Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации


Скачать 111.55 Kb.
НазваниеИсследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации
ТипИсследование

УДК 331.108

А.Б. Жарикова

ББК 65.24




ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены результаты анализа информации об удовлетворенности персонала образовательной организации различными аспектами труда на основе проведенного анкетирования.

Ключевые слова: персонал образовательной организации, факторы формирования удовлетворенности персонала.

A.B. Zharikova

INVESTIGATION OF THE FACTORS OF SATISFACTION OF STAFF OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

This article presents the results of analysis of information on employee satisfaction with various aspects of the educational organization of labor on the basis of a questionnaire.

Keywords: staff of an educational institution, factors of employee satisfaction.
Сегодня в организациях наметился переход от традиционных методов воздействия на поведение работников посредством материальных стимулов к новому типу мотивации на основе управления степенью удовлетворенности и вовлеченности персонала.

Удовлетворенность персонала представляет собой многомерную характеристику отношения людей к организации, в которой они работают. Теоретически и экспериментально были выявлены три группы показателей удовлетворенности персонала:

  • внутреннее удовлетворение содержанием труда;

  • удовлетворение окружением на работе;

  • удовлетворение вознаграждением со стороны организации.

Проведение оценки удовлетворенности работников обеспечивает руководство предприятия достаточно ценной и важной информацией по следующим направлениям:

  • определение типа трудовой мотивации работников и наиболее важных для них мотиваторов и демотиваторов;

  • определение результативности внедрения и функционирования корпоративной культуры, а также системы мотивации и стимулирования;

  • понимание отношения работников к проводимым и планируемым руководством мероприятиям в отношении человеческих (трудовых) ресурсов. Например, изменений организационной структуры и/или системы оплаты труда, системы обучения, социальных льгот;

  • потребность в финансовых и иных ресурсах для решения вопросов управления человеческими ресурсами.

Мониторинг удовлетворенности и вовлеченности персонала в работу – наиболее эффективный способ взглянуть на организацию глазами сотрудников.

Анализ степени удовлетворенности сотрудников компании невозможно проводить без анализа ситуации, связанной с увязкой интересов администрации и интересов работников. Для этого нужна первичная информация, которую можно получить с помощью различных методов – анализа статистических данных, наблюдения за работниками, опроса, анкетирования [2].

Исследование морально-психологического климата выявляет отсутствие приверженности работников организации, которое выражается в отчуждении работника от организации, падении дисциплины, снижении производительности труда, увеличении количества претензий со стороны клиентов. Позволяет контролировать и корректировать социально-психологический климат в подразделениях, являющийся одним из основных элементов успешного развития организации и залогом реализации ее стратегических целей [3].

Нами было проведено исследование персонала образовательной организации по реализации услуг дополнительного профессионального образования взрослых с помощью анкет «Оценка удовлетворенности условиями труда (производственной средой)» и «Исследование психологического климата в трудовом коллективе». В результате анализа анкетирования мы планируем разработать программу организационных изменений с целью снижения уровня неудовлетворенности выявленными факторами.

Отметим, что формы опросников не вызывали трудностей при их заполнении. Анкеты разработаны с учетом требований, предъявляемых к структуре анкет. Анкеты содержат вводную часть, в которой говорится о целях и задачах исследования, приводятся правила заполнения анкеты и гарантируется анонимность.

Поскольку основная часть анкеты не должна быть громоздкой, было решено включить в опросник не более 35 вопросов, с разделением их на тематические блоки. В третьей части (паспортичке) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, стаж работы. Заключительная часть содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании [1].

Для проведения опроса было использовано самое широкое привлечение руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, работников бухгалтерии, отдела организационно-технического обеспечения, редакционно-издательского отдела и отдела кадров. В опросе, проведенном в марте 2013 года, приняли участие 89 сотрудников или 70% персонала.

Распределение респондентов по полу, возрасту и стажу работы в представлено в табл. 1-3.

Таблица 1

Распределение респондентов по полу

Сотрудники

Число респондентов, чел.

Количество респондентов,%

Мужчины

18

20

Женщины

71

80

Данные табл. 1 показывают, что в опросе принимали участие, в основном, женщины, их 80%. Это особенность коллектива образовательной организации.

Таблица 2

Распределение респондентов по возрасту

Возраст сотрудников

Число респондентов, чел.

Количество респондентов, %

20-30 лет

21

23

31-40 лет

37

42

41-50 лет

17

19

51-60 лет

9

10

старше 60 лет

5

6

Большая часть сотрудников, ответивших на вопросы анкеты, среднего возраста: 42% сотрудников в возрасте 31- 40 лет. Это продуктивные сотрудники, имеющие жизненный опыт. Около трети ответивших (23%)  молодые сотрудники, в возрасте до 30 лет.

Таблица 3

Распределение респондентов по стажу работы в институте

Стаж работы, лет

Число респондентов, чел.

Количество респондентов, %

До 1 года

24

27

1-3 года

24

27

3-5 лет

15

17

5-10 лет

26

29

Как видно из таблицы 3 большинство респондентов (54%) имеют небольшой стаж работы в данной организации: от года и до трех лет. Затем следует категория сотрудников, стабильно работающих в организации (свыше 5 лет), их 29%.

При проведении опроса мы попытались выявить мнение респондентов относительно того, удовлетворены ли они технической организацией рабочего места, физическими условиями труда, состоянием бытовых помещений. Мы попросили оценить существующую систему морального стимулирования, определить аспекты работы, являющееся наиболее важными. Хотелось узнать, насколько ясны сотрудникам цели организации и своей работы, выяснить насколько часто бывают разногласия с коллегами, есть ли возможность повысить квалификацию и т.п.

Ответы на ключевые вопросы анкет представлены в табл. 4 и 5.

Таблица 4

Оценка удовлетворенности персонала условиями руда

(производственной средой)

Утверждение

Вариант ответа

Да

Нет

Отчасти

Удовлетворены ли Вы физическими условиями труда (шум, освещенность, температура, чистота и др.)?

75 (84%)

5 (6%)

9 (10%)

Удовлетворены ли Вы размером заработной платы?

21 (23%)

31 (35%)

37 (42%)

Удовлетворены ли Вы организацией питания на рабочем месте?

40 (45%)

36 (40%)

13 (15%)

Удовлетворены ли Вы техническим оснащением рабочего места?

76 (85%)

6 (7%)

7 (8%)

Удовлетворены ли Вы состоянием бытовых помещений (автопарковка, столовая, санузлы и т.п.)

72 (81%)

7 (8%)

10 (11%)

Можно отметить, что в целом персонал удовлетворен условиями труда: ответ «да» дали в среднем 66% опрошенных. Исключение составляет удовлетворенность размером заработной платы. Здесь неудовлетворенных и отчасти удовлетворенных респондентов большинство: 31% и 37% соответственно к 21% довольных размером зарплаты. Что легко объяснимо, так как организация является бюджетной и размеры окладов сотрудников невелики.

На вопрос «Какие из следующих аспектов ситуации в организации вызывают у Вас озабоченность?» ответы респондентов распределились следующим образом:

  • уровень оплаты труда  68 (76%);

  • организация питания  30 (34%);

  • система поощрения лучших сотрудников  25 (28%);

  • информирование коллектива  24 (27%);

  • возможность защиты от несправедливости  18 (20%)

  • возможность доведения своего мнения до руководства  14 (16%);

  • взаимоотношения в коллективе  12 (13%);

  • отношение к инициативным работникам  9 (10%);

  • условия труда  5 (6%);

  • взаимоотношение с руководством  5 (6%);

  • состояние трудовой дисциплины  4 (4%).

И вновь выявилось большое количество персонала, недовольного уровнем оплаты труда и системой поощрения лучших сотрудников: эти аспекты вызывает наибольшую озабоченность и отмечены 68 и 25 раз соответственно. Также большую озабоченность коллектива вызывает организация питания, уровень информированности коллектива.

На вопрос «Как вы оцениваете систему морального стимулирования в организации?» ответы выглядят так:

  • морального стимулирования практически нет, никто не скажет "спасибо" за труд – с этим утверждение согласны 6% персонала;

  • моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное – дали согласие 47% опрошенных;

  • меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования – согласились также 47% участников анкетирования.

Далее мы попросили отметить те формы морального стимулирования, которые сотрудники считают лучшими. Ответы распределились так:

  • ощущение своей принадлежности, нужности для компании, уважение, признание со стороны коллег, руководителя - 73 (82%);

  • похвала руководителя - 30 (34%);

  • почетная грамота, благодарность –28 (31%);

  • присвоение звания "Лучший работник" - 13 (15%).

Среди аспектов работы, являющихся для работников самыми важными, были названы:

  • интересная работа – 83 (93%);

  • благоприятные условия труда – 70 (78%);

  • уровень зарплаты – 69 (77%);

  • хороший, дружный коллектив – 68 (76%);

  • возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий – 50 (66%);

  • возможность проявить инициативу и предприимчивость – 41 (46%);

  • доброжелательное отношение руководителей к подчиненным - 61 (69%).

Таким образом, большинство работников образовательной организации считает, что нужность для компании, признание и уважение со стороны коллег являются лучшей формой морального вознаграждения. И, в качестве наиболее важных аспектов своей работы, отмечают такие как: интересная работа, благоприятные условия труда, уровень зарплаты, дружный коллектив.

С помощью вопросов таблицы 5 мы попытались выяснить, как коллектив оценивает психологический климат своей организации.

Таблица 5

Оценка психологического климата в трудовом коллективе организации


Наименование критериев

Вариант ответа

Да

Нет

Отчасти

Ясна ли вам общая стратегия деятельности института?

21 (23%)

31 (35%)

37 (42%)

Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать достижению целей института?

75 (84%)

5 (6%)

9 (10%)

Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата?

47 (53%)

16 (18%)

26 (29%)

Удовлетворены ли вы содержанием своей работы?

55 (62%)

5 (6%)

29 (32%)

Можете ли вы открыто высказывать непосредственному руководителю свои идеи и предложения?

77 (87%)

4 (4%)

8 (9%)

Нуждаетесь ли вы в повышении квалификации?

63 (71%)

10 (11%)

16 (18%)

Если ваш ответ на предыдущий вопрос "да", то имеете ли вы для этого возможность?

40 (45%)

13 (15%)

36 (40%)

Охотно ли Вы рекомендуете свою организацию как работодателя?

42 (47%)

18 (20%)

29 (33%)

Удовлетворены ли вы отношением с непосредственным руководителем?

78 (88%)

2 (2%)

9 (10%)

У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива

86 (97%)

0 (0%)

3 (3%)

У меня бывают разногласия с коллегами по работе

9 (10%)

48 (54%)

32 (36%)

Имеется ли у вас возможность продвижения по службе

25 (28%)

31 (35%)

33 (37%)

Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям

10 (11%)

57 (64%)

22 (25%)

Присутствует ли в Вас энтузиазм и гордость за принадлежность к своей организации?

59 (66%)

8 (9%)

22 (25%)

Данные таблицы показывают, что большая часть персонала (84%) понимает, что нужно делать для достижения целей организации. Удовлетворены содержанием своей работы 62%. Могут открыто высказать своему руководителю идеи и предложения 87% сотрудников. У 66% персонала присутствует энтузиазм и гордость за принадлежность своей организации. Сложились хорошие отношения с коллегами по работе, редко бывают разногласия у подавляющего большинства сотрудников (97%).

Однако, треть коллектива (35%) считает, что возможность продвижения по службе в данной организации отсутствует; 64% опрошенных полагают, что занимаемое ими служебное положение не соответствует имеющимся способностям.

На вопрос «Перешли бы Вы работать на другое место работы? Почему?» положительный ответ дали 55% респондентов. Основной причиной возможного увольнения был назван низкий размер заработной платы. Возможными причинами увольнений названы также: отсутствие свободного графика работы, высокая загруженность и напряженность труда, отсутствие возможности развития. Ответ «нет» дали 35% опрошенных, объяснив свою позицию благоприятными условиями труда, большим стажем работы в организации, удовлетворением содержанием труда. 10% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Исследование показало, что основной причиной неудовлетворённости персонала работой является низкая оплата труда. Текучесть кадров в целом по институту в 2012 г. составила 17 %, в 2011 г. этот показатель был примерно на том же уровне. Неверно было бы ожидать, что сотрудник останется в организации, руководствуясь только своей потребностью в самореализации и стремлением работать в дужном коллективе, когда заработная плата позволяет едва сводить концы с концами.

На основании проведенного исследования можно выделить факторы, формирующие удовлетворённость сотрудников образовательной организации:

1. Руководство:

• политика и цели организации;

• репутация организации.

2. Методы работы с персоналом:

• оплата труда;

• признание;

• карьера;

• обучение и развитие.

3. Коллектив:

• психологическая атмосфера;

• взаимоотношения с руководством.

4. Оборудование, ресурсы:

• физические условия труда;

• техническое оснащение рабочего места.

Список использованной литературы

1. Анкета для изучения удовлетворенности трудом [Электронный ресурс] – режим доступа: http://hr-portal.ru/pages/okk/udtrud.php.

2. Соколова Л.И. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворённости и вовлечённости персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации : монография / Л.И. Соколова, Е.С. ,Мищенко, С.В. Пономарёв. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 124 с.

3. Шинкаренко О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов серии ISO 9000 : практическое пособие / О.Н. Шинкаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 448 с.

Информация об авторе

Жарикова Алла Борисовна — магистрант, кафедра экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: garal@rambler.ru

Author

Zharikova Alla Borisovna — student of Magistracy, Department of the Labour Economy and Personnel Management, Baikal National University of Economics and Law, 11, Lenin str., Irkutsk, 664003, e-mail: garal@rambler.ru

Похожие:

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconСпециальная Оценка Условий Труда. Порядок проведения. Специальная...
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на...

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconАнкета исследование мотивационной структуры персонала при построении системы оплаты труда
Сдельная оплата труда – это плата за единицу произведенной продукции (услуги). Применяется в случае разработанных нормативов затрат...

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconПутеводитель по кадровым вопросам
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на...

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconПутеводитель по кадровым вопросам
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на...

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconИсследование организации учета расчетов с работниками по оплате труда...
Тарифная система, ее значение в организации оплаты труда и обзор нормативной базы по вопросам трудовых отношений

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconМетодические рекомендации по общественному контролю за условиями...
В настоящих методических рекомендациях представлены материалы по проведению общественного контроля за условиями и охраной труда в...

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconДипломной работы является изучение персонала, функции набора, отбора...
Набор, отбор и адаптация персонала как факторы эффективной работы организации

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации icon«Исследование общей удовлетворенности граждан качеством деятельности...

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconАнкетирование по удовлетворенности деятельностью моу сош №1 им. А. К. Просоедова
Для определения степени удовлетворенности образовательными услугами потребителями образовательного процесса был произведен анализ...

Исследование факторов удовлетворенности условиями труда персонала образовательной организации iconВременное положение о допуске персонала строительно-монтажных организаций...
Ведущий инженер отдела охраны труда, надежности и промышленной безопасности Филиала ОАО «РусГидро» «Зейская гэс»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск