Методические рекомендации по оформлению анализа урока


Скачать 121.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по оформлению анализа урока
ТипМетодические рекомендации


ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ПО УР

Методические рекомендации по

оформлению анализа урока


Составитель:

Корякина И.А.,

методист МОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов

«Ресурсный центр» Нефтегорского района

Нефтегорск, 2009

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

  1. Общие сведения об уроке:

  • Дата

  • Класс

  • Ф.И.О. учителя

  • Предмет

  • Тема

  • Тип и структура урока

  1. Цель посещения:

1) ___________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

3. Начало урока.

  • Готовность учащихся.

  • Готовность учителя к уроку.

  • Готовность кабинета к уроку.

  1. Оборудование урока. (целесообразность, необходимость). Учебные пособия учащихся.

  2. Программа наблюдения урока:

  1. Содержание урока.

  2. Методическая сторона урока (обоснованность отбора учебного материала, современность применяемых методов их соответствие типу урока и возрастным особенностям учащихся, методы активизации учащихся на всех этапах урока, методика решения задач, способы и качество проверки и оценки знаний учащихся, методика задания домашней работы ее объем и содержание.

  1. Поведение, деятельность учащихся на уроке (активное, пассивное).


  2. Подготовленность учителя к  уроку: Культура речи, собранность, эмоциональный тон, педагогический такт.

8. Выполнение плана  урока.

9. Достижение поставленной цели.

10. Выводы и предложения по уроку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА

Школа ________________ Проверяющий __________________________________________

Дата ____________Класс __________ Учащихся в классе_________ На уроке ___________

Ф.И.О. учителя ________________________________________Предмет ________________

Тема _________________________________________________________________________


Требования к деятельности

учителя

Оценка

Требования к работе

учащихся

Оценка

хор

уд

неуд

хор

уд

неуд

  1. Начало урока

  2. Повторение и проверка заданий

  3. Теоретический уровень изложения

а) научность

б) логичность

в) систематичность

г) последовательность

д) доступность

  1. Раскрытие темы

  2. Отбор материала

  3. Организация внимания учащихся

  4. Воспитательная сторона урока

  5. Использование СОТ, наглядности дидактического материала

  6. Индивидуальный подход

  7. Эмоциональность рассказа

  8. Педагогический такт

  9. Речь

  10. Расчет времени

  11. Организация самостоятельной работы

  12. Объективность

  13. Домашнее задание

  14. Предложения и советы

  15. Мнение учителя, проводившего урок

 

 

 

  1. Внимание учащихся на различных этапах:

в начале, в конце

  1. Активность учащихся

при опросе при изучении , при закреплении

  1. Интерес к теме

4.Прочность знаний,

умений, навыков

  1. Самостоятельность суждений

6.Отношение к учителю

7.Вопросы к учителю


  1. )Самоконтроль

  2. )Дисциплина:

а) готовность к уроку

б) во время урока

в) во время самостоятельной работы

г) во время объяснения

д) во время дачи домашнего задания

е) реакция на звонок

 

 

 


Подпись проверяющего ________________________________________________________

Ознакомлен _________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Бланк анализа урока.

  1. Общие сведения.

Дата:___________

Класс:__________

Ф.И.О. учителя _____________________________________________

Дисциплина ________________________________________________

Цель посещения 1) _______________________________________________

2) ______________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

  1. Программа наблюдения урока.

  1. Готовность учителя к уроку

    • Оборудование урока (целесообразность, необходимость)_________________________________________________________

    • Учебные пособия учащихся ________________________________________________________________

    • Санитарно-гигиеническое состояние кабинета ________________________________________________________________

  2. Организационная структура

  • Тип урока __________________________________________________

  • Чёткость, последовательность урока __________________________________________________________________

  • Дозировка времени __________________________________________________________________

  1. Содержание урока

  • (Научность учебного материала; воспитательный, развивающий характер и т.д.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Правильность отбора материала по объёму, содержанию _______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Ознакомление с ключевыми понятиями ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Направленность материала на формирование ключевых компетентностей

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Методическое обеспечение урока

  • Соответствие методов и приёмов обучения содержанию материала, целям урока _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Организация различных видов самостоятельной работы (воспроизводящие, творческие) _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Формы работы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Применение новых технологий _______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования учебной работы, умение выделять главное и т.д.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Деятельность учащихся на уроке

  • Дисциплина, организованность учащихся ______________________________

  • Уровень понимания материала (описательный, сравнительный, оценочный, обобщающий, проблемный и т.д.) _________________________________________

__________________________________________________________________________

  • Активность, самостоятельность ________________________________________

__________________________________________________________________________

  • Интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовки, сосредоточенность, устойчивость внимания на разных этапах, навыки самостоятельной работы, развитие речи; развитие письменных, графических и специальных навыков; навыки самоконтроля и т.д. _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Характер деятельности учителя

  • Умение владеть классом, речь, педагогический такт, характер общения(демократический, авторитарный), темп ведения урока, психологический климат в классе, оценивание результата (объективность, аргументация) ________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выводы по самоанализу и собеседованию с педагогом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Анализ урока (сравнение результативности урока с целями урока)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выводы: __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рекомендации: _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ провёл ___________________________ / _______________ /

(Ф.И.И., должность)

Члены МО, ОМО ______________________ / ___________________ /

_____________________ / ____________________ /

С анализом ознакомлен (а) __________________ / ___________________ /

Мнение учителя ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: ____________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

В помощь анализирующим урок.

Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение идей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основный идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Тип и структура урока. Какой тип урока избран, его целесообразность; место урока в системе уроков по данному предмету. Связь урока с предыдущими уроками. Этапы урока, их последовательность и логическая связь. Соответствие структуры урока данному типу; целостность и завершённость урока.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Система работы учителя. Общая организация работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Показ учащимся рациональных способов учебной работы. Определение объёма учебного материала на урок. Поведение учителя на уроке: тон, такт, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения, объективность; роль учителя в создании нужного психологического микроклимата. Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока. Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция





ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Самоанализ проведенного урока.





Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

1

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач и т.д.

2

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

 

3

Как можно оценить избранное содержание урока?

 

4

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля

  • при опросе

  • при изучении нового материала

  • при закреплении

  • при обобщении изученного

 

5

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?

 

6

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

 

7

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

  • составление опорных схем, конспектов

  • использование обучающих программ;

  • составление заданий и задач с развивающим содержанием;

 

8

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

 

9

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

 

10

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

 

11

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

 


В словарик заместителя директора по УВР.

Анализ и самоанализ направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа урока - выяв­ление методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

  • Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

  • Краткий - достижения основных целей и задач;

  • Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;

  • Аспектный - отдельных элементов урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

  1. дидактический,

  2. психологический,

  3. методический,

  4. организационный,

Похожие:

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconПлан психологического анализа урока психологическая цель урока
Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconМетодика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа...
Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного...

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconУчебное пособие Современный урок в рамках фгос томск 2014
Учебное пособие основано на характеристике учебного урока и типологии уроков, методов, технологических карт, также представлены подробные...

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по оформлению...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов специальности 060301 Фармация. Рекомендации содержат пояснительную...

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по оформлению...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов специальности 060301 Фармация. Рекомендации содержат пояснительную...

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconМетодические рекомендации для анализа урока анализ занятия
Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить...

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению письменных экзаменационных работ
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы предназначены для обучающихся и преподавателей с целью...

Методические рекомендации по оформлению анализа урока icon1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа
Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений...

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconИнструкция методическая система менеджмента качества «Методические...
«Методические рекомендации по оформлению заявления рационализаторское предложение»

Методические рекомендации по оформлению анализа урока iconЕ. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе
Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки, проведения и анализа открытого занятия\ урока, могут быть полезны...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск