Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля


Скачать 332.63 Kb.
НазваниеДоклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля
страница1/3
ТипДоклад
filling-form.ru > Договоры > Доклад
  1   2   3


Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека

в Кемеровской области



М А Т Е Р И Н С К И Й (С Е М Е Й Н Ы Й) К А П И Т А Л:
МОНИТОРИНГ СИТУАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ
МЕХАНИЗМОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ


КЕМЕРОВО 2013

Настоящий специальный доклад подготовлен на основании п.5 ст. 30 закона Кемеровской области от 28.12.2000 №108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Кемеровской области и направляется в Совет народных депутатов Кемеровской области, Губернатору Кемеровской области, главному федеральному инспектору в Кемеровской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, в прокуратуру Кемеровской области, в Кемеровский областной суд, в органы местного самоуправления, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

В 2013 году в средствах массовой информации все чаще стали появляться сообщения о фактах мошенничества при использовании средств материнского (семейного) капитала на территории Кемеровской области, предоставляемого за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Об этих проблемах говорили Уполномоченному и некоторые главы муниципальных образований Кузбасса во время проведения им личных выездных приемов граждан.

Очевидной стала необходимость проведения мониторинга ситуации в этой сфере с целью выработки как механизмов дополнительного контроля за соблюдением жилищных прав граждан, так и предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.

С этой целью Уполномоченным были направлены запросы о предоставлении информации главам муниципальных образований по следующим вопросам:

- зафиксированы ли на территории муниципального образования факты приобретения на средства материнского капитала, возможно через риэлторские фирмы, жилья, непригодного для проживания, или приобретения жилья с использованием схем, в которых явно усматриваются признаки мошенничества;

- налажено ли взаимодействие органа местного самоуправления с государственными учреждениями, осуществляющими выдачу материнского капитала, регистрацию права собственности на жилое помещение, приобретаемое на средства материнского капитала, органами прокуратуры и др. для осуществления контроля за целевым расходованием этих средств, если да, то в какой форме;

- учитывая, что первоочередной целью предоставления материнского капитала является обеспечение семьи мерами государственной поддержки в интересах детей, участвуют ли органы местного самоуправления каким-либо образом (во взаимодействии с органами государственной власти или государственными учреждениями) в осуществлении контроля за наделением ребенка обязательной долевой собственностью в жилье, приобретаемом на территории муниципального образования (обязательное условие использования материнского капитала).

- предоставить предложения по решению обозначенных проблем.

Аналогичные запросы были направлены в Главное управление МВД России по Кемеровской области и прокуратуру Кемеровской области. В специальном докладе представлена информация о ситуации в ряде территорий Кемеровской области, дающая общее представление о проблемах в сфере использования средств материнского (семейного) капитала.

г.Новокузнецк

На территории города Отделом экономической безопасности и противодействию коррупции в 2012 г. задокументирована преступная деятельность ООО «Абсолют», участвующая в обналичивании средств МСК. На основании собранного материала возбуждено 11 уголовных дел, общая сумма ущерба составила 3 555 тыс.рублей

В 2013 г. выявлен 1 факт хищения материнского капитала путем мошенничества на сумму 385 тыс.руб.

В январе 2013 отделениями ПФР г.Новокузнецка проведены совещания с представителями прокуратуры, управления по учету и приватизации жилых помещений администрации города для согласования и достижения договоренности о проверке информации по жилью, приобретаемому с использованием средств МСК по реестру ветхого и аварийного жилья, который ведется в администрации города.

Как правило, отчуждаемые дома непригодны для проживания, приобретаются за счет заемных средств, представленных по договору какого-нибудь ООО.

Разрешения органа опеки и попечительства на приобретение жилья не требуется. Денежные средства перечисляются Пенсионным фондом по заявлению получателя материнского капитала на расчетный счет займодавца. Обычно размер займа и стоимость приобретаемого жилого помещения равны размеру материнского капитала. А это означает, что дом, приобретаемый по указанной цене, не может быть пригодным для проживания.

Например, гражданкой Ю. за счет средств МСК 21.01.2011г. приобретен жилой дом площадью 27.3 кв.м. В марте 2012 года она обратилась в Межведомственную комиссию по оценке и признании помещения жилым помещением с заявлением о признании приобретенного жилья непригодным для проживания. В ноябре 2012 г. заключением МВК частный жилой дом был признан непригодным для проживания, а в марте 2013 г. Центральным районным судом г.Новокузнецка вынесено решение по гражданскому иску гр.Ю. к администрации города Новокузнецка о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не менее 65 кв.м.

В связи с тем, что денежные средства материнского капитала в размере 330 тыс.руб не были потрачены на улучшение жилищных условий, администрацией города направлено заявление в прокуратуру города Новокузнецка для принятия решения о возможности привлечения гр.Ю. к уголовной ответственности за нецелевое использование МСК.

В 2012 году дважды проводились межведомственные совещания с участием представителей ПФР, прокуратуры и органов соцзащиты. По их итогам разработаны памятки об уголовной ответственности за участие в мошеннических схемах, которые вручаются гражданам на приемах, а также размещены в общедоступных для граждан местах (на информационных стендах, в детских поликлиниках и т.д.)

г.Березовский

В течение 2012 г и в 1 квартале 2013 г. в ходе проведения проверок прокуратурой города установлены факты хищения средств материнского капитала путем предоставления в Пенсионный фонд фиктивных договоров купли-продажи и фиктивных договоров займа на приобретение жилья. По указанных фактам возбуждено 14 уголовных дел. Ущерб федеральному бюджету превысил пять миллионов рублей.

В связи с тем, что большая часть сделок по реализации средств МСК через органы местного самоуправления не проходит, имеют место случаи неисполнения родителями обязательства по выделению детям обязательной доли в праве собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение. Прокуратурой выявлено 8 таких случаев. В целях защиты прав несовершеннолетних в суд направлены исковые заявления о понуждении родителей оформить жилье в соответствии с требованиями закона в общую собственность.

г.Междуреченск

Постановлением администрации городского округа создана комиссия по проверке эффективности использования средств МСК, в которую входят представители прокуратуры, Межмуниципального отдела МВД «Междуреченский», Управления социальной защиты населения, МКУ «Комитет по жилищным вопросам», МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа», Управления пенсионного фонда по г.Междуреченску, представители администрации города.

В 2013 году по результатам проведенных проверок комиссией выявлено 1 нарушение. Документы направлены в прокуратуру города и Межмуниципальный отдел МВД «Междуреченский». По запросу прокуратуры Управлением пенсионного фонда по городу представлено для проверки 111 копий дел МСК, воспользовавшихся средствами на улучшение жилищных условий.

В начале текущего года в адрес руководителей городских риэлторских фирм и частных риэлторов администрацией города направлены информационные письма о необходимости соблюдении законодательства при использовании средств МСК.

Информация по данному вопросу регулярно освещается в СМИ.

г.Прокопьевск

За период реализации Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» по состоянию на 01.04.2013 государственный сертификат на материнский капитал получили 6636 семьи.

Воспользовались государственной поддержкой 3600 семей, из них:

- улучшение жилищных условий – 3522 семей,

- оплату образовательных услуг – 76 семей,

- формирование накопительной части трудовой пенсии мамы – 2 семьи.

Всего выявлено 53 факта неправомерного использования средств материнского капитала, из них возбуждено 9 уголовных дел. По решению суда вынесено 4 обвинительных приговора (условное осуждение граждан).

Кроме этого, в 2013 году возбуждено 22 уголовных дела по ч.3 ст.159 УК РФ в отношении руководителей кредитно-потребительских кооперативов граждан, которые путем заключения фиктивных договоров займа с лицами, имеющими право на распоряжение средствами МК, способствовали хищению бюджетных денежных средств. В настоящее время по данным уголовным делам проводится расследование.

Распоряжением администрации города в феврале 2011 года создана городская комиссия по выявлению фактов мошенничества с материнским капиталом. В ее состав входят заместители главы городского округа, представители МУВД «Прокопьевское», отдела БЭП, социальной защиты населения, пенсионного фонда, отдела по учету, распределению и приватизации жилья администрации г.Прокопьевска, органа опеки и попечительства. Кроме того, на заседаниях присутствуют представители прокуратуры, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и БТИ г.Прокопьевска.

По итогам заседаний межведомственной комиссии выработан алгоритм совместной работы:

- Управления ПФР по г.Прокопьевску направляют в ОБЭП МУВД «Прокопьевское» и городскую комиссию списки граждан, подавших заявление на распоряжение средствами МК, для проведения проверки правомерности приобретаемого жилья и пригодности проживания несовершеннолетних,

- специалисты социальной защиты населения, отдела по учету, распределению и приватизации жилья, отдела охраны прав детства проводят обследование жилых помещений на предмет пригодности для проживания.

Информация о выявленных жилых помещениях, непригодных для проживания или перепроданным другим гражданам, направляется в прокуратуру, ОБЭП, в Управление пенсионного фонда по г.Прокопьевску, в орган опеки и попечительства, юстиции и бюро технической инвентаризации для информирования и проверки правомерности использования средств.

Ведется большая информационно-разъяснительная работа.

Юргинский район

Работает межведомственная комиссия по вопросам законности использования МСК с участием представителей межмуниципального отдела МВД России «Юргинский», прокуратуры, ПФР, органов юстиции.

Комиссией выявлены такие факты мошенничества в сфере использования материнского семейного капитала, как покупка непригодного для проживания жилья, перепродажа жилья, ненаделение ребенка обязательной долей собственности в жилье. Информация о выявленных фактах направляется в надзорные органы, прокуратуру, пенсионный фонд.
Таким образом, анализ представленной информации позволил выявить в сфере использования средств материнского (семейного) капитала ряд факторов, которые в силу недостаточного законодательного урегулирования, могут быть использованы недобросовестными посредниками и гражданами для незаконного нецелевого обналичивания бюджетных средств.

Учитывая достаточно большое количество данного вида нарушений на территории Кемеровской области, Уполномоченным было принято решение о проведении Круглого стола с участием представителей органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, государственных учреждений, органов прокуратуры, правоохранительных органов, членов Экспертного совета при Уполномоченном и др.
Список участников Круглого стола по выработке механизмов дополнительного контроля в сфере использования средств

материнского (семейного) капитала

16 июля 2013 г.


п/п

ФИО

Место работы, должность

1

Бочагова Светлана Владимировна

- Начальник управления социальной защиты населения Кемеровского района

2

Василец Владимир Анатольевич

- Начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов МВД, ФСКН и Минюста России прокуратуры Кемеровской области

3

Волков Николай Алексеевич

- Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области

4

Волчек Владимир Алексеевич

- Ректор Кемеровского государственного университета, член Экспертного Совета при Уполномоченном

5

Гараева Татьяна Ивановна

- Начальник отдела социальных выплат Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области

6

Калиничева Ольга Алексеевна

- Заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Кемеровской области

7

Козлова Анна Васильевна

- Заместитель Главы Юргинского района по социальным вопросам

8

Кокоулина Анастасия Николаевна

- Консультант Департамента внутренней политики Губернатора Кемеровской области

9

Колесников Александр Юрьевич

- Федеральный инспектор в Кемеровской области Аппарата полномочного представителя Президента РО в Сибирском федеральном округе

10

Коляденко Марина Вениаминовна

- Заместитель Главы Кемеровского района по социальным вопросам

11

Косарева Людмила Викторовна

- Начальник юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области

12

Литвин Владимир Иванович

- Заместитель Главы г.Березовский по социальным вопросам

13

Лиференко Марина Федоровна

- Руководитель аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области

14

Лукашик Светлана Николаевна

- Начальник отдела льгот и пособий семьям с детьми Департамента социальной защиты населения Кемеровской области

15

Нестерова Елена Анатольевна

- Главный консультант экспертно-правового управления Совета народных депутатов Кемеровской области

16

Нуртдинов Дамир Мухаметгадиевич

- Начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Кемеровской области

17

Подцыкин Дмитрий Евгеньевич

- Начальник отдела управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области

18

Попов Иван Павлович

- Заместитель Главы г.Кемерово по социальным вопросам

19

Титов Дмитрий Александрович

- Глава г.Березовский

20

Федотова Вера Ильдаровна

- Главный консультант правового управления администрации Кемеровской области


Для обсуждения участникам Круглого стола были предложены следующие проблемные вопросы, выявленные в ходе мониторинга:

- приобретение на средства материнского капитала ветхого или аварийного жилья;

- обналичивание средств материнского (семейного) капитала с использованием схем, в которых явно усматриваются признаки мошенничества;

- осуществление контроля за наделением ребенка обязательной долевой собственностью в жилье, приобретаемом на средства материнского (семейного) капитала.
Выступающие с удовлетворением отметили, что буквально накануне проведения Круглого стола, 7 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 18 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Внесенные изменения направлены на обеспечения контроля  за целевым использованием средств материнского (семейного) капитала и на  предотвращение ситуаций, в которых организации, злоупотребляя доверием граждан, фактически лишают их средств материнского капитала, а так же возможности реально улучшить свои жилищные условия.

Законом установлен закрытый перечень видов организаций, которые могут выдавать займы и определены требования к порядку передачи денег по договорам займа – только путем безналичного перечисления на счет обладателя сертификата или супруга обладателя сертификата.

К числу таких организаций относятся кредитные и микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, а также организации, предоставляющие займы под обеспечение ипотекой.

Деятельность указанных организаций регулируется специальным законодательством и подпадает под государственный контроль.

Несоответствие организации установленным требованиям должно являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение обязательств по договору займа.
Выступления участников Круглого стола:
  1   2   3

Похожие:

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад Эдварс Галины Анатольевны
«Об основном содержании и результатах деятельности Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области за текущий период 2009...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconО докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году, в соответствии с пунктом 1 статьи...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина...
«О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости»

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в калужской...
Охватывает различные направления просветительской деятельности, курирует работу по созданию разнообразных форм правового просвещения...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком...
Охватывает период с момента утверждения в должности первого Уполномоченного Дульнева Бориса Николаевича (с 18. 10. 2007 года) по...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в калужской...
Охватывает различные направления просветительской деятельности и курирует работу по созданию разнообразных форм правового просвещения...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский (семейны й) капита л: мониторинг ситуации и рекомендации по созданию механизмов дополнительного контроля iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека в нижегородской...
Доклад содержит данные о числе поступивших и принятых к рассмотрению обращений и жалоб, результатах их рассмотрения, мерах по реализации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск