9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13


Скачать 259.52 Kb.
Название9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13
ТипАнализ
Проект

Концепция формирования базы (справочника) востребованных и перспективных профессий

Москва, 2016 г.


Содержание


3.Нормативная база Справочника профессий 4

4.Задачи, решаемые с помощью Справочника профессий, его предназначение 5

5.Взаимосвязь Справочника профессий с документами социально-трудовой информации 7

6.Структура и источники информации о профессии в Справочнике профессий 8

7.Организация работ по формированию и актуализации Справочника профессий 9

8.Структура государственного информационного ресурса «Справочник профессий» 11

9.Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13

10. Текущее состояние работ по формированию Справочника профессий. Задачи 2016 года и дальнейшая перспектива 15



  1. Обоснование актуальности разработки формирования и актуализации базы (справочника) востребованных на рынке труда и перспективных профессий1

Анализ данных об общей ситуации на рынке труда и основных тенденциях подготовки кадров в Российской Федерации свидетельствуют о недостаточной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также спроса на квалифицированные кадры и структуры их подготовки, что усугубляется недостаточной подготовленностью выпускников образовательных организаций к работе по профессии.

Среди причин такого положения - недостаточная системность в работе по определению и описанию профессий, востребованных рынком труда, прежде всего, требующих среднего профессионального образования, и информирования различных категорий граждан о таких профессиях и их современном содержании.

В ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время создаются региональные «он-лайн» справочники2 востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Как правило, они носят профориентационный характер, адресованы школьникам и студентам, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, их семьям. В некоторых случаях делаются попытки дать обзор регионального рынка труда, построить рейтинг профессий. Однако информация этих источников подается и структурируется на основе разных принципов и подходов, ориентирована на довольно узкий сегмент пользователей и позволяет решать только локальные задачи.

Необходимо формирование постоянно действующей системы мониторинга востребованности профессий с учетом отраслевой и региональной специфики и создание специального Интернет-ресурса, аккумулирующего информацию о востребованных профессиях и их содержании, возможностях трудоустройства, получения образования и оценки квалификаций по данным профессиям.


  1. Зарубежный опыт разработки справочников (классификаторов) профессий и создания информационных ресурсов в этой области

Анализ зарубежного опыта показывает, что в большинстве развитых стран мира3 созданы Интернет-ресурсы, предназначенные для широкого круга пользователей и предоставляющие информацию о профессиях и работах (должностных позициях), существующих на рынке труда страны (приложение 1).

Такие ресурсы создают интегрированную рамку для сбора, систематизации и публикации статистической и содержательной информации о профессиях, что позволяет сопоставлять вакансии с запросами о поиске работы, предоставлять сведения о различных карьерных траекториях, обеспечивать учет вновь возникающих профессий или групп профессий, их слияние, разделение, изменения наименований.

В описании профессий, как правило, указываются условия труда; требования к образованию, описание работ (функций), сфера применения профессии, региональная специфика. Даются ссылки на национальные классификаторы. Учитывается региональная специфика и потребности разных групп пользователей от сфер образования и от сферы труда.

При подготовке информации для ресурсов используются методы статистического анализа, сравнительного анализа различных официальных источников (включая региональные), экспертных мнений, критериального анализа.

При этом из анализируемых стран только в США существует единый информационный ресурс, обеспечивающий интегрированную рамку для сбора, систематизации и публикации статистической и содержательной информации о профессиях, обеспечивая сопоставление вакансий с запросами о поиске работы, предоставляя сведения о различных карьерных траекториях, обеспечивая учет вновь возникающих профессий или групп профессий, их слияние, разделение, изменения наименований.
  1. Нормативная база Справочника профессий


Нормативную базу формирования и актуализации Справочника профессий определяют следующие документы:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», давший старт массовой разработке профессиональных стандартов;

Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки, утверждения и применения»;

Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ, которым определен порядок применения работодателями профессиональных стандартов, в том числе государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию; 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. 2108-р «Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы», пункт 1;

Поручение Президента Российской Федерации от 20 февраля 2015 года № Пр-285, пункт 2 подпункт «а».
  1. Задачи, решаемые с помощью Справочника профессий, его предназначение


Создание Справочника профессий направлено на решение следующих задач:

- организация системы мониторинга востребованности и изменений профессий с учетом отраслевой и региональной специфики;

- организация сбора на системной основе актуальной информации о состоянии рынка труда и занятости населения;

- обеспечение поддержки профессионального выбора и построения карьеры граждан;

- обеспечение обоснованности стратегических и тактических решений в области социально-экономического развития на разных уровнях: федеральном, региональном, отраслевом, институциональном.

Применение Справочника профессий позволит формировать предложения о приоритетной разработке и актуализации профессиональных стандартов, а также о первоочередной разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, образовательных программ, включая основные профессиональные образовательные программы, программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

В перспективе Справочник профессий сможет интегрировать в себе информацию обо всех классификаторах социально-трудовой информации.

Создание Справочника профессий в качестве государственного информационного ресурса4,5 позволит систематизировать и представить статистические данные о профессиях, их содержании в соответствии с динамикой изменений на рынке труда и производствах; обеспечит учет вновь возникающих профессий или групп профессий, их слияние, разделение, изменения наименований.

В соответствии с предназначением Справочника профессий определена его целевая аудитория и возможности использования каждой группой.


Группы пользователей,

участники

Возможности использования Справочника

Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти (включая органы по труду, занятости, образованию), органы местного самоуправления

Формирование планов мероприятий (дорожных карт) развития приоритетных секторов экономики, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, прогноза кадрового обеспечения областей профессиональной деятельности и отдельных регионов

Минтруд России

Определение необходимости разработки новых или актуализации действующих профессиональных стандартов в бюджетной сфере. Планирование модернизации системы квалификационных справочников на основе консолидированной информации о профессиях, специальностях и должностях

Объединения работодателей, советы по профессиональным квалификациям, профессиональные сообщества, объединения профессиональных союзов

Мониторинг рынка труда и занятости, востребованности профессий в конкретном секторе экономики, определение необходимости разработки новых или актуализации действующих профессиональных стандартов в сфере бизнеса

Работодатели

Формирование стратегий кадрового развития организации, разработка корпоративных регламентов в области управления персоналом, обеспечение непрерывности и сбалансированности процесса подготовки кадров, в том числе опережающей подготовки

Образовательные организации

Выявление приоритетов изменяющегося рынка труда, обеспечение соответствия между потребностями экономики в трудовых ресурсах и структурой подготовки кадров в образовательных организациях; проектирование образовательных программ, проведение профориентационной работы с учащимися

Центры занятости населения

Формирование перечня профессий, рекомендованного лицам, ищущим работу/ молодежи, по результатам профессионального тестирования и с учетом показателей востребованности рекомендованных профессий в регионе/ стране.

Граждане, выбирающие, ищущие или меняющие профессию

Выбор профессии и планирование карьеры, определение перспектив повышения квалификации, профессиональной переподготовки

Органы государственной власти стран-участниц Таможенного союза, СНГ

Один из инструментов регулирования миграционных процессов и формирования общего рынка труда СНГ

Миграционная служба

Определение перечня профессий иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии

Трудовые мигранты

Определение соответствующих профессий и перспектив трудоустройства по ним, необходимости повышения и оценки квалификации



  1. Взаимосвязь Справочника профессий с документами социально-трудовой информации


В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» применяемые в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации относятся к документам в области стандартизации. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Общероссийские классификаторы также используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Сложившаяся система документов социально-трудовой информации включает в себя Общероссийский классификатор занятий (далее – ОКЗ), Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее – ОКПДТР), Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (три последних документа Минтрудом России не поддерживаются).

Дополнительно приказами Минтруда России введен Реестр профессиональных стандартов6, являющийся по своей сути их классификатором.

Все вышеуказанные документы предназначены для решения однотипных задач, но построены на различных основаниях и содержат разные требования к квалификации работников.

В целях упорядочивания системы документов социально-трудовой информации и облегчения для пользователей работы с ними в Справочнике профессий планируется предусмотреть ссылки на общероссийские классификаторы ОКЗ и ОКПДТР, а также Реестр профессиональных стандартов.

Для упрощения использования Справочника профессий и обеспечения его интеграционной роли планируется создание специальной классификации вошедших в него профессий.
  1. Структура и источники информации о профессии в Справочнике профессий


В соответствии с предназначением Справочника профессий структура информации о профессиях будет включать три взаимосвязанных блока:

1) блок нормативной информации.

В этом блоке будет представлена информация о профессиональном стандарте (стандартах), к которому имеет отношение профессия; возможных должностях; будут приведены ссылки на соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты), при наличии – зарубежные аналоги профессии, информация о принадлежности к списку ТОП-50, перечню компетенций Ворлдскиллс. Отдельно – ссылки на классификаторы в сфере труда; документы, определяющие требования к квалификации, наличие льгот, компенсаций и специального допуска к профессии. Будет приведена информация о возможностях оценки квалификации по профессии на соответствие профессиональному стандарту, о профильных советах по профессиональным квалификациям.

2) блок характеристики (описания) профессии.

В этом блоке будет представлена следующая информация:

- область профессиональной деятельности;

- трудовые функции;

- сфера применения профессии;

- требования к образованию, включая «входные» условия;

- родственные профессии.

3) блок аналитико-статистической информации.

В данном блоке будет представлена информация, содержащая данные:

- о возможностях получения образования (пути получения образования, возможные образовательные программы, в перспективе в региональном разрезе);

- о возможностях трудоустройства (ссылки на сайты вакансий);

- о примерной заработной плате;

- о востребованности, перспективах развития профессии.

В этом блоке также предусматривается создание раздела «Региональная специфика», где в дальнейшем представители определенной субъектом Российской Федерации ответственной организации смогут заполнить аналитико-статистические информационные блоки о профессиях в региональном разрезе.

Дополнительно планируется сформировать «Медиатеку», содержащую аудио-, видео- и фотоматериалы о профессии, реальном рабочем месте, инструментах и т.д.

Структура и пример описания профессии описания профессии представлены в приложении 3.

Источниками информации для описания профессии являются:

  1. официальные документы, например, нормативные документы, определяющие приоритетные направления развития науки и технологий; стратегии, программы развития, «дорожные карты» секторов экономики; региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов и т.д.;

  2. аналитические отечественные и зарубежные отчеты и материалы, материалы форсайтов и экспертных опросов и т.д.;

  3. результаты специально организованного регионального, отраслевого опроса представителей объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, ТПП, профсоюзов, крупнейших компаний, профессиональных сообществ, экспертов;

  4. информация, полученная путем официального запроса от ведомств, организаций, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, профсоюзов, профессиональных сообществ, экспертов (например, данные Росстата, Роструда, Минобрнауки России и других федеральных органов исполнительной власти; данные Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Россия»; данные региональных органов исполнительной власти и т.д.).
  1. Организация работ по формированию и актуализации Справочника профессий


Предполагается7, что правила формирования и применения Справочника профессий устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечень содержащейся в Справочнике информации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Планируется, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Минтруд России) организует работу по актуализации Справочника профессий.

Для формирования и поддержания в актуальном состоянии Справочника профессий должны быть подготовлены проекты следующих документов8:

постановление Правительства Российской Федерации, определяющее правила формирования и применения справочника профессий на рынке труда;

приказ Минтруда России, определяющий порядок формирования, актуализации и использования информационно-справочного ресурса по профессиям на рынке труда;

приказ Минтруда России, утверждающий методику формирования Справочника профессий;

приказ Минтруда России, определяющий формы представления информации для формирования Справочника профессий.

Схема организации работ по формированию и актуализации Справочника профессий представлены в приложении 4.

В соответствии с предлагаемым подходом основными участниками работы по формированию и актуализации Справочника профессий являются:

1) оператор системы (определяется Минтрудом России) - несет ответственность за формирование и актуализацию Справочника профессий на федеральном уровне.

Оператор системы осуществляет:

- сбор информации о востребованных и перспективных профессиях;

- определение необходимости и организацию опросов, форсайтов, экспертных интервью, периодических запросов информации и т.п.;

- сбор информации от отраслевых и региональных площадок, профессиональных сообществ;

- оформление и при необходимости согласование с заинтересованными сторонами предложений о включении информации в Справочник профессий;

- организацию редактирования информации о профессиях (при необходимости);

- размещение информации в ГИР.

Формирование предложений Оператору системы по вопросам обновления информации о той или иной профессии или внесения информации о новой профессии является функцией представителей отраслевых и региональных площадок, профессиональных сообществ;

2) представители отрасли (области профессиональной деятельности). Оператор системы взаимодействует отраслевыми площадками, обеспечивающими отраслевой уровень работ по формированию и актуализации Справочника профессий, которые формируются на базе советов по профессиональным квалификациям с участием ведомств, государственных корпораций, крупнейших компаний;

3) представители регионов. Оператор системы взаимодействует с региональными площадками, ответственными за соответствующий компонент Справочника профессий. Региональные площадки формируются на базе организаций и структур, ответственных за выполнение комплекса работ по развитию системы профессиональных квалификаций в регионе (среди них могут быть региональные агентства развития квалификаций, региональные отделения РСПП, ТПП, образовательные организации и др.). при участии региональные органы исполнительной власти;

4) представители профессиональных сообществ. Оператор системы взаимодействует с экспертами – представителями профессиональных сообществ, в том числе вошедших в Базу данных профессиональных сообществ и работодателей9.

Сбор информации о профессиях на отраслевом, региональном и экспертом уровне планируется осуществлять с помощью опросов, проводимых в различных формах, а также периодических запросов информации.

Сбор и обновление информации будет проводиться Оператором системы один раз в год или по мере появления изменений в нормативных документах, а также новой информации о содержании профессий или новых профессий.

Формирование и поддержка работы Справочника профессий предусматривает подготовку экспертов, представляющих отрасли, регионы и профессиональные сообщества, по трем взаимосвязанным направлениям:

1) по определению востребованных и перспективных профессий;

2) по подготовке информационных блоков справочника;

3) по определению целевой аудитории и отбору экспертов для проведения опросов.

Таким образом, для создания и внедрения в практику Справочника профессий необходимо развитие нормативного и методического обеспечения, определяющего статус Справочника, зоны ответственности и правила взаимодействия вовлеченных в его создание и поддержание в актуальном состоянии сторон.
  1. Структура государственного информационного ресурса «Справочник профессий»


ГИР будет состоять из четырех частей:

- подсистема администрирования;

- подсистема управления контентом;

- подсистема сервисов;

- подсистема содержательных блоков.

Подсистема администрирования обеспечивает настройку функционала и базы данных ГИР, управление учетными записями пользователей.

Подсистема управления контентом поддерживает процесс создания описаний профессий на протяжении всего производственного цикла, а именно:

- введение предварительных данных;

- сбор информации на федеральном, отраслевом, региональном, экспертном уровнях;

- обсуждение, рецензирование и консолидация/аналитическая обработка информации на федеральном, отраслевом, региональном, экспертном уровнях;

- редактирование и одобрение информации для размещения в открытом доступе;

- добавление/ удаление информации из открытого доступа.

Группировка массива профессий будет представлена по различным основаниям:

- в алфавитном порядке;

- по областям профессиональной деятельности10;

- ключевым словам.

Подсистема сервисов для пользователей включает авторизацию участников разработки ГИР, участие в опросах и заполнение форм для рецензирования и обсуждения. Обеспечивает разнообразие путей поиска информации для пользователей. Предоставляет возможность вывода на печать отдельных документов. Организует учет посещений отдельных страниц и разделов ГИР. Предоставляет отчет и статистическую информацию о работе пользователей.

Подсистема содержательных блоков включает информацию о профессиях, представленную в соответствии со структурой, описанной в п. 6; нормативные документы, полезные ссылки, календарь профессиональных конкурсов и другую информацию.

Информация в ГИР будет поступать путем аналитической обработки информации, получаемой из системы программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по перспективным и востребованным профессиям, а также данных региональных и отраслевых площадок, экспертов.

ГИР может взаимодействовать с порталом «Работа в России», официальными сайтами Национального совета, включая сайты советов по профессиональным квалификациям, сайтом Минтруда России «Профессиональные стандарты», официальным сайтом Ворлдскиллс, сайтом «Федеральный реестр независимой оценки квалификаций». Степень интеграции ГИР с данными ресурсами будет уточнена и конкретизирована в процессе разработки.

Информационно-техническая поддержка пользователей будет осуществляться путем организации службы горячей линии с целью предоставления возможности обращений пользователей за консультациями.

«Горячая линия» должна включать две «линии» технической поддержки. «Первая линия» должна осуществлять прием и обработку первичных обращений пользователей информационно-справочного ресурса по перспективным и востребованным профессиям (прием, регистрация, учет нештатных ситуаций, решение проблем, мониторинг результатов, а также их классификацию по типам обращений). «Вторая линия» - прием и обработка внештатных ситуаций повышенной сложности, их классификацию, выработку решений проблем пользователя и рекомендации по предупреждению нештатных ситуаций.
  1. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям11


Целью формирования и эксплуатации ПМО является создание постоянно действующей системы мониторинга востребованных и перспективных профессиях с учетом отраслевой и региональной специфики с последующей актуализацией их содержания, а также аккумуляцией информации о возможностях трудоустройства, получения образования и оценки квалификаций по данным профессиям.

ПМО обеспечивает взаимодействие оператора ГИР с отраслевыми и региональными участниками, а также с представителями профессиональных сообществ с целью формирования и актуализации содержания Справочника профессий. ПМО также может быть использовано советами по профессиональным квалификациям в качестве инструмента мониторинга рынка труда, потребности в квалификациях, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий.

ПМО позволяет конструировать исследовательский инструментарий (анкеты, опросные листы) и проводить опросы и голосования в режиме он-лайн, осуществлять первичную статистическую обработку полученных данных, в том числе в региональных и отраслевых разрезах, и публиковать основные результаты.

ПМО предоставляет возможность региональным и отраслевым участникам формирования и актуализации ГИР получать статистические данные в пределах их компетенции (соответствующего субъекта Российской Федерации или области профессиональной деятельности).

Целевой аудиторией проводимых исследований являются руководители и специалисты, обладающие опытом работы в конкретной профессиональной деятельности и экспертными знаниями в области управления, обучения и развития персонала.

Основные группы респондентов составят:

- представители региональных и отраслевых площадок, в том числе на базе советов по профессиональным квалификациям;

- эксперты по определению востребованных и перспективных профессий;

- представители органов власти, объединений работодателей, объединений профсоюзов, образовательных организаций и иных государственных бюджетных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций и др.

Порядок проведения опросов представлен на рис. 1.

Рис.1. Порядок проведения опросов в целях формирования содержания Справочника профессий
  1. Текущее состояние работ по формированию Справочника профессий. Задачи 2016 года и дальнейшая перспектива


В 2015 году Минтрудом России утвержден Справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832).

Работа по формированию Справочника профессий проводилась совместно с Национальным советом при активном участии Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ООО «ОПОРА РОССИИ», Федерации независимых профсоюзов России, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Россия», НИИ труда и социального страхования Минтруда России, Национального агентства развития квалификаций, а также образовательных и научных организации и их объединений.

Формирование Справочника профессий осуществлялось с учетом стратегий и программ развития секторов экономики по предложениям федеральных и региональных органов государственной власти, а также по предложениям Советов по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Советы по профессиональным квалификациям).

Кроме того, при подготовке Справочника учитывались предложения работодателей, компетенции Ворлдскиллс, международный опыт и результаты анкетирования целевой аудитории проекта.

Целевой аудиторией проекта выступили руководители и специалисты, представляющие коммерческие и некоммерческие организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные и другие заинтересованные организации.

При подготовке Справочника профессий в анкетировании приняли участие более 13 тыс. организаций различных организационно-правовых форм 85 субъектов Российской Федерации.

Проект Справочника профессий проходил обсуждение на региональных площадках.

При формировании Справочника профессий использовались следующие критерии отбора профессий:

1) критерии отнесения к востребованным профессиям:

массовый характер профессии;

ключевое значение профессии для сектора экономики;

прогнозируемый рост потребности в кадрах в среднесрочной перспективе (не менее пяти лет).

2) критерии отнесения к перспективным профессиям:

принадлежность к новому для России сектору экономики;

принадлежность к сектору экономики, активно развивающемуся в мире;

планируемое внедрение адаптированных, реализуемых или планируемых к внедрению в краткосрочной перспективе (менее пяти лет) новых технологий (бизнес-процессов).

В итоге, Справочник профессий вошли 1,6 тыс. наименований профессий, включая профессии из Списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования12.

С учетом дополнительно полученной информации, в том числе об утвержденных и планируемых к разработке профессиональных стандартов, приказом Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46 утверждена актуализированная версия Справочника профессий13.

Вместе с тем для поддержания Справочника профессий в актуальном состоянии необходимо создание постоянно действующей системы мониторинга востребованности профессий с учетом отраслевой и региональной специфики и специального информационного ресурса, аккумулирующего полученную в ходе мониторинга информацию о профессиях и учитывающего специфику потребностей различных целевых групп пользователей.

Таким образом, цель работ по дальнейшему формированию Справочника профессий в 2016 году – создание базы (справочника) востребованных и перспективных профессий в формате специального информационного ресурса, отвечающего потребностям различных категорий пользователей.

Для достижения указанной цели предполагается провести следующий комплекс работ:

1) подготовить методические материалы в проекты нормативных правовых актов по формированию и применению Справочника профессий в соответствии с примерным перечнем, утвержденным приказом Минтруда России от 19 ноября 2015 г. № 876;

2) организовать работу не менее 25 региональных и отраслевых площадок (в том числе на базе Советов по профессиональным квалификациям), включая координацию их деятельности, консультационное и методическое сопровождение. Основными задачами площадок должны стать сбор, проведение обсуждения и консолидация (на уровне отрасли или региона) информации о профессиях, а также подготовка предложений о включении информации в Справочник профессий. Отработать механизмы взаимодействия заинтересованных сторон;

3) из числа представителей ведущих организаций отраслей и регионов сформировать базу экспертов для уточнения списка востребованных и перспективных профессий, параметров описаний профессий, подготовки информационных блоков Справочника профессий. Должны быть разработаны программы и учебно-методические материалы для обучения экспертов и проведено их обучение;

4) организовать отраслевые и региональные опросы, специализированные интервью по определению востребованных и перспективных профессий, по результатам которых, при необходимости, должен быть скорректирован список, параметры и описания профессий;

5) на основе актуализированной версии Справочника профессий с учетом результатов опросов и интервью подготовить не менее 1620 описаний профессий по параметрам: кратное описание профессии, требования к образованию, связь с действующими классификаторами и стандартами Ворлдскиллс, информация о профильных советах по профессиональным квалификациям.

6) апробировать расширенный перечень параметров описания профессий, сформированный с учетом потребностей различных групп пользователей, на примере 600 профессий. Описания профессий должны быть дополнены параметрами, включающими информацию о сферах применения и перспективах развития профессии, возможностях получения образования, специальных требованиях к допуску к работе, возможностях трудоустройства и оценки квалификации;

7) в целях обсуждения сформированных методических подходов и содержания Справочника профессий провести не менее 6 межрегиональных семинаров и круглых столов и всероссийскую конференцию.

В 2017 году и последующие годы предполагается расширить отраслевую и региональную экспертную базы Справочника профессий.

Развитие содержания Справочник профессий будет происходить путем внесения в него новых профессий, а также обновления и расширения информации о профессиях, включая региональную составляющую.

Планируется уточнение (расширение) списка профессий и их описаний с учетом специфики стран-участниц СНГ и Таможенного союза.

1 Далее – Справочник профессий.

Термин «профессия» в данной концепции понимается как функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса систематизированных знаний, умений, навыков, опыта (компетенций), которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда (практического опыта). Под профессиональной деятельностью, в свою очередь, понимается трудовая деятельность, осуществляемая в рамках сложившегося разделения труда, требующая соответствующей подготовки и приносящая доход.

2 Профориентационный портал для обучающихся Московской области http://мой-ориентир.рф/, сайт Свердловской области и г. Екатеринбурга http://www.obrazovanie66.ru.

3 Например, США, Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Германия, Финляндия.

4 В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части определения порядка формирования и применения Справочника профессий на рынке труда» Справочник должен стать государственным информационным ресурсом, формируемым в целях содействия гражданам и организациям в получении информации о востребованных на рынке труда и перспективных профессиях (приложение 2).

5 Далее – ГИР.

6 Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 года № 667н.

7 В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части определения правил формирования и применения Справочника профессий на рынке труда».

8 В соответствии с приказом Минтруда России от 19 ноября 2015 года № 876 «Об утверждении примерного перечня проектов нормативных правовых актов по формированию и применению справочника профессий на рынке труда».

9 База данных профессиональных сообществ и работодателей размещена на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru.

10 В соответствии с приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 года № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».

11 Далее - ПМО

12 Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 года № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

13 Актуальная версия Справочника профессий размещена на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru.

Похожие:

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 icon9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых...
Концепция формирования базы (справочника) востребованных и перспективных профессий

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconФорма 2 Анкета для определения наиболее востребованных, новых и перспективных...
Критерии отнесения к востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconМетодические рекомендации по апробации образовательных программ,...
Целью данных рекомендаций является проверка в реальных условиях, на практике, теоретически построенных моделей проектирования и апробации...

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconЗао «ланит»
«Апробация и доработка программно-технического решения «Информационная система поддержки лицензирования отдельных видов деятельности»...

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconУчебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный...
В частности изучение работы программно-методического комплекса Инталев. Навигатор

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 icon«Апробация и доработка программно-технического решения «Информационная...
Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит»

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconРуководство пользователя Система документационного обеспечения управления
Система документационного обеспечения управления (сдоу) предназначена для информационно-документационного обеспечения текущей деятельности...

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconА про Мониторинг региональных сми по пенсионной и социальной тематике 27 июля 2012 года
Использование лишь одного вида пенсионного обеспечения приводит к созданию серьезного риска для пенсионеров (иатамбов-информ, 23....

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconЗаболоцкая Т. И. методист гбоу «Поволжский государственный колледж»....
ПМ. 03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

9. Система программно-методического обеспечения для проведения отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям 13 iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Разработано отделом методического обеспечения учебного процесса учебно–методического управления (омоуп уму)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск