«Решение задач по генетике»


Название«Решение задач по генетике»
страница1/4
ТипРешение
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Программа практикума по биологии

для обучающихся 10-11 класса

«Решение задач по генетике»


Лийв Ольга Викторовна,

учитель географии и биологии

Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа №1 п.Пангоды»

п.Пангоды

Программа практикума по биологии

"Решение задач по генетике"

Пояснительная записка.

Раздел «Генетика» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения материала данного раздела может способствовать формирование соответствующей предметной компетентности, а именно, умения решать задачи по генетике разных уровней сложности.

Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет большое значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это, школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Задания, проверяющие понимание процессов наследования признаков, широко представлены в КИМах ЕГЭ по биологии, поэтому старшеклассникам, изучающим биологию на общеобразовательном уровне, но нацеленным на сдачу экзамена по данному предмету, занятия по программе практикума дают возможность изучить данную тему расширенно.

Данный практикум предназначен для обучающихся 10-11-х классов и рассчитан на 17 часов учебного времени (1 час в две недели).

Целью практикума является развитие у обучающихся умений и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

Задачи курса:

  • совершенствование навыков использования генетических терминов, генетической символики, для решения задач;

  • формирование умения использовать знание законов генетики для объяснения явлений, связанных с наследованием признаков;

  • подготовка к решению задач повышенной сложности по теме «Генетика» при сдаче ЕГЭ;

  • развитие представлений о практической значимости знаний о закономерностях наследования для различных отраслей производства, селекции, медицины, а также для формирования навыков здорового образа жизни;

  • расширение кругозора в области биологической науки, необходимое в дальнейшей профессиональной деятельности;

  • развитие интеллектуальной сферы: умение анализировать фактический материал, логически мыслить и рассуждать, проявлять изобретательность при решении трудных задач.

По окончанию изучения курса обучающиеся должны знать:

- основные понятия, термины и законы генетики;

- правила оформления различных типов задач по генетике;

- методы генетики;

- значение знаний по генетике в различных отраслях науки и производства.

Должны уметь:

- использовать генетические символы для решения задач, оформлять задачу;

- решать типовые задачи и задачи повышенной сложности;

- объяснять решения задач, используя знание законов генетики;

- различать и характеризовать методы генетики;

- применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики.


Методические рекомендации.

Основные разделы содержат краткие теоретические пояснения закономерностей наследования и предполагают решение задач. Курс рассчитан на тех, кто уже обладает знаниями по генетике и молекулярной биологии, но может быть использован и для тех, у кого таких знаний еще нет. Например, при подготовке обучающихся 9-х классов к биологическим олимпиадам или поступлению в ССУЗы. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся учитель может подбирать типичные задачи или задачи разного уровня сложности, а также по своему усмотрению увеличивать количество часов по отдельным разделам.

Для успешного решения поставленных задач необходимо выстраивать процесс обучения, используя следующие принципы обучения:

- личностно-деятельностный принцип (проявляется в учёте субъективного опыта обучающихся, использовании задач, основанных на реальных примерах, в построении индивидуального образовательного маршрута при использовании заданий различного уровня и возможностей обучающих программ);

- принцип междисциплинарности, т.к. знания закономерностей наследования признаков включают аспекты различных наук и сфер человеческой деятельности: математики (использование математических методов), медицины (использование фактического материала из данной области), истории (знакомство с историей развития науки «генетика»).

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых изучается теоретический материал по конкретной теме, затем приводятся примеры решения задач и в конце обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения (для неподготовленных учащихся). Для подготовленных учащихся вначале проводится актуализация теоретических знаний по теме, а затем учащиеся решают задачи. Контроль выполнения заданий проводится учителем, либо совместно с учениками. Предусматривается проведение промежуточного и итогового контроля с решением различных задач согласно спецификации ЕГЭ по биологии. Формы текущего контроля: вопросы с открытым ответом, терминологический диктант, тестовая работа, решение задачи с письменным пояснением. Для закрепления теоретических знаний проводятся виртуальные практические работы в обучающих программах [6, 14].

Практический материал, памятки, инструктивные таблицы, разработанные для каждого занятия, прилагаются.

Тематический план.

п/п

Название темы

Общее количество часов

Из них

Вид контроля

Тип занятий

Теория, часов

Практика, часов

1

Основные понятия генетики. Наследование признаков при моногибридном скрещивании.

2

1

1

Текущий

Вводная лекция, практикум

2

Наследование признаков при дигибридном скрещивании

3

1

2

Текущий

Семинар, виртуальная практическая работа

3

Наследование признаков при взаимодействии генов.


4

1

3

Текущий + промежуточное итоговое тестирование

Практикум

4

Хромосомная теория наследственности.

2

0,5

1,5

Текущий

Презентация, практикум

5

Наследование признаков, сцепленных с полом.

2

0,5

1,5

Текущий

Практикум

6

Методы генетики. Итоговый контроль.

4

1

3

Итоговый контроль в формате ЕГЭ.

Лекция, практикум, зачёт.




Всего часов

17

5

12







Содержание разделов.

Тема 1. Наследование признаков при моногибридном скрещивании – 2 ч.

  1. Г.. Мендель – основоположник науки генетики. Основные понятия генетики .Гибридологический метод Менделя.

  2. Основные закономерности. Алгоритм оформления и решения задачи. . Использование генетической символики. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

Практическая работа. Решение прямой и обратной задачи на монгибридное скрещивание.

Тема 2. Наследование признаков при дигибридном скрещивании – 3 ч.

  1. Понятие «дигибридное скрещивание». Решение задачи способом построения решётки Пеннета.

  2. Гипотеза чистоты гамет. Объяснение закономерностей наследования при дигибридном скрещивании. Фенотипический радикал дигибридного скрещивания.

  3. Анализирующее скрещивание. Значение анализирующего скрещивания. Признаки результатов анализирующего скрещивания при моно- и дигибридном скрещивании.

Практические работы: 1) решение задач в тренажёре ЦОР «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс» Урок № 29, слайд 10;

2) виртуальная практическая работа по материалам ЦОР «Виртуальная лаборатория по генетике. Биологика».

Тема 3. Наследование признаков при взаимодействии генов – 4 ч.

  1. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, множественные аллели.

  2. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное действие генов. Примеры наследования по типу комплементарности.

  3. Эпистатическое действие генов (эпистаз). Рецессивный и доминантный эпистаз. Примеры эпистаза.

  4. Полимерное действие генов. Наследование признаков при полимерии. Летальные гены и их наследование.

Практические работы: 1) составление систематизирующей таблицы «Типа взаимодействия генов»;

2) решение задач на наследование признаков при взаимодействии генов.


Тема 4. Хромосомная теория наследственности. – 2 ч.

  1. Наследование генов, находящихся в одной паре хромосом. Дрозофила как лабораторный объект. Группа сцепления. Нарушение сцепления генов. Закон Т.Моргана.

  2. Полное и неполное сцеплениеРоль кроссинговера при неполном сцеплении генов. . Решение задач на сцепленное наследование. Основные положения хромосомной теории наследственности.

  3. Практическая работа: решение задач на наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере.

Тема 5. Наследование признаков сцепленных с полом – 2 ч.

  1. Половые хромосомы и аутосомы. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Гемизигота. Генетическое определение пола.

  2. Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Признаки, сцепленные с Х и У-хромомсомами.

Практическая работа: Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом в тренажёре ЦОР «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс» Урок № 32, слайд 11.

Тема 6. Методы генетики. Итоговый контроль - 4 ч.

  1. Методы генетики: гибридологический, цитогенетический, биохимический, онтогенетический, близнецовый, генеалогический.

  2. Генеалогический метод . Составление и анализ родословных. Значение метода в медицине.

  3. Типы задач по генетике в экзаменационной работе.

  4. Итоговый контроль.

Практическая работа: решение задач части В и С из материалов подготовки к ЕГЭ.

Литература для обучающихся.
1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразова тельных учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова – М.: Дрофа, 2009.

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

  2. Общая биология. Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учебных заведений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2002.

  3. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.

  4. Петросова Р.А. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.

  5. ЦОР «Виртуальная лаборатория по генетике. Биологика». – Институт новых технологий.

Литература для учителя.

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.

  2. Биология. Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной технологии. 10 класс / авт.-сост. В.М. Жуков. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.

  4. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.

  5. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

  6. Мацеевский Я. Земба Ю. Генетика и методы разведения животных. М. Высшая школа. 1988.

  7. Нахаева В.И. Тестовые задания по биологии для подготовки к выпускным, вступительным и единому государственному экзаменам. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

  8. ЦОР «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Общая биология. 10 класс».

  9. Презентации из готовых материалов кабинета биологии.


Приложения

Приложение 1

  1. Календарно-тематическое планирование






Дата

Тема занятия, раздела


Основное содержание

Формы деятельности обучающихся


Домашнее

задание

Коррекция

1




Основные понятия генетики.

Г. Мендель – основоположник науки генетики. Основные понятия генетики. 1-й и 2-й законы Менделя. Гибридологический метод Менделя.

Диалог с учителем. Ответ на проблемный вопрос.

Терминологический диктант.

Отработать основные понятия.




2




Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.


Алгоритм оформления и решения задачи. Использование генетической символики. Решение простейших задач. На моногибридное скрещивание. Правильное оформление условий и ответа. Решение прямой и обратной задачи.

Решение теста по теме «Понятия генетики».

Работа под руководством учителя.

Работа у доски по алгоритму и самостоятельно.

Решение задачи.




3




Наследование признаков при дигибридном скрещивании

Понятие «дигибридное скрещивание».. Построение решётки Пеннета при решении задач на дигибридное скрещивание. Фенотипический радикал дигибридного скрещивания.

Решение прямой и обратной задачи. Решение задачи способом построения решётки Пеннета. Работа с тренажёром в программе «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Решение задачи.




4




Решение задач: третий закон Менделя.

Третий закон Менделя. Гипотеза чистоты гамет. Объяснение закономерностей наследования при дигибридном скрещивании.

Решение задач в тренажёре ЦОР «Виртуальная лаборатория по генетике. Биологика».

Составить задачу на законы Менделя.




5




Анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание. Значение анализирующего скрещивания. Признаки результатов анализирующего скрещивания при моно- и дигибридном скрещивании.

Решение задач на анализирующее скрещивание из материалов ЕГЭ. Выполнение контрольного теста.

Решение тестов.




6




Взаимодействие аллельных генов.

Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, множественные аллели.

Составление систематизирующей таблицы.

Решение задач на взаимодействие генов.

Решение задачи.




7




Комплементарное действие генов

Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарное действие генов.

Составление систематизирующей таблицы.

Решение задач на взаимодействие генов (часть С ЕГЭ).

Решение задачи.




8




Эпистатическое действие генов.

Эпистатическое действие генов (эпистаз). Рецессивный и доминантный эпистаз.

Составление систематизирующей таблицы.

Решение задач на взаимодействие генов.

Решение задачи.




9




Полимерное действие генов.

Полимерное действие генов. Наследование признаков при полимерии.

Составление систематизирующей таблицы.

Промежуточное тестирование.

Решение задачи.




10




Наследование признаков при сцеплении генов.

Наследование признаков при сцеплении генов. Группа сцепления. Полное и неполное сцепление. Нарушение процесса сцепления генов. Закон Т.Моргана.

Работа с заданиями части В и С материалов ЕГЭ.


Выучить понятия.




11




Основные положения хромосомной теории наследственности.

Роль кроссинговера при неполном сцеплении генов. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. Решение задач на определение процента кроссинговера.


Решение задач на наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере.

Решение задачи.




12




Генетическое определение пола.

Половые хромосомы и аутосомы. Типы определения пола. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Гемизигота.

Решение тестовых заданий. Работа с тренировочными заданиями ЕГЭ.

Тесты в формате ЕГЭ.




13




Наследование признаков, сцепленных с полом.

Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Признаки человека, сцепленные с полом.

Работа у доски по алгоритму. Работа с тренажёром в программе «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Индивидуальные задания - решение задач.


Решение задачи.




14




Методы генетики.

Методы генетики: гибридологический, цитогенетический, биохимический, онтогенетический, близнецовый, генеалогический.

Решение тестов.

Тесты в формате ЕГЭ.




15




Генеалогический метод.

Генеалогический метод. Анализ родословных. Значение метода в медицине.

Решение задачи на анализ родословных.

Решение задачи - работа в парах.




16




Задачи по генетике в материалах ЕГЭ.

Типы задач по генетике, встречающиеся в экзаменационной работе.

Повторение алгоритмов работы с задачами по генетике.

Индивидуальная работа.




17




Итоговый контроль

Материал, изученный в течение курса.

Итоговая контрольная работа- задания разного типа(части А,В и С)








Приложение II.

Практическая часть
  1   2   3   4

Похожие:

«Решение задач по генетике» iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» (11 класс)
Изучение биологии на уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей

«Решение задач по генетике» iconРешение задач по отраслям права Решение задач по разделу «Право и экономика»
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, так как направлена на расширение...

«Решение задач по генетике» iconРешение химических задач
Содержание: умк по дисциплине в. Од 10 Решение химических задач для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое...

«Решение задач по генетике» iconРешение задач на кодирование графической информации. Растровая графика....
«5»). Приведенные задачи взяты из различных учебников (список прилагается). Подробно рассмотрены решения всех задач, даны методические...

«Решение задач по генетике» iconУчебное пособие задания на контрольную работу с методическими указаниями...
А4 в компьютерном оформлении. Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы. При решении...

«Решение задач по генетике» iconТиповые правила использования сети Интернет в образовательной организации
Использование сети Интернет в образовательной организации направлено на решение административных задач и задач учебно-воспитательного...

«Решение задач по генетике» iconГбпоу «Лысковский агротехнический техникум» лпз дисциплины
Решение задач по теме: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

«Решение задач по генетике» iconМетодические указания по подготовке к семинарским /практическим/...
Учебным планом для изучения Особенной части уголовного права предусмотрены как лекционные, так и семинарские /практические занятия/....

«Решение задач по генетике» iconУрок математики «Решение задач на деление»
«Развитие учебно-информационных умений обучающихся как средство повышения качества образования»

«Решение задач по генетике» iconПлан-конспект урока математики в 8-м классе скоши по теме
«Решение примеров и задач на все действия с целыми числами и десятичными дробями»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск