Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода


Скачать 305.56 Kb.
НазваниеКонспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода
страница1/3
ТипКонспект
  1   2   3
Итоговая зачетная работа

Оценка успешности освоения программы курса «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» осуществляется в виде зачетной работы – составление конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода.

Для успешного выполнения итоговой зачетной работы Вы можете воспользоваться публикациями, презентациями, материалами выполненных практических заданий по разным темам курса, предложенным листом анализа и проектирования урока (см. Приложение 1).

Итоговая зачетная работа включает:

  • Титульный лист (см. Приложение 2).

  • Технологическая карта урока (см. Приложение 3).

  • Анализ конспекта урока с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (Приложение 4).

  • Методические материалы к проектированию урока (Приложение 5)

Требования к разработке конспекта урока и критерии его анализа

  • Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода:наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

  • Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий:познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

  • Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся.

  • Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.

Требования к оформлению итогового задания

Материалы (объем конспекта урока – от 5 до 7 страниц, анализа конспекта урока – до 3 страниц) в формате текстового процессора MicrosoftWord. Формат страницы – А 4, поля: 2 см; шрифт TimesNewRoman, 14; интервал –1,5, абзацный отступ – 1,25 см, форматирование по ширине страницы.

Зачетная работа должна быть написана с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

Ссылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и с требованиями к научным публикациям. В тексте ссылки оформляются в квадратных скобках, с указанием порядкового номера источника и страницы.

Приложение 1

ЛИСТ анализа УРОКА*

КЛАСС_____ДАТА____________ УЧИТЕЛЬ___________________ЭКСПЕРТ____________________________

ТЕМА_______________________________________________________________________________

Цель урока______________________________________________________________________________



ПАРАМЕТРЫ

Баллы

УУД

Соот.пр.с.

1

Целеполагание:

  • преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;

  • групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка

  • групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;

  • организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)

  • групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;

  • определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету;


3
2,5
2

1,5
1
0,5


П, К,Л,Р
П,К,.Л
П,К

П,Р
П,Р


«+» или «+,─», «─»

2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

  • формулировка целей, учебных задач;

  • выбор целей, учебных задач;

  • выбор количества и уровня трудности заданий;

  • выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)

  • рассмотрение разных вариантов ответов;

  • оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся


0,5

0,5

0,5

0,5
0,5



Р, П,Л

Р, Л

Р,Л

П,Р,Л
Р,Л




3

ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ

 выделение учащимися проблем, постановка задач;

 построение гипотез и планов их проверки;

 выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;

 поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия);

 поиск способа решения (он не может быть задан);

 участие обучающихся в дискуссии


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


П, Р

П,Р

П,Р
П,Р




4

РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ

  • использование ошибки для углубления знаний

  • предоставление возможности ученику самому исправить ошибку

  • провокация ошибки учителем

  • предупреждение ошибки учителем

  • исправление ошибки другими учащимися

  • исправление ошибки учителем


0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5


П,Л

П,Л
Р

Р К





5

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

  • помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося

  • выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке

  • уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей

  • подбадривает неактивных, привлекает их к работе

  • инструктирует, советует

  • прибегает к внушению, убеждению учащихся


0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5



П,Л,Р,К

Л,К
Л,К
П,К,Л

Л,К,П

Р,Л,К




6

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;

  • организует обсуждение критериев выполнения задания

  • отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели

  • проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания

  • приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося

  • организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно


0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5



Л, Р, П
Л,Р, П
Л, Р, П

Л, Р, П

Л, Р, П
Л, Р, П






7

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ

  • осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач

  • выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;

  • задания, в которых не срабатывает известный способ решения;

  • задания «как научить другого решать такие задачи»;

  • прогностическая оценка учащимися своих возможностей;

  • работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).


0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5


Р.П,Л, К




*

ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность

  • учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);

  • учитель контролирует соблюдение групповых норм;

  • учитель включается по запросу группы;

  • учитель периодически проясняет ситуацию решения;

  • проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.


0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5


К, П, Р




*

ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ

 вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;

 термины, непонятные слова и выражения объясняются;

 вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;

 существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ;

 выясняется место нового понятия в системе других понятий;

 ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.


0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5


П, Л

П
П
П

П

П




*Примечание. В таблице используются сокращения: в столбце УУД (универсальные учебные действия)- Л-личностные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П- познавательные УУД.

Столбец: соот.пр..с. – соответствие предметному содержанию урока. Напротив наблюдаемого показателя проставляется один из трех знаков: «+» - соответствует логике предметного содержания, «+,─»- частично соответствует логике предметного содержания, «─» - не соответствует логике предметного содержания.
Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода

В новом образовательном стандарте речь идет не только об освоении учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а о формировании у них совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения, навыки (ЗУНы) из цели превращаются в средство развития способностей и личности учащегося. Анализируя содержание УУД, на развитие которых ориентирует стандарт, можно определить, что нововведения касаются главным образом развивающих и воспитательных задач, входящий в триединую цель основной единицы образовательного процесса – урока. Это требует разработки нового подхода к анализу результативности урока, рефлексии не только дидактических (предметных) оснований построения образовательных систем (включая технологии), но и психологических.

В теории и практике образования разработаны многочисленные схемы психолого-педагогического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Появляются варианты листов анализа, ориентированные на задачи реализации ФГОС (см. Приложение 3)

С введением ФГОС ОО актуальным становится анализ условий решения развивающих и воспитательных задач урока – в новой терминологии – универсальных учебных действий. Развитие действий самоопределения (пример типовой задачи – актуализация и осознание своего отношения к изучаемой проблеме, теме) реализуется в появлении способности к самооценке, формируемой я-концепции обучающегося. Поэтому когда мы говорим об условиях и путях достижения развивающих задач и актуализации универсальных учебных действий, то они практически совпадают.

В образовательной практике применяются разные средства, инструменты, стимулирующие процесс рефлексии педагога. В данном случае, мы имеем в виду используемые листы анализа урока. Как правило, они содержат некоторую систему параметров и показателей, ориентируясь на которые педагог получает возможность (в качестве эксперта или в ходе самодиагностики) оценить образовательный процесс. Зачастую применяются мало операционализированные схемы анализа, которые предполагают ориентацию на субъективные критерии экспертов – оценщиков, при этом считается, что они у субъекта оценивания сформированы. В качестве примера можем сослаться на схему, предлагаемую для анализа урока Чураковой Р.Г. ( Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с).

В ней в качестве ведущего аспекта анализа урока (наряду с прочими) определяется, к примеру: «Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока», а содержание наблюдения формулируется как «Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные». По умолчанию считается, что педагоги уже отрефлексировали условия формирования УУД на уроке. В то время как это и является основной проблемой и основной задачей на этапе реализации нового стандарта: научиться выделять, анализировать и затем проектировать эти условия. Для этого они должны быть прописаны на уровне параметров и показателей наблюдаемого поведения, более или менее однозначно прочитываемых экспертами. Хорошая схема наблюдения должна давать высокие показатели корреляции данных, полученных разными экспертами.

Предлагаемый лист анализа урока содержит переменные, выделенные на уровне реальных методических приемов педагога, имеющих определенное диагностическое значение с позиции условий для формирования УУД или решения развивающих задач. Скажем, условия для актуализации регулятивных универсальных учебных действий проявляются в параметре «целеобразование» через показатель «преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию». Эти условия обеспечивает и развитие поисковой активности (познавательные УУД). Все показатели второго параметра «обеспечение самостоятельности учеников» «работают» на регулятивные УУД, а также личностные и коммуникативные. Таким образом, параметры листа оценки прописаны на уровне условий, обеспечивающих в той или иной мере актуализацию УУД. В листе оценки урока проставлены указания на формируемые УУД (помечены в сокращениях четвертого столбца таблицы).

Предлагаемый лист анализа урока сосредоточен на его развивающем и воспитательном аспекте. Вместе с тем, это не свидетельствует о незначимости предметного основания урока. Развитие личности ребенка, формирование УУД на уроке происходит через предметное содержание, и от того, насколько оно качественно представлено, в том числе зависит результативность урока. Практика показывает, что продуктивные задания, обеспечивающие актуализацию УУД, могут не соответствовать предметным целям и задачам и тогда урок превращается скорее в воспитательное занятие.

Если в третьем столбце таблицы (сразу после параметров и показателей) проставляются баллы, которые определяют «вес» показателя для актуализации универсальных учебных действий, то четвертый ее столбец содержит указание на формируемые УУД. В пятом столбце представлено указание на степень соответствия того или иного показателя предметной цели и предметному содержанию урока. В данном случае предлагается три варианта оценки: «+» - достаточно полное соответствие; «+, » - скорее соответствует, чем нет, «» - не соответствует. В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в первом оценочном столбце аннулируется. Если выбирается показатель «+, », показатель уменьшается вдвое. Скажем, выбирается показатель участие школьников в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности, однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному показателю.

Лист оценки урока содержит девять параметров, достаточно значимых с точки зрения формируемых УУД. Однако не рекомендуется выбирать для оценки более семи параметров. Это связано с характеристиками внимания человека – эксперта. При возрастании числа объектов внимания наблюдение оказывается затруднительным. Выбираемые параметры можно предварительно согласовать с педагогом, урок которого подвергается оцениванию.

Каждый параметр урока «разложен» на варианты его проявлений или показателей урока. Эти варианты формулируются в виде веера решений, способов проявлений параметра на уроке.

Заполнение шкал предполагает суммирование вариантов, наблюдаемых на уроке. Лист позволяет получить количественную и качественную оценку урока с позиции решения развивающих задач. Выявить, какие из них уже успешно решены, определить «топографию» урока. Учителю он помогает осмыслить специфику своих методов преподавания по отношению к задачам развития универсальных учебных действий. Субъектами оценки урока являются педагоги, психологи, методисты школы. Организация работы с листом оценки предполагает сочетание самооценки педагога и экспертной оценки специалистов. Предлагаемый лист оценки урока в силу того, что его показатели прописаны на уровне реально наблюдаемого поведения, создает благоприятные условия для проведения такой работы. Самооценка урока возможна непосредственно после его окончания, требует перехода педагога в рефлексивную позицию. При этом важно, чтобы учитель был до урока ознакомлен с параметрами листа наблюдения. В полной мере с ним можно работать при сознательной ориентации учителя на принципы системно-деятельностного подхода. Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.

Скажем, педагог, при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками детей на уроке. Присутствующие на занятии специалисты – психологи, коллеги-педагоги, заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса (УВП) и позволяют судить об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это, в свою очередь, может быть востребовано при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.

Максимальный балл, который педагог может набрать за урок – 21. При достижении отметки в 16 баллов можно говорить о решении задач, соответствующих принципам системно-деятельностного подхода.

Приложение 2
Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу«Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»

Исполнитель:Ф. И.О.,

должность,

образовательное учреждение

2013

Приложение 3
Технологическая карта урока
Предмет ________________________________________________________ Класс _________________________

Базовый учебник ______________________________________________________________________________

Тема урока __________________________________________________________________________________

Цель урока ___________________________________________________________________________________

Задачи урока: ________________________________________________________________________________

Тип урока ____________________________________________________________________________________

Необходимое оборудование ______________________________________________________________________
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5
































Приложение 4

Рекомендации к анализу конспекта урока

- Обоснование выбора темы урока с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий. Место урока в изучаемой теме, предмете, его развивающий потенциал.

- Аргументация возможностей урока в развитии УУД с помощью примеров из конспекта урока (например, задание для групповой работы обучающихся сформулировано таким образом, что ведет к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения и т.д.).

- Анализ технологичности структуры урока: взаимосвязь целей и задач урока, наличие критериальной оценки результатов, целостность урока.

- Обоснование оптимального отбора содержания урока (ценностные ориентации, научность, доступность и т.д.).

Приложение 5

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:
  1   2   3

Похожие:

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconАнализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода
Это требует разработки нового подхода к анализу результативности урока, рефлексии не только дидактических (предметных) оснований...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconАнализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода
Это требует разработки нового подхода к анализу результативности урока, рефлексии не только дидактических (предметных) оснований...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconПояснительная записка Цель: Создание модели школьного образовательного...
Цель: Создание модели школьного образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающей становление...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconБланк анализа урока с использованием системно деятельностного подхода
Постановка конкретных, достижимых, понятных учащимся диагностируемых целей; соответствие требованиям образовательной программы

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconНекоторые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов
Важнейшей отличительной особенностью фгос является их ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconАктуальные технологии в условиях реализации фгос оо (методические рекомендации)
Перечень инструментов реализации системно-деятельностного подхода на уроках химии сложно ограничить каким-то определенным числом...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconМетодические рекомендации по теме «Обучение начальному курсу географии при внедрении фгос»
Рекомендаций по начальному курсу школьной географии – помочь учителям выделить и сформулировать требования к результатам освоения...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconОценка учебного занятия в системно – деятельностном подходе
«Экспертный лист оценки учебного занятия» является инструментом самоконтроля, взаимоконтроля и административного контроля и определяет...

Конспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода iconМетодика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа...
Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск