Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение


НазваниеМетодическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение
страница1/4
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Методическое пособие
  1   2   3   4







З.Н. Григорова

Ю.В. Никитина
Н.Н. Кузнецова




Методическое пособие
Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения



Введение


В 2010 году в российских воспитательных колониях (ВК) для несовершеннолетних содержалось чуть более 4 тысяч подростков, 14,5% из них осуждены на срок лишения свободы более пяти лет. Значительное количество несовершеннолетних осужденных – воспитанники детских домов или дети из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

В России возраст уголовной ответственности наступает в 14 лет, а максимальный срок заключения для несовершеннолетнего - десять лет, но большинство воспитанников ВК – 16-17-летние подростки, осужденные на срок от полутора до трех лет. После освобождения они возвращаются к прежним проблемам и прежним «друзьям», отягощенные еще и тюремным опытом. Воспитательные колонии не выполняют поставленные перед ними цели по исправлению и воспитанию подростков, совершивших преступление, они лишь реализуют функцию исполнения наказания. Не редко пребывание в воспитательной колонии дает подросткам навыки организации, конспирации, связи с преступным миром взрослых, воровской и сексуальной эксплуатации сверстников. Это обуславливает большой процент рецидивной преступности среди бывших воспитанников исправительных учреждений.

Высокий процент рецидивной преступности среди несовершеннолетних также связан с тем, что возвращение в тот же социум, без особого внимания и участия общества в их судьбе часто заканчивается повторным попаданием в места лишения свободы. Вместе с тем, в России до сих пор отсутствует комплексная разноуровневая система социального сопровождения воспитанников в местах лишения свободы, не налажена система социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Опыт социальной работы с осужденными и освободившимися из мест лишения свободы для России является новым. Одной из ресурсных площадок интеграции такого опыта является Санкт-Петербургский БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого», который с 2004 года осуществляет помощь подросткам, находящимся в конфликте с законом. На основании опыта этого Центра разработаны методические рекомендации по индивидуальному социальному сопровождению подростков, находящихся в местах лишения свободы, также после их освобождения.

  1. Обзор деятельности БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» по социальному сопровождению подростков, находящихся в конфликте с законом

С 1995 года на территории Колпинской ВК действует Храм св. мч. Иоанна Воина, в котором один регулярно служится литургия. При Храме действует изостудия. С 1996 года колонию начали посещать волонтеры из числа прихожан храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы. Помощь волонтеров ориентирована, прежде всего, на подростков, которые проявляют заинтересованность к церковной жизни, посещают Храм.

В 2001 году при Православном приходе храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы был создан Церковный приют во имя святителя Василия Великого для оказания помощи выпускникам Колпинской воспитательной колонии. В этом приюте молодые люди сразу же после освобождения могли получить помощь с оформлением документов, помощь в трудоустройстве, поддержку и духовное окормление. В основном, с молодыми людьми работали волонтёры из числа прихожан храма. В течение трех месяцев оформлялись необходимые документы, намечались для каждого воспитанника краткосрочные цели и пути их реализации, налаживались нужные социальные контакты. Однако, из-за трудностей в установлении конструктивного взаимодействия со штатом сотрудников ВК в вопросах реабилитации молодых людей, невозможно было определить сроки освобождения молодых людей, планирующих придти в приют, наладить регулярное посещение ВК волонтерами, регулярно проводить занятия на территории колонии. В связи с этим, работа приют была переориентирована на подростков, совершивших преступление, но чьё наказание не связано с лишением свободы. Деятельность в этом направлении получила большую поддержку со стороны судей, специализирующихся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, а также инспекторов по делам несовершеннолетних. Условием нашей работы при взаимодействии с судами и отделами по делам несовершеннолетних было создание самостоятельной нерелигиозной организации, нацеленной на работу с несовершеннолетними.

С 2004 года БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» получил статус самостоятельной организации и начал работать с условно осужденными подростками, которым суд стал вменять в обязанность пройти курс социальной реабилитации в Центре. Кроме того, Центр стал работать с молодыми людьми, совершившими правонарушения и находящимися под следствием, а также состоящими на учете в уголовно исполнительной инспекции и не исполняющими должным образом обязанности, возложенные на них судом.

В основе деятельности Центра лежит программа социальной реабилитации, рассчитанная на сто дней с обязательным проживанием молодых людей 14 – 18 лет (группа из 7 человек). Программа была разработана специалистами Центра, используя Европейский опыт работы открытых социальных центров. Для работы по этой программе профессиональных ресурсов волонтеров оказалось недостаточно, поэтому были привлечены профессиональные специалисты – психолог, тренер-психолог, социальные работники, социальные педагоги, театральный педагог и др.

В 2009 году БФ «Центр свт. Василия Великого» открыл новое направление деятельности – социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в учреждениях УФСИН по СПб и ЛО и освободившихся из мест лишения свободы.

В 2010 открылась социальная гостиница для подростков прошедших реабилитационный курс в БФ «Центр свт. Василия Великого», но имеющих препятствия для возвращения домой (неблагоприятная семейная ситуация, социальное окружение и т. д.), также был открыт кризисный центр для освободившихся из мест лишения свободы. На всех направлениях работы Центра большое внимание уделяется работе с семьями воспитанников и их ближайшим окружением.

Таким образом, в настоящее время БФ «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» является опытной площадкой по внедрению новых ювенальных технологий по работе с подростками находящимися в конфликте с законом и их семьями и работает по трем основным направлениям:

  1. Работа с подростками, чьё наказание не связано с лишением свободы (реабилитационный центр, социальная гостиница).

  2. Работа с подростками, находящимися в местах лишения свободы.

  3. Работа с подростками, освободившимися из мест лишения свободы (кризисный центр).

К деятельности центра привлечены высококвалифицированные специалисты и значительное количество волонтеров имеющих большой практический опыт работы с детьми и молодежью.


  1. Социальное сопровождение подростка в воспитательной колонии

Для того чтобы организовать работу в воспитательной колонии, необходимо разрешение от руководства местного УФСИНа, разрешение подписывает начальник или его заместитель по воспитательной работе. Наладить контакт с этими людей возможно через руководителя епархиального отдела по тюремному служению или через священника, окормляющего ВК. Затем нужно будет подписать типовой договор для НКО непосредственно с начальником ВК, но следует учитывать, что без письменного разрешения вышестоящего начальства, он это делать не будет. Поэтому нужно письменно обратиться в управление ФСИН с ходатайством о разрешении пройти на территорию ВК с чётко обозначенными позициями: для чего, с какой целью, когда, кто, с какой регулярностью и что конкретно будет происходить. Надо запомнить, что все письменные разрешения, а только такие могут быть, получаются на такие же письменные официальные обращения.

Для того чтобы начать социальное сопровождение воспитанников ВК достаточно 3-4 сотрудников и/или волонтеров. Оптимальный вариант, когда один сотрудник/волонтер «ведет» не более четырех осужденных. Такое количество позволяет уделять каждому достаточно времени, встречаться с родителями, при необходимости общаться с представителями различных учреждений.

Социальное сопровождение несовершеннолетнего в местах лишения свободы можно разделить на несколько этапов:

  1. Этап получения предварительной информации. Обычно, еще до первого знакомства, социальный работник получает предварительную информацию о несовершеннолетнем, его семье, ближайшем окружении. Это позволяет лучше подготовиться к встрече и быстрее наладить контакт, а также не касаться болезненных для подростка тем без предварительной подготовки и избежать неожиданных ситуаций.

  2. Этап установления контакта. На этом этапе проверяется и уточняется информация, составляется более детальная картина ситуации воспитанника. Социальный работник предлагает подростку сотрудничество и помощь в разрешении проблем, подготовке к освобождению.

  3. Этап активной работы. На этом этапе социальный работник совместно с воспитанником разрабатывает план действий после освобождения и пути его реализации, оказывает психологическую поддержку, контактирует с семьей. Эта работа продолжается и после освобождения.

Получение предварительной информации о воспитаннике.

Для наиболее комплексного и объективного видения социальной ситуации осужденного, с которым предполагается работа, важно обладать максимальным объемом информации о нём. Желательно иметь такую информацию еще до первой встречи. Это поможет создать представление о воспитаннике, его проблемах и особенностях, подготовится к контакту со своим подопечным.

Основные источники информации: родители, сотрудники ВК, следственного изолятора (психологи, воспитательный отдел), представители комиссии по делам несовершеннолетних того района, где проживал подросток, инспектор по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения (школы, училища), социальные учреждения (приюты, социальные центры) и др.

Информация о воспитаннике ВК включает в себя следующие разделы:

Общая информация:

- возраст

- статья по которой осужден

- срок лишения свободы

- время нахождения в СИЗО

- время нахождения в ВК

- неофициальный статус

- перспектива условно - досрочного освобождения

Информация о семье:

- состав семьи

- с кем проживает воспитанник

- особенности внутрисемейных отношений

- взаимоотношения воспитанника с родителями и другими членами семьи

- бытовые условия проживания семьи

Информация состоянии здоровья:

- наличие инвалидности, хронических заболеваний, перенесенных тяжелых травм и заболеваний

- наличие психических заболеваний

- состоит ли на учете в каких либо медицинских диспансерах

- необходимость регулярного обследования у специалиста

- необходимость регулярного приема лекарственных средств

Информация о наркотизации:

- опыт употребления алкоголя и/или наркотиков, токсических веществ

- наличие наркотической и/или алкогольной зависимости

- стаж употребления алкоголя и/или наркотиков

Информация об уровне образования и опыте работы:

- сколько закончено классов средней школы до лишения свободы

- в каком классе обучается в данный момент

- наличие специального образования

- имелся ли опыт трудовой деятельности до лишения свободы

Информация о криминализации:

- условия совершения преступления

- наличие судимостей полученных ранее (по каким статьям, условный или реальный срок)

Информация о психологических особенностях воспитанника:

- общительность

- агрессивность

- тревожность

Анализируя информацию из различных источников, социальный работник ещё до знакомства с воспитанником может сделать предварительный вывод об особенностях своего будущего подопечного, о возможных проблемах с которыми придется работать, подготовиться к первой встрече. Однако нужно помнить что информация, например, от учителей, инспекторов и других лиц может быть субъективна и как единственно верную воспринимать её не стоит, но иметь в виду конечно надо.

По результатам полученной информации можно составить «первичную информационную карту» на воспитанника и постоянно пополнять её новыми сведениями. Пример такой информационной карты представлен в приложении 1.

Бывает, что этап получения предварительной информации переносится на более поздние стадии работы и превращается в «получение дополнительной информации», когда информация от администрации ВК, школы, комиссии по делам несовершеннолетних и других организаций собирается уже после первого контакта с подростком. Это позволяет проверить сведения которые сообщил о себе воспитанник,  прояснить реальную ситуацию. При несоответствии информации ни в коем случае нельзя его «уличать» (ведь и информация из официальных структур может оказаться предвзятой, а контакт с подростком крайне важен).

Установление контакта

Для установления контакта с подростком необходимо уважение, заинтересованность со стороны социального работника и субъект-субъектные отношения. Такие отношения подразумевают равенство позиций, признание ценности личности другого человека, учитываются его интересы, чувства, эмоции, переживания. Такие отношения создают атмосферу безопасности, доверия, открытости, равноценности воспитанника с социальным работником как личности.

Большое значение имеет первая встреча (или несколько встреч). Общение начинается с представления. Социальный работник представляется, рассказывает об организации в которой он работает, чем она занимается. Важным моментом является то, что социальный работник должен фигурировать как представитель общества, отличающийся от стереотипных представлений воспитанника об официальных лицах (милиции, чиновника). Как правило, у осужденных подростков имеется негативный опыт общения с милицией и представителями официальных учреждений. Будучи человеком, не принадлежащим к штату ВК и официальным структурам, у социального работника есть возможность постепенно установить настоящий доверительный контакт и создать тем самым основу для доверия на длительное время. Вместе с этим, всегда необходимо удерживать определенную дистанцию, это поможет избежать манипулирования со стороны подростка.

Цель первой встречи - договориться, что воспитанник будет занимать активную позицию в решении своих проблем, а не перекладывать их на социального работника. У подростка должно быть сформировано понимание, что ему готовы помочь и оказать разностороннюю поддержку, но не решать за него его проблемы, т.е. он сам принимает ответственность за свою жизнь и за свой выбор.

Первая встреча социального работника и осужденного, как правило, характеризуется напряженностью, настороженностью, а подчас – недоверием и неуверенностью со стороны подростка. Не стоит вести себя наигранно и заискивать перед воспитанником. Надо просто объяснить ему цель встречи, задачи совместной работы и дать возможность высказаться, задать все вопросы.

В процессе установления контакта воспитаннику обязательно надо разъяснить, что важным условием является добровольность. Поэтому если подросток не хочет общаться, не видит смысла в совместной работе, то он может отказаться от взаимодействия. Как показывает практика, такое происходит крайне редко и обусловлено либо негативным опытом общения подростка с представителями общественных или церковных организаций, либо его психологическими особенностями (тревожность, недоверие, агрессия).

Установление контакта, налаживание доверительных отношений можно совместить со сбором информации от подростка, предложив ему совместно заполнить информационную анкету. Социальный работник обсуждает с воспитанником каждый вопрос и сам записывает ответы (возможный вариант анкеты приведен в приложении 2). Здесь требуется проявить особую деликатность - не надо настаивать на ответах на все вопросы, поскольку некоторые могут быть болезненны для подростка, например, про семью или про здоровье. Эту информация можно будет получить в дальнейшем, при установлении доверительных отношений, которые могут быть достигнуты только в том случае, когда сам социальный работник откровенен в разговоре с воспитанником и не стесняется излагать свою точку зрения.

При заполнении анкеты воспитанника надо предупредить, что его ответы не будут разглашаться сотрудникам воспитательной колонии и другим официальным учреждениям, полученная информация является конфиденциальной и необходима для того, чтобы наиболее грамотно организовать ему помощь.

Даты посещений воспитанника социальным работником должны быть чётко согласованы: подросток будет рассчитывать на них, ждать и радоваться встрече уже за несколько дней. Если нет возможности придти в назначенный срок, обязательно заранее, насколько это возможно, надо предупредить об этом. Визит в колонию имеет очень большое значение. Возможна такая ситуация, когда во время, запланированное для встречи с социальным работником, администрация колонии направляет воспитанника на обязательные работы или оказывается что ему необходимо участвовать в обязательном мероприятии ВК. Чтобы избежать этого, условия и даты встреч социального работника и воспитанника должны быть строго обговорены с администрацией ВК. Желательно организации, представителем которой является социальный работник, заключить договор о сотрудничестве с воспитательной колонией, в котором прописаны условия работы на территории воспитательной колонии. Пример договора представлен в приложении 3.

Параллельно с налаживанием отношений с воспитанником, устанавливается контакт с семьей. Родителям подростка важно объяснить цель работы и дать понять, что помощь социального работника подразумевает сотрудничество, а не решение всех проблем и перекладывание на него ответственности за ребенка.

Первичный контакт с родителями или лицами их заменяющими происходит по телефону, но в дальнейшем необходима личная встреча. Так можно узнать больше информации о родителях и лучше понять их отношение к ребенку и к ситуации нахождения его в местах лишения свободы. Если возможно, желательно посетить родителей дома, это дает целостное представление о жизни семьи, внутрисемейных отношениях, её социальном уровне, об условиях проживания ребенка. После посещения родителей составляется акт жилищно-бытового устройства (ЖБУ). Он может пригодиться при дальнейшем решении проблем с жильем. Акт ЖБУ представлен в приложении 4.

Для более структурированной работы с воспитанником удобно завести «рабочую папку», в которой будет храниться вся информация и документы, касающиеся подростка. Например, в рабочую папку могут входить:

  • информационная карта

  • информационная анкета

  • акт ЖБУ

  • адреса и телефоны организаций и учреждений, в которых подростку может быть оказана помощь

  • краткие записи бесед с воспитанником

  • краткие записи бесед с родителями, учителями и др.

  • другие документы, записи и информация, представляющие важность при работе с подростком.


Этап активной работы

Установление конструктивных, доверительных отношений с воспитанником и информация, полученная социальным работником из разных источников, а также собственные наблюдения, позволяют наметить ориентиры работы. По сути, этот этап является подготовкой к освобождению и направлен на формирование жизненного плана после освобождения. По мнению специалистов, работающих в местах лишения свободы, подготовка к освобождению должна начинаться буквально с первого дня заключения под стражу.

Перед освобождением из мест лишения свободы важно чтобы осужденный имел четкое представление о том, что его ждет на свободе, где он будет жить, где учиться или кем работать, чем заниматься. Причем, эти планы должны быть осмыслены, проанализированы, реальны для выполнения и иметь конкретные варианты их реализации.

Довольно часто на вопрос «Чем ты займешься после освобождения?» воспитанник колонии отвечает: «Пойду работать, получу дополнительное образование и т.п., но сначала недельку отдохну…» Не редко что такой «отдых» снова приводит за решетку. Поэтому важно чтобы освободившийся молодой человек буквально сразу, оказавшись на свободе, начал реализовывать свой план, и у него не было бы времени для «отдыха». Для этого большое значение имеет поддержка и активность близких подростка и социального работника.

При совместной разработке жизненного плана после освобождения, социальный работник учитывает особенности проживания подростка, ситуацию в семье, его профессиональную подготовку, психологические особенности, уровень мотивации к социально одобряемому образу жизни. Разрабатывая план после освобождения надо помнить о том, чтобы он был реален в осуществлении. Например, молодой человек, выпускник детского дома, после освобождения планирует жить у своих родственников, работать автослесарем и получать большую зарплату, но при этом у него нет ни соответствующей специальности, ни опыта такой деятельности и с родственниками связь практически не поддерживается. В этом случае, надо объяснить, почему данный план мало реален. А именно, родственники не готовы его поселить у себя, автослесарем можно устроиться только имея соответствующую специальность и опыт работы и т.д.

Причем, озвучить то, что этот план не выполним, должен сам подросток, а социальный работник задаёт лишь наводящие вопросы. В данном случае вопросы могут быть следующие: Есть ли у тебя специальность «автослесарь»? «Имеешь ли опыт работы в автомастерской», «Приходилось ли заниматься покраской автомобиля, заменой деталей», «Когда ты последний раз общался со своими родственниками», «Навещали ли они тебя в детском доме, колонии», «Часто ли они приглашали тебя в гости, до того как попал в места лишения свободы», «Говорили ли они тебе что готовы предоставить жилье после освобождения» и т.п. Соответственно, если на большинство вопросов воспитанник отвечает «нет», то он сам поймет нереальность своего плана. Здесь важно ориентировать подростка на самостоятельность при принятии решений и путей реализации поставленных задач.

Жизненный план после освобождения, совместно социальным работником с подростком, составляется таким образом, чтобы у воспитанника было отчетливое видение своих перспектив после освобождения и путей их достижения, а также были ясные ответы на следующие вопросы:

  1. Где я буду жить после освобождения?

  2. Где я буду работать/учиться после освобождения?

  3. Как я буду жить после освобождения?

Задача социального работника - помочь максимально четко ответить на эти вопросы, рассмотрев возможные варианты. Важно именно помочь, поддержать, а не принимать решения за подростка.

Где жить после освобождения?

Этот вопрос является очень важным, поскольку среди лиц без определенного места жительства значительное количество освободившихся из мест лишения свободы. Такая ситуация является одной из причин высокой рецидивной преступности. В то же время, отстоять право на жилье освободившемуся из мест лишения свободы бывает очень сложно, часто для этого требуется привлечение высококвалифицированных юристов.

Если после освобождения молодого человека ждут родители или другие родственники, ему есть где жить, и условия проживания являются нормальными, то вопрос о том где жить после освобождения автоматически отпадает. Этот вопрос крайне важен для тех воспитанников, у которых жилье по тем или иным причинам отсутствует или находится в непригодном состоянии, а таких к сожалению не мало.

Основные причины, в результате которых могут возникнуть проблемы с жильем после освобождения, следующие:

  • осужденный до лишения свободы воспитывался в детском доме, освобождается уже совершеннолетним, поэтому обратно в детский дом вернуться не может, а положенная ему по закону жилплощадь не предоставлена

  • пока несовершеннолетний находился в ВК, его родители или опекуны стали жертвами махинаций с жильем или его лишились по другим причинам (пожар)

  • проживание с родителями или опекунами не возможно, поскольку они ведут асоциальный образ жизни, в квартире организован «притон»

  • в семье имеет место серьёзный внутрисемейный конфликт, родители не желают видеть своего ребенка, который «испортил им всю жизнь».

В первом случае молодой человек на законном основании имеет право на получение государственного жилья. Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс. Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона №159 ФЗ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений – на органы исполнительной власти по месту жительства.

К сожалению, положения действующего законодательства не всегда выполняются органами власти, ответственными за предоставление жилья. В случае обращения в органы прокуратуры по поводу нарушения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно обращение органов прокуратуры с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего с требованием к органам исполнительной власти субъекта РФ или органам местного самоуправления предоставить ребенку-сироте жилое помещение.

В случае махинации с жильем требуется привлечение юриста, возможно заведение уголовного дела о не законности сделки. Если сделка заключена до совершеннолетия воспитанника ВК то, как правило, суд всегда на стороне несовершеннолетнего.

Когда проживание с родителями или опекунами не возможно, поскольку они ведут асоциальный образ жизни или имеется трудноразрешимый внутрисемейный конфликт, то выходом из сложившийся ситуации может быть размен жилья или поиск работы с возможным проживанием.

В связи с длительностью и сложностью решения жилищных проблем, ведь это может продлиться от нескольких месяцев до года, а в некоторых случаях и более, начинать работу в этом направлении надо как можно раньше, с первых дней работы с подростком.

Если ко дню освобождения решить проблему с жильем еще не удалось, у молодого человека обязательно должен быть вариант временного проживания. Возможны следующие варианты:

  • При невозможности проживания с родителями или отсутствия таковых, можно попробовать договориться с другими родственниками о возможности временного проживания, при условии их социально-приемлемого образа жизни.

  • До решения жилищных проблем молодой человек может проживать в центре для освободившихся из мест лишения свободы. Например, в Санкт-Петербурге на базе БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» создан кризисный центр для проживания освободившихся из ВК. Кризисный центр рассчитан, прежде всего, на тех у кого нестабильная семейная ситуация, сложности с социальной адаптацией после освобождения. В кризисном центре молодые люди получают психологическую и социальную помощь, содействие в трудоустройстве. Информация о подобных центрах и учреждениях обязательно должна иметься у социального работника.

  • Если воспитанник ВК во время отбывания наказания посещал церковь, общался со священником и ориентирован на церковный образ жизни, то до улаживания вопросов с жильем, возможно его временное проживание при монастыре или при православном приходе.

  • Поступление в учебное заведение с общежитием.

  • Устройство на работу с предоставлением жилья. Этот вариант имеет мало шансов, но, тем не менее, его тоже надо иметь его в виду.

  • Аренда жилья. Этот вариант также представляется мало реальным, поскольку возможен только в случае, если у освободившегося молодого человека есть постоянный доход, т.е. ему сразу удастся устроиться на работу с высокой зарплатой чтобы платить за жилье и обеспечивать себя всем необходимым.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconУполномоченный по правам человека в Оренбургской области пособие...
Целью подготовки данного пособия является оказание помощи сиротам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в оформлении необходимых...

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconДоклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории...
Модействие с правоохранительными органами. Соблюдение прав человека в местах содержания под стражей и в местах лишения свободы. Соблюдение...

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconЗа лицами, освобожденными из мест лишения свободы
С 01. 07. 2011 г вступил в силу Федеральный закон от 06. 04. 2011 n 64-фз "Об административном надзоре за лицами, освобожденными...

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconПрактическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний м осква, 2006
Жизнь после освобождения. Практическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний. М.: Роо «Центр содействия...

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconПрактическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний м осква, 2006
Жизнь после освобождения. Практическое пособие для подростков, освобождающихся из воспитательных колоний. М.: Роо «Центр содействия...

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconМониторинг сми, 12
Путин заверил Людмилу Алексееву, что его также беспокоит проблема общественного контроля в местах лишения свободы 11

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconПамятка для родственников осужденных
Памятка предназначена родственникам лиц, находящихся в местах лишения свободы

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconОтдела развития промышленности и сельского хозяйства администрации...
«информационно-методическое сопровождение по вопросам обеспечения нормативной документацией кандидатов-участников фцп «социальное...

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconПриговор отменен ввиду неправильного применения закона при определении...
От 26 мая 2009 года О. и З. осуждены по ч. 3 ст. 260 Ук РФ к 1 году лишения свободы каждый без лишения права занимать определенные...

Методическое пособие Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения Введение iconСпо (для тех, кто не сдавал егэ или окончил 9 классов, для дальнейшей...
Вуз имеет все необходимые регистрационные документы: свидетельство, лицензию, государственную аккредитацию. По окончании обучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск