Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах


НазваниеПриказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах
страница1/26
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Документ предоставлен КонсультантПлюс


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

от 20 января 2005 г. N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕСТЬЯНСКИХ

(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
В целях совершенствования бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - Методические рекомендации) согласно Приложению.

2. Департаменту финансов и отчетности обеспечить доведение Методических рекомендаций до крестьянских (фермерских) хозяйств.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.П. Козлова.
Министр

А.В.ГОРДЕЕВ
Приложение

к Приказу Минсельхоза России

от 20 января 2005 г. N 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕСТЬЯНСКИХ

(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
Рекомендации подготовлены Московской сельскохозяйственной академией им. К.А. Тимирязева (Кафедра бухгалтерского учета и финансов Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева) авторским коллективом:

Хоружий Л.И. - руководитель;

Белов Н.Г., Павлычев А.И., Костина Р.В., Хоружий В.И., Павлычева С.А.;

Алборов Р.А. (Кафедра бухгалтерского учета и аудита Ижевской государственной сельскохозяйственной академии);

Кокорев Н.А. (Кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита Калужского филиала Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева);

Джикия К.А. (Кафедра организации сельскохозяйственного производства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева)

по заданию Минсельхоза России (государственный контракт) при участии:

Фастовой Е.В. (Департамент финансов и отчетности Минсельхоза России) - руководитель;

Елисеевой Н.В. (Департамент финансов и отчетности Минсельхоза России).
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и нормативными актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (в частности, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методические рекомендации по его применению, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. N 654, "Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций", утвержденные Приказом Минсельхоза России от 29 января 2002 г. N 68, "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях", утвержденные Приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. N 792, и др.).

2. Настоящие Методические рекомендации определяют общие подходы к организации бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также составления и представления ими в необходимых случаях бухгалтерской отчетности. При этом варианты ведения бухгалтерского учета определяются непосредственно самими хозяйствами исходя из их размеров, специализации и иных условий хозяйствования.

3. Используемые в настоящих Методических рекомендациях понятия означают:

Крестьянское (фермерское) хозяйство (понятие, приведенное в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") - объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть приняты в члены этого хозяйства по достижении ими возраста 16-ти лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Также законодательством определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но к ней применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений. Как и сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства могут признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, изъявившие желание создать крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - хозяйство), заключают между собой соглашение, в котором содержатся сведения о членах этого хозяйства, о признании главой хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы хозяйства и порядке управления хозяйством, о правах и обязанностях членов хозяйства, о порядке принятия в члены хозяйства и порядке выхода из членов хозяйства, о порядке формирования имущества хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом, о порядке распределения полученных от деятельности хозяйства плодов, продукции и доходов. По усмотрению членов хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия. В случае создания хозяйства одним гражданином заключение такого соглашения не требуется.

Хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в установленном порядке налоговыми органами в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439".

Наряду с этим могут действовать хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. На такие хозяйства распространяются нормы Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность хозяйств, - постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Бухгалтерский учет (понятие, приведенное в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская отчетность (понятие, приведенное в статье 2 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Объекты бухгалтерского учета - имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в процессе их деятельности.

Униграфическая система бухгалтерского учета - простая одинарная запись объектов бухгалтерского учета (без использования способа двойной записи на его счетах).

Диграфическая система бухгалтерского учета - общепринятая двойная запись объемов бухгалтерского учета на его двух взаимосвязанных счетах.

4. Настоящие Методические рекомендации могут применяться субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве с учетом особенностей правового регулирования их деятельности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
5. В основе любой системы ведения бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах лежат факты хозяйственной жизни, которые предопределяют структуру элементов системы бухгалтерского учета, т.е. его метод как совокупность способов и приемов, раскрывающих его сущность и содержание.

При этом все факты хозяйственной жизни принято делить на факты состояния, действия и события.

Факты состояния определяют инвентаризацию (т.е. констатацию всего, что есть в хозяйстве) как исходный учетный прием, а также установление обстоятельства того, кто, кому, за что и сколько должен (т.е. характер расчетных взаимоотношений).

Факты действия представляют собой непосредственную процедуру учетного отражения хозяйственных операций, т.е. движения различных ценностей (требований и обязательств по отношению к ним) определенными способами.

Факты события обычно характеризуют чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства: стихийные бедствия вследствие пожара, наводнения и пр., которые также отражаются в порядке их констатации (инвентаризации).

Наряду с инвентаризацией общепринятым учетным приемом является оценка, которая выступает стоимостным измерителем всех отражаемых фактов хозяйственной жизни. Она позволяет обобщить разнородные хозяйственные объекты, привести различные учетные измерители к единой денежной оценке.

На этапе текущей регистрации бухгалтерской процедуры, связанной с обобщением фактов хозяйственной деятельности и группировкой объектов бухгалтерского учета, используются счета, которые представляют собой специальный способ учетного отражения фактов хозяйственной жизни путем их систематизации в установленном порядке.

На этапе итогового обобщения процесса бухгалтерского учета (учетных записей) составляются заключительные итоговые документы в виде бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности. При этом бухгалтерский баланс обеспечивает обобщение, отражение группировки имущества (активов), капитала и обязательств хозяйства в денежной оценке на определенную дату, а бухгалтерская отчетность - получение итоговых данных (информации) о показателях хозяйственной деятельности за определенный период.

Различные сочетания элементов метода бухгалтерского учета предопределяют ту или иную систему его ведения.

6. В зависимости от цели и способа регистрации фактов хозяйственной жизни различают две составные системы ведения бухгалтерского учета: униграфическую (простую) и диграфическую (двойную), структура которых отличается техникой ведения записей, их содержанием, полнотой регистрации и отражения на счетах.

Униграфическая система представляет собой по существу только учетные записи по отдельным объектам учета или определенным операциям без их отражения на взаимосвязанных счетах. Так, при простой системе на основании данных текущего учета можно судить о состоянии и движении материальных средств (активов) и расчетов как с лицами внутри хозяйства, так и с другими организациями, но практически не формируется информация об окончательных результатах работы хозяйства, так как обобщающие счета для отражения величины собственных средств (капитала) и финансовых результатов (прибылей, убытков) не ведутся. Для определения конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности в этом случае делают полную инвентаризацию и на основании ее результатов составляют бухгалтерский баланс. Кроме того, данный способ регистрации создает и определенные сложности при проверке правильности осуществления учетных записей.

Несмотря на отмеченные недостатки, униграфическая (простая) система бухгалтерского учета имеет свои преимущества. Совокупность ее регистров по форме не отличается значительной сложностью, как это характерно для диграфической (двойной) системы, а запись в них в основном также строго документирована, что придает ей такую же достоверность и доказательную силу, как и при учете по двойной системе. Поэтому при определенных условиях она может оказаться для хозяйства более предпочтительной, так как она более доступна для практического применения, обеспечивает менее сложный и более дешевый учет и не требует при его ведении особо высокой квалификации исполнителей. В свою очередь униграфическая (простая) система бухгалтерского учета может применяться в сокращенном и полном вариантах, характеристика которых приведена в III и IV разделах настоящих Методических рекомендаций.

Диграфическая (двойная) система бухгалтерского учета предполагает фиксацию всех без исключения хозяйственных операций на двух взаимосвязанных счетах в одной и той же сумме путем специфической формы выражения двойной записи - их корреспонденции. В результате этой сплошной и непрерывной регистрации хозяйственных операций можно в любое время на основании данных текущего учета получить бухгалтерский баланс, в котором отражаются состояние и результаты работы хозяйства (предприятия). Учету при диграфической (двойной) системе подвергаются как материальные и расчетные операции, производственные, коммерческие, так и операции, отражающие результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Одним из главных преимуществ двойного способа является то, что он более системно отображает не только изменения имущества и долгов (обязательств), но и изменения в величине капитала хозяйства. Это обеспечивает более широкие возможности осуществления контроля за правильностью отображения объектов бухгалтерского учета. Он также фиксирует не только количественные изменения, которые происходят в разных частях имущества (активов), но и те, которые влияют на размер требований относительно этого имущества со стороны лиц, которым оно принадлежит, т.е. собственника или кредиторов.

Вместе с тем диграфическая (двойная) система бухгалтерского учета больше и лучше всего приспособлена к большим объемам учетной работы, требующей из-за сложности построения учетных регистров и содержания производимых записей более высокой квалификации исполнителей, вследствие чего она может быть рекомендована для применения в хозяйствах, имеющих соответствующий уровень развития товарного производства и испытывающих потребность в более обширной учетной информации.

Учетный механизм информационного обеспечения хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, базирующийся на различиях в вышеуказанных системах бухгалтерского учета, представлен в таблице 1.
Таблица 1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


Критерии (признаки)

Униграфическая (простая) система

Диграфическая (двойная) система

1

2

3

Цель учета

Оценка имущества. Контроль сохранности ценностей (активов) и операций, которые необходимо дополнительно контролировать. Отражение имущественного положения для определения конечных результатов хозяйствования по упрощенной схеме расчета

Обеспечение сохранности имущества (активов). Контроль всех операций, воздействующих на имущество и на результаты хозяйствования. Исчисление финансовых результатов для представления информации об общем финансовом состоянии и общей доходности

Основополагающая концепция

Идея учетного натурализма объектов учета (прямая их регистрация)

Идея учетного реализма объектов учета (косвенная регистрация)

Информационная база

Инвентаризация, первичные документы

Первичные учетные документы

Допущения

Актуальная (ежегодная) инвентаризация

Прерывная (дискретная) инвентаризация

Принципы (исходные положения)

Принцип специфичности хозяйствующей единицы

Принцип оценки активов

Принцип объективности

Принцип достаточности раскрытия информации

Принцип рациональности ведения учета

Принцип осуществимости

Принцип соблюдения интересов

Принцип действующего предприятия

Принцип содержательности (полезности) информации для ее пользователей

Принцип действительности (надежности)

Принцип оценки активов

Принцип капитала

Принцип доходов

Принцип понесенных затрат

Принцип согласованности

Принцип полного раскрытия информации

Принцип экономичности

Использование механизма двойной записи

Не используется.

Может использоваться простая запись с элементами двойной

Обязательная фиксация информационного факта хозяйственной жизни дважды и непременно в едином денежном измерении

Характерные особенности процедуры ведения бухгалтерского учета

Предполагает в основном внесистемный учет состояния и движения ценностей

Основывается преимущественно на системном отражении состояния и движения ценностей

Отражение хозяйственных договоров

Выполнение договоров

Права и обязательства, вытекающие из договоров

Приоритеты при составлении бухгалтерского баланса

Используются итоги отражения результатов инвентаризации и расчетный способ сопоставления размеров собственного капитала с учетом его изменения для личных целей и пополнения

Принят обычный порядок на основе данных текущего бухгалтерского учета, отражающих активы, обязательства и капитал предприятия

Определение финансового результата

Вторично.

В системе текущего учета не фиксируется, а исчисляется путем инвентаризации

Первично.

Финансовый результат основывается на информации результативных счетов по отражению операций, вызывающих изменение собственного капитала по производственным причинам

Основные пользователи

Для всех пользователей, включая внутренних.

Преимущественно кредиторы

Для всех пользователей, включая государственные органы и внебюджетные социальные фонды.

Преимущественно кредиторы

Практическое использование

Как основа для составления налоговых расчетов, анализа и оценки стоимости предприятия

Основная направленность, используемая на практике

Ретроспективный (прошлый) характер. Не позволяет проконтролировать ожидаемые факты хозяйственной жизни
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconИнформационное письмо о порядке заполнения форм 1-кфх «Информация...
Информацию по формам 1-кфх и 2-кфх за 2014 год предоставляют индивидуальные предприниматели

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconОпись документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе по отбору...
Амурской области на 2014 2020 годы» по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств»....

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconМетодические рекомендации по созданию крестьянских (фермерских) хозяйств введение
Апк, одним из направлений которого является стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, государство...

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconОао «Машиностроительный завод «Арсенал»
Мф РФ от 29. 07. 98г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в рф», вводится в...

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconИнформация о видах, формах и сроках предоставления отчетности для...
Министерства финансов Российской Федерации от 11. 12. 2006 №169н – для крестьянских (фермерских) хозяйств, применяющих систему налогообложения...

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconПриказ от 25. 01. 2012 № ммв-7-6/25@ Распечатать Дата публикации: 28. 06. 2013
Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических...

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconРоссийской федерации фгоу впо «вятская государтвенная сельскохозяйственная...
Учет производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве: Методические рекомендации для глав и бухгалтеров крестьянских...

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconПриказ от 29 июля 1998 г. N 34н об утверждении положения по ведению...
Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением...

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconПоложение о членском билете ассоциации крестьянских (фермерских)...
Жение разработано в соответствии с Уставом Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России,...

Приказ от 20 января 2005 г. N 6 Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах iconПриказ «10» января 20 13 г. №3-1/ад об утверждении учетной политике...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск