АНАЛИЗ
осуществления главными распорядителями средств областного бюджета, главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств областного бюджета, главные администраторы доходов областного бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главные администраторы) наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В соответствии с ч. 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Нижегородской области от 17.02.2014 № 98 утвержден Порядок осуществления главными администраторами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее – Порядок, ВФК, ВФА соответственно).
Во исполнение п. п. 31, 58 Порядка приказом министерства финансов Нижегородской области от 05.12.2014 № 156 утверждены формы годового отчета о результатах осуществления ВФК и годового отчета о результатах осуществления ВФА, а также установлены сроки предоставления в министерство финансов планов ВФК, проектов планов ВФА, годовых отчетов о результатах осуществления ВФК и ВФА.
В структуре Правительства Нижегородской области по состоянию на 01.08.2015 находится 36 органов исполнительной власти, имеющих статус юридического лица и выступающих в качестве главных администраторов средств областного бюджета.
Министерством финансов проанализирована деятельность по осуществлению ВФК и ВФА 29-ти главных администраторов.
Результаты проведенного анализа показали, что осуществление главными администраторами ВФК и ВФА - как собственной системы предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере - организовано на ненадлежащем уровне.
Наиболее распространенными проблемами, характерными для большинства главных администраторов являются: В части внутреннего финансового контроля
Неисполнение бюджетных полномочий по осуществлению ВФК. Двенадцать главных администраторов ВФК не осуществляли.
2. Ограниченность круга лиц, на которые возложены обязанности по осуществлению ВФК: в ряде случаев главными администраторами определено одно должностное лицо, осуществляющее ВФК.
3. Осуществление ВФК в отношении государственных бюджетных учреждений, что противоречит п. 4 Порядка, которым определено, что внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении бюджетных процедур, осуществляемых главным администратором и подведомственными ему получателями средств областного бюджета – государственными казенными учреждениями.
4. Осуществление ВФК без формирования плана.
5. Включение в план ВФК бюджетных процедур и составляющих их операций без учета их подверженности существенным рискам.
Процедуры идентификации и оценки бюджетных рисков в большинстве случаев главными администраторами не проведены в связи с тем, что Методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по идентификации и оценке бюджетных рисков, в соответствии с которыми согласно Порядку должна производиться идентификация и оценка бюджетных рисков, в 2014 году отсутствовали.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19 января 2015 года № 02-11-05/932 направлены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, которые содержат рекомендации по идентификации и оценке бюджетных рисков (п. 26 – п. 37).
6. В ряде случаев планы ВФК не содержали наименований бюджетных процедур и указаний о необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры); не содержали информации о должностных лицах, ответственных за выполнение операций, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия; планы не согласовывались с подразделением внутреннего финансового аудита, не утверждались руководителем главного администратора и не направлялись в министерство финансов.
7. Неисполнение (в отдельных случаях) утвержденных планов внутреннего финансового контроля.
8. Отсутствие сбалансированной системы контрольных действий, осуществляемых в ходе исполнения бюджетных процедур и составляющих их операций, а именно: разграничение сферы ответственности всех должностных лиц, принимающих участие в исполнении бюджетных процедур и операций, а в ряде случаев - конкретные сроки и периодичность их проведения, не устанавливались.
9. Осуществление ВФК в отношении малого количества бюджетных процедур и составляющих их операций.
10. Неприменение в практической деятельности всех видов ВФК: самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, контроля по уровню подведомственности и мониторинга качества исполнения бюджетных процедур.
11. Низкая результативность контрольных мероприятий, а в большинстве случаев полное отсутствие выявленных нарушений.
12. Отсутствие журналов внутреннего финансового контроля, в которых должна отражаться информация о результатах ВФК.
13. Ненаправление годовых отчетов о результатах осуществления ВФК в министерство финансов.
В части внутреннего финансового аудита
14. Неисполнение бюджетных полномочий по осуществлению ВФА.
Девятнадцать главных администраторов деятельность по ВФА не осуществляли.
Несоблюдение принципов объективности, независимости и профессиональной компетентности при назначении должностных лиц, ответственных за осуществление ВФА: допускались случаи назначения должностных лиц, не находящихся в непосредственном подчинении руководителю главного администратора и осуществляющих внутренний финансовый контроль.
В ряде случаев должностные лица, ответственные за осуществление ВФА, не назначались.
Осуществление ВФА в отношении государственных бюджетных учреждений, что противоречит п. 4 Порядка, которым определено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в отношении бюджетных процедур, осуществляемых главным администратором и подведомственными ему получателями средств областного бюджета – государственными казенными учреждениями.
Ненаправление в ряде случаев планов ВФА для согласования в министерство финансов.
Недостатки при оформлении приказов о назначении аудиторских проверок, справок и отчетов о результатах проверок.
В приказах не отражались объект аудита; тема проверки; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проверки; должностное лицо, осуществляющее проверку.
В справках о результатах проверок не отражались цели и сроки осуществления проверки; период проведения проверки; предмет проверки; реквизиты объекта аудита; должностные лица объекта аудита; не подтверждалось вручение справки руководителю проверяемого объекта в установленный срок.
В отдельных случаях главными администраторами отчеты о результатах аудиторской проверки не составлялись, а также допускались случаи составления отчетов без указания даты отчета, что не позволило сделать вывода о соблюдении сроков составления отчета.
Отсутствие результатов аудиторских проверок, проведенных в структурных подразделениях главных администраторов.
Отсутствие предложений по повышению экономности и результативности использования средств в отчетах о результатах аудиторских проверок, проведенных в отношении подведомственных получателей средств областного бюджета.
Ограниченность вопросов, подлежащих исследованию в ходе аудиторских проверок. Так, не исследовались вопросы осуществления внутреннего финансового контроля; вопросы наличия автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур; вопросы наделения правами доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, правами по формированию финансовых и бухгалтерских документов, правами доступа к активам и записям в регистрах бюджетного учета.
Отсутствие контрольных мероприятий в части обследования финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора и подведомственными ему получателями средств областного бюджета, на предмет определения надежности осуществляемого в отношении их внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, выявления системных недостатков, влекущих несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.
Непредставление годовых отчетов о результатах осуществления ВФА в министерство финансов, либо представление отчетов, не утвержденных руководителем главного администратора.
По результатам анализа главным администраторам направлены соответствующие заключения с рекомендациями по осуществлению конкретных действий для повышения эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, в том числе:
В части внутреннего финансового контроля
24. Возложить обязанности по осуществлению внутреннего финансового контроля (контрольных действий) на сотрудников финансово-экономических подразделений, непосредственно задействованных при осуществлении бюджетных процедур.
25. Осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении бюджетных процедур, осуществляемых главным администратором и подведомственными ему получателями средств областного бюджета (государственными казенными учреждениями).
26. Формировать план внутреннего финансового контроля на календарный год в соответствии с Порядком, в том числе: осуществлять детализацию операций, составляющих бюджетную процедуру, указывать непосредственных исполнителей операций, периодичность и метод контроля за данными операциями (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности, мониторинг качества исполнения бюджетных процедур).
27. Согласовывать проект плана ВФК с подразделением внутреннего финансового аудита, утверждать руководителем главного администратора и направлять в министерство финансов.
28. Включать в план ВФК бюджетные процедуры и составляющие их операции, подверженные существенным рискам.
Осуществлять идентификацию и оценку бюджетных рисков в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации, направленными письмом от 19 января 2015 года № 02-11-05/932.
29. В полном объеме выполнять контрольные действия, предусмотренные утвержденным планом внутреннего финансового контроля.
30. Отражать информацию о результатах ВФК в журналах внутреннего финансового контроля.
31. Годовые отчеты о результатах осуществления ВФК направлять в министерство финансов.
В части внутреннего финансового аудита
32. Возложить обязанности по осуществлению внутреннего финансового аудита на обособленное структурное подразделение или уполномоченных должностных лиц, подчиняющихся непосредственно руководителю главного администратора, не являющихся сотрудниками финансово-экономических и (или) бухгалтерских подразделений (служб) и не осуществляющих внутренний финансовый контроль, либо создать комиссию по внутреннему финансовому аудиту, члены которой не входят в состав финансово-экономических и (или) бухгалтерских подразделений.
33. Осуществлять ВФА в отношении бюджетных процедур, осуществляемых главным администратором и подведомственными ему получателями средств областного бюджета (государственными казенными учреждениями).
34. Направлять план ВФА для согласования в министерство финансов до его утверждения руководителем главного администратора.
35. Оформление приказов о назначении аудиторских проверок, справок и отчетов о результатах проверок осуществлять в соответствии с требованиями Порядка.
36. При организации и осуществлении внутреннего финансового аудита учитывать требования ст.160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие, что внутренний финансовый аудит направлен на:
- оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
- на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам учета;
- подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
37. Годовые отчеты о проведенном внутреннем финансовом аудите направлять в министерство финансов.
_______________ |