Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии»


НазваниеОтчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии»
страница1/15
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

УДК 316.7

№ госрегистрации

Инв. №
УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГБОУ ВПО

«Белгородский государственный институт

искусств и культуры»,

доктор пед. наук, проф.

__________________ И.Б. Игнатова
«___»________________ г.

ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ КИНОПОКАЗА НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ»
Государственный контракт №3792-01-41/06-12

(заключительный)


Руководитель темы

________________________
подпись, дата

И.А. Гричаникова


Белгород, 2012

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ


Руководитель темы,

канд. социол. наук, доц.

________________________
подпись, дата

И.А. Гричаникова

Исполнители темы:







Д-р пед. наук, проф.

________________________
подпись, дата

И.Б. Игнатова

Д-р пед. наук, проф.

________________________
подпись, дата

С.И. Курганский

Канд. социол. наук, доц.

________________________
подпись, дата

Н.В. Посохова

Канд. филол. наук, доц.

________________________
подпись, дата

И.Г. Паршина

Канд. пед. наук, доц.

________________________
подпись, дата

О.А. Киреева

Соисполнители:







Ассистент

________________________
подпись, дата

М.Е. Мережко

Начальник отдела информационных автоматизированных систем

________________________
подпись, дата

Е.А. Войтов


УДК 316.7
Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии, рынок кинопоказа.

Реферат

Отчёт 105 с., 6 ч., 30 рис., 5 табл., 8 источников, 5 прил.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ КИНОПОКАЗА НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ

Актуальность решения проблем доступности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов кинопоказа возрастает в условиях повышения уровня конкуренции на кинозрелищных, культурно-досуговых сегментах рынка услуг массовой культуры, а также в условиях сокращения бюджетного финансирования кинотеатров, экономической депрессии, перехода учреждений кино на организационно-правовой статус хозяйственных обществ и товариществ, имеющих коллективно-долевые формы собственности.

Объект исследования – услуги кинопоказа деятельности хозяйствующих субъектов.

Цель работы – определение доступности услуг кинопоказа жителям городов Российской Федерации.

Методы проведения работ:

1. Применение районированной выборки и метода основного массива.

2. Для сбора первичной информации применялись опрос и анкетирование.

3. Основными методами обработки первичной социологической информации является простая и перекрестная группировка данных с выявлением статистически значимых различий между группами респондентов, типу поселения.

4. Для обработки и анализа количественных, качественных (неколичественных) и смешанных данных применяется программный продукт «МАТСТАТ».

5. Применение кластерного анализа субъектов кинопоказа. Кластеризация субъектов кинопоказа по значимым признакам (ценовая доступность, материально-техническая база, ориентированность на социально незащищенные группы населения).

6. Группировка данных по множественным признакам, установление корреляционных связей и факторных зависимостей в соответствии с целями и задачами исследования.

Повышение уровня обоснованности рационального осуществления процесса оказания зрителям кинозрелищных и сопутствующих им услуг, роста результативности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов киносети возможно на основе принятия действенных организационных и регулирующих мер. К ним относятся, например, воздействие на развитие учреждений кинопоказа, хозяйственных обществ, направленное на устранение и корректировку отклонений от намеченных планово-расчетных, запрограммированных ориентиров развития экономического, инновационного, социального характера, на рациональное соединение материально-технических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в процессе оказания потребителям кинозрелищных услуг.

Содержание




Обозначения и сокращения ……………………………………..

7




Введение …………………………………………………………...

9

1

Технологические характеристики исследования …………….

16

1.1

Цель исследования ………………………………………………...

16

1.2

Задачи исследования ………………………………………………

16

1.3

Объект и предмет исследования ………………………………….

16

1.4

Методы сбора и анализа данных ………………………………….

16

1.5

Информационная база исследования ……………………………..

17

1.6

Основные термины и понятия ……………………………………

18

2

Современные условия и тенденции в сфере кинопоказа РФ..

30

2.1

Государственная политика в сфере кинопоказа РФ ……………..

30

2.2

Состояние рынка кинопоказа РФ на октябрь 2012 г……………..

32

2.3

Роль цифровых технологий в развитии сферы кинопоказа РФ ...

35

2.4.

Характеристика статистических данных и перечней объектов кинопоказа открытого доступа (ЕАИС, база данных «Профисинема», Discovery Research Group и т.д.) ………………



39

3

Демонстраторы фильмов и кинозалы РФ: критерии классификации и категории в субъектах РФ и городах с населением свыше 50 тыс. чел. …………………………………



44

3.1

Критерии классификации демонстраторов фильмов и кинозалов субъектов РФ …………………………………………..


44

3.2

Группы демонстраторов фильмов и кинозалов субъектов РФ …

48

3.2.1

Группировка кинотеатров по числу залов ……………………….

49

3.2.2

Группировка кинотеатров по независимости расположения …..

52

3.2.3

Группировка кинотеатров по типу управляющей компании …..

56

3.3

Региональный аспект развития субъектов кинопоказа ………….

72

4

Качество предоставления услуг кинопоказа в субъектах РФ

74

4.1

Характеристики кинозалов в субъектах РФ, осуществляющих платный кинопоказ на регулярной основе ……………………….


74

4.2

Характеристика кинодемонстраторов, являющихся частной собственностью юридических лиц ……………………………….


77

4.3

Характеристика кинодемонстраторов, располагающихся во дворцах культуры ………………………………………………….


86

5

Доступность услуг кинопоказа жителям субъектов РФ

93

5.1

Ранжирование городов Российской Федерации по доступности услуги кинопоказа …………………………………………………


93

6

Основные направления и перспективы развития доступности услуг кинопоказа в субъектах РФ ………………


100




Заключение ………………………………………………………..

105




Список использованных источников ………………………….

106




Приложения







Приложение 1. Программа исследования ……………………….

107













Приложение 2. Опросный лист для сбора информации о кинозале …………………………………………………………….


129




Приложение 3. Опросный лист для сбора информации о демонстраторе фильмов в кинозале ………………………………


132




Приложение 4. Графическая интерпретация результатов анкетирования кинодемонстраторов (диаграммы) ……………..


138




Приложение 5. Единый перечень объектов кинопоказа с указанием их характеристик ………………………………………


148

Обозначения и сокращения

DCI (Digital Cinema Initiatives, LLC) – коалиция, образованная семью ведущими киностудиями Голливуда (Disney, Fox, MGM, Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, Universal Studios и Warner Bros.Studios) для определения добровольных единых спецификаций и открытой архитектуры для цифрового кино. Завершает работу в сентябре 2005 года.

EDFC (European Digital Cinema Forum) – Европейский Форум Цифрового Кино - группа, состоящая из представителей общественных и профессиональных организаций, функционирующих в разных отраслях киноиндустрии, образованная с целью стимулирования сотрудничества в области реализации европейских проектов цифрового и электронного кино, а также для содействия в разработке мировых стандартов.

HD-SDI (High Definition Serial Digital Interface) – стандартное подключение для передачи цифрового изображения высокого разрешения.

MXF (Material Exchange Format) – открытый файловый формат, предназначенный для обмена файловыми пакетами с фильмами между системами цифрового кино различных производителей.

A-content – альтернативный контент – демонстрация нехудожественного материала с использованием цифрового оборудования.

KDM – ключ / Сообщение доставки ключа (Key Delivery Message - KDM) – стандартизированный способ доставки паролей доступа на системы воспроизведения цифрового кино. KDM содержит пароль, необходимый для дешифрования фильма в данном кинотеатре, а также информацию о том, сколько раз фильм может использоваться. KDM часто распространяется на картах памяти USB, но также может передаваться на CD-ROM дисках, по сети, или на переносном жестком диске вместе с контентом.

ЕАИС – Единая автоматизированная информационная система учета кинобилетов.

IMDb – база данных Internet Movie Database – крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе.

IMAX, Аймэкс (Image Maximum — «максимальное изображение») — широкоформатная кинематографическая система, на которой основан ряд технологий кинопоказа и устройство сети кинотеатров

3D-технологии – использование для обозначения стереоскопических фильмов терминов «трёхмерный» или «3D» связано с тем, что при просмотре таких фильмов у зрителя создаётся иллюзия объёмности изображения, ощущение наличия третьего измерения — глубины и новой размерности пространства уже в 4D.

Введение

Кино заняло прочные позиции в общественной жизни, стало неотъемлемой частью культуры, одним из важнейших феноменов духовной жизни российского общества. В последнее время продукция отечественной киноиндустрии стала рассматриваться с коммерческой точки зрения с ориентацией на продажу массовой зрительской аудитории. Одновременно кинематографии принадлежит важная роль в удовлетворении культурных потребностей населения как одному из актуальных направлений сферы досуга и развлечений. В этом качестве услуги кинопоказа реализуются в соответствии с общими законами создания и движения стоимости и во многом могут рассматриваться как результат совокупной деятельности экономических субъектов киноотрасли, целью которых является получение финансовой прибыли. Киноотрасль является современной высокотехнологичной индустрией, обеспечивающей занятость населения, а также поступление налогов в бюджеты всех уровней, уплачиваемых различными участниками кинопроцесса.

Функционирующая в настоящее время в кинематографической отрасли система организации и регулирования деятельности учреждений кинопоказа, хозяйствующих субъектов с населением свыше 50 тысяч человек, оказывающих зрителям широкий перечень культурно-досуговых услуг в процессе кинопоказа фильмов различной жанровой направленности, существенно влияет на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере оказания кинозрелищных услуг. Деятельность учреждений, предприятий, хозяйствующих обществ кинематографического комплекса, обусловленная влиянием на доступность, результативность и эффективности ресурсопотребления наталкивается на трудности преодоления действующих негативных тенденций. Прежде всего, это низкий уровень удовлетворения спроса потенциальных потребителей и покупателей кинозрелищных и сопутствующих им услуг, товаров, недостаточность государственного финансирования, снижающейся уровень материально-технического, информационного, финансового обеспечения деятельности по реализации услуг кинопоказа. Поэтому создание инновационной системы организации и регулирования доступности деятельности кинотеатров выступает одним из основных условий научной обоснованности повышения доходности киноучреждений, снижения темпов роста затрат на потребление трудовых, материально-технических, информационных ресурсов, участвующих в процессе оказания кинозрелищных и сопутствующих им услуг, реализуемых товаров.

Актуальность решения проблем доступности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли возрастает в условиях повышения уровня конкуренции на кинозрелищных, культурно-досуговых сегментах рынка услуг массовой культуры, а также в условиях сокращения бюджетного финансирования кинотеатров, экономической депрессии, перехода учреждений кино на организационно-правовой статус хозяйственных обществ и товариществ, имеющих коллективно-долевые формы собственности. Повышение уровня обоснованности рационального осуществления процесса, оказания зрителям кинозрелищных и сопутствующих им услуг, роста результативности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов киносети возможно на основе принятия действенных организационных и регулирующих мер. К ним относиться, например, воздействие на развитие учреждений кинопоказа, хозяйственных обществ, направленное на устранение и корректировку отклонений от намеченных планово-расчетных, запрограммированных ориентиров развития экономического, инновационного, социального характера, на рациональное соединение материально-технических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в процессе оказания потребителям кинозрелищных услуг. Организационные и регулирующие меры, в свою очередь, зависят в своих уровнях влияния от особенностей деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур, тесноты взаимосвязи и результативности взаимодействия ресурсных составляющих, от доступности, от влияния экономических, финансово-инвестиционных, структурно-организационных факторов внешней среды на деятельность и социально-экономическое развитие кинотеатров различного организационно-правового статуса.

Ограниченность финансовых и материально-технических ресурсов в деятельности кинозрелищных хозяйствующих субъектов, реальные возможности их интенсивного использования в целях достижения экономически приемлемых, желаемых результатов и уровней эффективности использования имеющихся ресурсов диктуют необходимость формирования рационально и целенаправленно действующей системы организации и регулирования деятельности кинозрелищных учреждении, хозяйственных обществ. Поэтому актуальными являются решения проблем достижения кинотеатрами оптимальных в сложившихся экономических условиях результатов деятельности посредством эффективного использования ресурсных потенциалов на основе реализации комплекса мер по рациональной организации и регулированию кинозрелищного процесса. В то же время теоретические и методические основы создания системы организации и регулирования деятельности учреждений киносети, оценки ее результативности, эффективности, взаимодействия экономических и управленческих показателей данной системы между собой в экономической литературе разработаны недостаточно. Существует необходимость создания таких теоретических и методических положений системной организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг в рамках функционирующих кинотеатров, которые могли бы составить его основу.

Особенностью настоящего положения российской киноиндустрии является ее интенсивное развитие при одновременном сохранении элементов кризисности в ключевых областях. В связи с этим для решения важнейших вопросов развития отрасли требуется внимание и участие широкого круга лиц и общественных институтов, а не только непосредственных участников кинопроцесса. Инвестиции в строительство новых кинотеатров за последние несколько лет значительно снизились. Период окупаемости киноэкрана возрос до 10 лет и более за счет увеличения стоимости строительства и насыщения тех географических сегментов рынка, где был наиболее высокий спрос. В связи с этим соотношение распределения кассовых сборов – 50% в пользу кинотеатров – положительно воспринимается большинством кинопроизводителей, заинтересованных на данный момент в значительном расширении киносети.

В развитии отечественной киносети сложились две тенденции. С одной стороны, в крупных городах кинотеатры строятся преимущественно в торговых, торгово-развлекательных и культурных центрах. Этот вариант позволяет создавать многозальные кинотеатры, обладающие таким конкурентным преимуществом, как возможность одновременного показа большого количества фильмов, отвечающих вкусам различных сегментов целевой аудитории. С другой стороны, в малых городах почти не ведется строительство современных кинотеатров, поскольку уровень жизни населения в них значительно ниже, чем в городах, насчитывающих более 500 тысяч жителей. Кроме того, сложилась очевидная диспропорция в размещении кинотеатров по регионам и территориям России.

Вследствие этих причин в городах с населением менее 50 тысяч человек наблюдается значительная неудовлетворенность спроса на качественное кинообслуживание. Кинематографическая общественность почти единодушна в вопросе о необходимости увеличения числа кинотеатров для нормального развития киноотрасли и удовлетворения потребности населения в услугах кинопоказа. Важность открытия современных кинотеатров в малых городах связана не только с расширением зрительской аудитории национальных фильмов, но и социально-культурной значимостью этой задачи, имеющей общегосударственный характер.

В течение последних нескольких лет рынок кинопоказа в Российской Федерации развивается быстрыми темпами, постепенно воссоздавая разрушенную в 1990-е годы инфраструктуру. На протяжении долгого времени в Советском Союзе количество действующих киноустановок постоянно увеличивалось. Киносеть была разделена по принадлежности на государственную, профсоюзную и ведомственную.

Государственных киноустановок в городе и на селе на 1 января 1980 года насчитывалось более 69 тыс. единиц, из которых 86% составляли сельские. К 1990 году общее количество киноустановок (как городских, так и сельских) составило 77 тыс., что было на 12% больше аналогичного показателя 1980 года. Развитая инфраструктура обеспечивала широкий охват населения и высокие валовые сборы отечественных фильмов в кинопрокате. Количество зрителей каждого из десяти наиболее посещаемых отечественных фильмов по итогам 1980-х годов достигало 40 млн человек. Во время последнего пика посещаемости в советском кинопоказе в 1980 году в кино побывали 3,4 млрд зрителей, то есть на каждого жителя пришлось в среднем 14 посещений, что почти в три раза превышает сегодняшний уровень США (около 3,6 посещений в расчете на одного жителя) [1].

К 1995 году общее количество киноустановок сократилось до 34,6 тыс., а посещаемость кинотеатров снизилась почти в 16 раз. Восстановление инфраструктуры кинопоказа началось в конце 1990-х годов, когда стали открываться первые кинотеатры, оснащенные современным кинотеатральным оборудованием: проекционным оборудованием, звуко- усилительной системой, способной воспроизвести звукоряд в формате DOLBY Digital, высококачественным экраном, эргономичными мягкими креслами [2]. В 1999 году в России насчитывалось 100 киноэкранов, оснащенных современным кино-технологическим оборудованием (примерно 5% общего числа городских киноэкранов в России в тот период), а к началу 2008 года ― почти полторы тысячи (около 45% общего количества киноэкранов). Увеличение количества оснащенных современным оборудованием кинозалов сопровождается уменьшением их общего числа за счет закрытия части залов, оставшихся не переоборудованными. Среднее количество экранов на один кинотеатр продолжает увеличиваться [3].

В 1999 – 2003 годах Россия пережила период активного строительства кинотеатров. Осуществлялось переоборудование старых кинотеатров, оставшихся со времен СССР. Технические характеристики зданий не позволяли открывать в них большое количество залов, поэтому темпы роста количества кинотеатров и экранов практически совпадали. С 2004 года темпы роста значительно снизились в связи с насыщением рынка в крупных и средних городах РФ, кроме того, возник значительный разрыв в темпах роста количества кинотеатров и количества залов. Это связано с окончанием переоборудования старых и началом строительства новых кинотеатров внутри торговых или развлекательных комплексов. Относительно высокие темпы строительства новых кинотеатров связаны с характером распределения дохода от проката между кинотеатром, прокатчиком и производителем [4].

Сейчас на рынке кинопоказа сложилось такое соотношение распределения кассовых сборов от проката, при котором 50% остается кинотеатрам, 7-8% дистрибьюторам и около 40% сборов продюсерам. Это соотношение возникло не случайно. Доля кассовых сборов, остающаяся у владельцев кинотеатров, позволила многим из них реинвестировать прибыль в строительство новых залов и расширение киносети. Это, в свою очередь, привело к расширению доступа зрителей в кинотеатры и увеличению общего объема кассовых сборов. В целом, для обеспечения нормального функционирования киноиндустрии, по оценкам экспертов, в стране должно быть не менее 3 000 современных кинозалов, т.е. вдвое больше существующего количества. В этом случае для городского населения будет обеспечен средний по стране показатель: три зала на сто тысяч человек [5].

Методологической основой работы, поставленных в ней проблем явились новейшие российские и зарубежные научные работы в области управления, организации и регулирования, планирования и прогнозирования процесса оказания зрителям кинематографических услуг, а также деятельности кинотеатров различных организационно-правовых форм, Гражданский Кодекс Российской Федерации, распоряжения и постановления отраслевого, федерального и региональных уровней, направленных на социально-экономическое развитие учреждений киносети, Закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [6].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе «Формирование системы социальной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе «Формирование системы социальной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconПрограмма экзамена кандидатского минимума по учебной дисциплине «уголовный процесс»
Целью экзаменов является определение глубины профессиональных и общенаучных знаний адъюнктов и соискателей ученой степени кандидата...

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Автономная некоммерческая организация «Центр исследования финансовых рынков» (г. Санкт-Петербург )

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconОтчет по научно-исследовательской работе механизмы реализации политики занятости
СтаровойтоваЛ. И., ЗолотареваТ. Ф. Занятость населения и ее регулирование, 2007. С. 46-48 11

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе общие требования и правила...
Федеральным государственным унитарным предприятием «Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов» и...

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconПоложение о научно-исследовательской работе аспирантовАспирантской школы по политическим наукам
Порядок организации и проведения научно-исследовательской работы (далее нир) аспирантовАспирантской школы по политическим наукам,...

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» icon1. Общие положения Научно-исследовательская работа осуществлялась...
Основные усилия в научно-исследовательской работе были направлены на выполнение решений коллегий фтс россии, оперативных совещаний...

Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности услуг кинопоказа населению россии» iconАналитичекский отчет о научно-исследовательской работе в соответствии...
Кафедра «Истории Российского государства» факультета государственного управления

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018


Заказать интернет-магазин под ключ!

контакты
filling-form.ru
Поиск