Приложение 2
к приказу МГУПС (МИИТ)
от 28.04.2016 № 210/а
Методические рекомендации
по осуществлению комиссией Росжелдора контроля на соответствие университета и его филиалов лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности и на соответствие содержания и качества подготовки обучающихся по программам бакалавриата требованиям ФГОС ВО При подготовке к проверке подведомственным Росжелдору университетам и их филиалам необходимо подготовить нормативную базу, указанную в данном документе. Кроме того, при проведении самообследования заполнить формы, представленные в приложениях 5-6.
Во время проведения проверки члены комиссии:
1. Проверяют учредительные документы образовательной организации (далее - ОО).
2. Проверяют законное основание наличия зданий, строений, сооружений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности.
3. Проверяют достаточность соответствующих площадей.
4. Проверяют наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
5. Проверяется безопасность условий обучения, воспитания.
6. Проверяют материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
7. Проверяют наличие условий для охраны здоровья обучающихся.
8. Изучают и проводят анализ документов и материалов, представленных ОО по образовательной программе (далее – ОП) на предмет соответствия реальному учебному процессу: учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), практик, учебную нагрузку преподавателей, расписание занятий, экзаменационные ведомости.
9. Проверяют факт наличия курсовых работ (проектов), качество их оформления и содержания.
10. Проводят выборочную проверку наличия утвержденных программ практик и качества содержания отчетов по этим практикам. А также наличие договоров с организациями, предоставляющими места проведения практик.
11. Проверяют наличие и качество выпускных квалификационных работ обучающихся на предмет их профильности и новизны, наличие заключений государственных экзаменационных комиссий (далее – ГЭК), соответствие распределения оценок работ отчету о самообследовании и заключениям председателей ГЭК.
12. Оценивают актуальность, практическую направленность, объем, качество оценочных материалов образовательной организации для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
13. Изучают документы образовательного учреждения, регламентирующие порядок проведения государственных экзаменов, экзаменационные ведомости. При этом проверяют соответствие структуры государственных экзаменов, в рабочих учебных планах и экзаменационных ведомостях, а также производят выборочную проверку экзаменационных ведомостей для подтверждения достоверности указанного распределения оценок государственных экзаменов.
14. Изучают учебно-методические материалы по ОП. При этом производят выборочную проверку наличия учебно-методической документации по организации и проведению лабораторных, практических и самостоятельных работ, лекций, курсовых работ (проектов) и т.д. и анализируют их соответствие перечню этой учебно-методической документации, указанному в учебном плане, в рабочих учебных планах на каждый год обучения.
15. Проверяют возможность доступа всех обучающихся к фондам учебно-методической документации и к печатным и/или электронным изданиям по каждой дисциплине, практике, включая электронные базы периодических изданий. Возможность доступа всех обучающихся к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями на весь период реализации программы.
16. Анализируют условия и работоспособность электронной информационно-образовательной среды.
17. Проводят знакомство с материально-техническими ресурсами ОП.
18. Анализируют специальные условия, созданные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации и по образовательной программе, при условии наличия таких обучающихся на момент проведения проверки.
19. На основании изучения личных дел преподавателей, реализующих ОП, проводят проверку соответствия профильного (базового) образования научно-педагогических работников профилю преподаваемых дисциплин, наличия ученых степеней и/или ученых званий, участия преподавателей в научной и (или) научно-методической деятельности.
20. На основании изучения личных дел руководящих работников ОО и научно-педагогических работников, реализующих ОП, проводят проверку соответствия квалификации научно-педагогических работников организации квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также наличие ученых степеней и/или ученых званий. По результатам работы комиссией в Росжелдор представляется акт проверки и материалы проверки. Для программ высшего образования
№ п/п
| Наименование документов и материалов
|
| Копии правоустанавливающих документов организации, осуществляющей образовательную деятельность, том числе положения об обособленном структурном подразделении (филиале), копии устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, с изменениями и дополнениями к нему, зарегистрированными в установленном порядке, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица; копии лицензии с приложениями.
|
| Документы, подтверждающие наличие на законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, территорий.
|
| Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам
|
| Заключение, выданное в установленном порядке органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской федерации требованиям
|
| Разрешения, сертификаты, договоры с организациями общественного питания, санитарно-эпидемиологические заключения.
|
| Договор с медицинской организацией; санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения для медицинской деятельности.
|
| Образовательная программа, включающая учебный план (индивидуальные учебные планы, в том числе ускоренного обучения (при наличии), календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, оценочные средства, методические материалы, иные компоненты, включенные в состав образовательной программы по решению организации;
|
| Протоколы заседаний ученого совета (или иного органа общественного управления) организации, осуществляющей образовательную деятельность об утверждении образовательных программ;
|
| Решения об осуществлении ускоренного обучения обучающихся по индивидуальным учебным планам (при наличии);
|
| Расписания учебных занятий, расписания промежуточной и государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации);
|
| Договоры об организации и проведении практики, заключенные между образовательной организацией, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе;
|
| Отчетность обучающихся о прохождении практики (дневник, отчет и т.п.), оценочный материал и результаты аттестации по практике;
|
| Документы и материалы индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ и о хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (зачётные книжки, учебные карточки, аттестационные ведомости, портфолио и прочие документы, предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации);
|
| Выпускные квалификационные работы
|
| Отчеты председателей государственных экзаменационных комиссий
|
| Протоколы заседаний государственных экзаменационных комиссий
|
| Рецензии на выпускные квалификационные работы обучающихся по программам специалитета, а также, при наличии соответствующего решения образовательной организации, по программам бакалавриата;
|
| Договоры о целевом приеме, заключаемые образовательной организацией с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования
|
| Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регулирующие:
- порядок разработки и утверждения образовательных программ;
- порядок организации освоения элективных дисциплин (модулей);
- порядок проведения и объем подготовки по физической культуре (физической подготовке) по программе бакалавриата и (или) программе специалитета при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, определяющий периодичность его проведения, формы и систему оценивания текущих результатов обучения;
- порядок организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся, определяющий систему оценивания результатов за период обучения, включающий порядок установления сроков прохождения промежуточной аттестации, обучающимися, не прошедшими промежуточной аттестации по уважительными причинам или имеющими академическую задолженность;
- порядок организации освоения образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное или высшее образование, и (или) обучается по образовательной программе среднего профессионального образования либо по иной образовательной программе высшего образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
- порядок организации образовательного процесса по образовательным программам при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации указанных программ (при наличии), при ускоренном обучении;
- установление минимального объема контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимального объема занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе;
- порядок и условия зачисления экстернов в организацию (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации);
- порядок индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
- порядок зачета образовательной организацией, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- порядок проведения практики (включающий, при необходимости, порядок проведения практики при освоении обучающимися образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, порядок проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья);
- порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации (учитывающий особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечение идентификации личности обучающихся и контроля соблюдения требований (при проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация);
|
| Штатное расписание, копии трудовых договоров (контрактов) с педагогическими работниками, трудовых книжек, документов об образовании и квалификации, о прохождении аттестации
|
| Индивидуальные планы работы педагогических (научно-педагогических работников);
|
| Документы, подтверждающие наличие и право использования электронных библиотечных систем, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам;
|
| Документы и материалы по библиотечному обеспечению образовательного процесса, включая сведения о библиотечном фонде, книги учета книжных фондов, списки текущих пополнений библиотечного фонда;
|
| Документы и материалы по материально-техническому обеспечению образовательной программы, включая перечень лабораторий, оснащенных лабораторным оборудованием и специальных помещений;
|
| Договоры о сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
|
| Положение о структурном подразделении, обеспечивающем практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии);
|
| Решение ученого совета о создании кафедр и иных структурных подразделений (далее вместе - структурные подразделения), обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии);
|
| Договор о создании структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, заключенный между образовательной организацией и организацией (при наличии);
|
| Решение ученого совета о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научной организацией и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (при наличии);
|
| Договор о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научной организацией (или иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (при наличии);
|
| Решение ученого совета о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научной организации (или иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность), кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии);
|
| Договор о создании образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;
|
| Положение о кафедре, обеспечивающей осуществление образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, образовательной деятельности в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность (при наличии);
|
| Распорядительные акты:
- о приеме лиц на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации;
- о направлении на практику обучающихся;
- о допуске к государственной итоговой аттестации;
- о составе государственных экзаменационных комиссий;
- об утверждении тем выпускных квалификационных работ обучающихся, назначении руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ;
- об отчислении обучающихся из организации, осуществляющей образовательную деятельность
| |