Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах


Скачать 286.67 Kb.
НазваниеСтатья Основные начала законодательства о налогах и сборах
страница1/2
ТипСтатья
filling-form.ru > Договоры > Статья
  1   2
Замечания и предложения по проектам федеральных законов, направленным на реализацию поручений, предусмотренных Указом от 15 января 2016 г. №13 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования», в части передачи ФНС России функций по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

По проекту федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»


Текст законопроекта

Редакция законопроекта с учетом поправки

Обоснование



18) в статье 23:

……

«34. Плательщики страховых взносов помимо обязанностей, установленных настоящей статьей для налогоплательщиков, также обязаны:

……

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

18) в статье 23:

……

«34. Плательщики страховых взносов помимо обязанностей, установленных настоящей статьей для налогоплательщиков, также обязаны:

……

6) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

Считаем, что не имеется оснований для установления разного срока по обеспечению сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и страховых взносов. Срок должен быть единый.



Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах, сборах и страховых взносов должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах и страховых взносах

6. При установлении налогов, страховых взносов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах, сборах и страховых взносов должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах, сборах и страховых взносов толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Общие правила установления налогов распространены на страховые взносы



Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах, сборах и страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах, сборах и страховых взносах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

Права налогоплательщиков в отношении налогов распространены на права налогоплательщиков в отношении страховых взносов



40) в статье 54:

а) наименование дополнить словами «, базы для исчисления страховых взносов»;

б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. База для исчисления страховых взносов исчисляется по итогам каждого расчетного периода на основе документально подтвержденных данных об объекте обложения в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса.

Положения о пересчете налоговой базы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при пересчете базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 настоящего Кодекса.»;

в статье 54:

а) наименование дополнить словами «, базы для исчисления страховых взносов»;

б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. База для исчисления страховых взносов исчисляется по итогам каждого расчетного периода на основе документально подтвержденных данных об объекте обложения в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса.

Положения о пересчете налоговой базы, исчисленной с учетом положений п. 3 ст. 421 настоящего Кодекс, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при пересчете базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 настоящего Кодекса.»;

Для предотвращения споров, применяются ли положения п. 1 ст. 54 НК РФ к суммарной базе (по всем физическим лицам) по страховым взносам (такой вывод можно сделать из п.п. 1, 2 вводимой законопроектом ст. 421 НК РФ) либо к индивидуальной базе по каждому физическому лицу (п. 3 ст. 421 НК РФ), а также с учетом интересов застрахованных лиц в не занижении сумм выплат за конкретный период, предлагаем внести уточнения в п.6 ст. 54 НК РФ.





Пункт 61. статьи 78 Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Отказаться от данного пункта

Предлагаем распространить на излишне уплаченные страховые взносы общие правила зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа вне зависимости от факта учета (разнесения) Пенсионным фондом Российской Федерации соответствующих средств на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Кроме того, на практике возникают ситуации, когда произведена излишняя уплата налога, при этом последующие зачеты не применимы в силу отсутствия доначислений (ситуация ликвидации организации и т.п.).

Данное положение фактически не позволяет плательщику взносов исправить допущенные ошибки, в т.ч. и в существенных суммах.

В результате с одной стороны плательщик сборов может понести существенные финансовые потери, а с другой стороны, застрахованному лицу может быть начислена пенсия в завышенном размере.



66) в статье 78:

а) наименование после слова "сбора" дополнить словами

", страховых взносов";

б) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов, сборов, страховых взносов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам, сборам, страховым взносам.";

66) в статье 78:

а) наименование после слова "сбора" дополнить словами

", страховых взносов";

б) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов, сборов, страховых взносов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов, и сборов и страховых взносов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам, сборам, страховым взносам.";

Законопроектом предлагается в статью 78 НК РФ предусмотреть зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов.

При этом из предложенных изменений, вносимых в абзац второй пункта 1 статьи 78 НК РФ в редакции законопроекта, можно сделать вывод о невозможности зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов по самим страховым взносам.

В связи с чем, предлагается абзац второй пункта 1 статьи 78 НК РФ в редакции законопроекта изложить в указанной редакции.

Кроме того, следует отметить, что законопроектом предусматривается применение правил ст. 78 НК РФ к правоотношениям, связанным с зачетом и возвратом страховых взносов (подпункт «д» пункта 66 законопроекта).

Таким образом, независимо от внесения изменений в абзац второй пункта 1 и абзац второй пункта 3 ст. 78 НК РФ, правила установленные ст. 78 НК РФ (в соответствий с пунктом 14 статьи 78 НК РФ в редакции законопроекта) будут применяться также в отношений зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов и распространяться на плательщиков страховых взносов.





Законопроектом вносятся изменения в статью 80 НК РФ, в том числе предусматривающие, что расчеты по страховым взносам организациями, численность которых  за прошлый календарный год превышает 100 человек,  представляются в электронном виде по ТКС (абзац третий пункта 3).

Законопроектом также предусматривается, что обязанность представления деклараций (расчетов) в электронном виде может быть предусмотрена частью второй НК РФ по конкретным налогам и сборам (страховым взносам) (абзац пятый пункта 3 статьи 80 НК в редакции законопроекта).

При этом пунктом 9 вводимой статьи 430 НК РФ устанавливается, что отчетность по страховым взносам представляется в электронном виде плательщиками,  у которых за предшествующий расчетный (отчетный) период (год или месяц) численность превышает 25 человек.

Таким образом, в законопроекте имеется явное противоречие между положениями абзаца третьего пункта 3 статьи 80 НК РФ и пункта 9 статьи 430 НК РФ. С учетом абзаца пятого пункта 3 статьи 80 НК РФ, изменения абзаца третьего пункта 3 статьи 80 НК РФ являются излишними.

Кроме того, следует отметить, что в настоящий момент обязанность по представлению расчетов по страховым взносам в электронном виде определяется за прошлый год (пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ), в то время как в проекте изменений в НК предполагается отслеживание данной обязанности помесячно.

Предлагается, оставить положения как есть в настоящее время – определять количество работников за прошлый год.



75) в статье 93.1:

а) наименование после слова «сборов» дополнить словами «, плательщике страховых взносов»;

б) в пункте 1 после слова «сбора» дополнить словами «, плательщика страховых взносов»;

в) пункт 3 после слова «сбора» дополнить словами «, плательщика страховых взносов»;

Исключить данное изменение в ст. 93.1 НК РФ

Отсутствуют основания для внесения данных изменений, так как в рамках проведения встречной проверки невозможно проверить исчисление и уплату страховых вносов: у контрагентов или у других лиц просто нет информации об исчислении и уплате страховых взносов непосредственно самим плательщиком.



91) в статье 126:

б) абзац первый пункта 2 после слова «налогоплательщике» дополнить словами «(плательщике страховых взносов)»;

Исключить данное изменение в п. 2 ст. 126 НК РФ

Ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 126 НК РФ, применяется к лицам, которые не предоставили документы в отношении проверяемого налогоплательщика в рамках встречной проверки. Исходя из того, что встречную проверку по страховым взносам провести не возможно, то, соответственно, исключается необходимость внесения изменений в п. 2 ст. 126 НК РФ.



П. 1 ст. 420

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, исчисляемые плательщиками в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, исчисляемые плательщиками в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые авторам по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением выплат социального характера, которые производятся в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, и которые не являются стимулирующими выплатами, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).
Выплаты социального характера в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 14.05.13. № 17744/12, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Вся судебная практика в настоящее время складывается в соответствии с данной позицией Президиума ВАС РФ.

При этом Фонды в отсутствии однозначных формулировок действующего законодательства продолжают относить отдельные выплаты к вознаграждениям за труд, что приводит к судебным спорам и решениям в пользу работодателей, но и к необоснованным дополнительным затратам на судебные тяжбы в обеих сторон.

В этой связи целесообразно на наш взгляд в целях однозначного толкования норм закона, руководствуясь сложившейся правоприменительной практикой, во избежание некорректного толкования отдельных выплат дополнить проектируемую статью 420 соответствующими положениями.
Справочно:

Пример некорректного толкования Фондами отдельных выплат.

В рамках осуществления проверок Фонды признают выплаты

работникам – донорам, работникам, призванным на военные сборы объектом обложения страховыми взносами.

Фактически у данных выплат отсутствуют все квалифицирующие признаки, установленные трудовым законодательством, позволяющие отнести их к заработной плате (оплате за труд), а именно:

- не предусмотрены соглашением сторон,

- производятся не за выполнение трудовой функции,

- не являются стимулирующими,

- не зависят от квалификации работников,

- не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения работы

Следовательно, данные выплаты не являются «заработной платой», соответственно, выплатой в рамках трудовых отношений и, как следствие, объектом обложения страховыми взносами.


  1. Суть обеих выплат: производятся в силу Законов о донорстве и воинской службе, вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения и носят характер социальной (государственной) поддержки, по своей правовой природе не относятся к вознаграждению за труд.

    Данный вывод подтверждается позицией Президиума ВАС РФ: если выплата произведена не за труд, а по иным основаниям (в качестве меры социальной поддержки или в силу Закона), она не является вознаграждением за труд, соответственно, не может и не должна рассматриваться как выплата, произведенная в рамках трудовых правоотношений и облагаться страховыми взносами (Постановление от 14.05.2013 № 17744/12).

    Соответственно, выплаты в адрес работников-доноров и работников, призванным на военные сборы не являются объектом обложения страховыми взносами.


П. 3 ст. 420

3. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

3. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), договоров, в рамках которых выплачивается вознаграждение авторам за распоряжение и использование служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов, рационализаторских предложений, за отчуждение права на получение патента или исключительного права на служебные изобретения, служебные полезных моделей, служебные промышленные образцы, за отчуждение права на рационализаторские предложения, за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Вопрос выплат вознаграждений авторам за распоряжение и использование служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других аналогичных объектов, на законодательном уровне не урегулирован. Считаем необходимым устранить данный пробел в законодательстве.




Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами
1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса: …

Представляется необходимым пункт 1 статьи 422 НК РФ дополнить подпунктом 17 следующего содержания:

«выплаты социального характера, основанные на коллективном и (или) трудовом договоре. Выплаты социального характера - выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения работы.».

Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике выплаты социального характера не признаются объектом обложения страховыми взносами, поскольку не являются оплатой труда работников.



Ст.422 п.1 пп.3)

пп. 12)

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием….;

работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

<…>

12) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;
  1   2

Похожие:

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconЗаконодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconЗаконодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconСтатья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Статья Основные начала законодательства о налогах и сборах iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск