(приложение из книги «Анализ уроков разных типов»)
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1
КАРТА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ
№№ параметра
| Вербальные показатели
| Баллы
| 1.
1.1
1.2
1.3 1.4
1.5 2.
2.1
2.2
2.3 2.4 3.
3.1
3.2
3.3 4. 4.1 4.2
4.3 4.4
4.5 4.6
4.7
5.
5.1
5.2
5.3 5.4 5.5
| ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом
Уровень педагогического и методического мастерства
Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися
Внешний вид педагога, мимика и жесты ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ
Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия на уроке Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала
Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередования и смена видов деятельности.
Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.
Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятий. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий.
ОЦЕНКА ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).
Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени). Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)
|
|
Используя четырехбалльную систему оценок, учитель (а) и проверяющий (б) оценивают различные параметры входящие в пять компонентов занятия как системы. Полученная сумма указывает на эффективность проведенного занятия. Высший балл - 100. Приложение 2.
Ход урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вопросы, логическая связка этапов урока
| 1. Организационный момент 2. Опрос
| 8.00 8.10
| Говорит (Г) Дает задание (ДЗ)
| Слушают (СЛ)
|
| ЛИСТОК ПОСЕЩЕНИЯ
В конце журнала отводится три листа для обобщения записей 1-й лист - “Плюсы в работе”; 2-й лист – “Над чем надо работать”. Все записи на этом листе можно занести в рекомендуемую таблицу.
3-й лист - “Что рекомендовано”.
Затруднения учителя
| Дата посещения
| Многословие
Нелогичность и т. д.
| 7.09. 16. 09.
7.09-23.09.; 16.10
| ЛИСТОК ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА-2
Дата Класс Предмет Учитель Цель посещения
Тема урока
Цель: Задачи: Оборудование: Всего учащихся: По списку Присутствовало Опрошено в журнале на уроке за урок Всего выставлено оценок:
Из них: объективные: необъективные:
В том числе: «5» -
«4» - «3» - «2» -
Схематическая таблица опроса учащихся:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
1_________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________
3_________________________________________________________________________________
4_________________________________________________________________________________
5_________________________________________________________________________________
6_________________________________________________________________________________ Таблица эффективности:
1 2 3 4
1. _________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________________________
6. _________________________________________________________________________________
7. _________________________________________________________________________________
8. _________________________________________________________________________________
9. _________________________________________________________________________________
10. ________________________________________________________________________________ Итого:
Эффективность урока в баллах _______, в % _________
Приложение № З
КАРТА-СХЕМА АНАЛИЗА ТРАДIЩИОIШОГО УРОКА (Рекомендуется к использованию в старших классах)
Ф.И.О. учителя
Школа Класс _________
Уровень профессионализма
| Количество баллов
| Эффективность урока
| 0
| 1
| 2
| Требования к деятельности учащихся:
Уровень познавательной активности
Наличие интереса к предмету.
Уровень аналитических и специальных умений и навыков.
Уровень практических и специальных умений и навыков.
Уровень развития речи. Владение терминологией предмета.
Умение работать у доски со спец. приборами и оборудованием.
Развитие навыков парной, групповой, коллективной работы.
Степень самостоятельности учащихся на уроке.
Самоконтроль, самокоррекция.
Организованность. Дисциплина.
Требования к деятельности учителя:
Организационные:
Выполнение гигиенических требований (чистота, проветриваемость помещений, организация, освещенность рабочего места, оптимальность размеров и размещения наглядных пособий и т. д.).
Четкость поставленной цели и мотивация учебной деятельности на уроке.
Выбор формы организации учебного процесса (лекций, семинара, консультаций, урок-практикум и т. д.).
Организация проверки домашнего задания.
Наличие обратной связи с учащимися. Контроль и коррекция ЗУН.
Качество речи учителя.
Внешний вид. Такт.
Рациональное использование времени урока.
Реализация основных псих. требований. Создание на уроке спокойной, деловой атмосферы.
Выполнение намеченного плана. Воспитательные:
Умственное воспитание и развитие учащихся.
Развитие волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.
Привитие интереса к знаниям, предмету.
Формирование трудовых и учебных навыков.
Создание ситуации успеха.
Использование возможностей словесной и бальной системы.
Стиль руководства деятельностью учащихся. Сочетание принципиальности с разумной требовательностью.
Воспитательное значение личности учителя (деловитость, организованность).
Эстетическое воздействие урока на учащихся.
Эмоциональный настрой учителя, аккуратность записей, оформление кабинета.
Организованность коллектива. Дидактические:
Реализация принципа научного обучения.
Реализация принципа доступности, посильности в обучении.
Осуществление принципа наглядности.
Реализация принципа прочности, осознанности, системности ЗУН.
Реализация принципа проблемности обучения.
Связь обучения с жизнью, теории с практикой.
Правильность и эффективность выбранных методов, приемов, средств обучения.
Организация самостоятельной работы и эффективность ее проверки.
Организация работы с учебником, справочником, схемой, картой.
Оптимальность объема домашнего задания и эффективность методики доведения его до учащихся.
|
|
|
| Приложение № 4
КАРТА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
1
| Дата
Урок
Учитель
| Класс
| Твое отношение к уроку
(подчеркнуть)
Отличный, интересный, захватывающий.
Хороший, содержательный, заставляющий работать.
Нормальный, обычный.
Скучный, работа без интереса.
Бесполезный, совсем не интересный.
| 2. Вспомни (как можно точнее) название темы урока:
| 3. Какая цель стояла перед тобой на уроке:
| 4. . Каков был план урока:
| 5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке:
| 6. Чему новому ты научился на уроке:
| 7. Какие были главные мысли, идеи на уроке:
| 8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке:
|
Методика работы с картой.
Данные карты проверяющий выдает учителю ведущему урок, и учащимся (сразу по окончании урока или после 5-б уроков). Учитель и учащиеся заполняют карту эффективности урока. Образцом для проверки служит заполненная карта учителя. Ученик оценивается так:
“5” - текст учащегося соответствует тексту учителя на 100-80%;
“4” - текст учащегося близок к тексту учителя на 80% - 60%;
“З” - работа выполнена скорее хорошо, чем плохо (60% - 40%);
“2” - что-то получается на 40% - 20%;
“1” - получается очень мало (20% - 10%); “0” - ничего не написано. Затем вычисляется коэффициент данного урока (Эу). Если коэффициент урока равен 75-80%, то урок отличный; 65-75% - урок хороший; ниже 65% - урок удовлетворительный.
Приложение № 5
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УРОКА
(П.И. Третьяков)
Блок 1. Умения ставить цели и планировать свою деятельность и деятельность ученика.
Учитель
| Ученики
| 1. Умение ставить цели при планировании урока
| 1. Умение ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока.
| 2. Умение отбирать материал (необходимую информацию) к уроку в соответствии с психоло- педагогическими особенностями учащихся).
| 2. Умение воспринимать и перерабатывать информацию (учебный материал).
| 3. Умение отбирать дидактический материвии с целями урока.
| З. Умение работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями.
| 4. Умение планировать содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, МО в соответствии с целями и задачами урока.
| 4. Умение планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока.
| Блок 2. Умение эффективно организовать свою деятельность и деятельность ученика.
Учитель
| Ученики
| 5. Умение учителя эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с заданными целями и задачами.
| 5. Умение учащихся организовать свою деятельность во времени в соответствии с заданными целями и задачами.
| 6. Умение учителя эффективно организовать свое рабочее место и место ученика в соответствии с заданными нормативами.
| 6. Умение ученика организовать свою деятельность на рабочем месте.
| |