1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ», изучающих дисциплину «Иностранный язык (немецкий)».
Программа разработана в соответствии с:
образовательным стандартом ФГАОУ ВПО "НИУ ВШЭ" по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»;
образовательной программой 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавров;
рабочим учебным планом на 2013/2014 учебный год по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», 3 курс.
2. Цели освоения дисциплины Основная цель обучения – формирование универсальных (общих) – социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных и системных – и профессионально-профилированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, а также быть устойчивым на рынке труда.
Программа построена на основе принципов личностно-ориентированного и деятельностного обучения иностранным языкам и направлена, в первую очередь, на развитие творческой активности и самостоятельности студентов, ответственности за результаты своей деятельности, на овладение стратегиями работы над языком и формирование мотивации к дальнейшему совершенствованию умений иноязычного общения.
Наряду с практической целью – использованием языка в реальных ситуациях общения в социокультурной среде, курс «Иностранный язык (немецкий)» ставит образовательные и воспитательные цели, достижение которых осуществляется в аспекте гуманизации и гуманитаризации профессионального образования и означает расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образованности, а также культуры мышления, общения и речи.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ОС НИУ ВШЭ
| Дескрипторы
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| владеет иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения
| ОНК-8
| умеет использовать иностранный язык в межличностном общении;
владеет навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном
общении на иностранном языке
| коммуникативная методика преподавания, контролируемая самостоятельная работа студентов
| владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| СЛК-1
| способен применять методы и средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
| групповая работа, проектная работа, презентации
| способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| СЛК-2
| владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии
| ролевые игры, проектная работа, презентация, миниэссе
| стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства,
обладает высокой
мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| СЛК-6
| Владеет навыками самостоятельной работы, способен применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
| контролируемая самостоятельная работа студентов
| владеет основными методами, способами и средствами получения, переработки информации,
способен работать с информацией в глобальных
компьютерных сетях
| ИК-1,
ИК-2
| способен осуществлять поиск информации в различных источниках, в том числе в глобальных комп. сетях и трансформировать её в указанную устную или письменную форму
| аннотирование, реферирование, аудирование,
онлайн-тренинги
| обладает навыками презентации результатов своей деятельности
| ИК-4
| владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии
| ролевые игры, проектная работа, презентация, миниэссе
|
В основе преподавания дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» лежит компетентностно-деятельностный подход, целью которого является развитие и совершенствование у студентов различных компетенций, необходимых для межкультурного общения в условиях международной мобильности и интеграции.
Основное внимание уделяется развитию иноязычной коммуникативной компетенции - способности осуществлять общение посредством иностранного языка, правильно использовать систему языковых и речевых норм и выбирать коммуникативное поведение в соответствии с целевыми социокультурными ситуациями общения. Она включает в себя следующие виды компетенций:
лингвистическая (владение определенным объемом знаний, умений и опыта в области лексики, грамматики и фонетики, необходимых для иноязычного общения);
языковая (знание единиц языка и правил их соединения и связи);
речевая (владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи);
предметная (умение поддерживать тему разговора);
дискурсивная (способность пользоваться нормами речи для построения логичного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для толкования смысла высказывания других людей);
прагматическая (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);
социолингвистическая (умение выбрать и использовать адекватные языковые формы и средства, в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации);
компенсаторная (способность решать поставленные коммуникативные задачи различной степени сложности с использованием ограниченных языковых средств).
В структуру развиваемых у студентов в ходе обучения ключевых компетенций входят также:
учебно-познавательная компетенция (совокупность умений и навыков познавательной деятельности, включающая владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, а также владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания);
информационная компетенция (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативная (владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе);
самоорганизационная (умение ставить цели, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
К концу 2 года обучения успешно сдавшие итоговый экзамен должны владеть иностранным языком на уровне выживания (А2 по шкале СЕFR) и
УМЕТЬ:
объясняться в различных ситуациях повседневного общения в рамках изученного материала;
понимать основные идеи и факты устной речи;
понимать/распознавать отношения и точки зрения;
задавать все виды релевантных вопросов;
кратко аргументировать свою точку зрения;
вести телефонный разговор;
вести переписку и оформлять письменные документы различного характера;
понимать со словарём, извлекать основной смысл, концептуально излагать содержание текстов и статей социокультурного характера;
участвовать в беседе в рамках социокультурных тем, выражая определенные коммуникативные намерения;
понимать на слух информацию, представленную в виде аутентичных текстов разной тематики и различных жанров, и реагировать на нее;
извлекать необходимую информацию из текстов социокультурной тематики (аннотирование, реферирование);
строить свое речевое и неречевое поведение адекватно социокультурной специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения;
понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;
соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются носители иностранного языка.
ЗНАТЬ:
базовые лексические единицы в рамках содержательной части программы (уровень А 2) , а также лексику учебной сферы общения;
речевые клише для выражения различных интенций в рамках повседневного общения;
правила интонационного оформления простых нераспространенных и распространенных, а также сложных предложений различных коммуникативных типов;
основные правила немецкой графики и орфографии;
основные правила грамматики немецкого языка в рамках содержательной части программы (уровень А 2).
ВЛАДЕТЬ:
навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения);
основами публичной речи - выступать с подготовленным монологическим сообщением, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства (графики, таблицы, диаграммы, Power-Point и т.д.);
основными приемами работы с текстом;
навыками проведения презентаций.
|