Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год


НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4


УТВЕРЖДЕНЫ

приказом от 25 декабря 2013г. №28

Методические рекомендации

по организации и проведению проверки финансово-

хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

2013 год
СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения……………………………………………………………………..3 2.Цели и задачи проверки…………………………………………………………….....5

3.Методические основы проведения контрольных мероприятий. Методы

и приемы финансового контроля…………………………………………….................7

3.1. Приемы документального контроля……………………………………………….7

3.2. Приемы фактического контроля………………………………………….............10

3.3. Измерители (показатели), применяемые в ходе контрольного

мероприятия…………………………………………………………………….............11

4. Порядок организации и проведения проверки…………………………….............12

4.1. Подготовительный этап…………………………………………………………...12

4.1.1. Планирование контрольного мероприятия и предварительное

изучение объекта проверки……………………………………………………………12

4.1.2. Подготовка программы проведения проверки…………………………………13

4.2. Основной этап (непосредственная проверка)……………………………............14

4.2.1. Анализ нормативной правовой базы и учредительных документов,

регулирующих деятельность муниципального учреждения………………………...15

4.2.2. Проверка правильности составления бюджетной сметы,

обоснованности расчетов к ней……………………………………………………......15

4.2.3. Проверка правильности формирования муниципального задания

и его финансовое обеспечение………………………………………………………...16

4.2.4. Анализ исполнения бюджетной сметы…………………………………………18

4.2.5. Проверка целевого использования бюджетных средств………………………24

4.2.6. Проверка использования муниципальной собственности…………………...25

4.2.7. Проверка предпринимательской и иной приносящей доход

деятельности………….. ……………………………………………………………….27

4.2.8. Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности…………………………………………………………………28

4.2.9. Проверка устранения недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками……………………………………………………………….32

4.3. Заключительный этап……………………………………………………………...32

4.3.1. Оформление результатов проверки……………………………………………33

4.3.2.Отчет по результатам контрольного мероприятия……………………………..34

4.3.3. Требования к содержанию отчета………………………………………………35

5.Заключение……………………………………………………………………………36


  1. Общие положения

Настоящие Типовые методические рекомендации (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъекта РФ, нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления, Регламентом Контрольно-счетного органа.

Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе по организации и проведению проверок:

- бюджетных учреждений до принятия органами местного самоуправления решения о предоставлении им субсидии в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- бюджетных учреждений и автономных учреждений, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», органами местного самоуправления принято решение о предоставлении субсидии;

- казенных учреждений.

В целях настоящих Методических рекомендаций применяются следующие понятия:

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Казенное учреждение - муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Главный распорядитель бюджетных средств – орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета;

Получатель бюджетных средств - орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях – документ главного распорядителя средств бюджета, которым осуществляется доведение бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств бюджета, находящихся в его ведении.

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении бюджета на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.

Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенному учреждению.

Лицевой счет – регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Законность – критерий финансового контроля, характеризующий соответствие операций (действия должностных лиц организаций), являющихся предметом контроля, действующим на момент их совершения требованиям законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, нормативно-правовыми актами муниципального образования город Краснодар принятых по вопросам, входящим в их компетенцию.

Результативность – критерий финансового контроля, характеризующий степень достижения запланированных результатов и конечный социально-экономический эффект, полученный от использования бюджетных средств.

Эффективность – критерий финансового контроля, характеризующий степень достижения наивысшего результата при выполнении мероприятий, на финансирование которых предусмотрено расходование бюджетных средств.

Продуктивность – критерий финансового контроля, характеризующий степень соотношения между полученными результатами и использованными на их достижение финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.

Экономичность – критерий финансового контроля, характеризующий абсолютную и относительную экономию бюджетных средств, исходя из достигнутых количественных и качественных результатов их использования.

Целевое использование (расходование) – критерий финансового контроля, характеризующий направление и использование средств бюджета на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетом на соответствующий финансовый год, сводной бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, бюджетной сметой, субсидией, либо иным правовым основанием их получения.

Муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг.

Переходный период - период, установленный Федеральным законом от 05.08.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон), с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания - субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования из местного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением, тип которого не изменяется, услуг физическим и (или) юридическим лицам - определенные для бюджетного учреждения в порядке, установленном приказом департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, нормативные затраты, подлежащие применению для определения объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания в первый год предоставления бюджетному учреждению средств на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Финансово - хозяйственная деятельность - проведение и оформление операций по получению, учету, распоряжению финансовыми средствами, а также по приобретению, учету, распоряжению материальными ценностями, объектами основных средств и другим имуществом.
2. Цели и задачи проверки

Цель проверки – определение законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования средств бюджета, предназначенных для функционирования казенных, выполнения муниципального задания бюджетных и автономных учреждений.

Основанием для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения являются положения и требования ст. ст. 266, 269, 270 БК РФ, федерального и краевого бюджетного законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актов.

Предметом проверки является деятельность учреждения (действия должностных лиц) по использованию средств соответствующего бюджета или бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; средств, полученных от предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг (кроме казенных учреждений); другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Для реализации поставленных целей в ходе проверки необходимо выполнить следующие задачи:

- проверить соответствие учредительных документов действующему законодательству;

- проверить соответствие осуществляемой деятельности бюджетного учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам;

- проверить правильность составления бюджетных смет (для казенных учреждений);

- проверить правильность формирования муниципального задания и его финансовое обеспечение в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного, автономного учреждения;

- проверить правильность определения расчетно-нормативных затрат на оказание учреждениями муниципальных услуг;

- провести анализ исполнения бюджетной сметы в части законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств;

- проверить законность, эффективность, результативность и целевое использование муниципального имущества;

- провести анализ законности осуществляемой бюджетным и автономным учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также полноту и правильность отражения этой деятельности в бюджетном учете и отчетности;

- проверить правильность организации и ведения бюджетного учета (для казенного учреждения), бухгалтерского учета (для бюджетного и автономного учреждения), достоверность отчетности и своевременность ее представления;

- проверить обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей учреждения.

Объектами проверки являются муниципальные учреждения, финансируе­мые из местного бюджета.
3. Методические основы проведения контрольных мероприятий.

Методы и приемы финансового контроля
Метод (способ) в контроле – это совокупность действий, направленных на изучение и исследование документов и хозяйственных операций.

Прием в контроле – это отдельное контрольное действие.
3.1. Приемы документального контроля
Фактические методы (способы) контроля подразделяются на приемы. Основными являются следующие приемы документального контроля:

Экономический анализ финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого объекта начинается до начала контрольного мероприятия. Предварительный экономический анализ позволяет целенаправленно составить план контрольного мероприятия и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля и приемы проверок. В ходе контрольного мероприятия проводится более углубленный экономический анализ. При этом данные экономического анализа подкрепляются текущим анализом, состоящим в сопоставлении бухгалтерских и статистических данных, изучении фактов и другой информации для оценки деятельности объектов проверки, результатов проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и другой экономической информации.

Технико-экономические расчеты проводятся в ходе контрольного мероприятия для определения правильности расчета действующих и прогнозируемых показателей и нормативов, сметных ассигнований по отдельным статьям расходов проверяемых объектов.

Нормативная проверка проводится для выявления отклонений фактических затрат от нормативных показателей. Нормативной проверкой устанавливаются факты нарушений в финансовой и хозяйственной деятельности. В комплексе с технико-экономическими расчетами этот прием позволяет установить случаи совершенных хищений и перерасходов за счет завышения бюджетных ассигнований по отдельным статьям сметы расходов.

Формальная (техническая) проверка документов имеет своей целью выявление дефектов в оформлении документов, установление правильности заполнения реквизитов и наличия несанкционированных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнение подлинности подписей должностных лиц, соответствие документа действующей типовой форме и т.д. Формальной проверкой устанавливается наличие некачественно составленной документации. В такой документации выявляются фиктивные операции, документы.

Логическая проверка или проверка по существу позволяет определить объективную возможность и целесообразность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Эта процедура состоит из анализа и хронологического сравнения пропорций и расхождений в бухгалтерских документах в целях определения несоответствий, которые указывают на необходимость и вид дальнейших контрольных процедур. Качество логической проверки предопределяется квалификацией проверяющего лица, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи различных финансовых и хозяйственных операций.

Счетно-аналитическая проверка представляет собой эффективный метод финансового контроля и включает в себя элементы формальной (технической) и логической проверки. Главной задачей такой проверки является выявление правильности и полноты отражения в учете и отчетности хозяйственных операций. В этом случае проверка проводится в три этапа:

- проверка согласованности показателей, прямо влияющих на результат хозяйственных операций;

- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

Арифметическая проверка применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления признаков хищений, завуалированных арифметическими действиями.

В результате комплексного применения формальной, логической и арифметической проверок представляется возможным установить и собрать документы, имеющие искажения и недостатки в составлении. Эти документы по существу отраженных в них операций подразделяются на документы: содержащие случайные ошибки; отражающие неправомерные операции; подложные (фиктивные).

К документам, содержащим случайные ошибки, относятся документы, в которых случайно, неумышленно искажены отдельные характеристики реквизитов (номер расчетного счета, название организации, адрес и др.).

К документам, отражающим неправомерные операции, относятся документы, содержащие в себе несоответствие сущности операции действующему законодательству, нормативным актам, положениям, инструкциям.

К подложным (фиктивным) документам относятся документы, в которых умышленно искажаются реквизиты или содержание хозяйственных операций.

Встречная проверка - способ, прием проверки, заключающийся в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операции и находящихся в различных организациях или в разных подразделениях одной организации.

Например, этот прием является одним из лучших для установления достоверности сумм, указанных в выписках из лицевых счетов банков. В результате сопоставления банковских выписок из лицевых счетов с приложенными к ним платежными документами, хранящимися в проверяемой организации, с подлинниками лицевых счетов и первых экземпляров платежных документов устанавливаются хищения бюджетных средств или другие злоупотребления.

Прием взаимного контроля применяется для сопоставления различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции. При этом возможно:

- сопоставление документов, отражающих непосредственное совершения хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение;

- сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами.

В результате анализа ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств устанавливаются отклонения от нормального оборота материальных ценностей или денежных средств и искажения данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции.

Проверка правильности корреспонденции счетов применяется в целях установления фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на сокрытие хищений денежных средств и материальных ценностей, при безукоризненном составлении первичных документов. Наиболее распространенными видами искажений в корреспонденции счетов, которые можно выявить этим приемом проверки, являются следующие:

- несоответствие записей корреспонденции счетов одних и тех же хозяйственных операций в разных регистрах бухгалтерского учета;

- подложные записи по корреспондирующим дебетуемым и кредитуемым счетам;

- неоговоренные исправления корреспонденции счетов;

- уничтожение записей в бухгалтерских регистрах и другое.

Проверка регистров бухгалтерского учета при сопоставлении с данными первичных документов позволяет установить наличие в них подложных записей, сделанных с целью сокрытия нарушений. Применение этого приема проверки дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Путем проверки регистров бухгалтерского учета можно установить следующие противоречия:

- наличие записей в регистрах бухгалтерского учета, полностью или частично не подтверждаемых документами;

- несоответствие записей во взаимосвязанных регистрах:

- открытие и ведение регистров бухгалтерского учета, не предусмотренных типовой формой;

- несоответствие аналитического учета записям в регистрах бухгалтерского учета;

- необоснованные или неоговоренные исправления в регистрах бухгалтерского учета.

К исследованию не бухгалтерских документов относится анализ переписки, внутренних документов проверяемой организации, протоколов совещаний и т.д. Этот анализ позволяет установить наличие «узких мест» в деятельности проверяемого объекта, целенаправленно проводить проверку и исследование документов.

Исследование и проверка объяснительных записок (объяснений) сотрудников проверяемого объекта позволяют глубже проанализировать действия должностных и материально ответственных лиц, установить обстоятельства, способствующие злоупотреблениям.

Сопоставлением анализируются взаимосвязи хозяйственных операций с их документальным оформлением.
3.2. Приемы фактического контроля
Самый распространенный из приемов фактического контроля - инвентаризация, которую можно классифицировать по следующим признакам:

а) по характеру или периодичности - на плановую и внеплановую;

б) по полноте охвата средств и операций - на полную и частичную.

Полная и частичная инвентаризация производится при документальной проверке финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого объекта.

Проверка хозяйственных операций в вещественной форме имеет своей целью удостовериться в совершении операций по приобретению материальных ценностей, в достоверности составленных актов на ввод объектов в эксплуатацию после окончания их строительства или капитального ремонта, в наличии товарно-материальных ценностей и др.

Экспертная оценка результатов деятельности объектов проверки, документов или хозяйственных операций различными специалистами. При этом правильная формулировка вопросов эксперту является важнейшим условием, определяющим качество экспертизы. По результатам экспертизы составляется обоснованное заключение с полными и конкретными ответами на поставленные вопросы.

Контрольный обмер выполненных строительных, монтажных и ремонтных работ производится специалистами Счетной палаты в присутствии представителей заказчика и подрядной организации. Контрольные обмеры производятся непосредственно на объекте. Проверяется выполнение объемов и стоимость работ, оплаченных или предъявленных в банк для оплаты.

Контрольными обмерами устанавливается:

- соответствие строящегося объекта его характеристике и назначению, предусмотренным в проектно-сметной документации и в титульном списке;

- полнота завершения строительных работ, принятых по актам приемки выполненных работ формы КС-2 в соответствии с проектно-сметной документацией;

- соответствие объема, характера, стоимости работ, принятых актом приемки, данным, указанным в рабочих чертежах, в журналах учета выполненных работ, актах ф. КС-2, КС-3, а также в актах инвентаризации незавершенного строительства.

В целях контроля за правильностью отражения подрядными организациями и заказчиками в отчетности объемов незавершенного строительства и затрат по монтажу оборудования контрольные обмеры проводятся на незаконченных строительных объектах (или этапах), акты и счета по которым предъявлены к оплате. Такие обмеры проводятся в порядке, установленном для объектов, расчеты по которым производятся по единичным расценкам и ценникам на монтаж оборудования.

При подготовке к контрольному обмеру делается расшифровка объемов незавершенного производства строительно-монтажных работ по объектам и этапам, расшифровка сдаваемых по плану в текущем периоде объектов и этапов работ, анализируются сводные сметы (сводные сметно-финансовые расчеты) строек, а также титульные списки, генеральные и годовые подрядные договоры, бухгалтерская и статистическая отчетность.

В качестве вспомогательных материалов при производстве контрольных обмеров строительно-монтажных работ используются следующие документы:

- данные бухгалтерского учета о списании на производство строительных материалов, конструкций, деталей и оборудования;

- наряды, выписанные рабочим;

- паспорта переданного в монтаж оборудования;

- акты рабочих (административно-хозяйственных) комиссий по приемке в эксплуатацию отдельных зданий и сооружений.

Тщательному анализу подвергаются перечни работ по недоделкам объектов, принятых в эксплуатацию приемочными комиссиями. В тех случаях, когда по решению приемочной комиссии объекты приняты в эксплуатацию с недоделками и их стоимость предъявлена или оплачена банком, объем незаконченных строительно-монтажных работ отражается в акте проверки как завышение стоимости работ.

Обследование на месте проверяемых операций производится при проверках:

- соблюдения порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей;

- установления степени готовности объектов капитального ремонта;

- изношенности основных средств, временных сооружений и приспособлений, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- организации производства и технологических процессов.

Этот прием в контрольно-ревизионной практике используется при проверках отдельных подразделений объекта, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.

Проверка исполнения принятых решений применяется в контрольно-ревизионной практике для изучения и анализа соблюдения исполнительской дисциплины. Этот прием проверки используется, когда проверяемым объектом не выполнялись предложения представления КСП по предыдущему контрольному мероприятию.

Методические приемы носят рекомендательный характер, их применение зависит от особенностей проводимых контрольных мероприятий и конкретных ситуаций.
3.3. Измерители (показатели), применяемые в ходе контрольного мероприятия
В ходе контрольного мероприятия используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители (показатели).

Натуральные измерители применяются для проверки правильности отражения в учете материальных средств и хозяйственных операций в их натуральных единицах измерения. Натуральные измерители применяются при проверке и анализе показателей, характеризующих состояние, движение и использование материальных ценностей.

Трудовой измеритель используется в ревизионной практике для исследования количества затрат рабочего времени, выраженного в определенных единицах времени.

Стоимостный измеритель является обобщающим измерителем. Он применяется для проверки и исследования процессов производства, распределения продукции и услуг, хозяйственных связей, расчетных и кредитных взаимоотношений.


  1. Порядок организации и проведения проверки


Проверки проводятся в соответствии с Регламентом и планом работ, утвержденным контрольно-счетным органом или в отдельных случаях как внеплановые.

Контрольное мероприятие осуществляется в три этапа:

I. Подготовительный этап;

II. Основной этап (непосредственная проверка);

III. Заключительный этап.


    1. Подготовительный этап


Подготовительный этап включает в себя предварительную работу по изучению, оценке, сбору необходимой информации с целью выбора конкретных объектов проверки и подготовки программы контрольного мероприятия.

4.1.1. Планирование контрольного мероприятия

и предварительное изучение объекта проверки
Планирование является важным и сложным этапом проведения контрольного мероприятия, представляет собой процесс проведения ряда последовательных взаимосвязанных действий, предварительное изучение объекта проверки и подготовку программы контрольного мероприятия.

Предварительное изучение объекта проверки осуществляется путем сбора необходимой информации с целью подготовки программы проверки. При этом подробная проверка достоверности собранной информации не проводится. На данном этапе группа проверяющих собирает информацию только для определения целей и вопросов проверки.

Члены группы проверяющих должны обладать знания­ми, совокупность которых дает возможность получить всестороннее представление о предмете и объектах проверки, а также иметь профессиональную квалификацию и опыт работы, необходимые для проведения проверки в соответствии с действующими требованиями.

Группа проверяющих осуществляет сбор необходимой информации и проводит:

• анализ нормативных правовых документов, имеющих значение для целей данной проверки;

• анализ отчетов о проделанной работе, планов работы и приоритетных направлений деятельности объектов проверки;

• изучение организационной структуры, систем и механизмов контроля объектов проверки;

• анализ выполнения объектами проверки поставленных задач и достижения ими конкретных результатов;

• анализ и оценку основных рисков, с которыми сталкиваются в работе объекты проверки;

• изучение материалов предыдущих проверок в данной сфере, а также результатов проверок, проводимых другими организациями.

Предварительное изучение рекомендуется начинать с изучения системы внутреннего контроля, установленной руководством проверяемого учреждения для достижения поставленных целей и имеющей непосредственное отношение к теме проверки. Это имеет большое значение, так как знание состояния данной системы дает возможность определить потенциальные недостатки в деятельности объекта проверки, на которые следует обратить особое внимание при проведении проверки.

По результатам изучения проверяемого учреждения руководитель проверки осуществляет подготовку проекта про­граммы и рабочего плана проверки.
4.1.2. Подготовка программы проведения проверки
Программа и рабочий план проведения проверки служит руководством для сотрудников контрольно-счетного органа, осуществляющих проверку, и определяет:

- основание проверки;

- тему проверки;

- проверяемый период;

- предмет проверки;

- перечень проверяемых объектов;

- сроки проведения проверки;

- персональный состав сотрудников, принимающих участие в проверке;

- проверяемые вопросы и их распределение между сотрудниками.

Каждая проверка должна преследовать ясные и четкие цели, а также решать конкретные задачи, на основании которых можно делать соответствующие выводы.

Поэтому сотрудникам контрольно-счетного органа, осуществляющим проверку, прежде всего, необходимо четко определить, что будет проверяться. Сделать это можно путем отсечения тех сфер, которые по результатам предварительного изучения представляются более или менее благополучными, а из оставшихся сконцентрировать внимание, главным образом, на тех, результаты проверки которых, могут дать наибольший эффект. При этом следует руководствоваться принципом, что цели проверки всегда должны соответствовать задачам, которые призвана решать Счетная палата посредством проведения контрольных мероприятий.

Программа и рабочий план должна содержать четкий перечень вопросов, определяющих масштаб ее проведения. Результатом работы по установлению масштаба проверки является определение в программе перечня конкретных вопросов и объектов проверки. При этом следует руководствоваться правилом, что для проверки выбираются такие вопросы (как правило, не более пяти), которые отражают поставленную цель проверки и имеют принципиальное значение для успешного осуществления проверяемой деятельности.

Информационной основой для проведения проверки учреждения являются:

- учредительные и иные документы, характеризующие организационно-правовую форму и структуру проверяемого объекта;

- информационные материалы и документы, полученные по запросам контрольно-счетного органа;

- экономическая, правовая и статистическая информация о деятельности проверяемого учреждения;

- общие сведения о проверяемом учреждении;

- документы, полученные в ходе проверки (первичные документы, платежные документы, регистры бюджетного и бухгалтерского учета, отчеты об исполнении бюджетной сметы и муниципального задания);

- другие документы (договоры, контракты, соглашения и т.д.).

В целях установления законности и правильности финансовых и хозяйственных операций проверка финансово–хозяйственной деятельности учреждения проводится путем:

- проверки учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных документов;

- проверки подлинности документов, правильности содержащихся в них расчетов и итогов, соответствия документов установленным формам, правильности и полноты их оформления;

- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств или материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг;

- сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бюджетного учета с данными отчетности, сопоставление записей, документов и фактических данных по одним хозяйственным операциям с аналогичными сведениями по другим операциям, связанным с ними;

- проведения встречных проверок посредством сличения записей, документов и данных, имеющихся у проверяемого объекта, с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым перечислены денежные средства, переданы материальные ценности и документы;

- контрольных обмеров выполненных ремонтно-строительных работ;

- других контрольных действий, связанных с исследованием вопросов, указанных программе проверки.
4.2. Основной этап (непосредственная проверка)
Проверка проводится в соответствии с утвержденной программой по следующим направлениям.
4.2.1. Анализ нормативной правовой базы и учредительных документов,

регулирующих деятельность муниципального учреждения.
При анализе нормативной правовой базы необходимо обратить внимание на следующее:

- наличие и правильность применения нормативных правовых актов, регламентирующих организационную и финансово-хозяйственную деятельность муниципального учреждения;

- законность и целесообразность содержания муниципального учреждения за счет средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности;

- соответствие организационной и финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения его учредительным документам.

Анализ деятельности учреждений целесообразно начать с ознакомления с Пояснительной запиской (ф. 0503160 для казенного учреждения, ф. 0503760 для автономного и бюджетного учреждения), составляемой при сдаче годового отчета в соответствии:

- с приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н для казенных учреждений и учреждений, в отношении которых не принято решение о предоставлении субсидии по положениям частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- с приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н для бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по положениям частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое содержит информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему период, а также основные показатели деятельности учреждения.
4.2.2. Проверка правильности состав­ления бюджетной сметы,

обоснованности расчетов к ней
При проведении проверки необходимо иметь в виду, что казенное учреждение и бюджетное учреждение (в отношении которого не принято решение о предоставлении субсидии по положениям Федерального закона № 83-ФЗ), в соответствии со ст. ст. 158, 161, 162 БК РФ, на основе прогнозируемых объемов финансовых затрат представляет бюджетную смету на очередной финансовый год главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов бюджетной классификации.

Бюджетная смета учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение.

Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций проверяемого учреждения.

Показатели бюджетной сметы должны быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями ст. ст. 161, 162, 221 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 296, 297 Гражданского кодекса РФ, Приказа Минфина от 28.12.2010. № 190н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» (до 01.01.2011 Приказ Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н), приказа Минфина № 162 от 06.12.2010 «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» (до 01.01.2011 Приказ Минфина РФ от 30.12.2008).

В ходе проверки правильности составления бюджетной сметы необходимо выяснить, отражены ли в ней все доходы учреждения, получаемые как из бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При проверке правильности составления бюджетной сметы учреждения исследуются своевременность получения от главного распорядителя уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в учете.

При проверке следует также установить, выполняются ли требования нормативных правовых актов в части:

а) соответствия выделяемых средств целям и задачам, стоящим перед учреждением;

б) обоснованности расчетов к бюджетной смете и утверждения сметы в установленном порядке;

в) правомерности внесенных изменений в бюджетную смету (на основании, какого документа, когда и кем утверждены).
4.2.3. Проверка правильности формирования

муниципального задания и его финансовое обеспечение
При проведении проверки необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 69.2 БК РФ муниципальное задание должно содержать показатели, характеризующие качество и объем оказываемых муниципальных услуг, порядок контроля над исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного расторжения. А также требования к отчетности об исполнении муниципального задания.

Формирование муниципального задания и его финансовое обеспечение осуществляется в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Показатели муниципального задания используются при составлении проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг, составлении бюджетной сметы муниципального казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение муниципального задания бюджетным или автономным учреждением.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным казенным учреждением осуществляется на основании бюджетной сметы этого учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий в соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального Закона от 04.06.2011 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п.3 ст. 4 Федерального Закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В ходе проверки правильности формирования муниципального задания не­обходимо:

1) выяснить наличие утвержденного ведомственного перечня муниципальных услуг, оказываемых учреждениями, который утверждается:

- для муниципальных казенных учреждений - муниципальными правовыми актами главных распорядителей средств местного бюджета, в ведении которых находятся муниципальные казенные учреждения;

- для муниципальных бюджетных и автономных учреждений - муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования.

2) проанализировать перечень муниципальных услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов администрации муниципального образования на соответствие целям и задачам, указанным в учредительных документах муниципальных учреждений.

3) проверить показатели бюджетной сметы казенного учреждения на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления муниципальному казенному учреждению в порядке, определяемом главным распорядителем средств местного бюджета.

4) проверить расчет размера субсидий на оказание муниципальных услуг в рамках муниципального задания и нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки, в соответствии с постановлениями администрации муниципального образования.

5) проверить учет затрат на потребление электрической энергии, тепловой энергии, уплату налогов при расчете нормативных затрат на содержание имущества.

6) проверить порядок и своевременность перечисления субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат и на иные цели на лицевой счет муниципальному бюджетному или автономному учреждению.
4.2.4. Анализ исполнения бюджетной сметы
При проверке исполнения бюджетной сметы учреждения исследуются:

- своевременность получения от главного распорядителя бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

- своевременность доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

- своевременность и правильность отражения доведенных и исполненных бюджетных обязательств в учете.

- исполнение бюджетной сметы учреждения как по кассовым, так и по фактическим расходам, а также их соответствие.

Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату.

Фактические расходы - это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами.

Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения бюджетной сметы.

Таким образом, кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы - полноту их использования.

Цель анализа:

- определение отклонений кассовых расходов от фактических расходов;

- определение отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;

- отклонения фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Анализ деятельности учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствует ли объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Содержанием анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.

Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

- изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

- изучение состава и структуры расходов;

- анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;

- оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах;

- выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;

- обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником анализа исполнения бюджетной сметы учреждения служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения.

Анализ исполнения бюджетной сметы осуществляется по следующим основным направлениям расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации1.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconМетодические рекомендации по организации и проведению проверки финансово-хозяйственной...
Соответствие деятельности, осуществляемой в бюджетном учреждении, видам деятельности, установленным учредительными документам и требованиями...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconИнформация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности...
Е. Л. (руководитель проверки) и ведущим специалистом инспекции по контрольно-ревизионной работе Фейзиковой Н. В. с 03. 09. 2012г...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconИнформация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности...
Юровой Е. Л. (руководитель проверки) и главным специалистом инспекции по контрольно-ревизионной работе Судьевой Е. В. с 09. 10. 2012...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconА к т №11 ревизии финансово-хозяйственной деятельности Муниципального...
Чугайновой О. Н. проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Кочевский...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconА к т №4 ревизии финансово-хозяйственной деятельности Муниципального...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Силайская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту мбоу...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconКурсовая работа по пм 05. 02. Анализ финансово хозяйственной деятельности...
Целью данной работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconИнформация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности...
Музуровой Н. Г., ведущим специалистом инспекции по контрольно-ревизионной работе Фейзиковой Н. В. с 09. 07. 2012 г по 30. 07. 2012...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconОтчет по результатам проверки финансово хозяйственной деятельности
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Уссурийск Уссурийского городского...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconПрограмма проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности...
...

Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово- хозяйственной деятельности бюджетного учреждения 2013 год iconА к т №6 ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципального...
Лобановой Н. Л., главным специалистом по контрольно-ревизионной работе Чугайновой О. Н. проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск