Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра»


Скачать 95.16 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра»
ТипМетодическая разработка

[Введите текст]


Автор: Ляпунова Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока письма

«Особенности письма как эпистолярного жанра» (7 класс)

Цели:

1) Познакомить учащихся с особенностями письма как эпистолярного жанра

2) Учить учащихся правильно заполнять почтовый конверт

3) Познакомить учащихся с историей почтовой марки

4) Повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи

5) Воспитывать бережное отношение к своей родине, к своему языку

Оборудование: карточки с заданиями для групп, толковый словарь С.И.Ожегова, сообщения учащихся, презентация к уроку, коллекция марок

Урок рассчитан на 45 минут (1 урок)

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация к деятельности

  3. Слово учителя

  4. Работа со словарём

  5. Практическое задание. Заполнение почтового конверта

  6. История почтовой марки. Сообщения учащихся

  7. Практическая работа в группах. Задание 1

  8. Практическая работа в группах. Задание 2

  9. Словарная работа

  10. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы возвращаемся к уроку письма. Разобьёмся на четыре группы. При входе в класс вы получили карточку определённого цвета. Соберитесь за столом, соответствующим вашему цвету. 1 - Красная группа, 2 -жёлтая группа, 3 - синяя группа, 4 - зелёная группа.

  1. Мотивация к деятельности.

А листок в конверте чист,

Нет на нём ни букв, ни строчек,

Пахнет осенью листочек –

С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя

На конверте напишу,

Синий ящик отыщу,

Свой листочек опущу.

Ты письмо моё получишь

И обрадуешься вдруг:

Жит на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

(Я Аким)

  1. Прочитайте стихотворение про себя.

  2. Какова главная мысль этого стихотворения?

  3. Прочитайте стихотворение, выделяя интонационно паузы и слова, на которые падает логическое ударение.



  1. Слово учителя.

С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Нам интересно знать, как живёт наш собеседник, что его волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах. Письма имеют большое значение в жизни людей.

Сегодня на уроке мы будем говорить о письме как эпистолярном жанре, будем учиться заполнять конверт, познакомимся с историей почтовой марки и напишем письмо другу.

  1. Работа со словарём

А сначала заглянем в Толковый словарь С.И. Ожегова.

Задание 1. Определите лексическое значение слова:

«эпистолярный» (1 группа)

«адрес» (2 группа)

«адресат» (3 группа)

«адресант» (4 группа)

Эпистолярный – 1) относящийся к частной переписке, к письмам

2) Имеющий форму письма, переписки

(о литературном произведении)

Адрес – надпись на письме, почтовом направлении, указывающая место назначения и получателя

Адресат – тот, кому адресовано письмо.

Адресант – тот, кто отправляет письмо.

  1. Практическое задание.

Чтобы письмо вовремя и в нужные руки дошло, оно должно быть правильно оформлено.

Напомним правила заполнения конверта:


  1. Город или другой населённый пункт

  2. Область , район

  3. Улица (проспект, переулок)

  4. Номер дома, номер корпуса, номер квартиры

  5. Фамилия, имя, отчество адресата


Помните, что Фамилия, Имя, Отчество адресата должно употребляться в дательном падеже (кому?), а адресанта – в родительном падеже (от кого?)

Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.

Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.

Задание: подписать конверт (на столах лежит конверт)

Нужно точно указать адрес адреса во избежание различных недоразумений.

Вспомните чеховский рассказ «Ванька». Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на горькую судьбу, свернул вчетверо исписанный лист и вложил в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, умокнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке».

-Дойдёт ли такое письмо?

От кого: Носовой Е.И.

Откуда: с. Усть-Цильма,

Усть-Цилемский район,

Республики Коми,

ул. Советская, д.15

Кому: Иванову А.А.

Куда: г.Москва,

ул.Строителей, д.12, кв.34

Индекс:123456

Индекс:169480

  1. История почтовой марки.

Чтобы письмо дошло, на конверте должна быть почтовая марка.

  1. Задание: Обратимся к упражнению 226 с.107 учебника русского языка,

7 класс, под редакцией М.Т.Баранова, Москва, Просвещение, 2007г.


С годами всё сильнее привыкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты городские разносчики писем – почтальоны – начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно оставалось неудобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое расстояние его придётся везти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый конверт и штемпель. О нет, придумать такое было вовсе непросто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого времени переписка стала делом обычным. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущена в конце 1857 года.

(По А. Шейкину.)


- Прочитаем текст.

- Озаглавим текст

- Определим основную мысль текста

- для чего люди придумали почтовую марку?

- словарная работа: почтальон

квитанция

штемпель

конверт

  1. Дополнительная информация. Сообщение учащегося:

Когда появились почтовые марки?

Впервые марку ввели в Англии. Цель: упрощение способов уплаты писем. В 1840 году глава британского почтового ведомства Роуленд Хилл свёл оплату писем к двум таксам: в 1 пенни и в 2 пенса, независимо от расстояния, на которое посылалась корреспонденция. Наряду с оплаченными конвертами особого образца Хилл ввёл в употребление и приклеиваемые марки. 6 мая 1840 года были выпущены две первые марки - знаменитый среди филателистов: чёрный пенни» и марка в 2 пенса. На обеих марках имелось одинаковое изображение: портрет в профиль королевы Виктории.

Для марок использовалась особая бумага с водяными знаками. Первые английские марки печатались на ручных станках без перфорации и были без зубцов. Их приходилось отрезать на почте от общего места ножницами.

В 1840-41 гг. было выпущено 75 млн. марок.

За Великобританией вскоре последовали и другие страны. В 1843 году свои марки выпустили Бразилия и Швейцария. В 1845г- США. Первые французские марки появились в 1849 году. В том же году были отпечатаны марки в Баварии и Бельгии, в 1850-в Пруссии, Саксонии, Австрии и Испании.

В России «штемпельные куверты» (конверты петербургской почты с круглыми штемпелями об оплате) появились в 1845 году, а конверты для иногородней почты в 1848 году. Первая наклеиваемая марка достоинством в 10 коп. была выпущена в конце 1857г года. На марке коричневой и голубой красками был изображён государственный герб России и почтовый знак - скрещённый рожки, в которые иногда трубили почтальоны.

  1. Послушайте шуточное стихотворение о марке (стихотворение выучено наизусть заранее):

Марки невкусные, намазаны клеем,

Мы с дочуркой об этом жалеем.

Красивую марку дочурка лизнёт,

Скорчится, сморщится и – заревёт!

Скорее придумайте марку отличную,

Которую клеит варенье клубничное!

Ура троекратное маркам почтовым,

Намазанным сладким сиропом фруктовым.

Д.Родари.

  1. Практическая работа в группах. Задание 1

Перед вами лежат письма другу. Эти письма написал Виктор Иванович Осташов, журналист газеты «Красная Печора», в разные годы своему другу Олегу Чупрову, нашему знаменитому поэту-земляку из Санкт-Петербурга. Эти письма опубликованы в газете «Красная Печора» 22 января 1998 года.

Задание:

  1. Прочитайте письмо.

  2. Как начинается письмо?

  3. О чём письмо!

  4. Что можно сказать об отношениях между друзьями по письмам?

П
Здравствуй, Олег! Спасибо за поздравление. В Усть-Цильме ещё зима – коням сена подавай, сам на печку полезай – такой холодный май. А пишем и читаем уже без лампад. Вышло солнце. Дует ветер из-за Семёнова холма, где Ледовитый океан. Пришли стихи. Уже пусто в твоём конверте. Печора стоит. Над Усть-Цильмой красные флаги. Усть-Цильма празднует! Ну, меня зовут куда-то. Строки, говорят, давай. Пойду, дам. До свидания. Виктор.
исьмо для группы 1

П
Здравствуй, Олег! Кто из нас потерялся? Я считаю, что ты, а ты считаешь, что я, но в день отъезда мы не увиделись. Дома такая тишина и такая воля. И ещё совсем тепло. Золотые дни осени. А по ночам – мохнатый, хрустящий иней на мостках и неподвижные звёзды. Ближе к зиме они также становятся. Словно, гипнотизируют, и человек ёжится от холода. Собаки не лают. Эта картина привела меня в умиление. Милый, дикий север. Край грандиознейшей отсталости, как хорошо твоим воздухом дышать. Я блаженствую и копаю картошку. Занялся мужицким трудом: наколол дров на ползимы, отремонтировал забор. В душе умиротворение, как будто и не было суетного большого города и смешных экзаменов, которые выдержал ничего незнающий человек. До встречи. Виктор.
исьмо для группы 2:

Письмо для группы 3:


Здравствуй, Олег! Сейчас выходил на улицу. Тепло. Солнечно. Сосульки. Спросил у старого здания редакции, у прохожего, помнят ли они поэта Олега Чупрова. Воробей пролетал и чирикнул за всех: «Конечно!» Привет вам от него, - сказал я и дал Елизарычу три рубля на «Перцовку». Хорошо, когда со счастливым человеком, каковым я себя считаю, сидит молчаливый старик с улыбкой Джоконды на губах. От этого я и счастлив. А что же ты не пишешь? В Осташов.




Письмо для группы 4:


Здравствуй, Олег Акимович! Новогодние, Рождественские, Святочные, Крещенские забавы пролетели. Зима в разгаре. Газета выходит. Морозы крепчают. Снегов – до крыш. Чисто и торжественно по воскресениям. Суматошно в будни. В квартире – холодина. Душу смущают мысли о книге. Жизнь пролетела, а что я сделал. Мылся в бане, смотрел на звёзды, купался в Печоре, бродил в снегах, скакал на одной ножке – и был счастлив. Лида Теплова после долгого, больше года , молчания подала голос и прислала в «Родник» сказку. Будь здоров! Кстати, помнишь ли ты Павла Пономарёва? Напиши о нём. Для «Родника». Каждый день помнящий тебя! В. Осташов.




  1. Практическая работа в группах. Задание 2.

Проведём небольшой эксперимент. Проанализируйте письма Виктора Осташова и определите структуру письма, заполните таблицу, ответив на вопросы:

вопрос

Структура письма

1. С чего начинается личное письмо?


Обращение, приветствие

2. Что идёт после приветствия?


Вопросы о здоровье и жизни адресата

3.Что в основной части письма?


Изложение информации

4.Есть ли какой-нибудь текст после основой части письма?


Выражение уважения, почтения, преданности, любви. Прощание.

5. Чем заканчивается письмо?


Дата, подпись



  1. Словарная работа.

Слова – подсказки:

Здравствуй,..

Добрый день…

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о …

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам…

С нетерпением ждём ответа…

До свидания,…

  1. Домашнее задание.

Напишите письмо другу.

Похожие:

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconМетодическая разработка урока в 5 классе, на конкурс «Лучший урок письма»
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» icon«История письма»
Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconУрок виртуальная экскурсия в музей. Тема: «Фронтовые письма свидетели истории»
Ознакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» icon«Лучший урок письма». Номинация: лучшая методическая разработка урока письма
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Курского муниципального района Ставропольского...

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconПриглашаем всех желающих принять участие в Республиканском этапе...
Ь российские традиции эпистолярного жанра. К участию в конкурсе приглашаются школьники, учащиеся колледжей, студенты и педагоги....

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconИзложение причины, побудившей обратиться с просьбой
Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),...

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconИзложение причины, побудившей обратиться с просьбой
Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),...

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Методическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра» iconУрок развития речи в 5 классе по теме "Как писать письма"
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск