МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ИМЕНИ Н.Н. КОЛОКОЛЬЦОВА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ«СОШ №30»
___________/Л.П. Лехтина
Приказ № 239 от 31 августа 2016 г. Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность: от А до Я»
Программу составила:
Лехтина Лариса Петровна,
учитель обществознания и экономики
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей обществознания и истории
Протокол № 1 от «29»августа 2016г.
Рук. ШМО __________А.В. Черкасова
Зам. дир. по УВР _________Н.А. Сегиневич Пояснительная записка Тот, кто знает врага и знает себя,
не окажется в опасности и в ста сражениях.
Тот, кто не знает врага,
но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать.
Тот, кто не знает ни врага, ни себя,
неизбежно будет разбит в каждом сражении.
Сунь-Цзы В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.
Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.
Почему в финансах должен разбираться каждый?
Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они занимаются.
Именно на изучение этих вопросов и направлен курс по выбору внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я» для учащихся 10-11 классов.
Актуальность обучения указанной возрастной группы возрастает в связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.
Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и возможностям
Данный курс будет интересен и полезен обучающимся 10-11 классов. Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.
Опрос учащихся показывает, что на вопросы, которые вызывают интерес у школьников, времени в рамках урока недостаточно. Наибольшую заинтересованность вызывают такие темы: «Кредитование», «Налоги», «Заработная плата», «Инвестиции», «Управление доходами и расходами» и т.д.
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка. Задачи курса:
повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Список материалов, использованных при разработке рабочей программы курса:
1. Примерные программы среднего (полного) общего образования: обществознание: 10-11 классы / А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова и др.; под общей редакцией М.В. Рыжакова. – М. Вентана-Граф, 2012.
2. Обществознание: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под редакцией Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2015.
3. Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2015.
4. Организация повышения квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности обучающихся. Методические рекомендации - М., 2016.
5. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. Проект Минфина России и Всемирного банка.
Информация с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: Режим доступа: http://minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/printable.php?id_38=63407&print_38=1&area_id=38&page_id=1824&popup=Y#ixzz4KnySoSZF
6. Система (рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России.
Изучение курса «Бюджетная грамотность: от А до Я» организуется в следующих формах:
1. Учебная дискуссия:
обмен взглядами по конкретной проблеме;
упорядочивание и закрепление материала;
определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления;
2. Деловые, ролевые игры:
освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.
5. Экскурсионная деятельность:
музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;
предприятия и объекты инфраструктуры города;
учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
6. Проектная деятельность. Методы изучения курса
«Бюджетная грамотность: от А до Я»
1. Экономический анализ является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный??? Термин вызывает вопрос. Экономический анализ может проводиться:
для всестороннего и детального изучения проблемы на основе имеющихся источников информации;
для оценки экономического состояния объекта, а также результатов его хозяйственной деятельности.
2. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:
развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
активация их познавательной активности;
3. Поисковый метод
4. Исследовательский метод Место курса в учебном плане
Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины составляет 45 часов (10-11 кл.).
Содержание курса
№ п/п
| Наименование раздела
| Основное содержание раздела
| Количество часов
| Формы контроля
| 1.
| Доходы и расходы семьи.
Финансовое планирование и бюджет
| Понятие доходов и расходов. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов.
| 2
| Практическая работа «Бюджет семьи» (надо описать содержание практической работы)
| 2
| Личные сбережения. В чём польза банков
| Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции. Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения.
| 5
| Практическая работа «Расчет кредита»
| 3
| Кредитование и инвестирование
| Понятие кредита. Банковский кредит и его основные виды. Основные характеристики кредита (срочность, платность и возвратность). Ипотечный кредит, его специфика. Автокредит. Условия кредитования. Стоимость кредита. Процентная ставка по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита. Сущность инвестирования. Отличия инвестирования от сбережения. Сберегательные и инвестиционные продукты: сходство и отличия. Инвестиционные риски: оценка и учёт.
| 8
| Презентация «Кредитные карты»
| 4
| Страхование: что и как надо страховать?
| Сущность страхования. Виды страхования. Страховой продукт. Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Критические риски страхования. Типичные ошибки при страховании
| 5
| Тест «Виды страховых банковских продуктов»
| 5
| Налоги: почему их надо платить?
| Понятие и виды налогов. Зачем платят налоги. Налог на доходы физических лиц: размер и порядок уплаты. Идентификационный номер налогоплательщика: для чего он нужен и в каких случаях используется. Налоговый вычет: условия предоставления. Имущественный налог. Налоговая декларация: условия и порядок подачи.
| 5
| Составление налоговой декларации
| 6
|
|
| 5
| предлагаю эту тему исключить в виду постоянных изменений пенсионной формулы и нерешенности вопроса о реформе пенсионной системы РФ
| 7
|
|
| 6
| Предлагаю эту тему исключить в силу её слабой связи с финансовой грамотностью
| 8
|
| Темы 6,7,8 предлагаю заменить темами: «Расчётно-кассовые операции» как наиболее практикоориентированной и имеющей большее значение, чем игра на рынке FOREX
и темой «Финансовые махинации» (содержание в учебнике «Основы финансовой грамотности» для 9 класса)
| 4
| Эссе «Как люди выигрывают и проигрывают на
рынке FOREX» Эссе на подобную тему может сформировать нездоровый интерес к неоднозначному с точки зрения содержания фондовому инструменту!!!
| 9
| Защита прав потребителей финансовых услуг
| Права потребителя финансовых услуг. Как ЦБ РФ защищает права потребителей финансовых услуг.
| 3
| Презентация «Закон «О защите прав потребителей»»
| Тематическое планирование курса надо привести в соответствие с предыдущей таблицей!!!
№ занятия
| Тема занятия
| Количество часов
| Основные виды учебной деятельности
| I.
| Доходы и расходы семьи.
Финансовое планирование и бюджет
| 2
|
| 1
| Структура семейного бюджета. Источники доходов бюджета. Статьи расходов.
| 1
| Практическая работа «Бюджет моей семьи»
Обсуждение факторов, влияющих на бюджет, проведение математических расчетов, защита статей бюджета, поиск путей создания профицитного бюджета
| 2
| Финансовые решения при планировании бюджета
| 1
| II.
| Личные сбережения и чем могут быть полезны банки в нашей в жизни
| 5
|
| 3-4
| Структура банковской системы. Информация на сайте ЦБ и сайтах
коммерческих банков. Рейтинги банков
| 2
|
Прослушивание
лекций; участие в ходе общего
обсуждения на
семинаре; групповая
практическая работа
индивидуальная
практическая работа игровая
деятельность;
осуществление
рефлексии; решение
тренировочных
практических задач
| 5
| Хранение сбережений в банке: за и против
| 1
| 6
| Потеря финансовых документов: алгоритм действий
| 1
| 7
| Мошенничество, финансовые пирамиды или как не стать жертвой «хороших» предложений. Фальшивые деньги.
| 1
| III.
| Кредитование и инвестирование
| 8
|
| 8-9
| Типы депозитов и типы кредитов. Дебетовая и кредитная карты. Кредитный договор
| 2
| Решение практических задач, расчет процентов по кредиту
| 10-11
| Кредитная история: к чему может привести неисполнение своих
кредитных обязательств и как
уменьшить риски
| 2
| 12-13
| Ипотечное кредитование: программы, условия, значение
| 2
| 14-15
| Программы инвестирования в
драгоценные металлы и ценные бумаги: степень риска и доход
| 2
| IV.
| Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду?
| 5
|
| 16
| Структура и особенности страхового рынка в России
| 1
| Прослушивание
лекций; участие в ходе общего
обсуждения на
семинаре;
индивидуальная практическая работа;
игровая
деятельность;
осуществление
рефлексии; решение
тренировочных
практических задач
| 17-18
| Виды (обязательное и добровольное) и
условия пользования медицинским
страхованием. Автострахование.
| 2
| 19-20
| Алгоритм действий при наступлении страховых случаев. Заключение договоров на страхование
| 2
| V.
| Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата?
| 5
|
| 21-22
| Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Налоговая служба.
| 2
| Прослушивание
лекции; групповая
практическая работа.
Составление налоговой декларации
Расчет налоговых вычетов. Расчет суммы
уплачиваемых
налогов. Осуществление
рефлексии; решение
тренировочных
практических задач
| 23-24
| Налоговая декларация: кто подает, что включает. Что означает ИНН?
| 2
| 25
| Налоговый вычет
| 1
| VI.
| Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления
| 5
|
| 26
| Пенсионная система РФ. Виды пенсий и условия их получения.
| 1
| Изучение информации на сайте ПФ РФ и других НПФ РФ, обсуждение и анализ программ пенсионного обеспечения, решение практических задач по расчету пенсии
| 27-28
| Способы финансового обеспечения старости, помимо пенсии. Программы пенсионного обеспечения
| 2
| 29-30
| Расчет размера пенсии. Пенсионные баллы: как их заработать?
| 2
| VII.
| Собственный бизнес: как создать и не потерять
| 6
|
| 31
| Правила создания бизнеса. Программы поддержки бизнеса
| 1
| Составление бизнес-плана, расчеты, анализ качеств предпринимателя, анализ программ поддержки бизнеса
| 32-33
| Бизнес-план: от идеи к деятельности. Структура бизнес-плана. Издержки, доход, прибыль
| 2
| 34-35
| Налоги и риски бизнеса
| 2
| 36
| Программа «Я - предприниматель»
| 1
| VIII.
| Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов?
| 4
|
| 37
| Механизм функционирования фондового рынка
| 1
| индивидуальная практическая работа;
игровая
деятельность;
осуществление
рефлексии; решение
тренировочных
практических задач
| 38
| Виды ценных бумаг
| 1
| 39
| Участие физических лиц в игре на рынке ценных бумаг
| 1
| 40
| Как люди выигрывают и проигрывают на
фондовом рынке и рынке FOREX
| 1
| IX.
| Защита прав потребителя
| 3
|
| 41-42
| По страницам Закона «О защите прав потребителя»
| 2
| Работа с документами, написание обращений в пользу потребителя
| 43
| Алгоритм составления обращение по нарушению прав потребителя
| 1
| 44-45
| Практическая работа «Каков уровень моей финансовой грамотности?»
|
|
|
Планируемые результаты.
Основные компетенции финансовой грамотности,
которые формируются при изучении курса
Основные разделы курса
| Компетенции финансовой грамотности
| Доходы и расходы семьи.
Финансовое планирование и бюджет
| понимать, что такое личный доход, доход семьи, их источники и пути их повышения;
понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления личными расходами;
понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
понимать влияние образования на последующую карьеру – какая связь с финансовой грамотностью?;
знать, какими налогами облагаются доходы (подоходный налог, отчисления на пенсию и т.п.);
знать, что такое заработная плата, её виды;
понимать возможные последствия безработицы;
уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;
знать способы контроля спонтанных покупок;
уметь давать финансовую оценку расходам на удовлетворение различных потребностей и желаний;
уметь оценивать свои ежемесячные расходы;
уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;
осознавать важность образования, которое обеспечит доходы;
понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями;
принимать на себя ответственность за финансовые решения и осознавать последствия этих решений.
| Личные сбережения и чем могут быть полезны банки в нашей в жизни
| понимать необходимость аккумулирования сбережений для будущих трат;
понимать принципы хранения денег на банковском счете;
осознавать инвестиционный характер сбережений;
понимать необходимость пенсионных сбережений;
осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной форме;
знать принципы работы государственной системы страхования вкладов;
иметь общее представление о различных способах сбережений;
уметь откладывать деньги на определенные цели;
знать отличия депозита (срочный вклад) и текущего счета;
уметь различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход;
уметь анализировать выписку из банковского счёта;
уметь пользоваться сберегательной книжкой или дебетовой картой, пользоваться договором банковского обслуживания по вкладу;
осознавать важность сбережений;
формулировать финансовые цели и пути их достижения;
осознавать влияние сбережений на финансовую безопасность и стабильность.
| Кредитование
и инвестирова-ние
| понимать сущность кредита, его основные свойства (срочность, платность и возвратность), принципы кредитования, а также условия его предоставления;
понимать различия между дебетовой и кредитной картой;
знать виды кредитов и понимать различия в процентной ставке;
знать выгоды и риски разных видов кредитования;
знать способы расчёта полной стоимости кредита;
знать особенности ипотечного кредитования;
знать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банка о выдаче кредита;
уметь определять положительные и отрицательные стороны использования кредита;
владеть методами оценки финансовых возможностей возврата кредита;
формулировать цели получения кредита;
осознавать ответственность за выплату кредита.
| Страхование: что и как надо страховать чтобы не попасть в беду?
| знать и понимать задачи и принципы страхования;
знать типологию страховых продуктов;
знать условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;
знать виды страховых продуктов для различных жизненных ситуаций;
осознавать необходимость использования страховых продуктов и добровольного страхования.
|
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата?
| организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;
получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы;
знать правила и уметь заполнять налоговую декларацию;
рассчитывать сумму налогов;
понимание необходимости уплаты налогов;
знать свои права и обязанности в сфере налогообложения;
понимать отличия налогов, пошлин и сборов.
| Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления Содержание этого раздела надо привести в соответствие с содержанием первой таблицы
| нахождение способов увеличения своей будущей пенсии;
критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии;
сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант;
понимание того, от чего зависит размер пенсии;
понимание существования риска разного рода пенсионных программах;
понимание важности пенсионных накоплений в России.
| Собственный бизнес: как создать и не потерять – этот раздел предлагается исключить!
| понимать сложности и ответственности занятия бизнесом;
понимать рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;
понимание необходимости продуманного начала своей бизнес деятельности;
уметь находить идеи для собственного дела;
умение находить нестандартные решения для бизнеса;
умение оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса.
| Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов?
| понимание возможной доходности и рисков осуществления операций на фондовом рынке;
уметь искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку;
уметь сравнивать котировки акций во времени;
уметь различать виды ценных бумаг;
уметь рассчитывать доходность акций (при известных показателях) оценить необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;
уметь выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;
уметь оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;
уметь критически оценивать рекламные предложения.
| Защита прав потребителей
| знать основные права потребителя финансовых услуг;
знать порядок обращения с жалобой на нарушение прав потребителей;
уметь находить информацию о финансовом продукте;
уметь составить жалобу на нарушение прав потребителей;
уметь разбираться в счетах и платежных документах.
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Технические средства обучения
Документ-камера
Интерактивная доска
Компьютер
Мультимедиа-проектор
Таблицы и схемы позиции с 1 по 7 вызывают вопрос…
Экономика: предмет и метод. Значение экономической науки
Общие проблемы экономического развития. Рыночная система хозяйства
Собственность, предпринимательство и основные организационные формы предприятий
Основы теории производства и ценообразования
Роль менеджмента и маркетинга в деятельности предприятия (фирмы)
Национальная экономика и экономическое развитие
Государственное регулирование экономики
Финансовая и налоговая системы
Деньги. Денежная система
Кредитно-банковская система в рыночной экономике
Доходы населения и социальная политика в рыночной экономике
Литература
1. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:10.10.2015.
3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2015.
4. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
5. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.
6. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
7. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti |