МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА Д. Н. ПРЯНИШНИКОВА»
Кафедра бухгалтерского учёта и аудита
Программа производственной практики
по первичному учету
для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Пермь – 2009
Программа производственной практики по первичному учету для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» составлена доцентом, к.э.н. Гредягиным К.Г. и доработана доцентом, к.э.н. Рыбалко О.А., доцентом, к.э.н. Баяновой О.В.
Программа определяет последовательность прохождения, содержание практики, порядок составления, представления и защиты отчета о практике.
Печатается по решению методической комиссии факультета экономики, финансов и коммерции (протокол № от 2009 г.)
Содержание
Уд. вес времени, % 4
Приложения
Цель задачи и общие вопросы организации практики
Задачей практики по первичному учету является приобретение навыков практической работы по получению и регистрации информации о хозяйственной деятельности и закрепление теоретических знаний, полученных в академии. Учитывая особенности ВУЗа и специальности, основной тип предприятий, где организуется практика – сельскохозяйственные производственные предприятия. Если кафедрой студент в виде исключения направляется на промышленное, строительное предприятие, преподавателем – руководителем практики выдается дополнительно к общей программе индивидуальная программа, учитывающая особенность такого предприятия, утверждаемая кафедрой.
Студенту выдается индивидуальное задание руководителем практикой кафедры по углубленному изучению отдельных тем и вопросов курса, как основа будущих курсовых работ и дипломной работы, о чем делается соответствующая запись в дневнике. В отчет о практике сведения о выполнении индивидуального задания выделяются в самостоятельный раздел.
Таблица 1.- Распределение времени в ходе практики
Тема
| Уд. вес времени, % | Характеристика хозяйства
Первичный учет в растениеводстве (в бригаде)
Первичный учет в животноводстве (на ферме)
Учет на складах
Первичный учет вспомогательных, промышленных и прочих производств
Учет в кассе
Работе в бухгалтерии
Оформление и защита отчета о практике
ИТОГО:
| 5
15
15
15 15
15
20
-
100
|
После представления администрации, оформления приказа о зачислении студента практикантом и назначении руководителя практики от предприятия составляется календарно-тематический план прохождения практики, который подписывается руководителем практики.
План прохождения практики составляется с учетом продолжительности ее прохождения: заочная форма обучения – 1 неделя, очная форма обучения 2 недели. Примерное распределение при 6-дневной неделе времени по темам дано в таблице 1.
Содержание программы практики
2.1. Содержание программы практики для студентов очной формы обучения
Тема 1. Характеристика организации
Студент должен ознакомиться с уставом предприятия, учредительными документами, структурой управления, особенностями технологии, организации производства, основными показателями деятельности, установить организационную форму учета и форму бухгалтерского учета, ознакомиться с документами, регламентирующими организацию учета на предприятии (учетная политика).
Установить наличие, состояние, обеспеченность весоизмерительным приборами.
Тема 2. Первичный учет в растениеводстве (в бригаде)
Изучить рабочие процессы по обработке почвы, посеву и уходу за посевами, уборке урожая и по мере возможности лично участвовать в проведении некоторых работ.
Работая в качестве учетчика (помощника учетчика), студент должен:
- определять объем и качество работ, выполняемых механизаторами, с использованием живой тягловой силы и вручную, составлять учетные листы тракториста – машиниста (ф. № 133 АПК), путевые листы трактора (ф. № 134 АПК), наряды на сдельную работу (групповой) (ф. № 136 АПК), наряд на сдельную работу (индивидуальный) (ф. № 137 АПК), табели учета использования рабочего времени (ф. № 147 АПК), учетные листы труда и выполненных работ (групповой) (ф. № 131 АПК) и индивидуальный (ф. № 132 АПК), книжки бригадира по учету труда выполненных работ (ф. № 65), книжки по учету труда и выполненных работ в механизированном звене с повременным авансированием (ф. № 65 а);
- принимать, выдавать и определять остатки горюче-смазочных материалов, составлять лимитно-заборные ведомости (ф. № 261 АПК) на получение материальных ценностей, отчет о движении горюче-смазочных материалов (ф. № 266 АПК);
- учитывать движение на току и составлять следующие документы:
путевки на вывоз продукции с поля (ф. № СП – 4), реестры отправки зерна и другой продукции с поля (ф. № СП – 1), акты на сортировку и сушку продукции растениеводства (ф. № СП – 12), накладная внутрихозяйственного назначения (ф. № 264 АПК), товарно-транспортные накладные (ф. № СП – 31, СП – 32, СП – 33, СП – 34), реестры приемки зерна и другой продукции (ф. № СП – 2), ведомости движения зерна и другой продукции (ф. СП – 11), передача продукции в реализацию – актом (ф. СП – 36);
- принимать грубые и сочные корма, составлять акт на их приемку (ф. № СП – 17), акт на оприходование пастбищных кормов (ф. № СП – 18);
- учитывать поступления и отпуск не зерновой продукции (овощи, картофель) и составлять следующие документы: дневник поступления сельскохозяйственной продукции (ф. № СП – 15), накладную внутрихозяйственного назначения (ф. № 264 АПК);
- составлять, обрабатывать документы по учету выработки и заработной платы;
- составлять прочие документы: акты на расход семян и посадочного материала (ф. № СП – 13);
- установить порядок передачи продукции растениеводства покупателям с учетом ее количества и качества. Тема 3. Первичный учет в животноводстве
- научиться составлять документацию; журнал учета надоя молока (ф. № СП – 54), ведомость учета движения молока (ф. № СП – 23), акт на оприходование приплода животных (ф. № СП – 39), акт на перевод животных (ф. СП – 47), ведомость взвешивания животных (ф. № СП – 43), товарно-транспортная накладные (ф. № СП – 32), табель учета использования рабочего времени (ф. № 140 АПК), расчет начисления заработной платы (оплаты труда) работникам животноводства (ф. № 135 АПК), ведомость учета расхода кормов (ф. № СП - 20), товарно-транспортные накладные (ф. № СП – 33 молсырье);
- принимать участие во взвешивании животных, учитывать количество поступающей продукции и ее качество (выход мяса при забое);
- познакомиться с содержанием и порядком заполнения книги учета движения животных и птицы (ф. № 304 АПК), а так же отчета о движении скота и птицы на ферме (ф. № СП – 51). Установить порядок передачи продукции животноводства покупателям, определения ее количества и качества.
- установить порядок отпуска продукции животноводства покупателям, составить соответствующие документы. Тема 4. Учет на складах
Установить обеспеченность складскими помещениями, их размещение. Ознакомиться с организацией складского хозяйства, состоянием весоизмерительного хозяйства, порядком приема и выдачи хранения ценностей на складах, отчетностью материально – ответственных лиц. В пределах установленного графиком времени дублировать обязанности зав. складом и учетчика, на одном из складов хозяйства, а по другим изучить лишь особенности оприходования, хранения, выдачи, учета и контроля разных видов материально-производственных запасов. Особое внимание уделить учету и контролю за хранением, отпуском и использованием горюче-смазочных материалов.
Необходимо изучить порядок ведения карточек учета материалов, принять участие в группировке и составлении отчета о движении материальных ценностей (ф. № 265 АПК).
Изучить порядок ведения ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары (ф. № 46 АПК). Установить вариант аналитического учета материалов, изобразить его схематически.
В экспедициях и на складах готовой продукции студент начинает работу с изучения планирования и организации сбыта, изучения работы соответствующего отдела с порядком составления договоров, графиков поставки продукции, оформления ее отпуска, оформление расчетных документов за отпущенную продукцию. Тема 5. Первичный учет во вспомогательных, промышленных и прочих производствах.
Изучить документацию по учету движения материалов, основных средств, выработки и затрат в ремонтных мастерских, автопарке, в строительстве и промышленных производствах (пункте забоя скота, ме6льнице, пилораме), наряды на сдельную работу (групповой) (ф. № 136 АПК), (индивидуальный) (ф. № 137 АПК) путевой лист трактора (ф. № 134 АПК) и др.
Самостоятельно составить эти документы, оформить сдачу их в бухгалтерии. Тема 7. Работа в бухгалтерии.
В бухгалтерии организации хозяйства студент работает помощником (дублером) бухгалтера. Прежде всего, необходимо познакомиться с работой бухгалтерии: графиком приема документов от материально-ответственных лиц, подразделений, складов и представления отчетов в бухгалтерию.
В период работы в бухгалтерии студент должен научиться обрабатывать все поступающие документы:
- принимать отчеты о движении скота и птицы (ф. № СП – 51)
- принимать месячные отчеты о движении материальных ценностей (ф. № 265 АПК)
- составлять лицевые счета по оплате труда (расчетно-платежную ведомость) (ф. № 141 АПК) и платежную ведомость (ф. Т- 58)
- принимать и обрабатывать путевые листы грузового автомобиля, делать записи в накопительную ведомость учета работы грузового автотранспорта (ф. № 301 АПК), где производится группировка затрат, выполненных работ и услуг по счетам 20-1, 20-2, 20-3, 23, 25, 26, 29, 97.
Студент изучает порядок составления и подготовки документов для сдачи их в обработку в условиях автоматизированного учета. Тема 6. Учет в кассе.
Установить, как организована касса предприятия, соответствие ее требованиям нормативных актов, оборудование помещения кассы. Имеется ли обязательства кассира и договор о материальной ответственности. Обеспечивается ли сохранность денежных средств при хранении и их транспортировке. Порядок выдачи денежных средств (заработной платы) работникам подразделений.
Документация по кассовым операциям. Порядок ведения кассовой книги, отчета кассира.
Установить порядок открытия счетов в банках, особенности и порядок составления расчетных документов. Обработать выписки из счетов в банке, приложить их к отчету.
Принять участие в получении наличных денежных средств в банке и внесении их на счет в банке.
Ознакомиться с документами по проверке расчетно-кассовой дисциплины.
Принять участие в инвентаризации кассы, самостоятельно составить инвентаризационные документы.
Содержание программы практики для студентов заочной формы с полным сроком обучения
Тема 1. Характеристика сельскохозяйственного предприятия
Студент должен ознакомиться с уставом предприятия, учредительными документами, структурой управления, особенностями технологии и организации производства, основными показателями деятельности, установить организационную форму учета и форму бухгалтерского учета, ознакомиться с документами, регламентирующими организацию учета на предприятии (учетная политика).
Установить наличие, состояние, обеспеченность весоизмерительными приборами. Теме 2. Первичный учет в растениеводстве (в бригаде)
Изучить рабочие процессы по обработке почвы, посеву и уходу за посевами, уборке урожая.
Работая в качестве учетчика (помощника учетчика), студент должен:
- составлять учетные листы тракториста – машиниста (ф. № 133 АПК);
- путевые листы тракториста (ф. № 134 АПК);
- наряды на сдельную работу (групповой) (ф. № 136 АПК);
- наряд на сдельную работу (индивидуальный) (ф. № 137 АПК);
- табель учета использования рабочего времени (ф. № 147 АПК);
- учетные листы труда и выполненных работ (групповой) (ф. № 147 АПК) и индивидуальный (ф. № 132 АПК);
- книжки бригадира по учету труда и выполненных работ (ф. № 65);
- книжка по учету труда и выполненных работ в механизированном звене с повременным авансированием (ф. № 65 а);
- принимать, выдавать и определять остатки горюче – смазочных материалов, составлять лимитно – заборные карты (ф. № 261 АПК) на получение материальных ценностей, отчет о движении горюче – смазочных материалов (ф. № 266 АПК);
Учитывать движение продукции на току и составлять следующие документы:
- путевки на вывоз продукции с поля (ф. № СП - 4);
- реестры отправки зерна и другой продукции с поля (ф. № СП - 1);
- акты на сортировку и сушку продукции растениеводства (ф. № СП - 12);
- накладная внутрихозяйственного назначения (ф. № 264 АПК);
- товарно – транспортные накладные (ф. № СП – 31, СП – 32, СП – 33, СП - 34);
- реестры приемки зерна и другой продукции (ф. № СП - 2);
- ведомости движения зерна и другой продукции (ф. СП – 11);
- передача продукции в реализацию – актом (ф. СП – 36);
- принимать грубые и сочные корма, составлять акт на их приемку (ф. № СП – 17);
- акт на оприходование пастбищных кормов (ф. № СП – 18);
Учитывать поступление и отпуск овощей, корнеплодов и составлять следующие документы:
- дневник поступления сельскохозяйственной продукции (ф. № СП – 15);
- накладную внутрихозяйственного назначения (ф. № 264 АПК);
- составлять, обрабатывать документы по учету выработки и заработной платы;
- составлять прочие документы: акт на расход семян и посадочного материала (ф. № СП – 13);
- установить порядок передачи продукции растениеводства, промышленных и строительных предприятий покупателям с учетом ее количества и качества. Тема 3. Первичный учет в животноводстве
- научиться составлять документацию; журнал учета надоя молока (ф. № СП – 54);
- ведомость учета движения молока (ф. № СП – 23);
- акт на оприходование приплода животных (ф. № СП – 39);
- акт на перевод животных (ф. № СП – 47);
- ведомость взвешивания животных (ф. № СП – 43);
- акт на выбытие животных и птицы (ф. № СП – 54);
- товарно-транспортная накладная (ф. № СП – 32);
- табель учета использования рабочего времени (ф. № 140 АПК);
- расчет начисления заработной платы (оплата труда) работникам животноводства (ф. № 135 АПК);
- ведомость учета расхода кормов (ф. № СП – 20);
- товарно-транспортные накладные (ф. № СП – 33 молсырье);
- познакомиться с содержанием и порядком заполнения книги учета движения животных и птицы (ф. № 304 АПК); а так же отчета о движении скота и птицы на ферме (ф. № СП-51). Установить порядок передачи продукции животноводства покупателям, определения ее количества и качества.
- установить порядок отпуска продукции животноводства покупателям, в том числе мясокомбинату, составить соответствующую документацию. Тема 4. Учет на складах
Ознакомиться с организацией складского хозяйства, состоянием весоизмерительного хозяйства, порядком приема и выдачи хранения ценностей на складах, отчетностью материально-ответственных лиц.
Изучить особенности оприходования, хранения, выдачи, учета и контроля разных видов материально-производственных запасов. Особое внимание уделить учету и контролю за хранением, отпуском и использованием горюче-смазочных материалов.
Изучить порядок, ведение книги складского учета или карточек складского учета материалов. Принять участие в составлении отчета о движении материальных ценностей в сельском хозяйстве (ф. № 265 АПК), изучить порядок ведения ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары (ф. № 46 АПК). Установить вариант аналитического учета материалов, изобразить его в схеме. Тема 5. Первичный учет во вспомогательных, промышленных и прочих обслуживающих производствах и хозяйствах сельскохозяйственного предприятия.
Изучить первичную документацию по учету затрат, выполненным работам, оказанным услугам и полученному инвентарю в ремонтных мастерских, автопарке, машинно-тракторном парке и других вспомогательных производствах. Рассмотреть первичную документацию по учету затрат и выходу продукции, в том числе брака в промышленных производствах (забой скота, мельница, пилорама, переработка молока и мяса). Принимать участие в составлении первичных документов, накопительных ведомостей по учету затрат, отчетов о переработке и других документов, которые применяются на сельскохозяйственном предприятии в учете этих производств. Тема 6. Работа в бухгалтерии
В бухгалтерии сельскохозяйственного предприятия студент работает помощником бухгалтера. Прежде всего, необходимо познакомиться с работой бухгалтерии: графиком приема документов от материально-ответственных лиц подразделений, складов и представлений отчетов в центральную бухгалтерию подразделения (предприятия). Вопросы сводной документации изучаются в центральной бухгалтерии.
В период работы в бухгалтерии подразделения студент должен научиться обрабатывать все поступающие документы:
- принимать отчеты о движении скота и птицы (ф. № СП-51), составлять лицевые счета работников, расчетно-платежные (либо расчетные) ведомости (ф.№141 АПК) и платежную ведомость (ф. Т-58)
- принимать и обрабатывать путевые листы грузового автомобиля, делать записи в накопительную ведомость грузового транспорта (ф. № 301 АПК), где производится группировка затрат, выход продукции, выполненных работ, оказанных услуг и произведенного инвентаря по счетам 20/1, 20/2, 20/3, 23, 25, 26, 29, 44, 97. Тема 7. Учет в кассе
Установить, как организована касса сельскохозяйственного предприятия, соответствие ее требованиям нормативных актов, оборудование помещения кассы. Имеются ли обязательства кассира и договор о материальной ответственности. Обеспечивается ли сохранность денежных средств при хранении и их транспортировке.
Ознакомиться с ведением кассовой книги. Установить порядок открытия счетов в банках, особенности и порядок составления расчетных документов.
Принять участие в получении наличных денежных средств в банке и внесение их на счет в банке. Ознакомиться с документами по проверке расчетно-кассовой дисциплины. Тема 8. Учет материалов в сельском хозяйстве
Изучить первичную документацию по поступлению и списанию материалов:
- счет-фактура;
- товарно-транспортные накладные;
- квитанции;
- акт о приемке материалов (ф. № М-7);
- коммерческий акт;
- отчет о переработке продукции (ф. СП-28);
- накладная (внутрихозяйственного назначения) (ф. № 264 АПК);
- лимитно-заборные ведомости (ф. № М-8);
- акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов (ф. № 262 АПК);
- акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря (ф. № 263 АПК). Тема 9. Учет основных средств в сельском хозяйстве
Изучить документацию по поступлению и выбытию основных средств в сельском хозяйстве:
- акт приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1);
- акт на перевод животных из группы в группу (ф. СП-47);
- акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (ф. № 103 АПК);
- акт на оприходование земельных угодий;
- акт на списание зданий и сооружений (ф. № 104 АПК);
- акт на списание машин, оборудования и транспортных средств (ф. № 105 АПК);
- акт на выбраковку животных из основного стада (ф. № 106 АПК);
-акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря (ф. № МБ-8); Тема 10. Учет труда и его оплаты
Изучить первичную документацию по учету труда и его оплаты в сельском хозяйстве:
- табель учета рабочего времени (ф. № Т-13);
- учетный лист сменных и внутрисменных простоев (ф. № 64а);
- в растениеводстве учетный лист тракториста – машиниста (ф. № 133 АПК);
- путевой лист трактора (ф. № 134 АПК);
- учетный лист труда и выполненных работ (ф. 131 АПК и 132 АПК);
- учетный лист труда и выполненных работ индивидуальный (ф. № 132 АПК);
- акт на оприходование приплода животных (ф. № СП-39);
- акт на перевод животных из группы в группу (ф. № СП-47);
- ведомость взвешивания животных (ф. № СП-43);
- журнал учета надоя молока (ф. № СП-21);
- расчет прироста животных (ф. № СП-44);
- расчет начисления оплаты труда работникам животноводства (ф. № 135 АПК);
Первичный учет производств.
- наряд на сдельную работу (для бригады) (ф. № 136 АПК);
- наряд на сдельную работу (индивидуальный) (ф. № 137 АПК);
- путевой лист грузового автомобиля (ф. № 4с) сдельный и повременный (ф. № 4п);
- путевой лист легкового автомобиля (ф. № 3);
- путевой лист автобуса (ф. № 6);
Методика составления отчета о практике, требования к его содержанию
При составлении отчета о практике используется дневник и материал, собранный в ходе практики. В начале отчета дается краткая характеристика предприятия, где студент проходил практику (его место нахождение, вид деятельности, землепользование, производственное направление (специализация), обеспеченность основными средствами и рабочей силой, финансовые результаты хозяйственной деятельности).
Затем излагается результат самостоятельной работы студента на каждом участке в соответствии с программой: в растениеводстве, животноводстве, промышленном и вспомогательном производстве сельскохозяйственного предприятия. По каждому разделу указывается конкретно, что сделано студентом, излагаются выявленные отклонения от нормативно – законодательных актов по организации первичного учета.
Самостоятельным разделом отчета является «предложения по совершенствованию первичного учета на сельскохозяйственном предприятии».
Общий объем отчета о практике должен составлять 30 – 35 страниц. К отчету прилагаются копии документов, регистров, составленных в ходе практики, на которые обязательно должна быть дана ссылка в тексте отчета. Отчет о практике, дневник и характеристика заверяются подписью руководителя практики от предприятия, печатью и в течение 3-х дней представляется на кафедру.
Титульный лист выполняется по форме, рекомендуемой приложением 1.
Отчет открывается титульным листом (приложение 1), затем идет «Содержание» отчета, где указывается местонахождение каждого раздела отчета (страница, с которой раздел начинается). Последние два раздела – «Предложения практиканта по совершенствованию первичного учета» и «Отчет о выполнении индивидуального задания».
Отчет о практике, дневник и характеристика заверяются подписью руководителя практики от производства, печатью организации и представляется на практике.
По итогам защиты отчета устанавливается дифференцированный зачет. Защита отчетов производится до представления деканатом переводного приказа на следующий курс.
Приложение 1 Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
им. академика Д. Н. Прянишникова» Кафедра бухгалтерского
учета и аудита Отчет
О производственной практике по первичному учету в____________
(наименование предприятия с указанием района и области) Исполнитель: студентка
факультета заочного обученияi
Специальности 08.01.09 (номер группы,
потока, курса)
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
(Фамилия, имя, отчество студента,
номер зачетной книжки)
Руководитель от кафедры (должность,
звание, ученая степень руководителя,
фамилия, имя, отчество)
Руководитель от организации
(должность, фамилия, имя, отчетство) С отчетом ознакомлен: руководитель
от организации (должность, Ф.И.О.) Печать, подпись Пермь – 2009
i Для студентов очной формы обучения – факультет экономики, финансов и коммерции
|