Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение


Скачать 313.8 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3


Приложение к приказу Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия

от «_28 » декабря 2009 г. № 100

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Введение

По состоянию на 1 октября 2009 года дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия (без учета ОАО «ТГК-14», ОАО «Бурятэнергосбыт», ОАО «Гусиноозерская ГРЭС») составляет 841069,4 тыс. руб.

При средней собираемости платежей на уровне 94,1%, задолженность потребителей жилищно-коммунальных услуг ежегодно растет на 30-50 млн. руб.

Наличие значительных сумм задолженности сопоставимых по ряду муниципальных образований республики с годовым объемом оборота организаций ЖКХ приводит к отсутствию оборотных средств, которое в дальнейшем приводит к невозможности выполнения производственных программ, росту кредиторской задолженности, банкротству предприятий ЖКХ.

Причины возникновения задолженности потребителей:

- отсутствие лояльности потребителей;

- неэффективная политика предприятий ЖКХ по взысканию задолженности;

- несоответствие стоимости жилищно-коммунальных услуг уровню доходов потребителей.

Данные Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью разработаны для совершенствования работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства:

- по взысканию дебиторской задолженности денежными средствами;

- по недопущению роста дебиторской задолженности;

- по проведению мероприятий, направленных на предотвращение возникновения дебитор­ской задолженности;

- по предупреждению перехода дебиторской задолженности из категории возможной к по­лучению (взысканию) в категорию безнадежной.

Методические рекомендации предусматривают правила проведения работы с дебиторской задолжен­ностью: основные направления, организацию, содержание и порядок, а также мероприятия по не­допущению ее роста.

В методических рекомендациях устанавливаются:

- понятие дебиторской задолженности предприятий ЖКХ РБ;

- распределение дебиторской задолженности по степени ликвидности (категориям);

- перечень мер и порядок их применения, предпринимаемых предприятиями ЖКХ по взысканию просроченной дебиторской задолженности;

- перечень мер по предупреждению дальнейшего роста дебиторской задолженности.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Гражданского кодекса РФ, Фе­деральных законов РФ, Постановлений Правительства РФ, иных нормативно-правовых актов.
1. Определение и категории дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность (далее ДЗ) - задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги, оказанные им предприятиями ЖКХ.

Своевременный и достоверный учёт дебиторской задолженности обеспечивается уполномоченными отделами либо специалистами предприятия ЖКХ.

На каждом предприятии необходимо утвердить Положение о работе с дебиторской задолженностью, регламент (порядок) проведения работ, установить индикаторы оценки эффективности работы лиц, ответственных за работу с дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность, сформировавшаяся на отчетную дату, подразделяется на текущую и просроченную задолженность.

Текущая задолженность - задолженность потребителей услуг, сформировавшаяся на от­четную дату, срок оплаты которой еще не наступил в соответствии с заключенными договорами или нормативными актами РФ.

Просроченная задолженность - задолженность потребителей услуг на отчетную дату, возникшая вследствие неисполнения потребителями услуг обязанности по оплате в установленные сроки, предусмотренные заключенными договорами или нормативными актами РФ.

Просроченная дебиторская задолженность подразделяется на:

а) рабочую, в том числе на :

-просроченную задолженность со сроком образования от 1-го до 2-х месяцев;

-реструктуризированную задолженность;

-прочую не реструктуризированную задолженность (исковая задолженность, задол­женность по исполнительным листам и проч.).

б) мораторную;

в) безнадежную к взысканию (мертвую).

Реструктуризированная задолженность - просроченная задолженность, порядок и сроки оплаты которой предусмотрены соглашением о реструктуризации, заключенным с потреби­телем - должником и являющимся неотъемлемой частью заключенного договора.

Прочая не реструктуризированная задолженность - просроченная дебиторская задолженность с периодом просрочки 2 и более месяца.

Прочая не реструктуризированная задолженность подразделяется на:

а) исковую - задолженность, для взыскания которой предъявлены требования в судебном порядке и по которой решения суда не вступили в законную силу (в судебном производстве) и за­долженность, в отношении которой судебными органами выданы исполнительные листы или су­дебные приказы (в исполнительном производстве);

б) неотработанная задолженность - задолженность, в отношении которой требуется при­нять меры правового характера.

Мораторная задолженность - задолженность потребителей, включенная в реестр требо­ваний в случае возбуждения в отношении должника процедуры банкротства (на основании ст. 95 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Безнадежная к взысканию (мертвая) - задолженность следующих категорий потребите­лей:

- задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем составлен акт о невозможности взыскания и правовые основания для обжалования данного акта отсутству­ют;

- задолженность предприятий-дебиторов, фактически прекративших свою деятель­ность, но не исключенным в установленном порядке из ЕГРЮЛ;

- задолженность, в отношении которой истек срок исковой давности;

- умерших физических лиц, не имеющих имущества, которое может быть передано в порядке наследования (наследникам по закону либо завещанию, либо на основании закона - госу­дарству);

- задолженность, для взыскания которой отсутствуют первичные учетные обосновы­вающие документы, требуемые для предъявления требований в судебном порядке;

- задолженность, по которой имеется акт службы судебных приставов о невозможности взыскания (об отсутствии у должника имущества, на кото­рое можно обратить взыскание).

Перевод дебиторской задолженности в категорию безнадежной к взысканию (мертвой) и ее списание на убытки возможно только после принятия всех мер, направленных на ее взыскание.

Безнадёжная к взысканию ДЗ подлежит списанию на убытки в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Одна и та же задолженность не может одновременно относиться к нескольким кате­гориям.

2. Порядок работы с дебиторской задолженностью
В соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения поставщиков и потре­бителей коммунальных услуг, а также условиями большинства заключенных договоров, указан­ные ниже группы потребителей имеют нижеследующие базовые условия по оплате:

- бюджетные организации - оплачивают услуги в следующем месяце за их оказанием (по­треблением);

- население (в том числе ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании) - оплачивает услуги в сле­дующем месяце за их оказанием (потреблением).

- юридические лица кроме бюджетных организаций (прочие) - оплачивают услуги в месяце их ока­зания (потребления);

Независимо от конкретной даты оплаты, указанной в нормативном акте или заключенном договоре, дебиторская задолженность переходит в разряд просроченной в меся­це, следующим за месяцем, в котором она должна быть оплачена.

Для юридических лиц, за исключением бюджетных организаций, месяцем оплаты считается месяц, в котором оказана услуга. Для бюджетных организаций и населения месяцем оплаты счита­ется месяц, следующий за месяцем оказания услуги.

Далее по тексту под началом периода образования задолженности (просроченной задолжен­ности) следует понимать первый месяц, в который задолженность стала просроченной.

Описанные ниже мероприятия по работе с дебиторской задолженностью в случае их не про­ведения по объективным или субъективным причинам в период, когда они должны быть проведе­ны в соответствии с разработанными Регламентом предприятия ЖКХ, проводятся с более «старой» задолженностью в без­условном порядке.
2.1. Порядок работы с задолженностью в месяце ее оплаты

По всем группам потребителей в указанный период работа специалистов предприятий ЖКХ, ответственных за сбытовую деятельность и работу с дебиторской задолженностью, носит уве­домительно-предупредительный характер:

  • рассылка счетов;

  • предупредительные звонки;

  • отправка уведомлений о необходимости своевременной оплаты.

Работа должна быть направлена на своевременное, достоверное и полное уведомление по­требителей о размере текущей задолженности, месте и сроке ее оплаты в соответствии с установ­ленными тарифами по установленной форме.

2.2. Порядок работы с задолженностью с первого по второй месяц просрочки по юридическим лицам и с первого по третий месяц просрочки по физическим лицам
По потребителям - юридическим лицам

Специалистами по работе с абонентами проводятся следующие мероприятия:

- переговоры с должником о добровольной оплате задолженности, включая уведомление о принудительном взыскании задолженности с указанием негативных для должника последствий такого взыскания, а также письменные (телефонограммой) обращения к должнику с требованием оплатить задолженность (претензии);

- формирование заявок на ограничение режима потребления коммунальных услуг по потреби­телям с просроченной дебиторской задолженностью;

- уведомление потребителей-должников (вручение предупреждений, уведомлений о прекращении оказания коммунальных услуг);

- прекращение оказания коммунальных услуг (возобновление оказания услуг осуществляется после полного погашения потребителем задолженности, либо заключения с потребителем соглашения о реструктуризации задолженности, и полной оплаты потребителем счетов за обратное подключение);

- выявление фактов самовольного подключения и производство прекращения оказания услуг.

Юридическими службами (юристом) предприятий ЖКХ проводятся следующие мероприятия:

- направление претензий к юридическим лицам и предпринимателям без образования юри­дического лица с требованием об оплате задолженности. В претензии должны в обязательном по­рядке указываться негативные последствия для должника, вызванные предъявлением иска и при­нудительным исполнением судебного акта (взыскание штрафных санкций, государственной по­шлины, исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, арест иму­щества и т.д.). Все претензии к должникам должны быть предъявлены в течение 10 дней с момен­та просрочки. Срок погашения задолженности, предоставляемый должнику в заявленном требова­нии не должен превышать 10 дней, за исключением случаев мотивированного обращения должни­ка с просьбой о заключении соглашения о реструктуризации задолженности (ее признания и пре­доставления рассрочки в погашении). В обращении о погашении задолженности должны быть ука­заны размер и требование о погашении всей задолженности, срок погашения которой наступил на дату обращения.

- предъявление заявление о выявленных фактах самовольного подключения организаций для привлечения к ответственности по ст. 7.19. КоАП (в случае выявления первичного незаконного подключения) и по ст. 158 УК РФ (в случае выявления неоднократного незаконного получения оказываемых услуг) осуществляется на основании актов о незаконном подключении.
По потребителям - физическим лицам

Специалистами предприятий ЖКХ по работе с населением осуществляются следующие мероприятия:

- обзвон потребителей с использованием автоматизированных систем (автодозвон, call-центр и т.д.). Автодозвон может производится с применением текста следующего содержания: в случае неоплаты задолженности по исполнительному листу судебным приставом исполнителем будут произведены: арест имущества, обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иной доход; ограничение выезда за пределы РФ; принудительное вскрытие жилого помещения в случае недо­пуска в квартиру; применение мер административной ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя за неявку по вызову в Службу судебных приставов (далее ССП);

- распечатка и разноска потребителям напоминаний о наличии задолженности в форме пре­тензий, уведомлений о введении ограничений по подаче ГВС и т.д.;

- составление и подписание с потребителем актов сверки по дебиторской задолженности за потребленные коммунальные услуги для дальнейшей передачи юристам предприятия ЖКХ;

- расклеивание на подъездах домов объявлений о наличии в подъезде жителей с просрочен­ной дебиторской задолженностью и требованиями в кратчайшие сроки оплаты задолженности;

- заключение за подписью руководителя предприятия ЖКХ соглашений о реструктуризации задолжен­ности потребителей физических лиц на срок не более 6 месяцев при условии 100% оплаты теку­щих начислений;

- проведение обходов в соответствии с графиками и уточнение данных о потребителях-неплательщиках (место работы, контактные телефоны, наличие оснований для получения субси­дий, семейный доход потребителя, наличие ликвидного имущества), фиксирование полученных данных в листах обхода;

- проведение в период обходов разъяснительной работы по вопросам порядка получения гражданами субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для погашения задолженности малообеспе­ченных потребителей.
2.3 Порядок работы с задолженностью после второго месяца просрочки по юридическим лицам и третьего месяца просрочки по физическим лицам
Юридическая служба предприятий ЖКХ в соответствии с утвержденными планами претензионно-исковой работы готовят и направляют в суды исковые заявления и заявления о выдаче судебных приказов о взыскании.

Одновременно проводятся мероприятия по розыску имущества должников, персональных данных о руководителях и учредителях предприятий-неплательщиков.

Мероприятия по ограничению оказа­ния коммунальных услуг в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (например: ограничение услуг горячего водоснабжения путем демонтажа участка подводящего трубопровода ГВС и обеспече­ния невозможности слива потребителем воды из системы центрального теплоснабжения (демон­таж кранов врезанных в приборы отопления (при наличии), с установкой заглушек и т.д.).

Ограничение коммунальных услуг вводится с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя.

Для организации мероприятий по ограничению оказания услуг, исходя из информа­ции о наличии дебиторской задолженности, специалистами по работе с населением формируются ежемесячные и оператив­ные (ежедневные планы) по введению ограничения потребителей-неплательщиков.

Специалистами по работе с населением в срок до 5-го числа каждого месяца формируются реестры должников, по которым в результате недопуска не было произведено прекращение оказания услуг, производится передача реестров в юридические службы предприятия ЖКХ для предъявления в суд требований об ограниче­нии услуги в судебном порядке.

Юристами организаций ЖКХ обеспечивается своевременное получение су­дебных решений и исполнительных листов о принудительном прекращении оказания услуги потребителям - должникам и предъявление исполнительных листов в Служ­бы судебных приставов. Ведется особый контроль вынесения приставом-исполнителем постанов­ления о возбуждении исполнительного производства.

Юристами организаций ЖКХ в срок до 3-го числа каждого месяца формируется реестр должников, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по решению о принудительном прекращении подачи ресурсов, не допустивших представителей ССП для прину­дительного исполнения.

Юристами организаций ЖКХ производится инициирование и сопровождение дея­тельности представителей ССП в отношении потребителей, не допустивших представителей ССП для принудительного ограничения по оформлению и производству принудительного проникнове­ния в помещение потребителя для производства исполнительных действий.

Возобновление оказания услуг осуществляется, после полного погашения потреби­телем задолженности (либо заключения с потребителем соглашения о реструктуризации задол­женности) и полной оплаты потребителем счетов за обратное подключение.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconМетодические рекомендации по порядку организации и проведению общих...
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской федерации

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconМетодические рекомендации по организации прокурорского надзора за...
Правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconМетодические рекомендации по подготовке к отопительному периоду объектов...
Й области в помощь органам местного самоуправления, руководителям энергоснабжающих организаций, организациям жилищно-коммунального...

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconПоложение по работе с дебиторской задолженностью ООО ук «домовладение 17» Общие положения
Ооо ук «Домовладение 17» в части дебиторской задолженности. Регламент направлен на максимально гарантированное погашение или взыскание...

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconКапитальный ремонт в многоквартирных домах: вопросы и ответы
Управление реформирования жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства...

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconИнформационный бюллетень №2 Ассоциации организаций жилищно-коммунального...
Письмо минстроя РФ от 13. 01. 2017 г. №570-ач/04 об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального...

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconМетодические рекомендации по составлению технического паспорта многоквартирного...
Генеральный директор Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconО мерах по совершенствованию управления многоквартирными
Москвы, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения координации деятельности органов исполнительной...

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconТехнологическая схема действующая0 предоставления государственной услуги
Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства края от 26 декабря 2013 г. №77 (в ред приказов министерства жилищно-коммунального...

Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства введение iconУтвержден Распоряжением Министра жилищно-коммунального хозяйства...
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск