Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения


НазваниеМетодические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях


  1. Общие положения


Настоящие методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности кадровой работы, организации и подбора квалифицированных кадров для обеспечения эффективного руководства деятельностью муниципальных предприятий и учреждений.

Рекомендации подготовлены с учетом нормативной правовой базы и практического опыта проведения аналогичной работы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти Ростовской области.

Правовую основу кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ), Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», иные правовые акты Российской Федерации и Ростовской области, а также муниципальные правовые акты.


  1. Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия (учреждения)


2.1. В соответствии с частью 2 статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Абзацем вторым части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений (далее – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 9 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устав унитарного предприятия должен содержать, в том числе, положения, определяющие порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Таким образом, в случаях, определенных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, назначению на должность руководителя муниципального предприятия (учреждения) может предшествовать конкурс на замещение такой должности.

Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия (учреждения) должен регламентироваться муниципальным нормативным правовым актом.

2.2. При разработке муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия (учреждения), в его содержание предлагается включать следующие положения:

2.2.1. Порядок принятия решения о проведении конкурса. Рекомендуется установить, что решение о проведении конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия (учреждения) принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

2.2.2. Установить требование об обязательности опубликования условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 30 дней до дня проведения конкурса.

2.2.3. Определить требования к гражданину, предъявляемые для участия в конкурсе.

2.2.4. Установить перечень документов, представляемых гражданином в конкурсную комиссию.

2.2.5. Порядок проведения конкурса.

2.2.6. Порядок принятия решения о победе того или иного кандидата на должность руководителя муниципального предприятия (учреждения).

2.2.7. Общее число членов конкурсной комиссии и порядок ее формирования.

2.3. В целях организации проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия (учреждения) органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, необходимо:

образовать конкурсную комиссию по проведению конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия (далее - комиссия), утвердить ее состав, сроки и порядок ее работы;

разработать и утвердить перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов.

2.4. К участию в конкурсе рекомендовано допускать лиц, владеющих государственным языком Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное образование, отвечающих квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя муниципального предприятия (учреждения).

2.4.1. Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатуре руководителя муниципального предприятия (учреждения), определяются должностной инструкцией и включают в себя:

требования к уровню профессионального образования;

требования к стажу и опыту работы на руководящих должностях;

требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по вакантной должности руководителя муниципального предприятия (учреждения).

2.5. Для участия в конкурсе рекомендовано установить следующий перечень документов, представляемых претендентами:

письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о желании участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности;

копию паспорта или заменяющего его документа;

документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию (выписка из трудовой книжки, копия трудовой книжки), копии документов о профессиональном образовании, о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания;

предложения по программе деятельности муниципального предприятия (учреждения) (в запечатанном конверте);

иные документы, предусмотренные в информационном сообщении.

2.5.1. Кроме того, претенденты, участвующие в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя муниципального предприятия (учреждения), представляют в комиссию сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

2.6. При формировании комиссии следует учитывать, что она должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Полномочия председателя комиссии предлагается возложить на главу муниципального образования.

2.6.1.Полномочиями заместителя председателя комиссии рекомендуется наделить заместителя главы администрации муниципального образования, курирующего соответствующее направление деятельности муниципального предприятия (учреждения), на замещение вакантной должности руководителя которого объявляется конкурс.

2.6.2. В состав комиссии следует также включать руководителей и специалистов отраслевых (функциональных) органов местной администрации по соответствующему направлению деятельности муниципального предприятия (учреждения), а также специалистов местной администрации по правовым и кадровым вопросам, представителей иных органов местного самоуправления.

2.6.3. К работе комиссии могут также привлекаться эксперты с правом совещательного голоса.

2.6.4. К компетенции комиссии следует отнести:

организацию публикации информационного сообщения о проведении конкурса;

прием заявок от претендентов и ведение их учета;

проверку правильности оформления заявок;

осуществление проведения конкурса;

определение победителя конкурса.

2.6.5. Заседание комиссии считается правомочным при присутствии на нем не менее половины членов комиссии.

2.6.6. Решения комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

2.7. Конкурс может проводиться в два этапа:

на первом этапе осуществляется информирование граждан о конкурсе, прием и изучение документов лиц, пожелавших участвовать в конкурсе, проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных кандидатом документах;

на втором этапе проводится оценка профессионального уровня, их соответствия установленным требованиям.

2.7.1. На первом этапе конкурса комиссия публикует информационное сообщение о конкурсе в средствах массовой информации, а также размещает его на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет».

2.7.2. Информационное сообщение о проведении конкурса рекомендуется публиковать не позднее, чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса.

2.7.3. В информационное сообщение о проведении конкурса следует включать следующую информацию:

наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении муниципального предприятия (учреждения);

требования, предъявляемые к претенденту на замещение должности руководителя муниципального предприятия (учреждения);

дату и время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

адрес места приема заявок и документов;

перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;

дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;

номера телефонов и местонахождение конкурсной комиссии;

адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;

порядок определения победителя;

способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса;

иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные действующим законодательством.

основные условия трудового договора.

2.7.4. С момента начала приема заявок комиссия должна предоставлять каждому претенденту возможность ознакомления с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.

2.7.5. Претендент не должен допускаться к участию в конкурсе в случаях:

представления документов, не подтверждающих право претендента занимать должность руководителя муниципального предприятия (учреждения);

непредставления всех документов по перечню, указанному в информационном сообщении, либо если они не соответствуют условиям конкурса или требованиям действующего законодательства.

2.7.6. После опубликования информационного сообщения комиссией рекомендуется провести прием и изучение документов претендентов на участие в конкурсе, а также осуществить проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

2.7.7. Комиссия может принять решение о продлении срока приема документов для участия в конкурсе в случае, если к моменту окончания первого этапа документы подал лишь один кандидат.

2.7.8. На втором этапе конкурса комиссия определяет дату, место и время проведения заседания комиссии и письменно не позднее, чем за 15 дней уведомляет об этом кандидатов.

2.7.9. Заседание проводится при наличии не менее двух кандидатов. В случае неявки кандидата по уважительной причине конкурсной комиссии необходимо перенести заседание.

2.7.10. До проведения заседания конкурсная комиссия должна принять решение об использовании конкретных методов изучения и оценки кандидатов на участие в конкурсе.

2.7.11. Оценку профессионального уровня кандидата рекомендуется разделить на две части.

2.7.12. Сначала (первая часть) осуществляется выявление профессиональных знаний и навыков путем тестирования и представления кандидатом предложений по программе деятельности муниципального предприятия (учреждения), после чего проводится собеседование с кандидатом (вторая часть).

2.7.13. Тестирование заключается в предоставлении кандидату перечня вопросов с 3-4 вариантами ответов на них, из которых он в течении установленного времени должен выбрать правильные.

Тест рекомендуется составлять на основе перечня вопросов, обеспечивающих проверку знания участника конкурса:

отраслевой специфики предприятия;

основ гражданского, трудового, налогового, бюджетного законодательства;

основ управления предприятием, финансового аудита и планирования;

основ маркетинга;

основ оценки бизнеса и оценки недвижимости.

Рекомендуется составить тест, содержащий не менее 50 вопросов.

Вопросы в тесте должны формулироваться в соответствии с действующим законодательством и предполагать только один правильный вариант ответа. (Примерный перечень вопросов, рекомендуемых для подготовки тестового задания, представлен в приложении № 7 к настоящим методическим рекомендациям)

2.7.14. Результаты тестирования определяются путем подсчета количества правильных ответов (например, один правильный ответ – один балл).

2.7.15. По итогам тестирования каждому кандидату выставляется общая оценка.

2.7.16. Профессиональные навыки выявляются посредством представления кандидатом предложений по программе деятельности муниципального предприятия (учреждения) (далее – Программа). Данная программа может включать:

информационно-аналитическую справку о текущем состоянии муниципального предприятия (учреждения);

цели и задачи Программы (образ будущего состояния муниципального предприятия (учреждения);

описание ожидаемых результатов реализации Программы, их количественные и качественные показатели;

план-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие муниципального предприятия (учреждения) с учетом их ресурсного обеспечения (финансово-экономические, кадровые, информационные, научно-методические).

2.7.17. Комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет наилучшую программу деятельности предприятия из числа предложенных участниками конкурса.

2.7.18. На втором этапе проводится собеседование с участниками конкурса.

2.7.19. Секретарь комиссии представляет членам комиссии участника, докладывает его результаты на первом этапе конкурса, после чего кандидату могут задаваться вопросы.

2.7.20. В ходе собеседования выявляется мотивация кандидата, знание отраслевой специфики муниципального предприятия (учреждения), коммуникабельность, умение вести диалог и прочее.

2.2.21. Обсуждение кандидата производится членами комиссии в его отсутствие.

Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия.

2.8. Блок-схема проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия (учреждения) (приложение № 1 к рекомендациям).

2.9. Органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, рекомендуется в течение месяца со дня определения результатов конкурса заключить с победителем трудовой договор.
3. Порядок назначения на должность и увольнение руководителя муниципального предприятия (учреждения), заключение и расторжения трудового договора
3.1. Назначение на должность руководителей муниципальных предприятий (учреждений) осуществляется:

на основании результата конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального предприятия (учреждения);

в порядке назначения на должность руководителя муниципального предприятия (учреждения) уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

3.2. Выбор процедуры, предшествующей заключению трудового договора (проведение конкурса или назначение на должность), определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального предприятия (учреждения).

3.3. Заключение трудового договора с руководителем производится в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

3.4. Типовые формы трудовых договоров с руководителем муниципального унитарного предприятия и муниципального учреждения представлены в приложениях № 5 и № 6 к настоящим методическим рекомендациям.

3.5. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

3.6. На основании указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в обособленном структурном подразделении, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии действующим законодательством;

условия оплаты труда работника;

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы;

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с действующим законодательством;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

3.7. Кроме обязательных условий в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, конкретизирующие права и обязанности сторон трудового договора, не ухудшающие положение работника муниципального предприятия (учреждения) по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об испытании;

о неразглашении охраняемой законом тайны персональных данных работников муниципального предприятия (учреждения);

о видах и об условиях дополнительного страхования руководителя муниципального предприятия (учреждения);

об улучшении социально-бытовых условий руководителя муниципального предприятия (учреждения) и членов его семьи.

3.8. Перечень документов, необходимых при принятии на работу, установлен статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

(см. текст в предыдущей редакции)

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

3.9. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо тех, что предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

3.10. В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу), и руководитель муниципального учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Проверка указанных сведений осуществляется в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.   

3.11. Срок трудового договора. Согласно статье 58 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с руководителем муниципального предприятия (учреждения) может быть заключен как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). Срок, на который заключается трудовой договор с руководителем муниципального предприятия (учреждения) определяется органом местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя..

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

3.12. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается руководителю муниципального предприятия (учреждения), другой хранится у работодателя. Получение руководителем муниципального предприятия (учреждения) экземпляра трудового договора должно подтверждаться его подписью на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Руководитель муниципального предприятия (учреждения) обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

3.12.1. Приказ (распоряжение) работодателя о назначении на должность руководителя муниципального предприятия (учреждения) объявляется ему под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

3.12.2. О приеме на работу должна быть произведена запись в трудовой книжке руководителя муниципального предприятия (учреждения).

3.13. Порядок расторжения трудового договора.

В соответствии со статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации общими основаниями для прекращения трудового договора являются:

соглашение сторон;

истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

расторжение трудового договора по инициативе работника;

расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;

отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;

отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;

отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;

обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

3.13.1. Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами.

3.13.2. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) установлен статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации.

3.13.3. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели.

3.13.4. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Прекращение трудового договора по собственному желанию не связано с наличием у руководителя муниципального предприятия (учреждения) уважительных причин.

При этом согласие работодателя прекратить трудовой договор юридического значения не имеет. Здесь имеет значение только согласование даты увольнения.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор, может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Если такое соглашение не достигнуто, то работник обязан отработать установленный срок.

Как правило, указанные две недели отработки используются работодателем для подбора нового работника на освобождающуюся должность.

3.13.5. До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник.

3.13.6. Также необходимо учитывать, что если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

3.13.7. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы представитель нанимателя (работодатель) обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

3.13.8. В ряде случаев, когда увольнение по инициативе работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

3.14. В соответствии со статьей 78 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению работодателя с работником трудовой договор может быть расторгнут в любое время.

3.15. Перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Такими основаниями являются:

ликвидация организации;

сокращение численности или штата работников организации;

несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

смена собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей:

- прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

- появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника;

- совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

- установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушение работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя;

совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;

случаи, предусмотренные трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

другие случаи, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

3.15.1. Данный перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя не является исчерпывающим.

3.15.2. Увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске не допускается.

3.15.3. Расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя не допускается (за исключением случаев ликвидации организации).

3.15.4 Увольнение работника в связи с ликвидацией организации; сокращением численности (штата) организации; неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание возможно только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если указанные работники являются членами профсоюза).

3.16. Согласно статье 278 Трудового кодекса Российской Федерации   помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:

в связи с отстранением от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

3.16.1. Решение об отстранении руководителя от должности в связи с отстранением от должности в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) принимается арбитражным судом.

3.16.2. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом ходатайствовать об отстранении от должности руководителя организации-должника наделены:

временный управляющий;

собрание кредиторов, административный управляющий или предоставившие обеспечение лица.

Указанные лица направляют соответствующее ходатайство об отстранении от должности руководителя организации-должника.

3.16.3. В случае удовлетворения ходатайства арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия; в случае непредставления кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя, при отсутствии заместителей - на одного из работников должника.

3.16.4. Арбитражный суд по ходатайству временного управляющего может отстранить исполняющего обязанности руководителя должника в случае нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-Ф «О несостоятельности (банкротстве)».

3.16.5. Поводом для отстранения руководителя на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц является ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления или совершение им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц.

3.16.6. Основанием для издания распоряжения (приказа) о прекращении трудового договора является определение арбитражного суда об отстранении от должности руководителя организации. Последним днем работы указывается день, когда собственнику имущества организации стало известно о вступлении в законную силу определения суда.

3.16.7. Прекращение трудового договора в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении договора.

Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет расторгнуть трудовой договор в любое время до истечения срока его действия независимо от того, совершены ли руководителем виновные действия. При этом работодатель не обязан мотивировать такое решение. Однако только уполномоченный орган юридического лица, либо собственник имущества организации, либо уполномоченное собственником лицо (орган) вправе принять решение о прекращении трудового договора по данному основанию.

Для прекращения трудового договора в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо соответствующее решение уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (например, протокол заседания совета директоров).

3.17. С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора руководитель должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения руководителя или руководитель отказывается ознакомиться с ним под роспись, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись.

3.18. Общий порядок оформления прекращения трудового договора регламентируется статьей 841 Трудового кодекса Российской Федерации.

3.18.1. Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

3.18.2. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора руководитель муниципального предприятия (учреждения) должен быть ознакомлен под роспись.

3.18.3. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжением).

3.18.4. В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе производится соответствующая запись.

3.18.5. В день прекращения трудового договора представитель работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи.

В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, представитель нанимателя (работодатель) обязан направить муниципальному служащему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на пересылку ее по почте. Со дня направления указанного уведомления представитель нанимателя (работодатель) освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении:

вследствие прогула;

осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

при увольнении беременной женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности.

По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, представитель нанимателя (работодатель) обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.

Все необходимые сведения об увольнении (прекращении трудового договора), вносятся в трудовую книжку, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

4. Порядок формирования кадрового состава муниципального предприятия (учреждения)
4.1. Основными задачами формирования кадрового состава муниципального предприятия (учреждения) являются:

выявление высококвалифицированных специалистов, подготовленных к работе на муниципальных предприятиях и учреждениях;

обеспечение своевременного замещения вакантных должностей;

обеспечение замещения вакантных должностей высококвалифицированными специалистами.

4.2. Формирование кадрового состава муниципального предприятия (учреждения) должно осуществляться на основе кадрового планирования путем определения количественной и качественной потребности в кадрах на краткосрочную и среднесрочную перспективы.

4.3.  Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном числе работников разных специальностей. Она определяется путем расчета оптимальной штатной численности муниципального предприятия (учреждения)

4.4. Качественная потребность в кадрах – это потребность в работниках определенных специальностей, определенного уровня квалификации. Качественная потребность в кадрах определяется путем включения в штатное расписание муниципального предприятия (учреждения) должностей с различными квалификационными требованиями в зависимости от функций, выполняемых его подразделениями.

4.5. Поиск (выявление) кандидатов осуществляется кадровыми службами (специалистами по кадровой работе) муниципального предприятия (учреждения) посредством применения процедуры внутреннего и внешнего подбора кадров.

4.6. Внешний подбор кадров может осуществляться по следующим направлениям:

работа с аналогичными муниципальными предприятиями (учреждениями) других муниципальных образований;

работа с иными организациями, как государственными или муниципальными, так и частными;

работа со службой занятости населения;

работа с кадровыми агентствами;

работа с учебными заведениями (в том числе организация практики учащихся в органах мест анализ итогов профессиональных конкурсов (проведение, сбор и анализ информации о результатах профессиональных конкурсов, проведенных государственными органами, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями на территории муниципального образования);

мониторинг базы данных выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;

мониторинг средств массовой информации (телевидение, публикации в печатных СМИ и т.д.).

4.7. Внутренний подбор кадров может осуществляться по следующим направлениям:

работа с муниципальным кадровым резервом;

мониторинг профессиональной деятельности наиболее успешно работающих работников муниципального предприятия (учреждения);

изучение отзывов и рекомендаций руководителей подразделений муниципального предприятия (учреждения) о работниках;

рекомендации муниципальных служащих, работающих в органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя;

через знакомых.

4.8. Поиск кандидатов для формирования кадрового состава муниципального предприятия (учреждения) может осуществляться по иным направлениям, не противоречащим действующему законодательству.
5. Порядок подготовки и проведения аттестации руководителя муниципального предприятия (учреждения)
5.1. В соответствии со статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

На основании абзаца второго части 2 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

В силу абзаца третьего статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, порядок подготовки и проведения аттестации руководителя муниципального предприятия (учреждения) должен органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

5.2. При принятии органами местного самоуправления правового акта, регламентирующего указанные вопросы, предлагается учитывать следующее.

5.2.1. Аттестация руководителя муниципального предприятия (учреждения) должна проводиться с целью оценки уровня его квалификации и соответствия замещаемой должности.

5.2.2. В качестве целей аттестации может быть указано оказание содействия в повышении эффективности работы муниципального предприятия (учреждения) и стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

5.2.3. Аттестацию руководителей рекомендуется проводить один раз в три года.

5.2.4. В первую очередь для проведения аттестации органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, необходимо сформировать аттестационную комиссию.

5.2.5. Аттестационная комиссия формируется правовым актом соответствующего органа местного самоуправления. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

5.2.6. Деятельность аттестационной комиссии обеспечивает кадровая служба (специалист по кадровой работе) органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

5.2.7. В состав аттестационной комиссии рекомендовано включать работодателя, руководителей и специалистов отраслевых (функциональных) органов местной администрации по соответствующему направлению деятельности муниципального предприятия (учреждения), а также специалистов местной администрации по правовым и кадровым вопросам.

К работе комиссии могут привлекаться эксперты с правом совещательного голоса.

5.2.8. При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения руководителя унитарного предприятия в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в состав комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, если коллективным договором не установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

5.3. На следующем этапе подготовки проведения аттестации органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, необходимо:

утвердить график подлежащих аттестации руководителей муниципальных предприятий (учреждений) с указанием сроков проведения аттестации (приложение № 2);

сформулировать перечень вопросов для аттестации (в указанный перечень должны входить вопросы, позволяющие выявить уровень профессиональной подготовки руководителя с учетом соответствующих квалификационных требований);

разработать критерии оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных предприятий (учреждения);

подготовить отзывы на подлежащих аттестации руководителей муниципальных предприятий (учреждений).

5.4. Утвержденный график проведения аттестации необходимо довести до сведения каждого аттестуемого не позднее, чем за месяц до аттестации.

5.4.1. В графике рекомендуется указывать:

фамилию, имя, отчество аттестуемого руководителя муниципального предприятия (учреждения);

дату, место и время проведения аттестации;

дату представления в аттестационную комиссию необходимых документов.

5.5. На каждого аттестуемого руководителя в аттестационную комиссию необходимо представить отзыв об исполнении аттестуемым руководителем должностных обязанностей за аттестационный период (приложение № 3).

5.5.1. В отзыве рекомендуется отражать:

перечень основных вопросов и проблем, в решении которых принимал участие аттестуемый руководитель;

эффективность его работы в совокупности с результатами деятельности предприятия, учреждения;

мотивированная оценка профессиональных, деловых и личных качеств;

результаты последней балансовой комиссии.

5.6. В случае несогласия с отзывом аттестуемому руководителю предлагается предоставить право представлять в аттестационную комиссию аргументированное и обоснованное заявление о своем несогласии.

5.7. Аттестационная комиссия.

5.7.1. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждается органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

5.7.2. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

5.7.3. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

5.7.4. Аттестационную комиссию возглавляет председатель аттестационной комиссии, в его отсутствие обязанности исполняет заместитель председателя аттестационной комиссии.

5.7.5. Председатель аттестационной комиссии организует работу аттестационной комиссии, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии, проводит заседания аттестационной комиссии.

5.7.6. Секретарь аттестационной комиссии организует работу по подготовке заседаний, осуществляет ведение и оформление протоколов заседаний аттестационной комиссии.

5.7.8. Решения аттестационной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Аттестационная комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.

5.7.9. В случае, когда присутствие члена комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), должна производиться его замена с внесением соответствующего изменения в состав комиссии.

5.7.10. Решения аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами аттестационной комиссии, имеющими право решающего голоса. При подписании протоколов мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против».

5.8. Комиссия не позднее, чем за две недели до проведения аттестации осуществляет сбор следующих документов:

отзыв на аттестуемого руководителя муниципального предприятия (учреждения);

копия документа об образовании, заверенная кадровой службой или работником, выполняющим его функции;

копии документов о повышении квалификации, заверенные кадровой службой или работником, выполняющим его функции;

копии других документов о профессиональной дополнительной подготовке, заверенные кадровой службой или работником, выполняющим его функции;

заключение аттестационной комиссии по результатам последней аттестации (в случае прохождения очередной аттестации).

5.9. Аттестацию предлагается проводить в форме тестирования и собеседования.

5.10.Тестирование проводится в письменном виде в форме ответов на вопросы аттестационных тестов. Аттестационные тесты должны обеспечивать проверку знаний аттестуемого руководителя по следующим направлениям:

отраслевой специфике деятельности муниципального предприятия (учреждения);

правилам и нормам охраны труда и экологической безопасности;

основам гражданского, трудового, налогового, бюджетного и отраслевого, соответствующего направлению деятельности предприятия, законодательства;

основам управления предприятием, учреждением, финансового аудита и планирования;

основам маркетинга;

вопросам управления и использования имущества муниципальной собственности;

перспективам развития муниципального предприятия (учреждения).

5.11. В аттестационный тест предлагается включать не менее 50 вопросов.

Количество правильных ответов, определяющих успешное прохождение аттестации, не может быть менее двух третей от общего числа вопросов.

5.12. На основании изучения и обсуждения результатов тестирования и представленных документов и материалов, заслушанных сообщений члены аттестационной комиссии оценивают квалификацию аттестуемого руководителя на предмет его соответствия занимаемой должности.

5.13. Обсуждение и оценка работы аттестуемого руководителя применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должны быть объективными и проводиться с учетом профессиональной компетенции аттестуемого руководителя, его квалификации, эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, рекомендаций балансовой комиссии.

5.14. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует руководитель муниципального предприятия (учреждения) замещаемой должности или не соответствует.

5.15. Результаты аттестации заносятся комиссией в аттестационный лист приложение № 4.

5.16. Результаты аттестации сообщаются аттестованным руководителям непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

5.17. Аттестационная комиссия также вправе рекомендовать учредителю расторгнуть трудовой договор с руководителем муниципального предприятия (учреждения) либо поощрить его.

5.18. Уведомление о результатах аттестации выдается руководителю муниципального предприятия (учреждения) либо высылается по почте (заказным письмом) не позднее 5 дней с даты прохождения аттестации. Выписка из протокола аттестационной комиссии приобщается к личному делу руководителя.

5.19. Руководитель вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Приложение № 1

к методическим рекомендациям по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования...
Томской области от 10. 04. 2013 №283-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования в Томской...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconЕдиные правила оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях...
Все лекарства, приготовляемые в аптечных учреждениях (предприятиях), оформляются соответствующими этикетками

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по внедрению практических занятий по вопросам...
...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по формированию квалифицированного кадрового...
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования работы кадровых служб и развития системы формирования квалифицированного...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по организации и проведению квалификационного...
Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению квалификационного экзамена муниципальных служащих в администрации...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Методические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных предприятиях и учреждениях Общие положения iconПримерная инструкция по делопроизводству в учреждении
Окуд), Сборником методических материалов по организации работы с документами в учреждениях, организациях, на предприятиях (Чебоксары,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск