Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации


Скачать 363.63 Kb.
НазваниеДиректор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3
Письмо ЦБ РФ от 02.03.2015 № 12-1-5/390

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля направляет ответы на актуальные вопросы банков – членов Ассоциации, поступившие в Банк России в рамках подготовки встречи руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков.




Директор
Ю. А. Полупанов


Приложение

Вопросы и предложения, поступившие от банков – членов Ассоциации

Возможно ли ограничить или полностью снять с кредитных организаций обязанность по выявлению в качестве операций, подлежащих обязательному контролю, сделок с недвижимым имуществом и информированию Росфинмониторинга о них путем внесения изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»)?

Банк России направлял в Росфинмониторинг предложения о разграничении на законодательном уровне обязанности по информированию уполномоченного органа об операциях, подлежащих обязательному контролю, между всеми субъектами исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ в зависимости от характера деятельности таких субъектов. В частности, на примере кредитных организаций предлагалось исходить из того, что кредитные организации должны сообщать в уполномоченный орган только о расчетных операциях клиентов, находящихся на обслуживании. Реализация данного подхода позволит, по нашему мнению, равномерно распределить нагрузку между всеми субъектами исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, что повысит качество предоставляемой в Росфинмониторинг информации и исключит дублирование информации об одних и тех же сделках и операциях разными субъектами исполнения Федерального закона № 115-ФЗ.

Стоит отметить, что в рамках рассмотрения проекта федерального закона № 451877-6 «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России информировал Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку и Росфинмониторинг о концептуальной поддержке смены режима информирования кредитными организациями уполномоченного органа о сделках с недвижимым имуществом и предполагающего, что кредитные организации должны будут сообщать в уполномоченный орган только о расчетах, осуществляемых через кредитную организацию по сделке с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 миллиона рублей (либо ее эквивалент в иностранной валюте), результатом которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество.

Ведется ли работа (а если ведется, то на какой стадии) по созданию единой базы неблагонадежных клиентов?

Работа по созданию единой базы неблагонадежных лиц (тех, кому было отказано в заключении договора банковского счета, отказано в проведении операции или с кем договор банковского счета был расторгнут) ведется в рамках поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова. По имеющейся в Департаменте финансового мониторинга и валютного контроля информации, в настоящее время Росфинмониторингом, являющимся ответственным исполнителем указанных поручений, проводится работа по согласованию с заинтересованными ведомствами проекта федерального закона, предусматривающего механизм реализации вопроса создания и функционирования единой базы неблагонадежных клиентов.

С целью повышения эффективности работы кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ кредитные организации предлагают на регулярной основе доводить до них обобщенные результаты расследований, а также наиболее типичные способы легализации преступных денежных средств.

Банк России на регулярной основе доводит до сведения кредитных организаций в своих письмах признаки сомнительных операций и типовые схемы, наиболее часто встречаемые при проведении таких операций. Так, начиная с 2003 года издано 22 таких письма Банка России, из них 4 письма – в 2014 году.

В связи с возложением на кредитные организации обязанности устанавливать и идентифицировать бенефициарных владельцев предлагается исключить обязанность устанавливать и идентифицировать выгодоприобретателей.

В рамках межведомственной рабочей группы, в состав которой входят в том числе представители Банка России и федеральных органов исполнительной власти, готовится дорожная карта по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке, где одним из мероприятий является выработка предложений по вопросу об оценке соотношения институтов выгодоприобретателя и бенефициарного владельца с целью возможного определения ситуаций, при которых осуществляется (может не осуществляться) их идентификация.

О предложении по созданию рабочей группы с участием Банка России и Ассоциации в целях разработки единого стандарта Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПВК по ПОД/ФТ)

Общие требования, предъявляемые к ПВК по ПОД/ФТ кредитных организаций, включая цели разработки и перечень обязательных для включения в них программ и порядков, определены нормативным актом Банка России – Положением № 375-П (Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). При этом разработка ПВК по ПОД/ФТ должна осуществляться кредитной организацией самостоятельно с учетом, в частности, специфики ее деятельности и деятельности ее клиентов, используемых кредитной организацией риск-ориентированных подходов, наличия либо отсутствия филиальной сети и масштабов ее разветвленности, других критериев, самостоятельно определяемых кредитной организацией.

С учетом изложенного разработку единого стандарта ПВК по ПОД/ФТ считаем нецелесообразной.

Вопросы и предложения, касающиеся особенностей регулирования и деятельности кредитных организаций в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

Какие действия должна предпринять кредитная организация после 01.01.2015 при обращении за получением банковской услуги клиента – ИП, предъявляющего документ, подтверждающий регистрацию в качестве ИП в соответствии с законодательством Украины и (или) на украинском языке (при отсутствии свидетельства о внесении сведений о нем в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации), и паспорт гражданина Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность? Вправе ли кредитная организация рассматривать такого ИП в качестве резидента?

С учетом положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») и Закона № 6-ФКЗ полагаем, что ИП, зарегистрированный (получивший соответствующий статус) на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя до 18.03.2014, может рассматриваться в качестве резидента при наличии у него документов, подтверждающих регистрацию (постановку на учет (регистрацию) в налоговых органах, расположенных на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя) и местонахождение на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя. При отсутствии у ИП соответствующих документов полагаем, что при открытии счетов и совершении таким лицом операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, его следует рассматривать в качестве нерезидента, при этом в случае открытия таким лицом счета физического лица при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации – в качестве резидента.

Вопросы и предложения, касающиеся валютного контроля

Планируется ли внесение изменений в Инструкцию № 138-И (Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением») и форматы информации по декларациям на товары, поступающей в электронном виде из ФТС России в уполномоченные банки, в отношении деклараций на товары, по которым таможенными органами принято решение об отказе в выпуске части товаров?

Соответствующие изменения внесены в Инструкцию № 138-И Указанием № 3438-У (Указание Банка России от 06.11.2014 № 3438-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»), вступающим в силу 23.02.2015. Скорректированы порядок заполнения ведомости банковского контроля и форматы информации по декларациям на товары, поступающей в электронном виде из ФТС России в уполномоченные банки.

После вступления в силу Указания № 3438-У в отношении деклараций на товары, по которым таможенными органами принято решение об отказе в выпуске части товаров, из ФТС России в уполномоченные банки будет поступать информация об общей стоимости товаров без учета общей стоимости не выпущенной таможенными органами части товаров.

Планируется ли внесение изменений в подпункт 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И в части установления закрытого перечня подтверждающих документов по внешнеторговым контрактам, по которым перемещение товаров осуществляется между территориями государств – членов Таможенного союза без оформления декларации на товары?

В настоящее время ни законодательство Российской Федерации, ни законодательство Таможенного союза не устанавливают требования к документам, подтверждающим перемещение товара на территории Таможенного союза. В связи с этим в Инструкции № 138-И не представляется возможным установить такой закрытый перечень подтверждающих документов.

Планируется ли установить порядок электронного обмена информацией между ФТС России и уполномоченными банками по аналогии с действующим порядком передачи информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары в отношении информации о товарах, перемещаемых между территориями государств – членов Таможенного союза без оформления декларации на товары, с целью упрощения порядка работы кредитных организаций в части документооборота таких операций?

В связи с тем что при перемещении товаров между территориями государств – членов Таможенного союза таможенное оформление и таможенный контроль не осуществляются, в данном случае отсутствует предмет электронного обмена между ФТС России и уполномоченными банками.

Планируется ли издание нормативного акта Банка России, в котором будут объединены все письма Банка России по вопросам валютного контроля за операциями, осуществляемыми по внешнеторговым контрактам, по которым товары перемещаются между территориями государств – членов Таможенного союза без оформления декларации на товары, в частности письма Банка России от 03.10.2014 № 168-Т (Письмо Банка России от 03.10.2014 № 168-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»), от 22.12.2014 № 216-Т (Письмо Банка России от 22.12.2014 № 216-Т «В дополнение к Письму Банка России от 03.10.2014 № 168-Т»), от 07.08.2013 № 150-Т (Письмо Банка России от 07.08.2013 № 150-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»), от 04.09.2013 № 172-Т (Письмо Банка России от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»)?

Издание такого акта Банка России не планируется.

По вопросу об установлении в Инструкции № 138-И требования в части сроков представления резидентами в уполномоченные банки документов, подтверждающих факт экспорта/импорта товаров, работ, услуг по внешнеторговым контрактам, по которым не оформляется паспорт сделки

На основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки вправе запросить и получить у резидента подтверждающие документы, установив в запросе, направляемом резиденту, срок представления запрашиваемых документов, в том числе по внешнеторговым контрактам, по которым не оформляется паспорт сделки.

Учитывая, что соответствующие полномочия предоставлены уполномоченным банкам Федеральным законом, не планируется вносить изменения в Инструкцию № 138-И в этой части.

Вопросы и предложения, касающиеся обслуживания кредитными организациями некоммерческих организаций

По вопросам, связанным с осуществлением обязательного контроля за операциями по расходованию денежных средств некоммерческими организациями (код вида операции 9002 «Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»)

Буквальное прочтение нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов. При этом контроль за операциями по расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества в установленном Федеральным законом размере следует осуществлять вне зависимости от направления расходования денежных средств (заработная плата сотрудникам, уплата налогов в бюджеты различных уровней, погашение кредита и т. п.).

Соответствующая позиция Департамента была доведена до сведения кредитных организаций Информационным письмом Департамента № 24 (Информационное письмо от 22.07.2014 № 24 «О применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») (вопрос 6).

Возникает ли у кредитной организации обязанность по направлению в уполномоченный орган сообщения по коду вида операции 9002 в случае, когда о совершении операции по расходованию денежных средств некоммерческой организацией становится известно из расчетной операции клиента, не являющегося некоммерческой организацией?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В указанном случае полагаем, что кредитная организация может направить сообщения о такой операции в уполномоченный орган с кодом операции 6001 в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.

Вопросы и предложения, касающиеся обслуживания кредитными организациями обществ, имеющих стратегическое значение

О каких счетах, открываемых хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанными в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – стратегические общества), кредитной организации необходимо уведомлять Росфинмониторинг?

В целях реализации положений пункта 1.3 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 213-ФЗ) Банком России принято Положение № 443-П (Положение Банка России от 04.12.2014 № 443-П «О порядке уведомления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, уполномоченного органа об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем» (зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2015 года № 35841)), опубликованное в Вестнике Банка России от 18.02.2015 № 14 (1610).

Положение предусматривает направление кредитными организациями в Росфинмониторинг электронных сообщений об открытии банковских счетов (депозитов), то есть счетов, открываемых на основании договоров банковского счета (банковского вклада), принятых налоговым органом (Положение Банка России от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)»).

Кроме того, Положение № 443-П содержит информацию, о каких видах счетов дополнительно кредитной организации, в случае если она является профессиональным участником рынка ценных бумаг, необходимо направлять сведения в уполномоченный орган (эмиссионный счет, казначейский счет ДЕПО эмитента, счет ДЕПО владельца ценных бумаг).

Обязана ли кредитная организация уведомлять уполномоченный орган об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретении ценных бумаг стратегическими обществами на бумажном носителе (иной форме) до момента опубликования и вступления в силу соответствующего порядка Банка России?

Положение № 443-П (Положение Банка России от 04.12.2014 № 443-П «О порядке уведомления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, уполномоченного органа об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем» (зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2015 года № 35841)), опубликованное в Вестнике Банка России от 18.02.2015 № 14 (1610), предусматривает переходный период, в соответствии с которым информация о счетах и покрытых (депонированных) аккредитивах, договорах банковского счета, договорах банковского вклада (депозита), ценных бумагах, которые были соответственно открыты, заключены или приобретены обществами в период с 22 июля 2014 года до дня начала применения кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями форматов электронных документов, подлежит передаче в Росфинмониторинг в порядке, определенном Положением, в течение 30 дней после дня начала применения форматов электронных документов.

Что подразумевается под изменением реквизитов счетов в контексте пункта 1.3 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ?

В настоящее время разрабатывается проект нормативного акта Банка России по внесению изменений в Положение № 443-П, в котором будет урегулирован указанный вопрос.

Для четкого выполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ предлагается публиковать единый сводный список стратегических обществ.

Вопрос формирования единого сводного перечня стратегических обществ не относится к компетенции Банка России.
  1   2   3

Похожие:

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconНа вопросы и предложения в отношении расчета нормативов, связанности...
Департаментом банковского регулирования ЦБ рф, на вопросы и предложения в отношении расчета нормативов, связанности лиц, системы...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconНа вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече
Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ рф и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconРешением внеочередного общего Собрания членов
Южного Урала» и регламентирует вопросы членства в Ассоциации «Кадастровые инженеры Южного Урала (далее–Ассоциация), устанавливает...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconДепартаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие...
Ответы, предоставленные Департаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconБлок «Вопросы»
Ответы, предоставленные Департаментом бухгалтерского учета и отчетности ЦБ рф, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconОтветы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие...
Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconСправка о наличии (отсутствии) судимости, выдаваемая Министерством...
Ответы, предоставленные Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ рф, на вопросы...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconРешение о приеме в члены Ассоциации принимается на заседании членов...
Общим собранием членов Ассоциация по содействию развития информационных технологий

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconОтветы, предоставленные Департаментом наличного денежного обращения...

Директор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие от банков членов Ассоциации iconОтветы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск