Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам


НазваниеМетодические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯэмблема1логотип центра

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ,

СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ

Сургут

2010

ББК 65.272

М 54
Ответственные за выпуск: А.В. Бодак, к.п.н., доцент, директор БУ ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

И.А. Медведева, заместитель директора БУ ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».

Составитель: Н.А. Разнадежина, начальник отдела социально-психологического сопровождения работников учреждений социального обслуживания БУ ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н. А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с.

В издании раскрыты теоретические и практические аспекты работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам. Подробно рассмотрены социально-психологические особенности детей и причины их самовольных уходов из социальных учреждений, а также представлены практические рекомендации для специалистов, работающих с данной категорией детей.

Издание адресовано специалистам учреждений социального обслуживания.
ББК 65.272

© Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2010

© Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2010
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

4

ГЛАВА i. Самовольные уходы и побеги несовершеннолетних как форма девиантного поведения……………………………………………………………….

5

1.1. Социально-психологические особенности детей, склонных к самовольным уходам………………………………………………………..

5

1.2. Классификации побегов детей и подростков…………………..

8

1.3. Причины самовольных уходов и побегов детей и подростков…………………………………………………………………..

10

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ И ПОБЕГАМ…….

14

2.1. Формы и методы работы с детьми, склонными к самовольным уходам и побегам……………………………………………

14


2.2. Особенности работы социальных учреждений с детьми, склонными к самовольным уходам и побегам ……………………………………….

17


2.3. Практические рекомендации для специалистов, работающих с несовершеннолетними склонными к самовольным уходам и побегам………………………………………………………………………

19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...

27


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….

28

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..

29


ВВЕДЕНИЕ
В современном мире происходят существенные перемены практически во всех сферах жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, нравственной. В условиях социально-экономической нестабильности возникает социальная дезориентация в моральном и материальном смыслах самой незащищенной части населения – детей. Во всем мире процессы социальных трансформаций приводят к реальному ухудшению положения населения, прежде всего, детей.

В российском обществе, стремящемся выйти на уровень мировой цивилизации и переживающем сложный период крушения прежних и недостаточной определенности новых ценностных ориентиров, заметно распространение различных форм отклоняющегося поведения в молодежной и юношеской среде. В первую очередь это выражается в сохранении высокой доли правонарушений, совершаемых личностью в юношеском возрасте; в прогрессирующей отчужденности, повышенной тревожности, отсутствии духовно-нравственных ценностей у детей; в непрерывном росте жестокости и агрессивности среди подростков.

Первоочередной задачей в решении данных проблем становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна – социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной, психо-социально-педагогической адаптации детей и подростков.

ГЛАВА i. Самовольные уходы и побеги несовершеннолетних как форма девиантного поведения
Девиантное поведение: определение, характеристика, причины
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи различают виды социальной патологии (убийство, наркотизм и т.п.). Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем.

Основными причинами, обуславливающими высокую степень вероятности отклонений от социальных норм являются:

  1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

  2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

  3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к нравственному кризису, потере смысла существования.

Таким образом, в современных общественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Понятие «норма» является исходным для изучения любых девиаций. Девиантное поведение определяется как:

  • поступок, действие человека;

  • как социальное явление.


1.1. Социально-психологические особенности детей с девиантным поведением, склонных к самовольным уходам и побегам
В исследованиях отечественных и западных психологов дается характеристика детей, оставшихся без родительского попечения (И.В. Дубравин, Э.А. Минкова,
М.К. Бардышевская и др.). Данные исследования показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, они менее эмоциональны, менее развито воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства (детских домах, школах-интернатах, приютах), характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в различные учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен.

Дети дошкольного возраста, находящиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить; поэтому замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие матери и вообще дефицит общения с взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей пассивными. Эмоциональные проявления таких детей редки и невыразительны.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов с взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии.

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У ребенка тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира.

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются нарушения самостоятельности – от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное мышление – значительно отставать, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности с взрослыми и другими детьми.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Дети «группы риска» младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями.

При приходе в школу из приюта, кризисного центра дети оказываются слабо подготовленными к обучению, так как за короткий срок пребывания в них невозможно подготовить детей к обучению в школе. Поэтому такие дети оказываются слабо мотивированными к учению (не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствуют произвольность поведения, навыки общения и взаимодействия и т.д.).

По данным исследований психологов А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из детских домов, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. В лучшем случае им доступны простейшие игры-манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Дети из социальных учреждений проявляют в младшем школьном возрасте повышенную готовность к выполнению любого задания учителя, воспитателя. В основе такой готовности детей лежит желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу. В то же время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.

Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с раннего возраста живут в условиях дефицита общения с взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей с взрослыми не предоставляет самостоятельности ребенку.

Подростки «группы риска» характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

По данным социологических и психологических исследований, подростки «группы риска» имеют следующие особенности:

  • отсутствие ценностей, принятых в обществе; они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

  • проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

  • эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

  • среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

  • повышенный уровень тревожности и агрессивности;

  • стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

  • искажение направленности интересов – свободное время препровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания pиска и т.д.).

По данным отечественного психолога А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков «группы риска», склонных к побегам об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к «группе риска», склонных к самовольным уходам, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические особенности:

  • неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

  • нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

  • низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

  • потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

  • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

  • несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь;

  • потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

  • низкая социальная активность, желание быть незаметным не привлекать к себе внимания;

  • склонность к саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).


1.2. Классификация побегов детей и подростков
Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или какого-либо учреждения.

Бегство может быть вызвано различными причинами: социально-экономическими условиями, потерей чувства безопасности, хроническими конфликтами, ущемлением прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками и др. К самовольным уходам из учреждения детей склоняет система отношений и взаимодействия в группе (классе, неформальной группе и др.), а также различные нарушения психики. Попадая в детский дом после относительной свободы, социальный сирота болезненно переживает ее потерю, а также дисциплинарное давление и санкции со стороны персонала.

Отечественный педагог А.С. Макаренко говорил, что сирота испорчен воспитанием в семье, воспитанием в школе и воспитанием на улице. Во всех этих сферах он был максимально свободен от выполнения дисциплинарных норм и правил поведения. Поэтому он использует уход, бегство как стратегию избегания в конфликтной ситуации.

Отечественный дефектолог В.П. Кащенко учитывал соотношение в коллективе детей, склонных к побегам, и детей, адаптированных к условиям детского дома, а также факт влияния меньшинства членов группы, склонных к побегам и бродяжничеству, на большинство. Наличие нарушений и отклонений в психическом развитии, повышенной внушаемости и подражания, наличие влечений, проявляющихся в жесткой фиксированности и последовательности в удовлетворении потребности (влечения) совершить побег, отсутствие эффективных психолого-педагогических методов профилактики и коррекции приводят, по мнению В.П. Кащенко, к распространению этого явления в коррекционных школах (8-го вида), интернатных учреждениях для детей-сирот.

Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По мнению А.Е. Личко, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип». В этом плане она выделяет четыре типа побегов у детей: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические.

Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Данные побеги начинаются в основном в возрасте 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера.

Импульсивные побеги составляют 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд (например, в общежитие).

Демонстративные побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов – 12-17 лет.

Дромоманические побеги. Редкий тип – 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.

Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:

  1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;

  2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;

  3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;

  4. «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.

Весьма удачной представляется также зарубежная классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми.

Согласно данной типологии выделяются основные группы детей-беглецов:

  1. Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы-исследователи ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость. Они сообщают родителям в письме, что покидают их. Если их не задерживают, они обычно возвращаются домой по собственной инициативе. У искателей приятного общества обычно возникают конфликты с родителями по главным, с их точки зрения, вопросам: свидание с молодым человеком, требования рано приходить домой или запрет на участие в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидают дом, чтобы заняться запрещенным делом, после чего незаметно возвращаются или остаются на ночь у своих друзей, а утром звонят родителям и просят разрешения вернуться.

  2. Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия. В семьях беглецов от проблем, как правило, бывают тяжелые конфликты и напряженность, частые скандалы, битье посуды и побои; присутствует угроза разрушения семьи. Прежде чем сбежать из дома, большинство подростков из таких семей сталкиваются с проблемами в школе и находят утешение в наркотиках или употреблении алкоголя.

  3. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подростки часто еще более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Нередко к уходу из дома их подталкивают избиения или угрозы. Молодые люди, подвергшиеся физическому и (или) сексуальному насилию, заметно отличаются от других беглецов во многих аспектах. Им приходится проходить через тяжелые испытания; большинство из них сталкивается с самыми различными проблемами.

Технологии работы с детьми, совершающими побеги, опираются на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение ребенка с семьей или домом. Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворенности ребенка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.

Как восполнение данных проблем у ребенка появляется стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями и т.д. Всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания детей носят экстремальный, яркий характер.

Взрослые должны помнить, что наказание за побег не может быть осознано ребенком как наказание за неадекватное поведение. Чаще всего оно воспринимается детьми как запрет на интересные приключения или свободное проведение времени. Лучшим способом отвлечения от побега является включение ребёнка в интересную деятельность с привлечением его фантазии, воображения.
1.3. Причины самовольных уходов, побегов детей и подростков
15-20 лет тому назад считалось, что дети до 7 лет не уходят из дома, учреждения, а основными причинами побегов 10-13-летних подростков является принадлежность к социально-неблагополучной семье, стыд за родителей-алкоголиков или незнание и неучет родителями трудностей детей в школе.

В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества «бомжующих» детей и подростков. В настоящее время по данным ВНИИ МВД, примерно 85% беспризорников самовольно оставили дома, 5-6% – детские дома и школы-интернаты. Опросы, проведенные по заказу Центра «Дети улиц», показывают, что дети, не нашедшие опоры в семье, тем более не находят ее и в школе. От трудных учеников школа, как правило, просто избавляется. Среди выбывших детей из 5-9 классов, 43% ушли из-за конфликта с учителями, 38% – из-за конфликта с администрацией. Особую группу составляют несовершеннолетние, лишившиеся родителей по причинам, связанным с конфликтами в Чечне, Таджикистане, Дагестане. Из беспризорников, обитающих в Москве, только 57% – москвичи, остальные – приезжие из различных регионов страны и ближнего зарубежья. Данная статистика не полная, так как не учитывает латентные формы беспризорности.
Кризисы подросткового возраста

В современных психологических теориях самовольный уход, побег из дома или учреждения, рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег – это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические. Побег – это событие, изменяющее жизнь.

В основе невротической реакции лежит конфликт с окружающей средой и конфликт этот носит внутренний характер. Не конкретная патогенная ситуация, а отношение к ней есть основа невротической реакции и невротического развития.
Виды защитных реакций

В современных исследованиях защитных психических механизмов «бегство» (физиологический уход от раздражителя) квалифицируется как первичная (допсихическая) защитная реакция организма. Все виды защитных реакций применяются ребенком для того, чтобы добиться приемлемого к себе отношения со стороны окружающих, и формируются в результате усвоения образцов поведения, демонстрируемых родителями.

Наиболее примитивным защитным механизмом считается отрицание в форме избегания, заключающееся в попытках избавиться от страха путем удаления от источника стресса. Отрицание, как ведущий механизм защиты, способствует развитию внушаемости и самовнушаемости. Самокритика при этом отсутствует.

На основе механизма отрицания формируется самая ранняя форма защитного поведения – отказ, являющийся реакцией на невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности.

В раннем возрасте – это отказ от общения даже с близкими людьми (аутизм), отказ от игр, пищи; в более старшем возрасте, при сохранении действия стресса, отказ может выражаться в уходе из дома или учреждения. Крайней формой отказа является суицид.

При анализе событийного ряда, следствием которого является побег, следует выделить три группы факторов:

    1. Острый или хронический стресс, с которым подросток не справился. Реакция на стресс зависит от его силы, длительности действия, а также от «индивидуального барьера психической адаптации». Такой барьер формируется в процессе развития личности и зависит от особенностей нервно-психической деятельности, сочетания врожденных и приобретенных свойств. То есть этот барьер есть совокупность усвоенных человеком защитных стратегий, реакций в сочетании с особенностями нервной системы.

    2. Факторы, связанные с имеющимися жизненными планами, возможно фантастическими; к этой группе факторов относятся, например, «фантазии семейного романа», планы, основанные на сценариях фильмов, игр.

    3. Факторы, связанные с развитием заболевания, когда побег имеет диагностическое значение.

Как правило, в основе каждого конкретного случая лежит сочетание факторов и, конечно, конкретная жизненная ситуация, которая активизирует патопсихологические предпосылки побега. К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны исчезнуть с взрослением.

В масштабах личности

Побег из дома, какими бы причинами он не объяснялся, – это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения, но и глобальные нарушения в личности подростка.

Некоторые психологи отмечают, что психика человека способна успешно преодолевать и внешние катастрофы, и большие личные трагедии. Исследования Центра кризисной психологии показали, что более 80% людей самостоятельно преодолевают последствия кризисов, опираясь только на внутренние ресурсы, не прибегая к помощи профессиональных психологов, психотерапевтов, врачей. Сразу после кризиса доминируют эмоциональные расстройства. Многие научные данные доказывают, что непосредственно в момент побега и после у подростка наблюдается эмоциональный шок, в том числе неадекватность восприятия ситуации. Чем сильнее эмоциональная реакция, тем более упрощается картина мира, тем меньше факторов принимается во внимание при анализе ситуации.

К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков (самовольных уходов, побегов), как правило, относят:

  1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.

  2. Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и другие известные психологи, акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям, воспитателям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера (Приложение 1).

  3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.

  4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками обучения являются семейные и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в семье или учреждении, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.

  5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, и неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.

  6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома или учреждения на длительное время.

Степень тяжести синдрома самовольных уходов и побегов определяется следующим образом:

  1. не более чем на 7 дней 1 раз в месяц:

  • ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы;

  • частичная критика, нет противоправных действий, аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности.

  1. уходы на 2-3 недели 1-2 раза за 2 месяца:

  • попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;

  • противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

  1. уходы на 1-2 месяца 2 раза за 6 месяцев:

  • асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность;

  • невозможность контролировать свое поведение – встречается при психических заболеваниях (Приложение 2).


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по работе в подсистеме мониторинга диспансеризации...
Методические рекомендации по работе в подсистеме мониторинга диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по работе с автоматизированной информационной...
Методические рекомендации по работе с автоматизированной информационной системой

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе для студентов неязыкового вуза тольятти 2007
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по экспериментальной программе по английскому языку, в их самостоятельной...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические...
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические...
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам iconМетодические рекомендации организация и проведение проверок в муниципальных...
Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе организации и проведению проверок в казенных учреждения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск