Основные особенности нового закона об образовании в РФ Новый закон об образовании весьма существенно отличается от Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), положения которого касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.
К сведению В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам прежним законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически (если учредитель примет такое решение) может привести к ее повышению.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. Во-вторых, он меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.
В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Важно Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична "школьной". Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Иными словами, новый закон отменяет понятие "начальное профессиональное образование" и существенно расширяет понятие "среднее профессиональное образование". Среднее профессиональное образование становится общедоступным (хотя и на иных условиях, чем дошкольное и общее). При этом полученное ранее начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а среднее профессиональное образование – к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ "Об образовании" употреблялся термин "высшее профессиональное образование", то в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" – просто "высшее образование". В систему высшего образования теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование – подготовка кадров высшей квалификации.
К сведению Дополнительное образование в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида:
дополнительное образование детей;
дополнительное образование взрослых;
дополнительное профессиональное образование.
Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.
Ниже представлена таблица, в которой отмечены основные отличия старого и нового закона об образовании:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"
| Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
| Управление системой образования
| Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования
| Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети "Интернет"
| В феврале 2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ
| Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д.
| Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования
| Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ
| Последовательно проводится принцип светскости в образовании
| Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации
| Организация образовательного процесса
| Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ
| Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11)
| Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
| Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
| Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования
| Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования
| Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
| Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий
| Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений
| Гл. 6. регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся
| Правовой статус образовательных учреждений и организаций
| В законе говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается
| В законе говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение. Согласно п. 18ст. 2 образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
| Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения
| Нормы ст. 27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации
| Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения
| Нормы ст. 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников
| В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения
| Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6)
| Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4)
| Закон содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)
| Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)
| Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона
| В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования
| Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона
| В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы
| Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий
| Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях,ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
| Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ
| Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
| Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся
| Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 обучающихся родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся
| Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
| Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации
| Правовой статус педагогических работников
| Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников
| В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности
| В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы
| Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики
| Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников
| В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации
| Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников
| Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации
| Особенности дошкольного образования
| Дошкольное образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
| Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ
| Согласно п. 2 ст. 52.1 размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат
| Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей
| Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями
| Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
| Особенности школьного образования
| Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий
| В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием)
| Организация общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ
| Согласно ч. 2 ст. 6 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования
| Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования
| Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ
| Особенности дополнительного и профессионального образования
| Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
| Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ
| Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не является общедоступным
| Согласно ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств
| Предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования
| Не предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования
|
ОПРОС
Какова основная цель федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования?
ОТВЕТ
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС дошкольного образования) направлена на достижение нескольких целей. Так, согласно п. 1.5. приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Стандарт направлен:
на повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Кроме того, Стандарт также направлен на решение ряда определенных задач. ВОПРОС
Существует ли план введения ФГОС дошкольного образования в практику ДОО?
ОТВЕТ
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на институциональном уровне (образовательной организации), уровне учредителя образовательной организации, но и федеральном, а также региональном уровнях.
Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10).
Согласно данному плану педагогические коллективы каждой дошкольной образовательной организации должны разработать и утвердить свой план-график введения ФГОС дошкольного образования. Приступая к составлению плана по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представлять, какие новые знания получат педагоги, к каким выводам они придут, и что поможет им совершенствовать образовательный процесс. Важно включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами, исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов конкретного детского сада.
ВОПРОС
Каковы основные задачи рабочей группы по введению ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации?
ОТВЕТ
В соответствии с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10 для реализации плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях создаются координационные органы, призванные обеспечить правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).
Так, на уровне дошкольной образовательной организации должна быть создана рабочая группа по введению ФГОС ДО, примерный состав которой может быть следующим: заведующий детским садом, старший воспитатель, два-три воспитателя, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалисты, медицинская сестра, представитель родительской общественности.
Согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО можно обозначить следующие задачи рабочей группы:
разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации;
приведение локальных актов дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС ДО (При решении данной задачи необходимо иметь в виду, что в письме Минобрнауки России от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 указывается на недопустимость требования от дошкольной образовательной организации немедленно привести уставные документы и образовательные программы в соответствие с ФГОС ДО в связи с незавершенностью цикла экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ);
проведение закупок для организации развивающей предметно-пространственной среды;
организация работы пунктов оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;
организация обучения руководящих и педагогических работников дошкольной образовательной организации на курсах повышения квалификации;
определение наставников для молодых специалистов;
получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг;
создание условий для реализации ФГОС ДО в детском саду.
Важно отметить, что введение и реализация ФГОС ДО – непростой процесс, требующий оказания органами управления образованием поддержки педагогическим и руководящим работникам дошкольных образовательных организаций. В этот переходный период важно каждому специалисту уделить внимание, помочь в изучении и осознании требований ФГОС. Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере общего образования
Письмо
от 13 января 2014 года № 08-10
Органы государственной властисубъектов Российской Федерации,осуществляющие государственноеуправление в сфере образования
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработан и утвержден Федеральный образовательныйстандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384).
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
Мероприятия реализуются в соответствии со сроками, указанными в Плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО (далее - План действий) (приложение № 1).
В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены региональные планы (сетевые графики, дорожные карты и др.), разработанные на основе Плана действий.
Региональные планы должны предусматривать мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.
Для обеспечения введения ФГОС ДО на федеральном, региональном и муниципальном уровне могут быть созданы координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС ДО.
Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению федерального, региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Функции координационного органа (в случае его создания) при реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО определяются соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования.
Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в рамках Координационного совета по общему образованию создается Координационная группа по введению ФГОС ДО.
Прошу руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (по списку приложения № 2) до 20 января 2014 г. направить предложения по включению представителя для включения в Координационную группу по введению ФГОС ДО (должность - не ниже начальника отдела) (наименование субъекта Российской Федерации, Ф.И.О., должность, место работы, номер телефона, адрес электронной почты) в адрес Департамента и по электронной почте: vaytyuhovskaya-ov@mon.gov.ru (Вайтюховская Олеся Витальевна, тел. 499-237-31-01).
И.о. директора Департамента
Ю.В. Смирнова
Утверждаю
Первый заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
Н.В. Третьяк
"31" декабря 2013 г.
|