять гаек крепления нижней крышки к

  • картеру, снять пружинные шайбы,

  • 8 снять крышку с картера,

  • 9 аккуратно отделить прокладку от картера и снять ее со шпилек,

  • 10 отвернуть две гайки крепления подушки задней подвески двигателя к картеру, снять пружинные шайбы,

  • 11 снять подушку в сборе с поперечиной,

  • 12 отвернуть гайку крепления корпуса привода спидометра к картеру, снять пружинную шайбу,

  • 13 снять привод спидометра с картера,

  • 14 перевернуть коробку передач, ослабить затяжку выключателя фонаря заднего хода и снять его.

2). На нейтральной передаче, вращая первичный вал и удерживая вторичный вал, определить и записать в табл. 1 какие элементы в КПП вращаются (см. также слайд №8 демонстрационного материала).

3). Включить 1-ю передачу (см. также слайд №8 демонстрационного материала). Выполнить следующие действия:

  • вращая первичный вал, определить и записать в табл. 1 какие элементы в КПП вращаются;

  • провернуть первичный вал на 10 оборотов (), подсчитать, на сколько оборотов провернулся вторичный вал (), записать в табл. 1;

  • в табл. 1 записать путь передачи крутящего момента через КПП;

  • вычислить передаточное число на первой передаче .

4). Выполнить те же действия при включенных 2-й, 3-й, 4-й передачах и передаче заднего хода. Результаты занести в табл. 1.

5). Если КПП 5-ступенчатая, выполнить те же действия при включенной 5-й передаче. Результаты занести в табл. 1.

Таблица 1


передача

Вращающиеся

элементы










нейтраль

первичный вал – ____ – ______ – _______…







первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал




1-я

первичный вал – ____ – ______ – _______…







первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал




2-я

первичный вал – ____ – ______ – _______…







первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал




3-я

первичный вал – ____ – ______ – _______…







первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал




4-я

первичный вал – ____ – ______ – _______…







первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал




Задний ход

первичный вал – ____ – ______ – _______…







первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал




5-я

первичный вал – ____ – ______ – _______…







первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал





6). Выполнить разборочные операции № 15…45 (см. демонстрационный материал):

  • 15 отвернуть болт крепления вилки переключения III и IV передач,

  • 16 включить I передачу рукояткой переключения передач,

  • 17 включить IV передачу, сдвинув отверткой муфту синхронизатора,

  • 18 снять стопорное кольцо с конца вторичного вала,

  • 19 разогнуть стопорную пластину гайки крепления фланца эластичной муфты,

  • 20 отвернуть на несколько оборотов гайку, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова завернуть гайку,

  • 21 съемником спрессовать центрирующее кольцо эластичной муфты,

  • 22 снять уплотнитель центрирующего кольца,

  • 23 отвернуть гайку,

  • 24 снять стопорную шайбу,

  • 25 съемником сдвинуть фланец эластичной муфты,

  • 26 снять фланец эластичной муфты,

  • 27 установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и снять манжету с фланца привода переключения передач для облегчения доступа к гайкам крепления,

  • 28 отвернуть три гайки крепления фланца к картеру, снять пружинные шайбы,

  • 29 снять привод переключения передач,

  • 30 снять прокладку с фланца,

  • 31 отвернуть две гайки крепления кронштейна приемной трубы, снять пружинные шайбы и кронштейн,

  • 32 вынуть закладной болт,

  • 33 отвернуть гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера, снять пружинную шайбу,

  • 34 отвернуть снаружи пять гаек крепления задней крышки, снять пружинные шайбы; правую верхнюю гайку невозможно отвернуть до конца в исходном положении крышки,

  • 35 разъединить заднюю крышку и картер, отодвинув крышку на максимально возможное расстояние,

  • 36 отвернуть окончательно правую верхнюю гайку, снять пружинную шайбу,

  • 37 отведя заднюю крышку назад и поворачивая примерно на 20° по часовой стрелке, снять ее с картера коробки,

  • 38 снять внутреннее кольцо подшипника вторичного вала,

  • 39 снять ведущую шестерню привода спидометра,

  • 40 снять шарик-фиксатор ведущей шестерни привода спидометра,

  • 41 снять масло отражательную шайбу,

  • 42 отвернуть два болта крепления крышки фиксаторов,

  • 43 снять крышку с болтами и прокладку крышки,

  • 44 снять пружины фиксаторов,

  • 45 перевернув коробку передач, вынуть шарики фиксаторов; другой способ – использовать намагниченный стержень.

7). Если коробка передач 5-ступенчатая, выполнить разборочные операции № 46…56 по демонтажу блоков 5-й передачи и заднего хода (см. демонстрационный материал):

  • 46 отвернуть болт крепления блока шестерен V передачи, предварительно включив две передачи,

  • 47 вынуть болт,

  • 48 отвернуть болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода,

  • 49 потянуть на себя шток включения V передачи и передачи заднего хода и вынуть его из картера и вилки выключения,

  • 50 снять блок шестерен V передачи и заднего хода,

  • 51 снять вилку включения V передачи и заднего хода,

  • 52 снять с вторичного вала втулку шестерни V передачи,

  • 53 снять шестерню, зубчатый венец, блокирующее кольцо и муфту синхронизатора V передачи,

  • 54 снять ступицу муфты синхронизатора V передачи,

  • 55 снять промежуточную шестерню заднего хода,

  • 56 снять шестерню заднего хода с вторичного вала.

8). Если коробка передач 4-ступенчатая, выполнить следующие операции:

  • снять стопорное кольцо шестерни заднего хода с вторичного вала,

  • снять пружинное кольцо,

  • снять шестерню заднего хода с вторичного вала,

  • снять стопорное кольцо промежуточной шестерни заднего хода с неподвижной оси,

  • снять пружинное кольцо,

  • снять промежуточную шестерню заднего хода.


9). Выполнить разборочные операции № 57…92 (см. демонстрационный материал):

  • 57 выпрессовать задний подшипник промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу,

  • 58 снять дистанционную втулку с вторичного вала,

  • 59 снять наружное кольцо заднего подшипника с роликами,

  • 60 снять внутреннее кольцо заднего подшипника,

  • 61 разжать стопорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала,

  • 62 снять это кольцо,

  • 63 отвернуть болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (I и IV),

  • 64 снять болт с пружинной и зажимной шайбами,

  • 65 установить отвертку между наружным кольцом подшипника и шестерней промежуточного вала,

  • 66 действуя этой отверткой как рычагом, выпрессовать наружное кольцо подшипника с шариками и передним внутренним кольцом,

  • 67 спрессовать заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом; пометить внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места

  • 68 вынуть промежуточный вал из картера,

  • 69 перевернуть коробку передач,

  • 70 вынуть блокировочный сухарь штока включения III и IV передач,

  • 71 выдвинуть шток включения III и IV передач; болт крепления вилки переключения III и IV передач был выкручен при операции 15,

  • 72 вытолкнуть отверткой из штока промежуточный блокировочный сухарь,

  • 73 снять промежуточный блокировочный сухарь,

  • 74 снять шток включения III и IV передач,

  • 75 снять вилку включения III и IV передач,

  • 76 отвернуть болт крепления вилки включения I и II передач,

  • 77 вынуть шток включения I и II передач из картера,

  • 78 снять вилку включения I и II передач,

  • 79 перевернуть коробку передач,

  • 80 вынуть блокировочный сухарь штока включения I и II,

  • 81 вынуть первичный вал в сборе,

  • 82 вынуть из первичного вала игольчатый подшипник вторичного вала,

  • 83 ослабить затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и оси промежуточной шестерни заднего хода ударной отверткой,

  • 84 снять винты со стопорными шайбами,

  • 85 развернуть стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода,

  • 86 снять ось промежуточной шестерни заднего хода,

  • 87 снять стопорную пластину,

  • 88 разжать стопорное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала,

  • 89 снять это стопорное кольцо,

  • 90 снять шпонку с вторичного вала,

  • 91 снять промежуточный подшипник с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом,

  • 92 подать вторичный вал назад и вынуть его из картера передним концом вверх.


10). Ознакомиться с операциями № 93…95 (см. демонстрационный материал), которые выполняются при разборке реальной коробки. В лабораторной работе данные операции не выполняются.

11). Подсчитать числа зубьев шестерен (номера указаны на рис.1). Если КПП 5-ступенчатая, также подсчитать числа зубьев ведущей и ведомой шестерен 5-й передачи. Данные занести в табл. 2.



Рис. 1. Продольный разрез 4-х ступенчатой коробки передач


заднеприводного автомобиля ВАЗ.

Таблица 2





Номер шестерни

передача

Номера шестерен, передающих крутящий момент

Передаточное число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Число зубьев































1

1 и 2 (первая ступень),

8 и 7 (вторая ступень)




2







3







4







З.Х.







5








12). Вычислить передаточные числа на всех передачах. При вычислении передаточных чисел использовать следующий алгоритм:

  • определить шестерни, которые передают крутящий момент на данной передаче,

  • учесть, что передаточное число одной ступени (т.е. пары шестерен) вычисляется как отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни,

  • учесть, что трехвальная коробка передач на всех передачах, кроме одной, является двух ступенчатым редуктором (мультипликатором),

  • учесть, что передаточное число при двух ступенях (т.е. две пары шестерен) вычисляется как произведение передаточных чисел каждой из ступеней.

Пример для первой передачи:

  • крутящий момент на данной передаче передается шестернями №1, №2 и №8, №7,

  • первая ступень – шестерня №1 (ведущая) и шестерня №2 (ведомая), передаточное число ,

  • вторая ступень – шестерня №8 (ведущая) и шестерня №7 (ведомая), передаточное число ,

  • передаточное число на первой передаче .

При вычислении передаточного числа на заднем ходу учесть, что промежуточная шестерня (на рис. 1 не показана) не влияет на величину передаточного числа.

Промежуточные вычисления отразить в отчете. Данные занести в табл. 2.

13). Осуществить сборку коробки передач:

  • установить в корпус КПП вторичный вал (см. операцию 92),

  • промежуточный подшипник вторичного вала запрессовывать оправкой, опирающейся на внутреннее кольцо подшипника,

  • выполнить обратные (сборочные) операции 90…84,

  • выполнить обратные (сборочные) операции 82…81,

  • для окончательной установки первичного вала в сборе с игольчатым подшипником переднего конца вторичного вала запрессовать подшипник в сборе с валом до упора легкими ударами молотка через деревянный брусок по окружности наружного кольца подшипника,

  • проверить легкость вращения первичного вала. Стопорное кольцо в проточке на наружном кольце подшипника должно быть установлено,

  • выполнить обратные (сборочные) операции 80…69,

  • установить промежуточный вал в картер коробки передач,

  • выполнить обратные (сборочные) операции 67…64 и 62…57. При установке переднего и заднего подшипников промежуточного вала необходимо пользоваться оправкой, прилагая усилие к их внутренним кольцам,

  • затянуть болт крепления переднего подшипника промежуточного вала динамометрическим ключом, одновременно включив две передачи (I и IV). Момент затяжки болта 79,4…98 Н·м (8,1…10,0 кгс·м),

  • выполнить обратные (сборочные) операции 56…10,

  • выполнить обратные (сборочные) операции 9…4,

  • затянуть гайки крепления картера сцепления к коробке передач динамометрическим ключом. Момент затяжки гаек М10 - 31,8-51,4 Н·м (3,2-5,2 кгс·м); М8 - 15,7-25,5 Н·м (1,6-2,6 кгс·м),

  • выполнить обратные (сборочные) операции 2…1,

  • проверить легкость вращения первичного вала на каждой передаче (на вал установить ведомый диск сцепления для облегчения проворота).

Содержание отчета

Отчет по лабораторной работе оформляется каждым студентом и защищается индивидуально. Образец титульного листа отчета представлен в Приложении.

Отчет по лабораторной работе должен содержать:

  • описание объекта исследования (тип, назначение, краткая характеристика коробки передач);

  • краткое описание порядка выполнения работы без подробного описания каждой операции, например: демонтаж задней крышки, демонтаж первичного вала, демонтаж фиксирующего механизма и т.п.;

  • заполненную таблицу 1;

  • рисунок 1;

  • заполненную таблицу 2;

  • промежуточные вычисления передаточного числа на каждой передаче, производимые для заполнения таблицы 2.


Контрольные вопросы

  1. Каково назначение коробки передач?

  2. В состав какого типа трансмиссии входит исследованная коробка передач?

  3. Что такое редуктор и мультипликатор?

  4. К какому типу относится исследованная коробка передач?

  5. Что такое передаточное число?

  6. Какие передачи в коробке передач называются понижающими, а какие повышающими?

  7. Почему на понижающих передачах происходит увеличение крутящего момента?

  8. Как изменяется крутящий момент на повышающих передачах?

  9. Каково основное отличие шестерен переднего и заднего хода в исследованной коробке передач? Почему?

  10. Каково назначение фиксирующего механизма?

  11. Каково назначение блокирующего механизма?

  12. С какой целью при разборке блока шестерен 5-й передачи включают 2 передачи одновременно?


ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец титульного листа:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Автотракторный»

Кафедра «Автомобили»

ОТЧЕТ

по лабораторной работе

____________________________________________________

____________________________________________________

(наименование темы работы)
по дисциплине «Конструкция автомобилей и тракторов»

(наименование дисциплины)

Проверил, доцент

С.С. Никифоров

______________________200_ г.
Выполнил

студент группы АТ-

____________________И.О. Ф.

____________________201_ г.
Отчет защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

___________________________

_____________________201_ г.
Челябинск 201_


Похожие:

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания к лабораторной работе «делопроизводство»
Андреев Б. Ф., Гусева А. И. Методические указания к лабораторной работе «Делопроизводство» для студентов специальности «Менеджмент...

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы «Определение...
Настоящие методические указания представляют собой описание правил проведения лабораторной работы, по определению серосодержащих...

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания к лабораторной работе «Бухгалтерский и управленческий...
...

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconЛабораторная работа №1 Принципы Управления проектами с использованием microsoft project 6
Управление проектами с помощью Microsoft Project: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Основы организационного...

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания к лабораторной работе по дисциплине «Постреляционные базы данных»
Оллекциям значений, xml-документам и базе данных. Приведено краткое описание языковых конструкций. Рассмотрены примеры построения...

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания к практической работе №1 «Составление и оформление...
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине (мдк, пм)

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания к лабораторной работе по курсу «Технология...
Кроме того, природные жиры богаты различными физиологически активными веществами: жирорастворимыми витаминами, пигментами, фосфатидами,...

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов очной формы обучения
Методические указания одобрены методической комиссией учетно-финансового факультета (протокол №1 от 24 августа 2015 г.)

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconС. К. Шестопалов в учебнике рассматривается устройство, техническое...
Азлк, ваз, заз и иж на примере базовых моделей ваз-2109, азлк-2141-01 и -21412-01, заз-1102 с переднеприводной схемой компоновки,...

Разборка и сборка коробки передач заднеприводного автомобиля ваз методические указания к лабораторной работе iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине:...
«Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (маи)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск