Скачать 435.4 Kb.
|
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Экономический факультет Климанова А.Р., Манушин Д.В., Крамин Т.В., Сафиуллина А.М. Программа производственной практикистудентов экономического факультетаспециальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент» Казань - 2012УДК 658.15 ББК 65.291.9-21 К 49Печатается по решению секции экономических дисциплин Учебно - методического совета Института экономики, управления и права (г.Казань) Климанова А.Р., Манушин Д.В., Крамин Т.В., Сафиуллина А.М. К 49 Программа производственной практики студентов экономического факультета по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент» / Климанова А.Р., Манушин Д.В., Крамин Т.В., Сафиуллина А.М.- Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2011. – 32 с. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Финансовый менеджмент». Печатается по решению секции экономических дисциплин Учебно-методического совета Института экономики, управления и права (г. Казань). Учебная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент». УДК 658.15 ББК 65.291.9-21 © ИЭУП (г. Казань) © Климанова А.Р. © Манушин Д.В. © Крамин Т.В. © Сафиуллина А.М. СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения ………4 2. Требования по оформлению отчета..................................................................6 3. Содержание производственной практики для студентов очного отделения………………………………………….………………………………..……..7 4. Содержание производственной практики для студентов заочного отделения……………….…………………………………………………………..……23 Приложения………………………………………………………………...……26 1. Общие положенияПроизводственная практика проводится с целью закрепления полученных студентами теоретических знаний и приобретения навыков профессиональной подготовки. Основной задачей производственной практики студентов экономического факультета является изучение и практическое освоение применяемых форм и методов финансового управления, анализа финансово-хозяйственной деятельности, финансового прогнозирования (планирования), ведения управленческой оперативной финансовой работы, приобретение навыков выполнения обязанностей на конкретных участках финансового отдела (управления) и т.п. В ходе практики студенты должны проработать все законодательные, инструктивные материалы и специальную литературу в соответствии со спецификой базы практики. Кафедра финансового менеджмента назначает преподавателя для руководства студентами-практикантами. База практики назначает для руководства студентами высококвалифицированного работника, имеющего опыт работы по конкретной специализации. Руководители производственной практики от организации совместно с практикантом разрабатывают календарно-тематический план прохождения практики студента, а также консультируют по вопросам производственной практики и составлению отчета, проверяют качество выполняемой работы студента. По окончании практики руководитель от базы практики дает письменную характеристику о работе студента, а о фактах нарушениях трудовой дисциплины, если таковые имеются, сообщает на кафедру финансового менеджмента. Работа каждого студента проводится строго по календарно-тематическому плану. В нем указывается перечень вопросов по практике, количество рабочих дней, отводимых на выполнение каждого раздела программы практики. Студенту до начала прохождения практики необходимо предоставить на кафедру договор о прохождении практики или справку, подтверждающую факт работы студента на данном предприятии. Студент должен приступить к практике в точно установленный срок. Он обязан строго соблюдать правила внутреннего распорядка, требования трудового законодательства, принятые в данной организации. Во время практики студент ведет записи в дневнике о проделанной работе по каждому разделу практики. Последовательность выполнения работ может и не совпадать с календарно-тематическим планом, но весь объем запланированных работ должен быть выполнен и отражен в дневнике. По окончании каждого раздела в дневнике делается отметка ответственного работника о качестве работы практиканта. По результатам прохождения производственной практики студент составляет отчет и представляет его на кафедру. К отчету прилагаются:
Отчет должен включать:
После сдачи отчета руководитель практики проверяет и дает отзыв о допуске (не допуске) его к защите отчета на кафедре.Студент, не выполнивший в полном объеме программу производственной практики и не сдавший отчет в установленные сроки, к защите не допускается.В том случае если студент заочного отделения проходит производственную практику на предприятии (кредитной или страховой организации) на котором он работает, заполнение дневника и предоставление характеристики с места работы для него не обязательно. Достаточно приложить справку, подтверждающую факт работы студента на данном предприятии по экономической специальности.Последовательность оформления отчета для студента заочного отделения, проходящего производственную практику на предприятии (кредитной или страховой организации) на котором он работает:
2. Требования по оформлению отчета Отчет по производственной практике должен отвечать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению. Образец оформления титульного листа приводится в Приложении 1. Отчет по производственной практике должен иметь «Содержание» с указанием названий разделов, параграфов, приложения и соответствующих им страниц. Образец оформления «Содержания» представлен в Приложении 2. Отчет о производственной практике печатается на ПК на одной стороне стандартного листа формата А4 белой писчей бумаги. Общепринятым является следующее расположение текста на странице: размер левого поля — 30 мм, правого —20 мм, верхнего и нижнего —25 мм. Текст и другие, отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman — 14, интервал — 1,5. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия разделов и параграфов выделяются полужирным шрифтом. Отчет по производственной практике состоит из параграфов. Размер параграфа должен быть не менее одной страницы. Подзаголовки в параграфе не допускаются. Каждая глава начинается с нового листа (страницы), а параграфы продолжаются на той же странице, отступив от названия главы или текста предыдущего параграфа на 20 мм. Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы первого параграфа, на которой ставится номер «3». После этого нумеруются все страницы, включая Приложения. Графики, диаграммы должны быть сделаны в Microsoft Word. Использовать другие форматы рисунков не рекомендуется. Рисунки должны быть тесно связаны с текстом, поэтому их располагают сразу после ссылки. Размещение и оформление иллюстраций в производственной практике должно быть единообразным. Все иллюстрации должны быть с подстрочной подписью, нумерация индексационной (соответствующей номеру главы и параграфа) арабскими цифрами, например, «Рис. 2.3.2», «Рис. 2.2.1). Название рисунка дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется жирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде. Во всех рисунках должны быть проставлены единицы измерения. Пример оформления рисунка представлен в Приложении 3. Помещенный в работе цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Система нумерации таблиц индексационная (соответствующей номеру главы и параграфа). Слово «Таблица» и ее номер печатается вверху справа от текста. Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над соответствующей таблицей. Слово таблица, ее номер и название таблицы следует выделять полужирным шрифтом. Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12. Во всех таблицах должны быть проставлены единицы измерения. Пример оформления таблицы приведен в Приложении 4. При переносе таблицы на следующую страницу отчета над ней размещают слова «Продолжение табл.» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице (см. Приложение 5). Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в Приложения. 3. Содержание производственной практики для студентов дневного отделения. 3.1. Содержание производственной практики в кредитной организации 1. Ознакомление с кредитной организацией: 1.1. Общая характеристика деятельности кредитной организации. Полное наименование кредитной организации. Дата создания кредитной организации. Местонахождение кредитной организации. Основные виды деятельности кредитной организации. Положение кредитной организации на рынке по сравнению с основными конкурентами; доля рынка сбыта, занимаемая кредитной организацией по каждому направлению деятельности. Характеристика филиалов кредитной организации. Можно проанализировать основные экономические показатели за три последних периода (года или квартала): чистая прибыль, выручка и количество сотрудников кредитной организации. Источники первичной информации: 1. Устав кредитной организации. 2. Годовой отчет (для акционерных обществ). 3. Отчет о прибылях и убытках кредитной организации. 1.2. Управление кредитной организацией. Тип организационной структуры управления применяемый кредитной организацией Схема управления, применяющаяся в кредитной организации. Определение типа организационной структуры кредитной организации. Оценка организационной структуры кредитной организации: преимущества и недостатки. Вывод об оптимальности или не оптимальности организационной структуры для решения задач поставленных перед кредитной организацией. Источники первичной информации: 1. Устав кредитной организации. 2. Организационная структура кредитной организации (отдел кадров). 1.3. Описание функций экономических служб кредитной организации (финансовой, маркетинговой и др.) и его операций. Перечисление экономических служб кредитной организации. Описание функций всех экономических служб кредитной организации. Оценка соответствия функций экономических служб кредитной организации фактическим условиям работы экономических служб в кредитной организации. Источники первичной информации: 1. Положения о подразделениях экономической службы кредитной организации. 2. Оценка финансовой работы в кредитной организации. 2.1. Оценка финансовых коэффициентов кредитной организации: ликвидности, достаточности капитала, рентабельности. При анализе ликвидности, достаточности капитала и рентабельности кредитной организации анализируются 3-5 коэффициентов в каждой группе финансовых коэффициентов, делается вывод по каждому коэффициенту, группе финансовых коэффициентов и общий вывод, проводится не менее чем за три последних периода (квартал или год). При анализе оцениваются изменения финансовых коэффициентов; сравниваются их значения с внутренними нормативами коммерческой организации или нормативами, установленными Центральным банком; делается вывод об эффективности управления направлением деятельности, которое характеризует каждый анализируемый финансовый коэффициент кредитной организации. Источники первичной информации: 1. Бухгалтерский баланс кредитной организации (форма №1). 2. Отчет о прибылях и убытках кредитной организации (форма №2). Нормативно-правовые материалы: 1. Указание ЦБ РФ от 30 апреля 2008 года № 2005-У (ред. от 05.08.2009) «Об оценке экономического положения банков» 2. Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 года № 110-И (ред. от 08.11.2010) «Об обязательных нормативах банков» 3. Инструкция ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. №129-И (ред. от 02.09.2009) «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» 2.2. Анализ активов кредитной организации. Анализ структуры активов бухгалтерского баланса кредитной организации проводится за три последних периода (квартал или год). Анализ активов кредитной организации может проводиться по видам операций, по степени ликвидности и по степени риска. В дальнейшем выбираются наиболее важные с точки зрения студента разделы активов кредитной организации, и проводится вертикальный и трендовый анализ каждой статьи в выбранных разделах активов кредитной организации. Обычно при анализе каждого раздела активов оценивается тенденция изменения его абсолютных и относительных величин; сравниваются доли статей раздела от его общей суммы по изучаемой организации и более прибыльной сопоставимой (суммы активов, собственного капитала и выручки значительно не отличаются) кредитной организации; делается вывод об оптимальности или не оптимальности структуры этого раздела. В итоге делается вывод об эффективности или не эффективности управления структурой активов кредитной организации. Источники первичной информации: 1. Бухгалтерский баланс кредитной организации (форма №1). 2. Отчет о прибылях и убытках кредитной организации (форма №2). Нормативно-правовые материалы: 1. Указание ЦБ РФ от 30 апреля 2008 года № 2005-У (ред. от 05.08.2009) «Об оценке экономического положения банков» 2. Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 года № 110-И (ред. от 08.11.2010) «Об обязательных нормативах банков» 3. Инструкция ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. №129-И (ред. от 02.09.2009) «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» 2.3. Анализ пассивов кредитной организации. Анализ структуры пассивов бухгалтерского баланса кредитной организации проводится за три последних периода (квартал или год). Анализ пассивов кредитной организации может проводиться по степени соотношения между собственными и заемными средствами и по степени срочности выполнения обязательств. В дальнейшем выбираются наиболее важные с точки зрения студента разделы пассива кредитной организации, и проводится вертикальный и трендовый анализ каждой статьи в выбранных разделах пассивов кредитной организации. Обычно при анализе каждого раздела пассивов оценивается тенденция изменения его абсолютных и относительных величин; сравниваются доли статей раздела от его общей суммы по изучаемой организации и более прибыльной сопоставимой (суммы активов, собственного капитала и выручки значительно не отличаются) кредитной организации; делается вывод об оптимальности или не оптимальности структуры этого раздела. В итоге делается вывод об эффективности или не эффективности управления структурой пассивов кредитной организации. Источники первичной информации: 1. Бухгалтерский баланс кредитной организации (форма №1). 2. Отчет о прибылях и убытках кредитной организации (форма №2). Нормативно-правовые материалы: 1. Указание ЦБ РФ от 30 апреля 2008 года № 2005-У (ред. от 05.08.2009) «Об оценке экономического положения банков» 2. Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 года № 110-И (ред. от 08.11.2010) «Об обязательных нормативах банков» 3. Инструкция ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. №129-И (ред. от 02.09.2009) «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» 2.4. Оценка системы ранжирования клиентов кредитной организации по классам кредитоспособности. Инструкция для определения класса кредитоспособности заемщика. Оценка преимуществ и недостатков этой инструкции. Применение этой инструкции для оценки кредитоспособности конкретного заемщика (юридического или физического лица). Составление вывода по поводу оптимальности или не оптимальности системы ранжирования клиентов кредитной организации по классам кредитоспособности. Источники первичной информации: 1. Инструкция для определения класса кредитоспособности юридического лица. 2. Инструкция по применению скоринговой модели для оценки кредитоспособности физического лица. 2.5. Оценка системы финансового и налогового планирования в кредитной организации. Описание основных направлений финансового планирования в кредитной организации. Оценка доли основных направлений финансового планирования в кредитной организации. Оценка эффективности финансового планирования в кредитной организации. При наличии бизнес-планов по развитию кредитной организации, проводится оценка их преимуществ и недостатков. Вывод о качестве финансового планирования в кредитной организации. Оценка схемы налогообложения применяющейся в кредитной организации. Расчет величин налогов и сборов кредитной организации. Оценка соответствия существующей системы налогообложения рыночным условиям работы кредитной организации. Определение наличия или отсутствия в кредитной организации штрафов и пени начисленных в связи с несвоевременной или неполной уплатой налогов. Оценка существующих налоговых планов в кредитной организации. Вывод об эффективности или не эффективности налогового планирования в кредитной организации. Источники первичной информации: 1. Финансовые планы кредитной организации (финансовый или плановый отдел). 2. Бизнес-планы инвестиционных проектов кредитной организации (отдел маркетинга или финансовый). 3. Отчеты, предоставляемые кредитной организацией в налоговые органы. 2.6. Оценка финансовых услуг кредитной организации (лизинг, факторинг, форфейтинг, трастовые, гарантийные услуги и др.) Оценка текущего состояния и перспектив развития основных финансовых услуг кредитной организации: лизинг, факторинг, форфейтинг, трастовые, гарантийные услуги и других (например, кредитных). При наличии возможности оценить долю доходов и расходов по каждой финансовой услуги в общей сумме всех доходов и расходов кредитной организации. Кроме того, можно оценить степень риска осуществления каждой финансовой услуги; особенности механизма их организации в данной кредитной организации; степень их влияния друг на друга. В итоге делается вывод об эффективности или не эффективности управления теми или иными финансовыми услугами кредитной организации. Источники первичной информации: 1. Отчеты о лизинге, факторинге, форфейтинге, трастовых, гарантийных услугах и др. 2.7. Выводы по текущему финансовому положению кредитной организации и рекомендации по его улучшению. Выводы делаются по всем пунктам производственной практики и должны содержать краткое изложение всех основных проблем и достижений кредитной организации. В рекомендациях необходимо предложить направления решения всех проблем выявленных в кредитной организации. При наличии возможности представить расчет экономической эффективности всех рекомендаций. Примерная схема распределения календарного времени производственной практики в кредитной организации
|
О. С. Горлова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственные и муниципальные финансы» | Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» специализация «Банковское дело» | «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», специализация «Государственные и муниципальные финансы». — М.: Финансовый... | ||
Рекомендовано Ученым советом Финансово-экономического факультета и Заочного факультета экономики | «Финансы и кредит» факультета «Мировая экономика и право» и предназначены для использования студентами, проходящими практику, руководителями... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |