Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию


Скачать 291.99 Kb.
НазваниеДети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3
Донцов А.И.

д. психол. н., проф., акад. РАО,

профессор кафедры социальной психологии

ГОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова,

(г. Москва);
Донцов Д.А.

к. психол. н., доц.,

профессор кафедры социальной психологии

АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»,

(г. Одинцово, Московская область);
Донцова М.В.

к. психол. н.,

доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики

Одинцовского филиала

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

(г. Одинцово, Московская область).

ДЕТИ И ПОДРОСТКИ,

ПОДВЕРГАЮЩИЕСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ И НАСИЛИЮ

АННОТАЦИЯ. В условной обобщённой системе психологической безопасности в нашем обществе имеет место множество субъектов, в числе которых, – дети, испытывающие жестокое обращение и насилие. Одной из задач социально-психологического содержания безопасности образовательной среды и социальной среды в целом является структурный учёт особенностей и специфики разнообразного контингента детей и подростков. Среди них, к великому сожалению, подвергающиеся насилию дети не являются редкостью. Это насилие над детьми имеет различные формы, проявления и виды. Обо всём об этом повествует данная статья.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Дети, жестокое обращение, насилие, психологическая безопасность, подростки, домашнее насилие, физическое насилие, сексуальное насилие и развращение, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость, ближайшие последствия жестокого обращения с детьми, отдалённые последствия жестокого обращения с детьми, нарушения физического и психического развития детей, испытывающие насилие дети и подростки, различные заболевания как следствие насилия, психические и психологические особенности, пострадавших от насилия детей и подростков, социальные последствия насилия для детей, основные причины жестокого обращения с детьми в семье, общий социокультурный контекст жестокого обращения с детьми и подростками, социальный семейный контекст жестокого обращения с детьми, индивидуальный психологический контекст жестокого обращения с детьми, кризисный психосоциальный контекст жестокого обращения с детьми, социально-правовые основы защиты детей в случаях домашнего насилия, профилактика домашней жестокости и насилия.
1. Понятие жестокого обращения с детьми

Термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в нашей стране в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. В данном Кодексе жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для принятия решения о лишении родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Само понятие жестокого обращения с ребёнком в русском языке обычно относится к конкретным действиям и не охватывает весь спектр действий, наносящих вред ребёнку. Вместе с тем, в западной, в первую очередь англоязычной терминологии давно устоялось такое обобщающее понятие, как child aduse and neglect (CAN).

Насилие над детьми, жестокое обращение, запущенность и пренебрежение нуждами ребенка (child aduse and neglect) – широкий спектр наносящих вред ребёнку действий со стороны людей, которые опекают ребёнка и заботятся о нём. Эти действия создают серьёзную угрозу здоровью и безопасности ребенка, нарушая право ребёнка на защиту, поддержку и заботу со стороны взрослых. Эти действия включают в себя мучение, жестокое обращение, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, которые могут повлечь за собой физические травмы и заболевания, создающие реальную угрозу психическому здоровью ребенка, его развитию или жизни.

По данным научных исследований в РФ насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около тридцати процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половина всех преступлении связана с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), которым предшествуют длительные семейные конфликты1.

Что касается детей – жертв насилия в семье, то они находятся ещё и в прямой правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Из них каждый десятый ребенок умирает, а порядка 2000 детей кончают жизнь самоубийством. Только в московские больницы каждый год поступает порядка 1800 детей, совершивших реальную попытку суицида.

Результаты социологических опросов показывают, что каждый 11-12-й сексуальный дебют у несовершеннолетних девушек – результат изнасилования. Не менее трёх процентов учениц 7–9-х классов пережили попытку изнасилования в семье. Согласно данным других анонимных опросов, сексуальному насилию до достижения 18 лет подвергаются каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик.1

Как правило, насилию подвергаются дети в дезадаптированных семьях, в которых обострены социальные проблемы. Чаще всего это неполные семьи, где родители – алкоголики, наркоманы, преступники, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими органическими недостатками, умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Понятие жестокости по отношению к детям различно для разных общественно-культурных формаций. Часто, рационалистическое объяснение не просто оправдывает грубое обращение с детьми, но возводит жестокость, а значит и сопряжённую с ней опасность в ранг нормы.

При изучении жестокого обращения с детьми необходимо обратить внимание на следующие вопросы.

Сексуальные злоупотребления в отношении детей со стороны мужчин. Как отмечают западные исследователи, такое насилие приобрело широкое распространение во всем цивилизованном мире. Для жертв оно чревато тем, что осознание страшных событий детства через много лет может привести (и приводит) человека к «кризису объективной идентичности», который надолго выводит его из полноценной социальной и личной жизни, а зачастую обусловливает и уход в различные формы девиантного поведения.

Также важен вопрос сексуального злоупотребления в отношении детей со стороны женщин. Очевидно, что такие злоупотребления имеют место быть. Вместе с тем они, как и другие виды девиантного поведения женщин, часто остаются вне поля зрения исследователей и правоохранительных органов.

Следующий вопрос, требующий внимания, это распространённость жестокого обращения с детьми в процессе педагогического воздействия. Как показывают данные медицинской статистики, в амбулаторной практике педиатров встречается значительное число больных детей и подростков, нуждающихся в разрешении их психологических проблем: более чем у 40% детей обнаруживаются соматогенные психические расстройства; в 20% случаев – разнообразная сомато-вегетативная симптоматика, преимущественно психогенного происхождения; у 10% обнаружены психоматические расстройства; 14% детей составили группу риска, так как они находились в неблагоприятных семейных условиях или неадекватно воспитывались; в настоящее время у нас ежегодно регистрируются с диагнозом психосоматических расстройств свыше 8 млн. детей.1

Исследования, проводимые в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается всё более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает всё более изощренные формы.
2. Формы и виды домашнего насилия над детьми

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети – это практически единственный привилегированный «класс» в нашем обществе.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

  1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение детям физических повреждений (увечий) родителями или лицами, их заменяющими (замещающими), либо ответственными за воспитание детей. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм.

Внешний вид (особенности физических травм при насилии):

- множественные физические повреждения, имеющие специфический характер: синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, даже сигаретные ожоги и различную степень давности (свежие и заживающие);

- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (у грудных детей);

- признаки плохого ухода: гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, краснота, сыпь, язвы на коже и слизистых оболочках тела (что особенно характерно для не получающих должного ухода детей младенческого и раннего возраста).

2. Сексуальное насилие и развращение – это вовлечение детей в сексуальные отношения, с согласия детей или без их согласия, осознаваемое или неосознаваемое ими. Здесь не имеет значения происходит ли это в силу функциональной зрелости ребёнка (в узком смысле – до 16 лет, в широком смысле – до 18 лет) или в силу других причин. Имеется ввиду вовлечение взрослыми детей в сексуальные действия, с целью получения взрослыми удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр разных других сексуальных действий.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое (психологическое) резко негативное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия, осуществляющегося разнообразными социально-психологическими средствами как вербально, так и невербально, относятся:

- открытое выраженное неприятие личности и постоянная жестокая критика ребёнка;

- оскорбление и унижение личностного достоинства ребёнка;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников;

- предъявление к ребёнку чрезмерных психолого-педагогических требований, не соответствующих его возрасту или индивидуальным возможностям;

- ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку;

- грубое уничижительное психическое воздействие социально-экономического смыслового рода и т.п.

4. Моральная жестокость – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Социально-экономическими и социально-психологическими причинами неудовлетворения основных потребностей детей могут быть:

- отсутствие адекватного возрасту и физическим потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

- нанесение оскорблений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Также моральным проявлением жестокости во взаимодействии с ребёнком является отсутствие у женщины-матери любви и внимания к ребёнку в перинатальный (внутриутробный) период. Будучи эмоционально и морально отвергнутыми (отторгнутыми) ещё до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже физиологически развиваются.1

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но все виды жестокости по отношению к детям объединяет одно – ущерб для физического и/или психического здоровья ребёнка (вплоть до опасности для жизни). Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо внутреннего органа, развитие определённого заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, долговременные нарушения работы внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется длительное время, чтобы залечить эти повреждения, но ещё больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.

Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т.п.). Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребёнка, различные физиологические и психосоматические заболевания, личностные, в особенности – эмоциональные нарушения, отсроченные негативные социально-психологические последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т.п.).

Нарушения физического и психического развития детей, испытывающих насилие.

У большинства детей, живущих в семьях, в которых периодически или систематически имеет место страшная безбожная ругань в адрес ребёнка, тяжелое физическое наказание, или в семьях, где дети начисто лишены внимания и заботы, например, в семьях законченных алкоголиков, наркоманов, уголовников-рецидивистов, – имеются признаки существенной задержки физического и нервно-психического развития.

Дети, подвергающиеся жестокому обращению и насилию, очень часто отстают в росте, массе тела, или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они трудно адаптируются в детском саду и в школе, они значительно хуже воспитываются и учатся, чем дети из гармоничных семей. У детей, испытывающих плохое обращение, часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Внешне эти дети выглядят специфически: у них припухлые глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде; имеют место признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпь, несвежий запах от одежды и тела. В крайней степени выраженности встречаются даже случаи бытового сифилиса, передающегося через слюну при пользовании общей посудой.

Различные заболевания как следствие насилия.

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, имеют место даже переломы костей конечностей и черепа, что приводит к разнообразным гематомам, опухолям, артрозам и т.п. При сексуальном насилии у детей могут быть заболевания, передающиеся половым путем а так же возникающие из-за сексуального насилия: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим расстройствам, например, ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, детские болезни сердца, детская астма и пр. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии – т.н. психические боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикания, энурез, энкопрез и пр.

Многие дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу нанесённых травм и даже – умышленных отравлений.

  1   2   3

Похожие:

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconМатериалы об организации работы
О системе работы по профилактике социального сиротства и оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, созданной...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconМинистерство образования кировской области
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы реализуется комплекс мер, направленных на формирование в обществе...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconМинистерство образования кировской области
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы реализуется комплекс мер, направленных на формирование в обществе...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconРекомендации об организации участия в смене ммц приморско, отель «Хелиос» (Республика Болгария)
Категория и возраст участников: дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет (включительно), учащиеся кадетских классов автономного...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconРекомендации об организации участия в сменах ммц приморско, отель...
Категория и возраст участников: дети и подростки в возрасте от 08 до 17 лет (включительно), проявившие способности в сфере образования...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconРекомендации об организации участия в сменах ммц приморско, отель...
Категория и возраст участников: дети и подростки в возрасте от 08 до 17 лет (включительно), проявившие способности в сфере образования...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconРекомендации об организации участия в сменах ммц приморско, отель...
Категория и возраст участников: дети и подростки в возрасте от 08 до 17 лет (включительно), проявившие способности в сфере образования...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconРекомендации об организации участия в сменах ммц приморско, отель...
Категория и возраст участников: дети и подростки в возрасте от 08 до 17 лет (включительно), проявившие способности в сфере образования...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconРекомендации об организации участия в сменах ммц приморско, отель...
Категория и возраст участников: дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет (включительно), проявившие способности в сфере образования...

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению и насилию iconЗаимоотношения подростков с родителями
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ador — сокращенно, подростки о родителях) изучает ус­тановки, поведение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск