МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по прохождению преддипломной практики
Для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Минский филиал МЭСИ
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
Организация и руководство практикой
3. Обязанности и права руководителей практики
4. Обязанности студента-практиканта
5. Программа преддипломной практики
6. Подведение итогов практики
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Преддипломная практика студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является составной частью государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Она является одним из завершающих этапов в системе подготовки специалистов и организуется на предприятиях, в подразделениях государственных структур, в учреждениях и организациях Российской Федерации и Республики Беларусь в соответствии с учебным планом в пределах установленного общего срока обучения.
Преддипломная практика студентов является составной частью учебного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения конкретных экономических дисциплин, приобретение навыков практической деятельности по специальности, на определение предмета и объекта исследования ВКР и подбор фактического материала для ее написания.
Целью практики является закрепление полученных теоретических знаний и приобретение практических навыков самостоятельной работы по специальности.
Задачи практики:
- закрепить специальные теоретические знания, полученные в процессе обучения;
- изучить организационную структуру и систему управления предприятием, организацией или фирмой;
- изучить и проанализировать все виды деятельности предприятия (организации, фирмы);
- изучить опыт конкретного применения экономического и финансового инструментария для решения реальных задач организационной, управленческой, инновационной или консультационной деятельности;
- овладеть навыками экономического и социального планирования развития предприятия;
- приобрести практические навыки анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
- закрепить практические навыки использования современных информационных технологий и систем, используемых в управлении;
- провести исследование по теме ВКР, собрать, систематизировать и проанализировать фактический материал для написания дипломной работы. 2.ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Общее методическое и организационное руководство производственной практикой осуществляется заведующим кафедрой бухгалтерского учета и финансов.
Для учебно-методического руководства практикой назначаются преподаватели кафедры бухгалтерского учета и финансов – руководители дипломных работ. Руководство практикой от организации (предприятия, фирмы) осуществляет бухгалтер или руководитель того подразделения (отдела) предприятия, где студент проходит практику.
Успешное прохождение студентами практики обеспечивается их совместным сотрудничеством, как с научными руководителями, так и с руководителями от предприятия.
База практики выбирается студентом самостоятельно или определяется университетом на основе согласования с соответствующим предприятием (организацией, фирмой) с учетом целевой подготовки и научных интересов студента. Местом практики может быть любая организация (предприятие, фирма), обеспечивающая доступ к информации, необходимой для написания дипломной работы по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Во время прохождения практики студент ведет дневник, с помощью которого осуществляется контроль за ходом выполнения программы практики.
Преддипломная практика включает:
- подготовительный период;
- производственный период;
- отчетный период.
За 7 дней до начала практики проводится организационное собрание, на котором студенты получают программу, дневник и направление на практику. Подготовительный период предусматривает ознакомление студента с целью и задачами практики, порядком ее проведения; инструктаж по технике безопасности и внутреннему распорядку работы в учреждении; изучение методик исследований, порядка ведения дневника практики и оформления отчета. На этом этапе руководителем преддипломной практики от кафедры определяется индивидуальное задание студенту, результаты выполнения которого должны быть отражены в отчете. Индивидуальное задание определяется с учетом специфики объекта практики и проблем, требующих решения. В индивидуальном задании может быть предусмотрено углубленное изучение отдельных, наиболее важных вопросов, связанных с темой дипломной работы, тематиками НИР кафедры и индивидуальных научных исследований студента. В течение практики студент и руководитель дипломной работы окончательно формируют тему и структуру дипломной работы, которые утверждаются руководителем кафедры.
Производственный период включает самостоятельную работу студентов по приобретению практических навыков специалиста в области менеджмента. В этот период практики студент выполняет различные производственные поручения, связанные с менеджментом базы практики. На студента в полном объеме распространяются общие требования и правила внутреннего распорядка этого учреждения. В соответствии с предварительно согласованным содержанием дипломной работы студент собирает и систематизирует практические материалы, анализирует и обобщает теоретические и методические проработки.
В отчетный период предусматривается подготовка, написание и защита отчета по практике, включая материалы, собранные по теме дипломной работы.
По окончании практики студент сдает на кафедру бухгалтерского учета и финансов заполненный дневник, заверенный подписями руководителей практики, а также письменный отчет, в том числе собранные материалы для выполнения дипломной работы.
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ
Руководитель практики от университета осуществляет:
методическое руководство и контроль за прохождением практики;
решение организационных вопросов, возникающих в период практики;
выдачу индивидуальных заданий;
консультацию студентов по вопросам менеджмента, сбора и обработки необходимых материалов, подготовки и написания отчета;
представление на кафедру информации о ходе практики;
рассмотрение отчетов о практике и их обсуждение не позже 7 дней до защиты на кафедре.
Руководитель практики от предприятия, организации, учреждения, фирмы осуществляет:
утверждение графика прохождения практики каждым студентом;
обеспечение студента-практиканта необходимой информацией в соответствии с рабочей программой практики;
руководство и контроль за работой студентов, соблюдением ими трудовой дисциплины;
консультацию по вопросам менеджмента базы практики в целом и его подразделений;
проверку отчета и дневника прохождения практики, написание отзыва, содержащего оценку работы студента.
4. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА Студент при прохождении практики обязан:
полностью выполнить задание, предусмотренное программой практики;
подчиняться действующим на предприятии (в организации, фирме, учреждении) правилам внутреннего распорядка;
изучить и строго соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
вести дневник практики, записывая в нем необходимую информацию и материалы;
представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий не позднее, чем за 10 дней до его защиты;
передать документы о результатах прохождения практики в установленные сроки на кафедру для их рассмотрения и получения допуска к защите отчета.
5. ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ Студенты дневной формы обучения проходят два вида практики – производственную и преддипломную. Содержание преддипломной практики является продолжением тем производственной практики.
Студенты заочной и заочно-дистанционной формы обучения проходят только преддипломную практику по отдельному календарно-тематическому плану.
Календарно-тематический план прохождения преддипломной практики студентами заочно-дистанционной формы обучения студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ п/п
| Наименование тем
| Кол-во дней
| 1
| 2
| 3
|
| 1. По дисциплине "Бухгалтерский учет"
|
| 1
| Ознакомление с предприятием и постановкой экономической работы на нем
| 1
| 2
| Ознакомление с учетной политикой организации, постановкой бухгалтерского учета и инструктивными документами по учету в бухгалтерии.
| 1
| 3
| Учет основных средств и нематериальных активов
| 4
| 4
| Учет производственных запасов
| 4
| 5
| Учет труда и заработной платы
| 5
| 6
| Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ и услуг)
| 5
| 7
| Учет готовой продукции (работ, услуг), ее отгрузки и реализации.
| 4
| 8
| Учет денежных, расчетных и кредитных операций.
| 2
| 9
| Учет финансовых результатов, источников собственных средств и резервов
| 2
| 10
| Отчетность предприятия
| 2
|
| Итого:
| 30
|
| 2. По дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности"
по согласованию с руководителем практики от института изучается и представляется отчет по теме 1 и по одной-двум из следующих тем
(выбирается наиболее информационно обеспеченная тема и тема по профилю дипломной работы)
| 7
| 1
| Организация экономического анализа на предприятии
|
| 2
| Анализ основных средств предприятия
|
| 3
| Анализ материальных ресурсов предприятия
|
| 4
| Анализ трудовых ресурсов и оплаты труда
|
| 5
| Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, товаров и услуг)
|
| 6
| Анализ производства и реализации продукции
|
| 7
| Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
|
| 8
| Анализ финансового состояния предприятия
|
|
| Итого
| 7
|
| 3. По дисциплине "Ревизия и аудит"по согласованию с руководителем практики от института изучается и составляется отчет по одной из следующих тем:
| 5
| 1
| Ревизия (аудит) кассы и кассовых операций, расчетов по
операциям с банком и подотчетных сумм
по
|
| 2
| Ревизия (аудит) расчетных и кредитных операций
|
| 3
| Ревизия (аудит) операций по учету основных средств и нематериальных активов
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| Ревизия (аудит) учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции
|
| 5
| Ревизия (аудит) учета выпуска и движения готовой продукции
|
| 6
| Ревизия (аудит) товарно-материальных ценностей
|
| 7
| Ревизия (аудит) формирования и использования прибыли, учета внереализационных доходов и расходов
|
| 8
| Контроль организации, состояния учета и отчетности на предприятии
|
|
| Итого:
| 5
|
| 4. Составление и представление отчета по практике
| 3
|
| Всего:
| 45
|
5.2. Обязательная часть программы практики
5.2.1. Содержание тем по дисциплине "Бухгалтерский учет"
Для изучения вопросов программы практики на предприятии и их освещения в отчете по практике необходимо изучить следующие темы программы:
Тема 1. Ознакомление с предприятием и постановкой экономической работы на нем. Практика начинается с ознакомления с предприятием, его структурой и системой управления, организацией и технологией производства продукции (работ, услуг), которые являются предметом основной деятельности предприятия. Студент уточняет ведомственную подчиненность и отраслевую принадлежность предприятия, его мощность, уровень автоматизации производственных процессов.
С помощью руководителя практики студент знакомится с бизнес-планом (техпромфинпланом), годовым отчетом предприятия и пояснительной запиской к нему. Выписывает для отчета важнейшие экономические показатели деятельности предприятия, составляет схемы организационного построения предприятия и управления, оформляет таблицу важнейших экономических показателей за 2-3 года и осуществляет краткий аналитический обзор работы предприятия.
Тема 2. Ознакомление с учетной политикой организации, постановкой бухгалтерского учета и инструктивными документами по учету в бухгалтерии. Руководитель практики знакомит студента с постановкой учета на предприятии, положением о бухгалтерии, формой организации бухгалтерского учета и уровнем его автоматизации, знакомит с бухгалтерией, ее подотделами, функциональными обязанностями и должностными инструкциями работников бухгалтерии.
Изучение системы бухгалтерского учета следует начать с ознакомления с учетной политикой предприятия, ее содержанием, планом работы бухгалтерии и рабочим планом счетов. При изучении учетной политики предприятия студент использует для отчета необходимые данные: по какой форме осуществляется бухгалтерский учет, с помощью каких методов оцениваются производственные запасы, какой применяется способ учета готовой продукции и ее реализации, как классифицируются основные средства, по какому методу начисляется амортизация, порядок проведения инвентаризации, учет незавершенного производства, принципы образования фондов и резервов и др.
Необходимо также ознакомиться с отраслевыми нормативными документами по учету.
Приложением к отчету по данной теме должна быть копия приказа предприятия об учетной политике, положение о бухгалтерии, примеры должностных инструкции работников бухгалтерии, рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Тема 3. Учет основных средств и нематериальных активов. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета внеоборотных активов и документальному оформлению их движения.
В процессе работы над темой следует изучить по организации и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
состав основных средств, их классификацию и организацию аналитического учета;
учетную политику организации по внеоборотным активам;
документальное оформление и учет поступления основных средств;
способы, методы и порядок учета начисленной амортизации основных средств, формирования и использования амортизационного фонда;
документальное оформление и учет выбытия и перемещения основных средств;
учет затрат на ремонт основных средств;
порядок проведения и отражения в учете инвентаризации и переоценки основных средств;
состав, документальное оформление и учет нематериальных активов;
По счетам 01, 02, 03, 04, 05, 07, 08, 001, 005, 010, 011, 012, 014 представить информацию в таблице (см. приложении 2).
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
акт о приеме-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1);
акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4);
инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6);
инвентарная карточка учета нематериальных активов (форма № НА-2);
акт переоценки основных средств;
расчет амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам.
На предприятиях, где учет основных средств и нематериальных активов ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета основных средств и нематериальных активов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и совершенствованию организации и техники учета.
Тема 4. Учет производственных запасов. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета оборотных активов и документальному оформлению их движения.
В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
учетную политику организации по производственным запасам;
документальное оформление и учет поступления материальных ценностей и расчетов с поставщиками;
документальное оформление и порядок отпуска материалов со склада в производство;
учет материалов на складе и в бухгалтерии;
учет отдельных предметов в составе оборотных средств;
порядок проведения инвентаризации производственных запасов и отражение ее результатов в учете.
По счетам 10, 15, 16, 18, 60, 76/3, 002, 003 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
договор с поставщиком на поставку материальных ценностей;
доверенность на получение материальных ценностей (форма М-2);
товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей, (ф. ТН-2), товарно-транспортная накладная (ф. ТТН-1);
акт приемки материалов (ф. № M-7);
фрагмент книги покупок;
первичный документ на отпуск материалов в производство и на хозяйственные нужды;
карточка складского учета материалов формы М-12;
учетные регистры по счетам 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На предприятиях, где учет производственных запасов ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета производственных запасов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и по совершенствованию организации и техники учета.
Тема 5. Учет труда и заработной платы. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета расчетов с персоналом предприятия, начислении заработной платы и удержания из нее , расчета пособий по временной нетрудоспособности и учету заработной платы в учетных регистрах.
В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
применяемые на предприятии формы и системы оплаты и стимулирования труда;
порядок составления штатного расписания, оформления приема на работу и движения персонала предприятия, учета рабочего времени;
начисление заработной платы различным категориям работников за отработанное время, за дни отпуска, пособий по временной нетрудоспособности, за работу в выходные, праздничные и ночные часы, других видов выплат;
расчет и учет удержаний из заработной платы;
действующие на предприятии ставки, расчет и учет обязательных отчислений от фонда оплаты труда органам социального страхования, в бюджет и на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
учет и выплата пособий, компенсаций, вознаграждений материальной помощи, дивидендов и других выплат работникам предприятия;
составление расчетно-платежных ведомостей, ведение лицевых счетов, отражение начисленной заработной платы в регистрах учета.
По счетам 70,69, 73, 76/1, 76/5 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
ведомость начисления заработной платы;
расчет заработной платы за дни отпуска;
расчет пособия по временной нетрудоспособности;
лицевой счет работника;
учетный регистр по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На предприятиях, где учет расчетов по труду и заработной плате ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета расчетов с персоналом по труду и заработной плате на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и совершенствованию организации и техники учета.
Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Изучение данного раздела программы практики следует начинать с ознакомления с действующей отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Особое внимание должно быть уделено характеристике затрат, включаемых в каждую калькуляционную статью, методике составления плановых и нормативных калькуляций по видам изделий, организации учета производственных расходов и составлению отчетных калькуляций.
В процессе дальнейшей работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
учетную политику организации по затратам на производство и калькулированию себестоимости продукции;
в подразделениях основного и вспомогательного производства необходимо изучить первичную документацию по учету выработки, заработной платы производственных рабочих, использованию основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, электроэнергии и других затрат на производство;
номенклатуру производственных расходов и методику учета затрат по элементам и статьям калькуляции;
порядок распределения основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, основной и дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование, в бюджет, на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
организацию учета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а также распределения этих расходов по видам продукции;
действующие налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ и услуг);
порядок проведении инвентаризации незавершенного производства и оценки его остатков;
составление свода затрат на производство и отчетных калькуляций по изделиям;
порядок калькулирования себестоимости продукции.
Вопросы темы должны быть отражены с учетом отраслевой специфики предприятия (промышленность, строительство, транспорт и т.д.).
По счетам 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
разработочные таблицы распределения затрат на производство по видам продукции,
первичные документы по учету и оценке незавершенного производства,
учетные регистры по счетам учета затрат,
плановую и отчетную калькуляцию по одному из основных видов продукции.
На предприятиях, где учет производственных затрат ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета производственных затрат на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета.
Тема 7. Учет готовой продукции (работ, услуг), ее отгрузки и реализации. Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков студенту в процессе работы над темой следует изучить по предприятию и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
учетную политику организации по готовой продукции и товарам;
порядок и документальное оформление поступления готовой продукции из производства на склад;
порядок и документальное оформление поступления товаров и торговых наценок;
организацию хранения продукции на складах и учета в бухгалтерии, сверку данных складского учета с данными учета бухгалтерии;
порядок учета отгруженной продукции, материальных ценностей, тары, работ и услуг промышленного и непромышленного характера, расчета фактической себестоимости отгруженной продукции и оказанных услуг;
работу отдела сбыта (службы маркетинга) по изучению спроса и предложения, заключению договоров поставки, оперативный контроль за отгрузкой и исполнением договоров;
документальное оформление и учет реализованной продукции (товаров, работ и услуг), ценообразование, технология расчета фактической себестоимости реализованной продукции, выявление финансовых результатов от реализации;
состав, учет и порядок распределения коммерческих расходов;
учет и расчет налогов, исчисляемых из выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуги.
По счетам 40, 41, 43, 45, 90, 62, 68 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
первичные документы по выпуску продукции;
договор на поставку продукции (товаров, выполнение работ и оказания услуг);
товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей, (ф. ТН-2), товарно-транспортная накладная (ф. ТТН-1);
счет-фактура по налогу на добавленную стоимость (СФ-1);
приемо-сдаточная накладная;
акт выполненных работ и услуг или приемо-сдаточный акт по оказанным услугам и выполненным работам;
расчет фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции (услуг);
карточка складского учета готовой продукции (форма М-12);
учетные регистры по счетам 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 41 "Товары", 42-1 "Торговая наценка” – 43 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
На предприятиях, где учет готовой продукции ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета выпуска и реализации готовой продукции (товаров, работ и услуг) на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета.
Тема 8. Учет денежных, расчетных и кредитных операций. При изучении данной темы студенту необходимо приобрести практические навыки в организации учета кассовых операций, операций по счетам в банке, по расчетным и кредитным операциям. В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
порядок получения и сдачи денег в банк, движения наличных денег в кассе предприятия;
порядок заполнения и обработки кассовых документов и ведения регистров по учету кассовых операций;
оформление банковских документов на оплату при различных формах расчетов, применяемых предприятием:
порядок расчетов с поставщиками за полученные материальные ценности и по претензиям;
отражение в учете расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги;
учет расчетов с бюджетом и органами социального страхования;
порядок обработки банковских выписок, ведения регистров по учету операций на банковских счетах предприятия;
документальное оформление получения, погашения и учет кредитов банка и процентов по ним;
учет расчетов с подотчетными лицами, обработка оправдательных документов и ведение учетных регистров;
порядок возмещения материального ущерба, дебиторской и кредиторской задолженностей;
порядок проведения сверки расчетов с поставщиками, покупателями, бюджетом по налогам и сборам и др.
По счетам 50-52, 55, 57, 58, 60, 62, 66-68, 71, 76, 006, 007 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных первичных и сводных документов, регистров учета, раскрыв в тексте отчета их содержание и методику ведения:
отчет кассира с приложенными к нему приходными и расходными кассовыми ордерами;
выписку банка по расчетному счету с приложенными платежными документами;
документы по оформлению полученного банковского кредита или займа, расчету процентов по ним;
авансовый отчет с описанием приложенных к нему первичных документов;
акт инвентаризации кассы;
акты сверки данных;
журналы-ордера и ведомости по кассе, расчетному счету, по расчетам с подотчетными лицами. На предприятиях, где учет денежных средств ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы, сформированные на ЭВМ.
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета денежных средств и расчетов на предприятии, внесены предложения по устранению обнаруженных в процессе изучения темы недостатков в организации и технике учета.
Тема 9. Учет финансовых результатов, источников собственных средств и резервов. Для приобретения практических навыков в процессе работы над темой следует изучить по организации и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
учет финансовых результатов по основным видам деятельности;
учет операционных доходов и расходов;
учет внереализационных доходов и расходов;
доходы будущих периодов, их виды и порядок учета;
порядок формирования и учет конечного финансового результата;
учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
учет формирования и изменения уставного фонда;
учет формирования и использования резервного фонда;
учет добавочного фонда;
учет резервов предстоящих расходов.
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров по организации, раскрыв их содержание в тексте.
По счетам 90, 91, 92, 97, 98, 99, 84, 80, 82, 83, 96 представить информацию в виде таблице по форме, приведенной в приложении 1.
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета финансовых результатов, источников собственных средств и резервов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета.
Тема 10 Отчетность предприятия. При раскрытии темы необходимо изучить по предприятию и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
состав бухгалтерской отчетности, представляемой организацией,
нормативные документы, используемые при заполнении форм отчетов;
суть подготовительной работы (включая инвентаризацию), предшествующей годовому отчету и обеспечивающей реальность показателей отчетности;
источники информации, методику заполнения форм бухгалтерской отчетности;
порядок рассмотрения, утверждения и представления бухгалтерской отчетности.
К отчету должны быть приложены в заполненном виде формы годовой отчетности, пояснительная записка, аудиторское заключение.
5.2.2. Содержание тем по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»
Тема 1. Организация экономического анализа на предприятии. В ходе рассмотрения данной темы необходимо изучить структуру экономической службы предприятия, распределение обязанностей между специалистами при планировании и проведении аналитической работы, механизм составления бизнес-плана, а также степень использования результатов анализа хозяйственной деятельности для повышения эффективности производства.
Тема 2. Анализ основных средств предприятия. Проанализировать состав, структуру, движение и техническое состояние основных средств и сделать соответствующие выводы.
Изучить и рассчитать влияние факторов на изменение фондоотдачи с одного рубля основных средств.
По результатам анализа сделать выводы, выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.
Тема 3. Анализ материальных ресурсов предприятия. Проанализировать обеспеченность предприятия материальными ресурсами и эффективность их использования. По результатам анализа сделать выводы, показать влияние использования материальных ресурсов на выпуск продукции.
Тема 4. Анализ трудовых ресурсов и оплаты труда. Проанализировать обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в целом и по категориям персонала. Дать анализ использования фонда рабочего времени. Определить влияние использования трудовых ресурсов на изменение выпуска продукции.
Проанализировать производительность труда и трудоемкость продукции.
По анализу фонда заработной платы определить абсолютное и относительное отклонение по фонду заработной платы, соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы.
По результатам анализа сделать выводы, определить резервы улучшения использования трудовых ресурсов и роста производительности труда.
Тема 5. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции, работ, товаров и услуг. Необходимо изучить затраты на производство по элементам и статьям калькуляции.
Проанализировать затраты на рубль произведенной продукции и себестоимость основных изделий.
Провести анализ прямых материальных и трудовых затрат.
По результатам анализа сделать выводы, выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Тема 6. Анализ производства и реализация продукции. Проанализировать динамику и выполнение плана по объему производства и реализации продукции в разрезе ассортимента. Рассчитать влияние изменения объема, структуры и ассортимента на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении.
Изучить показатели, характеризующие качества продукции.
Рассчитать влияние изменения сортового состава продукции на изменение объема выпуска продукции в стоимостном выражении и определить процент выполнения плана по качеству.
Проанализировать ритмичность производства, отгрузки и реализации продукции. Рассмотреть факторы, влияющие на объем реализации продукции.
По результатам анализа сделать выводы, выявить резервы и пути увеличения выпуска продукции и ее реализации.
Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Проанализировать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции, товаров, работ и услуг, а также рентабельность производственной деятельности предприятия и важнейших изделий.
По результатам анализа сделать выводы, определить резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности.
Тема 8. Анализ финансового состояния предприятия. Изучить состав, структуру и динамику источников собственных и заемных средств предприятия.
Проанализировать оборачиваемость оборотных средств, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.
По результатам анализа сделать выводы о финансовом состоянии предприятия и резервах его улучшения.
5.2.3. Содержание тем по дисциплине "Ревизия и аудит"
При прохождении практики студенты должны выяснить, как правильно отражаются в учете хозяйственные операции, как вскрывать возможные искажения в нем, завуалированные факты злоупотреблений и хищений, уметь обобщать результаты ревизий и аудиторских проверок и на их материалах разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на улучшения конечных результатов хозяйствования ревизуемых организаций.
Цель изучения тем данной дисциплины – выработать у студентов практические навыки и умения по осуществлению контроля в процессе проведения комплексных ревизий и аудиторских проверок различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Тема 1. Ревизия (аудит) кассы и кассовых операций, расчетов по операциям с банком и подотчетных сумм. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:
обеспечение условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;
соблюдение Правил ведения кассовых операций и кассовой дисциплины;
соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче наличных денег;
соблюдение своевременного и полного оприходования денег, полученных из банка, а также при реализации товарно-материальных ценностей за наличный расчет;
соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды;
наличие выписок по лицевым счетам, открытых в банке и подтверждение операций соответствующими подлинными документами;
правильность и обоснованность перечисления денежных средств за товарно-материальные ценности;
правильность отражения операций на валютных счетах в банке;
правильность выдачи и целевое использования подотчетных сумм;
целесообразность расходов и соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Источниками проверки являются: кассовые книги, отчеты кассира, корешки чеков, выписки банков со счетов предприятия, журналы-ордера по счетам 50, 51, 52, 55, 57, приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты, Главная книга, баланс предприятия.
К отчету по этой теме необходимо приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии денежных средств, акт инвентаризации наличных денег в кассе.
Тема 2. Ревизия (аудит) расчетных и кредитных операций. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:
правильность и целевое использование подотчетных сумм;
правильность выявления незаконных и нецелесообразных расходов;
соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов;
достоверность и законность учетных данных о состоянии расчетов;
соблюдение расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия;
установление реальности задолженности;
правильность заключенных договоров на поставку продукции;
правильность формирования отпускных цен;
проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств;
правильность использования предприятием ссуд банка и своевременность их погашения;
соблюдение правильной методики расчетов с бюджетом по отчислениям из прибыли и другим платежам;
правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда;
соблюдение действующего законодательства и правильности применения должностных окладов, тарифных ставок, сдельных расценок;
К отчету по этой теме необходимо приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии расчетных и кредитных операций.
Тема 3. Ревизия (аудит) операций по учету основных средств и нематериальных активов. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:
обеспечение контроля за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;
правильность отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;
правильность оценки основных средств в учете;
правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
правильность начисления и отражения в учете амортизации основных средств;
выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество;
правильность и эффективность использования основных средств;
правильность определения результатов от реализации и выбытия основных средств;
правильность отражения в учете данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете;
законность и правильности включения ценностей в состав нематериальных активов;
правильность оценки нематериальных активов в регистрах бухгалтерского учета и начисления амортизации.
К отчету по этой теме необходимо приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии основных средств и нематериальных активов, сличительные ведомости и инвентаризационные описи, основных средств.
Тема 4. Ревизия (аудит) затрат на производств и калькуляция себестоимости продукции. При изучении темы следует осветить следующие вопросы:
правильность включения в себестоимость продукции отдельных видов затрат;
достоверность отчетных данных о фактической себестоимости всей продукции и объема товарной продукции в отпускных ценах предприятия;
оценка выполнения планового задания по себестоимости продукции;
организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции;
правильность формирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности;
правильность расчетов налога на прибыль и своевременность его уплаты в бюджет;
полноту отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, внереализационных результатов и прочих доходов и расходов;
правильность выявления отклонений фактического использования прибыли от планируемого.
Источниками проверки являются: плановые задания по себестоимости продукции, план экономического и социального развития предприятия, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, первичная документация по счетам производственных затрат, данные аналитического и синтетического учета затрат на производство.
Тема 5. Ревизия (аудит) учета выпуска и движения готовой продукции. При изучении темы следует осветить следующие вопросы:
достоверность документального оформления поступления готовой продукции с производства на склады предприятия и отражение в бухгалтерском учете;
состояние складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности продукции;
реальность числящихся остатков готовой продукции на складе;
правильность определения потерь, обусловленных естественными условиями и условиями хранения продукции и ее транспортировки;
правильность оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции;
полноту и своевременность поступления выручки на счета предприятия;
организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции;
правильность формирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности;
правильность расчетов налога на прибыль и своевременность его уплаты в бюджет;
полноту отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, внереализационных результатов и прочих доходов и расходов;
правильность выявления отклонений фактического использования прибыли от планируемого.
Источниками проверки являются: плановые задания по выпуску продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, первичная документация и регистры по учету готовой продукции, ее отгрузки и реализации.
Тема 6. Ревизия (аудит) товарно-материальных ценностей. При раскрытии темы необходимо проанализировать следующие вопросы:
состояние учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
полноту и своевременность оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
обоснование и соблюдение установленных норм расхода ТМЦ, своевременности и качества инвентаризации, а также правильности принимаемых по результатам ревизии решений;
выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.
К отчету по этой теме приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии товарно-материальных ценностей, расписки материально-ответственных лиц, сличительные ведомости, расчеты по списанию потерь товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
Тема 7. Ревизия (аудит) формирования и использования прибыли (учета внереализационных доходов и расходов).При изучении темы следует осветить следующие вопросы:
действующий на предприятиях порядок планирования и использования прибыли от основной и внереализационной деятельности;
обоснованность списания на убытки штрафов, пени и неустоек, недостач и потерь;
правильность расчета налогов из прибыли;
порядок формирования и использования фондов и резервов.
Источниками проверки являются регистры бухгалтерского учета и оправдательные документы к ним по формированию и использованию прибыли, отчет о прибылях и убытках и другие формы отчетности, отражающие формирование и использование прибыли, фондов и резервов.
Тема 8 Контроль состояния учета и отчетности на предприятии. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:
финансовую устойчивость предприятия, усиление его независимости от внешних факторов в результате наращивания источников собственных средств;
целевое накопление и использование накопленных денежных и материальных ресурсов преимущественно на развитие предприятия, его обновление и техническое перевооружение;
правильность организации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению;
наличие инструкции по выполнению служебных обязанностей работниками бухгалтерии;
выполнены ли предложения и указания по результатам предыдущих проверок состояния учета и отчетности;
обеспечивается ли бухгалтерией предварительный и текущий контроль за сохранностью совершаемых хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности;
своевременность составления и качество оформления первичных документов;
правильность применения журналов-ордеров либо типовых программ автоматизации бухгалтерского учета;
взаимную согласованность оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными Главной книги, баланса и других форм отчетности;
правильность и достоверность сводных бухгалтерских отчетов и своевременность их представления;
состояние хранения бухгалтерских документов, наличие архива и оформленных описей документов на предприятии.
К отчету по внутреннему аудиту и ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности приложить рекомендации по совершенствованию контрольно-ревизионной работы. 5.3. Индивидуальные задания
5.3.1. Перечень тем индивидуальных заданий по дисциплине "Бухгалтерский учет"
Учет денежных документов.
Учет расчетов чеками и аккредитивами.
Учет внутрихозяйственных расчетов.
Учет переводов в пути.
Учет расчетов с персоналом предприятия по прочим операциям
Учет финансовых вложений
Учет капитальных вложений при подрядном способе ведения работ.
Учет капитальных вложений при хозяйственном способе ведения работ.
Документальное оформление и учет приобретения оборудования.
Учет затрат на модернизацию и реконструкцию основных средств.
Учет арендованных основных средств (у арендатора).
Учет сданных в аренду основных средств (у арендодателя).
Учет лизинговых операций у лизингодателя.
Учет лизинговых операций у лизингополучателя.
Порядок переоценки основных средств и отражение в учете ее результатов.
Особенности учета нефтепродуктов.
Учет расчетов по претензиям.
Брак в производстве и его учет.
Учет расчетов по займам и кредитам.
Учет расчетов по обязательному страхованию.
Состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) для определения облагаемой налогом прибыли.
Особенности учета драгоценных металлов и драгоценных камней.
Учет переработки сырья на стороне.
Учет издержек обращения (при наличии фирменных магазинов).
Учет товарных потерь.
Учет переоценки товаров.
Учет экспортных операций.
Учет импортных операций.
Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции растениеводства (при наличии подсобных хозяйств).
Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции животноводства (при наличии подсобных хозяйств).
Учет затрат и порядок исчисления себестоимости строительно-монтажных работ (при наличии капитального строительства).
Налоговый учет.
Учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции.
Учет налогов и сборов, уплачиваемых из выручки.
Учет налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли.
Подготовка отчетности при использовании бухгалтерских программ.
Организация автоматизированного учета основных средств.
Организация автоматизированного учета производственных запасов.
Организация автоматизированного учета готовой продукции и ее реализации.
Организация автоматизированного учета товаров и их реализации.
Организация автоматизированного учета расчетов с персоналом по оплате труда.
5.3.2. Перечень тем индивидуальных заданий по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»
Анализ распределения прибыли.
Анализ налогов и платежей.
Анализ инвестиционной деятельности.
Общая оценка результатов хозяйственной деятельности и прогнозирование вероятности банкротства субъекта хозяйствования.
Анализ денежных потоков.
Анализ дебиторской задолженности.
Анализ кредиторской задолженности.
Анализ кредитоспособности предприятия.
Анализ финансовой деятельности.
Анализ убыточности предприятия.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
По результатам преддипломной практики студенты составляют письменный отчет о выполнении программы практики и представляют его руководителю практики от предприятия. Составление отчета по практике осуществляется студентом в процессе прохождения каждой темы, чтобы к сроку окончания практики было закончено и составление отчета.
Отчет по практике на предприятии должен включать следующие разделы:
Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
Учетная политика организации, характеристика техники и методов ведения бухгалтерского учета
Организация аналитической работы и анализ хозяйственной деятельности предприятии
Организация и проведение ревизионной деятельности и аудита
Отчет по индивидуальному заданию
Заключение
Список литературы
Приложения
Титульный лист отчета оформляется по образцу, приведенному в приложении 2, структура текста должна соответствовать содержанию программы практики для различных видов организаций (предприятий).
Материал должен излагаться четко и логично. Отчет должен быть оформлен на одной стороне стандартного листа с полями: с левой стороны 3 см (для подшивки), сверху и снизу 2 см, справа 1,5 см. Шрифт должен быть 14 пт, интервал 1,2.
Текст отчета по каждому разделу программы пишется с новой страницы.
В каждом разделе отчета или в приложении приводятся таблицы, графики, формы, расчеты, документы и регистры учета. По каждому вопросу, в соответствии с программой должен быть проведен анализ, сделаны выводы и предложения.
Объем отчета от 30 – до 50 страниц без приложений.
Отчет должен иметь сплошную нумерацию листов текста, включая титульный лист и приложения. Все таблицы в тексте нумеруют сквозной нумерацией.
Перечень литературы приводится в конце отчета.
Отчет подписывается студентом - практикантом и руководителями практики от предприятия и института.
К отчету прилагаются:
Дневник прохождения практики.
Календарный план-график прохождения практики с отметкой о его выполнении.
Характеристика студента-практиканта с места практики с оценкой работы студента по пятибалльной системе, выданная руководителем от предприятия.
Все перечисленные документы должны быть подписаны и заверены руководителем практики на предприятии.
|