Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»


Скачать 162.66 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»
ТипУрок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 г.о. Тольятти


Конспект урока русского языка

по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Выполнила: Зылева Татьяна Венедиктовна,

учитель русского языка, директор


Тольятти - 2013

Конспект урока русского языка

Тема: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» (1 урок)

Класс: 9 "А"

Учитель: Зылева Т.В.

Дата проведения: 30.01.2013г.

Учебник: Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010.

Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ

Формы: индивидуальная; работа в парах

Оборудование: медиапроектор, учебник, презентация

Цель урока:


Образовательные

- познакомить с видами подчинения в СПП;

- формировать умение анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием,

- формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания,

Развивающие


- развивать логическое, критическое мышление, устную и письменную речь, память

Воспитательные


- воспитывать бережное отношение к язык, желание совершенствовать свою речь;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.


Технологическая карта урока


1 этап – стадия вызова

Цели этапа

Деятельность учителя

Используемые методы и приемы

Деятельность обучающихся

Время

Система 
ожидаемых 
умений

1. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Объяснение цели предстоящей работы

Бортовой журнал

Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы «Бортового журнала», определяя

собственное “знание” и “незнание”

1

Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы.


Фронтальный опрос


Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников

1

Развитие коммуникативных навыков.

2. Активизация деятельности учащихся

Учитель организует работу в парах, обращает внимание на правило о толерантности. Контроль за ходом групповой работы. Выслушивание учеников. Выявление уровня знаний.

Поощрение активной деятельности

"Толстые" и "тонкие" вопросы

Учащиеся в парах составляют вопросы по теме сложноподчиненное предложение, затем задают по 1 вопросу классу, не повторяясь. Выслушивают ответы одноклассников, дополняют, исправляют.

5

Развитие коммуникативных навыков

Постановка учебной задачи

Контроль за деятельностью обучающихся, выявление уровня их знаний и умений.

Выставление отметки за работу у доски. Выставление баллов за работу в тетради.

Самостоятельная работа с последующей проверкой

1 ученик чертит схемы предложений на доске, определяет вид придаточного.

Все работают в тетрадях индивидуально. По окончании работы проверяют работающего у доски, себя, исправляют при необходимости. Ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл

5

Умение анализировать структуру СПП, строить схемы СПП, различать типы придаточных, расставлять. Развитие навыков рефлексии

3. Мотивация к дальнейшей деятельности.

Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели урока

Заполнение 2 столбца "Бортового журнала". определение целей урока

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (что надо знать для выполнения задания), определяют цели урока

1

Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока.

2 этап - стадия осмысления

1. Получение новой информации

Учитель предлагает прочитать параграф 28 и составить кластер по учебному материалу.

Задает вопросы, предлагает озвучить записи в тетради, показывает свой кластер.

Просит соотнести формулировку задания В8 и учебной информации. Предлагает соотнести схемы СПП с соответствуюшими видами подчинения.

Поощрение активной деятельности


Составление кластера


Проблемный вопрос

Учащиеся читают информационный текст, составляют схему в тетради.

Учащиеся озвучивают новую информацию вслух


Коллективное обсуждение. Вывод.
Соотносят схемы с видами подчинения. зарисовывают в тетради схемы СПП с разными видами подчинения.

Ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл

7

Умение работать с научным текстом. Умение отслеживать и систематизировать материал, излагать его в виде схемы.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие познавательных процессов: сопоставления, сравнения, обобщения

2. Тренировочные упражнения

Учитель показывает на слайде предложения, предлагает их разобрать, построить горизонтальную схему с указанием грамматических основ, средств связи, типов придаточных, построить вертикальную схему, определить вид подчинения.

Анализ предложений

1 предл. - 1 ученик у доски,

2 предл. - 2 ученик у доски и т.д., все остальные в тетради,

Зарисовывают схемы предложений, выполняют задание учителя.

7

Умение анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием.

Умение делать выводы.

"Цифровой диктант".

Предлагает для работы в парах проанализировать структуру 5 СПП, определить вид подчинения, внести в кластер в нужную графу цифру, т.е. соотнести предложение с видом подчинения. Контролирует выполнение задания, при необходимости оказывает помощь. Выслушивает ответы обучающихся

Работа в парах

Обучающиеся в парах разбирают предложения, определяют вид подчинения, в кластере цифры предложения записывают с верным названием вида подчинения.

Задают вопросы при необходимости. Ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл

5

Умение соотносить схему предложения с его структурой.

Предлагает проанализировать предложение. Ставит проблемный вопрос: "Почему в предложении не хватает 1 запятой?" Предлагает обратиться к материалу учебника на стр. 108

Проблемный вопрос

Разбирают предложение. Обнаруживают, что в сложном предложении не хватает 1 запятой. Пытаются решить проблемную задачу на основе знаний, полученных ранее. Делают т вывод. Соотносят его с материалом учебника на с. 108 о постановке знаков препинания при однородных придаточных.

2

Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы

3. Закрепление полученных знаний

Учитель предлагает выполнить задание по типу ГИА В8: среди предложений 1 - 5 найти сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Написать номер этого предложения. Помогает составлять алгоритм для выполнения задания В8.

Проверяет выполнение задания.

Задает вопросы на сопоставление типов придаточных, видов подчинения

Составление алгоритма.

Анализ текста, самостоятельная работа

Составляют алгоритм выполнения задания. Самостоятельно анализируют предложения, составляют их схемы, находят предложение в соответствии с заданием. Осуществляют самопроверку, сопоставляя с информацией на слайдах. Отвечают на вопросы учителя

Ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл

7

Умение составлять алгоритм.

Умение находить предложение с определенным видом подчинения в тексте


3 этап - стадия рефлексии

Целостное обобщение полученной информации

Задает вопросы с выбором ответа "да", "нет".

Комментирует ответы обучающихся, отвечает на вопросы или побуждает обучающихся к этому.

Выявляет степень усвоения учебного материала обучающимися.

Выставляет отметки за урок.

Задает задание на дом, объясняет порядок его выполнения.

Веришь - не веришь

Отвечают на вопросы учителя, фиксируя свои ответы в тетради: «+» - да, «-« - нет.

При проверке задают вопросы, если ответы не совпали Самостоятельно определяют степень усвоения учебного материала, ставят за правильно выполненное задание (без ошибок) 1 балл.

Считают общее количество баллов, выставляют отметку за урок: 5 баллов – 5, 4 балла – 4, 3 балла – 3 по желанию. Заслушивают инструктаж по выполнению домашнего задания, осуществляют его выбор в соответствии с сформированными умениями.

4

Умение целостно обобщать и систематизировать информацию, осуществлять выбор домашнего задания в соответствии с сформированными умениями.

План-конспект урока
1 этап. Вызов.

- Все мы помним, что в конце 9 класса нас ждет ГИА. Сегодня мы с вами начинаем подготовку к выполнению задания В8. Давайте ознакомимся, с условиями задания.

В 8. Среди предложений ... - ... найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

1. Прием "Бортовой журнал"

Вспомните и запишите, пожалуйста, в левую половину бортового журнала всю известную вам информацию по теме. Кроме фактов, в которых вы уверены, возможна запись предположений.


Знаю

Неизвестное надо узнать








- Итак, что знаем? СПП, придаточное.

2.  “Толстые” и “тонкие” вопросы

- А теперь работаем в парах. Задайте по три вопроса (“толстых” и “тонких”) друг другу. Но помните правило о толерантности (работают в течение 2-3 мин.)

- Время работы в парах прошло. Пожалуйста, задайте от каждой пары по 1 вопросу (не повторяться!). Примерные вопросы:

- Какое предложение называется сложным?

- Чем различаются ССП и СПП?

- Как связаны простые предложения в составе сложного?

- Что такое СПП?

- Чем соединены простые предложения в составе СПП?

- Как отличить союз от союзного слова?

- Где может располагаться в предложении придаточное по отношению к главному предложению? и др.

3. Графический диктант

- Прочитайте предложения. Постройте их схемы, определите вид придаточного предложения (у доски работает 1 человек, остальные самостоятельно в тетради)
1. В укромном уголке у пруда, который совсем зарос ряской, сидел худенький мальчик и ловил  рыбу.

2. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог  не обратить  не нее внимания.

3. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

4. Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.

5. Азовское море цветет в начале  августа, как цветут реки и пруды.

6. Поэт всегда хочет, чтобы его стихи стали песней.

7. Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить  в одну точку.

8. С осени, когда пруды начинали покрываться  пленкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.

9. Где нет любви к искусству, там  нет и  критики.

10. Как прекрасна жизнь еще и потому, что человек может путешествовать.
- Самопроверка работы. Выставление отметки и баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл)

- Сколько придаточных в каждом предложении? (1)

- Вернемся к заданию В8: как вы думаете, сколько придаточных должно быть в искомом предложении? (2 и более)

- Каких знаний нам не хватает, для выполнения задания? Что надо узнать? Какие бывают виды подчинения? Как определить вид подчинения?

- Сформулируем цель нашего урока: узнать виды подчинения в СПП, научиться анализировать структуру СПП, определять вид подчинения в СПП.
2 этап. Осмысление.

1. Работа с учебником.

- Прочитайте материал п.28 учебника. Составьте кластер по теме.

- Что нового узнали? (СПП бывают многочленные - те, которые состоят из главного и нескольких придаточных, узнали разные виды подчинительной связи)








Однородное подчинение








Последовательное подчинение










Неоднородное подчинение

(параллельное)








Виды подчинения





























Комбинированное

Подчинение
























- Обращаю внимание на задание В8: в формулировке указано "параллельное подчинение придаточных", а в материале учебника такого термина нет. Что это значит? (обсуждение и вывод: неоднородное, т.е. параллельное подчинение)

- Соотнесите схемы с различными видами подчинения. Зафиксируйте их в тетради.





























- Самопроверка работы. Выставление баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл)
2. Тренировочные упражнения

- запишите предложения, постройте их схемы, определите вид подчинения.

Если вы будете изучать русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (пар.)

Небо, на котором вечером так ярко теплились звёзды, сплошь покрылось тяжёлыми тучами, когда мой проводник сказал что мы сбились с пути. (послед.)

Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки. (однор.)

В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли (комбинир.)

Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё роса не просохла на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку.

- цифровой диктант

Прочитайте предложения. В кластере рядом с названиями видов подчинения поставьте номер предложения, который ему соответствует.

     1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

     2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

     3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

     4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

     5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

     Запись в тетрадях:







Однородное подчинение

2, 4







Последовательное подчинение

1, 3










Неоднородное подчинение

(параллельное) 5








Виды подчинения





























Комбинированное

подчинение








- самопроверка работы. Выставление баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл)



3. Проблемная задача

- Прочитайте предложение. Определите количество частей, вид предложения, средства связи, постройте схему.

Яков встал рано утром, когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью.

- Если в предложении 3 части, почему перед союзом и нет запятой? (обсуждение в группах, предположения).

- Вывод: прочитайте 1-ую часть правила на стр. 108.
4. Анализ текста.

- Поработаем с текстом. Попробуем выполнить задание В8 на примере текста З. Люстровой.
1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.
- Определите стиль текста (публицистический).

- Определите тип текста (рассуждение).

- Найдите тезис (2 предложение).

- Среди предложений 1 - 5 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения (5).

- Для выполнения этого задания составим алгоритм

1. Прочитаю предложения

2. Найду грамматические основы, определю количество частей в предложении.

3. Если в предложении более 2-х частей, найду средства связи.

4. Определю, какие предложения главные, какие придаточные.

5. Построю схему предложения, в котором 1 главное и несколько придаточных.

6. Определю вид подчинения.
- Определите типы придаточных в 5 предложении. Оно имеет в своём составе придаточные изъяснительные, почему подчинение не однородное? (Отвечают на разные вопросы)
- Самопроверка работы. Выставление отметки и баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл)
3 этап. Рефлексия.

1. Прием "Веришь – не веришь" (обучающиеся фиксируют свои ответы в тетради:

«+» - да, «-« - нет)

  1. Верите ли вы, что в СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, параллельное и однородное? (да).

  2. Верите ли вы, что при последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному? (нет).

  3. Верите ли вы, что при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного? (да).

  4. Верите ли вы, что параллельное подчинение еще называют неоднородным? (да).

  5. Верите ли вы, что при параллельном подчинении придаточные предложения по-разному относятся к одному и тому же главному? (да).

  6. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы? (нет).

  7. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения могут быть соединены сочинительным союзом «и» и тогда запятая между ними не ставится? (да).

  8. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения, связанные союзом «и» могут иметь общий подчинительный союз? (да).

  9. Верите ли вы, что в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными может быть только один вид подчинения? (нет).


- Самопроверка работы. Комментирование ответов. Выставление отметки и баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл)

- Выставление отметок за урок: 5 баллов – 5, 4 балла – 4, 3 балла – 3 по желанию.

Д/з. на выбор:

1) № 167, списать, построить схемы предложений, определить вид подчинения и вид придаточных

2) выписать из поэмы «Мёртвые души» по 1 предложению на каждый вид подчинения, построить схемы, определить виды придаточных.

Похожие:

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconКонспект урока русского языка по теме «Заявление вид деловой бумаги»
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconУрока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований...

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconПлан-конспект урока Form: 5
Урок английского языка в 5 классе по теме ‘Holidays in English-speaking Countries’

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconПлан-конспект урока на тему: «Соли»
...

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconМетодическая разработка урока русского языка Составитель
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconКонспект урока английского языка с использованием информационно-коммуникационных...
Умк о. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English» 7 класс (3 год обучения) издательства «Дрофа» для общеобразовательных учреждений

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconИзучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко
Сент-Экзюпери, надо «передумывать заново». Это касалось как концептуальных решений о смысле преподавания русского языка на профильном...

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» iconУрока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»
Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск