Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов


Скачать 385.83 Kb.
НазваниеСодержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов
страница1/2
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2
Содержание
Введение

  1. Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие.

  2. Действующие формы безналичных расчётов.

  3. Расчёты платёжными поручениями.

  4. Расчёты платёжными требованиями-поручениями.

  5. Чековая форма расчётов.

  6. Расчёты аккредитивами.

  7. Вексельная форма расчётов.

  8. Практическая ситуация.

Заключение

Список литературы

Введение


В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках об­ращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность го-­
сударства в их развитии как по вышеотмеченной причине, гак и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой.

Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали:
- место платежа — банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

  • время платежа — после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);

  • согласие плательщика (акцент) — как основание платежа; источник платежа — собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;

- форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте.

Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отри­цательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность
использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.


  1. Оформление открытия расчетных, текущих и бюджетных счетов

и их закрытие
Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, пекущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.

Каждое предприятие, организация могут иметь в банке, только один основной счет — расчетный или текущий.

РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принци­пах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средст­вами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

ТЕКУЩИЕ СЧЕТА в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица1. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена но сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распо­ряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо переч­ня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству.

Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие документы:

- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти); - копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);

- копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);

- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском ею печати (нотариально заве­ренные);

- справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;

- справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде;

- регистрационная карточка статистических органов.

Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответ­ствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком ДОГОВОРА О РАСЧЕТНО-КАССОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.

В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности но своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной де­ятельности клиента, по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать тре­бования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций, хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности, и другие документы, необходимые для ор­ганизации расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учредительных документов).

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата
за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (в определенном проценте от суммы выдаваемой наличности). Некоторые банки в этот раздел включают размер процентной ставки, уплачиваемой ими за стабильный мини­мальный или средний остаток средств на расчетном счете клиента.

Дебет счёта кассы, корсчётов, накопительного,

Кредит расчётного счёта предпринимателя без образования юридического лица или счётов юридических лиц.

Расчётные и текущие счета предприятий закрываются:

  • по заявлению владельца счёта;

  • при изменении характера деятельности, связанной с утратой самостоятельности;

  • по решению органа, создавшего предприятие;

  • при ликвидации.

Платежи по счёту, или перечисление остатка при закрытии счёта производятся проводкой:

Дебит расчётного счёта,

Кредит корсчётов банка.

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взя­тых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверное!!, документов, пред­ставляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоя­щий квартал; за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и т. п.

В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия.

При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков. ЦЫ* должен создать высокоэффективную общегосударственную систему межбанковских расчетов, отвечающую мировым достижениям. Дело упирается в техническую ос­нащенность данной системы. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пересылки друг другу первичных документов. В качестве дополнения к системе межбанковских расчетов через ЦБР. Могут существовать раз­личного рода клиринговые структуры, а также прямые расчеты между коммерческими банками.

Что касается расчетов с иностранными банками, то наши коммерческие банки ориентируются в основном на междуна­родную межбанковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голландии. В настоящее время в данную систему входит несколько десятков российских банков.
2. Действующие формы безналичных расчётов

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные орга­низации (филиалы) и / или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспон­дентского счета (субсчета).

Расчетные операции по перечислению денежных средств че­рез кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

  • корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

  • корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

  • счетов участников расчетов, открытых в небанковских кре­дитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

  • счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется по рас­поряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и / или догово­ром между банком и клиентом.

Списание денежных средств со счета осуществляется на ос­новании расчетных документов, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, за­ключаемых между Банком России или кредитными организа­циями и их клиентами.

При недостаточности денежных средств на счете для удовле­творения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

Ограничение прав владельца счета на распоряжение находя­щимися на нем денежными средствами не допускается, за ис­ключением случаев, предусмотренных законодательством.

В России существуют следующие формы безналичных расче­тов:

* расчеты платежными поручениями;

* расчеты по аккредитиву;

* расчеты чеками;

* расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кре­дитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту — основной до­говор).

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и полу­чателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Банки осуществляют операции по счетам на основании рас­четных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

  • распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

  • распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателен).

При осуществлении безналичных расчетов в предусмотрен­ных формах используются:

  • платежные поручения;

  • аккредитивы;

  • чеки;

  • платежные требования;

  • инкассовые поручения.

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский класси­фикатор управленческой документации ОКОП-93 (класс «Уни­фицированная система банковской документации»).

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием вычислительной техники.

Допускается использование копий бланков расчетных доку­ментов, полученных на множительной технике, при условии, ес­ли копирование производится без искажений.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих машин или компьютеров шрифтом чер­ного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручка­ми с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляют­ся ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолето­вого цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляе­мые на расчетных документах, должны быть четкими.

Расчетные документы должны содержать следующие рекви­зиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

  • наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОКОП-93;

  • номер расчетного документа, число, месяц и год его выпис­ки;

  • вид платежа;

  • наименование плательщика, номер его счета, идентификаци­онный номер налогоплательщика (ИНН);

  • наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер коррес­пондентского счета или субсчета;

  • наименование получателя средств, номер его счета, иденти­фикационный номер налогоплательщика (ИНН);

  • наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер коррес­пондентского счета или субсчета;

  • назначение платежа — налог, подлежащий уплате, выделяет­ся в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивает­ся);

  • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

  • очередность платежа;

  • вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозна­чений (шифров) документов, проводимых по счетам в бан­ках»;

  • подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск пе­чати (в установленных случаях).

Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» в расчетных документах на перечисление платежей на счета по уче­ту доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, взыскание недоимки по налогам и пени, а также сумм налоговых санкций за нарушение налогового законо­дательства на основании решений судебных органов заполняются с учетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Банком России.

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допус­каются.

Расчетные документы действительны к предъявлению в об­служивающий банк в течение десяти календарных дней, не счи­тая дня их выписки.

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве эк­земпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все эк­земпляры расчетного документа должны быть заполнены иден­тично.

Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бума­ги, множительной или вычислительной техники.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате органи­зации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осущест­вляемым филиалами, представительствами, отделениями от име­ни юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допуска­ется использование аналогов Собственноручной подписи в соот­ветствии с требованиями. законодательства и нормативных актов Банка России.

Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) — расчетные документы, при­нятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требо­вания, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточ­ности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N90902 «Расчетные документы, не опла­ченные в срок» (Дебет счета N99999, Кредит счета N90902).

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные — в сумме остатка.

Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допус­кается.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, не-обходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату со­ставления, сумму расчетного документа, наименование платель­щика или получателя средств (взыскателя).

Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных докумен­тов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, об­служивающий плательщика, — по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя) — по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиен­ту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.

Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осу­ществляет отзыв платежных требований и инкассовых поруче­ний путем направления в банк плательщика письменного заявле­ния, составленного на основании заявления клиента.

Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, — получателям средств (взыскателям) по­сле их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету N90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» в случае закрытия счета клиента осуществляется в сле­дующем порядке.

Платежные поручения возвращаются плательщику.

Расчетные документы, поступившие в банк в порядке расче­тов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскате­лям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета.

При возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащая хранению вместе с юридическим делом кли­ента, счет которого закрывается.

При невозможности возврата платежных требований и инкас­совых поручений в случае ликвидации банка получателя (взы­скателя) или отсутствия информации о местонахождении полу­чателя средств (взыскателя), они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается. При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов, отметки банков, под­тверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соот­ветствующим банком. На оборотной стороне первого экземпля­ра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата. штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платеж­ных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.

3. Расчёты платёжными поручениями
Платёжное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счёта банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия — получа­теля средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платеж-­
ными поручениями.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

  • за полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на но­мер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком,

  • для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглаше­ния, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

  • для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

  • при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

  • по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслужи­вание и др.

В расчетах но нетоварным операциям платежные поручения используются для:

  • платежей в бюджет;

  • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; перечисления средств органам государственного и социального страхования;

  • взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т. п.;

  • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые рек­визиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет свое определен­ное назначение:

1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;

4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к ис­полнению;

2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит ос­нованием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к вы­писке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

Расчёты платёжными поручениями

При оплате платёжного поручения выполняется бух-записи:

Иногородние расчёты

Д-т р/сч плательщика

К-т 30102

Банк поставщика

Д-т 30102

К-т р/сч предприятия поставщика

Одногородние расчёты

Д-т р/сч плательщика

К-т р/сч поставщика

При отсутствии средств на счёте плательщика и невозможности произвести оплату платёжного поручения, поручение поступает в картотеку №2 по внебалансовому счёту 90902 и ждут своей оплаты. При этом выполняется бух-запись:

Д-т 90902

К-т 99999

Предприятиея связи оплачивают поступившие переводы наличными либо зачислением средств на счета псевдополучателей. При этом переводы, адресованные юридическим лицам, оплачиваются только безналичным путём также поручениями, составляемыми в 4 экземплярах на общую сумму всех переводов по каждому получателю.

Расчёты платёжными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчётов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчётов при нетоварных платежах, что делает расчёты платёжными поручениями наиболее перспективной формой расчётов.
4. Расчёты платёжными требованиями-поручениями

Платёжное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполнен­ных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или ока­зания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупате­ля для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

ИНКАССО — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитаю­щиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих доку­ментов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до спи­сания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта. Например, 25/Х (пятница) платежное требование-поручение поступило в банк плательщика; 26/Х, 27/Х — выходные дни; 28/Х, 29/Х, ЗО/Х — срок предварительного акцепта; 31/Х—оплата.

ПОСЛЕДУЮЩИЙ АКЦЕНТ предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняемся право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней. Например, 25/Х (пятница) — поступление расчетного документа в банк и его оплата, 26/Х, 27/Х выход­ные дни (в расчет не берутся), 28/Х, 29/Х, ЗО/Х — дни заявления последующего акцепта.

Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, введенное в действие в 1992 г., предусматривает использо­вание в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.

Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсут­ствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обяза­тельств со стороны поставщика.

Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Никаких споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рас- сматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права на заявление друг другу претен­зий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.

Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка,
2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;
3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

При оплате платёжного требования-поручения оформляется бух-запись:
  1   2

Похожие:

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconПравилам открытия и обслуживания текущих счетов физических лиц для...
Приложение №2 к Правилам открытия и обслуживания текущих счетов физических лиц для совершения расчетных операций

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов icon«Учет расчетов с использованием аккредитивов и расчетных чеков»
Преимущества и недостатки аккредитивной формы безналичных расчетов

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов icon«Учет расчетов с использованием аккредитивов и расчетных чеков»
Преимущества и недостатки аккредитивной формы безналичных расчетов

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconОпросы для подготовки к экзамену по мдк 01. 01 Организация безналичных...
Документы, предоставляемые для открытия счетов. Содержание и порядок формирования юридических дел клиентов

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconПеречень документов необходимых, для открытия расчетных, текущих...

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconКурсовая работа по дисциплине: Банковские операции на тему: «Организация...
Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconМеждисциплинарный курс. 01. 01 Организация безналичных расчетов Методические...
ПМ. 01 Ведение расчетных операций, мдк. 01. 01 Организация безналичных расчетов, уп. Пм. 01 [Текст]: методические указания по выполнению...

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconК положению «О кредитовании в режиме «овердрафт» специальных карточных...
Банк с просьбой на оформление банковской кредитной карты Банка и открытия счета для расчетов с ее использованием на объявленных Банком...

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconПамятка по вопросам открытия, переоформления, закрытия лицевых счетов...
Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального...

Содержание Введение Оформление открытия расчётных, текущих и бюджетных счетов и их закрытие. Действующие формы безналичных расчётов iconОткрытия и обслуживания текущих счетов физических лиц в акб «чувашкредитпромбанк»...
Условия – настоящие Условия открытия и обслуживания текущих счетов физических лиц в акб «чувашкредитпромбанк» ОАО

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск