Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
1.2. Положение регулирует общественные отношения в сфере организации питания детей, посещающих Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга (далее – Образовательного учреждения) и порядок организации питания детей.
1.3. Образовательное учреждение обеспечивает рациональное и сбалансированное питание детей по установленным нормам в соответствии с их возрастом, временем пребывания.
1.4. Основными задачами организации питания детей в Образовательном учреждении являются создание условий, направленных на обеспечение детей рациональным и сбалансированным питанием, гарантирование качества и безопасности питания, пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд, формирование навыков пищевого поведения.
1.5. Положение содержит требования к качественному и количественному составу рациона детского питания в Образовательном учреждении, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
1.6. Организация питания детей (получение, хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции в пищеблоке и пр.) обеспечивается сотрудниками организации осуществляющей организацию питания, согласно двухстороннего договора, проверенного юристами и зарегистрированного в Отделе государственного заказа администрации Калининского района.
1.7. Создание условий для приема пищи детьми в группе обеспечивается работниками Образовательного учреждения в соответствии со штатным расписанием и должностными обязанностями.
1.8. Ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил при организации питания воспитанников возлагается на медицинских работников Образовательного учреждения.
1.9. В соответствии с Типовым положением, Законом «Об образовании» ответственность за организацию питания несет руководитель образовательного учреждения, осуществляет контроль работы сотрудников, участвующих в организации детского питания: работники пищеблока, кладовщик, старшая медсестра, старший воспитатель, педагоги, помощники воспитателя.
Порядок организации питания воспитанников в Образовательном учреждении
Дети, посещающие Образовательное учреждение получают четырехразовое питание, учитывающее возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (приложение 1 к настоящему положению).
Ассортимент предлагаемых пищеблоком готовых блюд и кулинарных изделий определяется с учетом набора помещений, обеспечение технологическим, холодильным оборудованием (приложение 2 к настоящему положению).
При распределении общей калорийности суточного питания детей, находящихся в Образовательном учреждении на протяжении 12 часов, используется следующий норматив:
- завтрак (20 %)
- 2 завтрак (5%)
- обед (35 %)
- полдник (15 %) / или уплотненный полдник (30-35%)
2.4. Отклонения от расчетных суточной калорийности и содержания основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) и калорийности не должны превышать + - 10%, микронутриентов + - 15%.
2.5. Питание в Образовательном учреждении организуется в соответствии с цикличным меню, разработанным по установленной форме (приложение № 3 к настоящему положению) на основе физиологической потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2821-10.» среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий:
- детей с 1 года до 3 лет,
- детей с 3 лет до 7 лет;
разработанным обслуживающей организацией, согласованным с Управлением социального питания Санкт-Петербурга и Роспотребнадзором по Калининскому и Выборгскому району Санкт-Петербурга и утвержденным заведующей;
2.6. При составлении меню и расчете калорийности необходимо соблюдать оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое должно составлять 1:1:4 соответственно.
2.7. Меню должно содержать информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации, ссылку на рецептуру используемых блюд и кулинарных изделий. Наименования блюд и кулинарных изделий должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур. В примерном меню не допускается повторений одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.
2.8. Ежедневно в меню должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и другие) – 2-3 раза в неделю. При наличии детей, имеющих рекомендации по специальному питанию, в меню-требование обязательно включают блюда для диетического питания. Данные о детях с рекомендациями по диетическому питанию имеются в группах, на пищеблоке и у медицинской сестры. На основании данных о количестве присутствующих детей с показаниями к диетпитанию, в меню-раскладку вписывают блюда-заменители с учетом их пищевой и энергетической ценности.
2.9. При отсутствии каких либо продуктов, в целях полноценного сбалансированного питания, разрешается производить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной СанПиН 2.4.12660-10 таблицей замены продуктов по белкам и углеводам (приложение 4 к настоящему приложению). При отсутствии свежих овощей и фруктов следует включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты. Необходимо учитывать, что замена продуктов является вынужденной мерой в исключительных случаях и не производиться постоянно.
2.10. На основании утвержденного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста, которое утверждается руководителем Учреждения. На каждое блюдо должна быть заведена технологическая карта, оформленная в установленном порядке, то есть с утверждающей и согласующей подписью руководителя организации, обеспечивающей Учреждение питанием (приложение 5 к настоящему положению).
2.11. Для детей разного возраста должны соблюдаться объемы порций приготавливаемых блюд (приложение 6 к настоящему положению)..
2.12. При необходимости внесения изменения в меню (несвоевременный завоз продуктов, недоброкачественность продукта и пр.) замена продуктов производится на основании акта составленном заведующей производством, старшей медсестрой и утвержденном заведующей Учреждения. В меню-требование вносятся изменения и заверяются подписью заведующей.
2.13. Питание детей должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
2.14. В целях профилактики гиповитаминозов в Учреждении проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд согласно инструкции согласованной врачом и утвержденной руководителем Образовательного учреждения (приложение № 7 к настоящему положению). Препараты витаминов вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед выдачей. Витаминизированные блюда не подогревают.
2.15. Выдача пищи на группы осуществляется строго по утвержденному графику только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, заведующего (или его заместителя), медицинского работника. Результаты контроля регистрируются в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции» (приложение № 8 к настоящему положению). Выдавать готовую пищу детям следует только с разрешения медработника, после снятия им пробы и записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд. При этом в журнале отмечается результат пробы каждого блюда.
2.16. Масса порционных блюд должна соответствовать выходу блюда, указанному в меню. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо допускается к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков.
2.17. Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда – в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры, третьи и прочие блюда – не менее 100 г. Пробу отбирают стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную стеклянную посуду с плотно закрывающимися крышками (гарниры и салаты – в отдельную посуду) и сохраняют в течение не менее 48 часов при температуре +2-+6°C в отдельном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для молочных продуктов, гастрономии. Посуду с пробами маркируют с указанием приема пищи и датой отбора. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник Учреждения.
2.18. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается использование запрещенных СанПиН пищевых продуктов; изготовление на пищеблоке творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом или с творогом, макарон по-флотски, макарон с рубленым яйцом, зельцев, яичницы-глазуньи, холодных напитков и морсов из плодово-ягодного сырья (без термической обработки), форшмаков из сельди, студней, паштетов, заливных блюд (мясных и рыбных); окрошек и холодных супов; использование остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне; пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи); овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили; мяса, субпродуктов всех видов сельскохозяйственных животных, рыбы, сельскохозяйственной птицы, не прошедших ветеринарный контроль (Список пищевых продуктов, которые недопускается использовать в питании детей в дошкольных организациях в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) приведен в приложении 9 к настоящему положению.
2.19. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом в
соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10). При транспортировке пищевых продуктов необходимо соблюдать условия, обеспечивающие их сохранность, предохраняющие от загрязнения, с учетом санитарно-эпидемиологических требований к их перевозке.
2.20. Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья в Образовательном учреждении осуществляется при наличии товаросопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность (товарно-транспортная накладная, счет-фактура, удостоверение качества, при необходимости - ветеринарное свидетельство). Продукция поступает в таре производителя (поставщика).
2.21. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии), сохраняются до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов (бракераж сырых продуктов) осуществляет ответственное лицо. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале (приложение 10 к настоящему положению). Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2.22. Пищевые продукты хранят в соответствии с условиями их хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.
2.23. Устройство, оборудование и содержание пищеблока Образовательного учреждения должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания.
2.24. Всё технологическое и холодильное оборудование должно быть в рабочем состоянии.
2.25. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов.
2.26. Для приготовления пищи используется электрооборудование, электрическая плита и другое торгово-технологическое оборудовании.
2.27. В помещении пищеблока проводят ежедневную влажную уборку, генеральную уборку по утвержденному графику.
2.28. Работники пищеблока проходят медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку, должны иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки.
2.29. Ежедневно перед началом работы медицинским работников проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра заносятся в «Журнал здоровья» (приложение 11 к настоящему положению). Не допускаются или немедленно отстраняют от работы больных работников или при подозрении на инфекционные заболевания. Не допускают к работе по приготовлению блюд и их раздачи работников, имеющих на руках нагноения, порезы, ожоги.
2.30.Медицинский работник проводит контроль температурных режимов хранения в холодильном оборудовании. Для этой цели используются термометры (за исключением ртутных). При отсутствии регистрирующего устройства контроля температурного режима во времени информация заносится в "Журнал учета температурного режима холодильного оборудования" (приложение 12 настоящего положения).
2.31. Работникам пищеблока запрещается во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте.
2.32. В Образовательном учреждении должен быть организован питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду. Допускается использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов.
2.33. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребёнка, вывешивая меню на раздаче и в приёмных всех возрастных групп, с указанием полного наименования блюд, их выхода, стоимости дневного рациона.
Организация питания детей в группах
3.1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:
- в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
- в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
3.2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному руководителем Образовательного учреждения.
3.3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
3.4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:
- вымыть столы горячей водой с мылом;
- тщательно вымыть руки;
- надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
- сервировать столы в соответствии с приемом пищи.
3.5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет (разложить столовые приборы, поставить салфетницы).
3.6. Во время раздачи пищи запрещается нахождение детей в столовой зоне.
3.7. Подача блюд и прием пищи осуществляется в следующем порядке:
3.7.1. Ранний возраст
Завтрак
- детей рассаживают за столы;
- раздают основное блюдо;
- дети приступают к приему пищи;
- разливают напиток (чай, кофе, сок) на раздаточном столе и подают детям вместе с бутербродами;
- раздают фрукты в руку детям;
- воспитатель вытирает руки и лицо детей бумажными салфетками;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов посуду.
Второй завтрак
- детей рассаживают за столы;
- разливают напиток (чай, йогурт, сок) на раздаточном столе и подают детям вместе с кондитерскими изделиями (вафлями, печеньем) без обертки в руку детям, следя за тем, чтобы они получили полную порцию-
- дети приступают к приему пищи;
- воспитатель вытирает руки и лицо детей бумажными салфетками;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов посуду.
Обед:
- детей рассаживают за столы;
- разливают первое блюдо на раздаточном столе и подают детям вместе с хлебом;
- дети приступают к приему первого блюда;
- раскладывают второе блюдо на раздаточном столе и подают детям;
- разливают третье блюдо на раздаточном столе и подают детям;
- воспитатель вытирает руки и лицо детей бумажными салфетками;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов посуду.
Полдник:
- детей рассаживают за столы;
- подают основное блюдо;
- дети приступают к приему пищи;
- разливают на раздаточном столе напиток (чай, кофе, сок, йогурт) и подают детям с хлебом, выпечными изделями;
- воспитатель вытирает руки и лицо детей бумажными салфетками;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов посуду.
3.7.2. Дошкольный возраст
Завтрак
-во время сервировки на столы ставятся общие тарелки с бутербродами и фруктами;
- разливают напиток (чай, кофе, сок);
- раздают основное блюдо;
- детей рассаживают за столы;
- дети приступают к приему пищи;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов посуду.
Второй завтрак
-во время сервировки на столы ставятся индивидуальные тарелки с кондитерскими изделиями (вафлями, печеньем) без обертки и общие тарелки с фруктами;
- разливают напиток (чай, йогурт, сок);
- детей рассаживают за столы;
- дети приступают к приему пищи;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов посуду.
Обед:
-во время сервировки на столы ставятся тарелки с хлебом;
- разливают III блюдо;
- подают первое блюдо;
- детей рассаживают за столы;
- дети приступают к приему первого блюда;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;
- подает второе блюдо;
- прием пищи дети заканчивают третьим блюдом.
Полдник:
-во время сервировки на столы ставятся тарелки с хлебом, выпечными изделями;
- разливают напиток (чай, кофе, сок, йогурт);
- подают основное блюдо;
- детей рассаживают за столы;
- дети приступают к приему пищи;
- по окончании помощник воспитателя убирает со столов посуду.
3.8. Прием пищи взрослыми и детьми не осуществляется одновременно.
3.9. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.
|