Скачать 313.8 Kb.
|
Приложение к приказу Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия от «_28 » декабря 2009 г. № 100 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Введение По состоянию на 1 октября 2009 года дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия (без учета ОАО «ТГК-14», ОАО «Бурятэнергосбыт», ОАО «Гусиноозерская ГРЭС») составляет 841069,4 тыс. руб. При средней собираемости платежей на уровне 94,1%, задолженность потребителей жилищно-коммунальных услуг ежегодно растет на 30-50 млн. руб. Наличие значительных сумм задолженности сопоставимых по ряду муниципальных образований республики с годовым объемом оборота организаций ЖКХ приводит к отсутствию оборотных средств, которое в дальнейшем приводит к невозможности выполнения производственных программ, росту кредиторской задолженности, банкротству предприятий ЖКХ. Причины возникновения задолженности потребителей: - отсутствие лояльности потребителей; - неэффективная политика предприятий ЖКХ по взысканию задолженности; - несоответствие стоимости жилищно-коммунальных услуг уровню доходов потребителей. Данные Методические рекомендации по работе с дебиторской задолженностью разработаны для совершенствования работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства: - по взысканию дебиторской задолженности денежными средствами; - по недопущению роста дебиторской задолженности; - по проведению мероприятий, направленных на предотвращение возникновения дебиторской задолженности; - по предупреждению перехода дебиторской задолженности из категории возможной к получению (взысканию) в категорию безнадежной. Методические рекомендации предусматривают правила проведения работы с дебиторской задолженностью: основные направления, организацию, содержание и порядок, а также мероприятия по недопущению ее роста. В методических рекомендациях устанавливаются: - понятие дебиторской задолженности предприятий ЖКХ РБ; - распределение дебиторской задолженности по степени ликвидности (категориям); - перечень мер и порядок их применения, предпринимаемых предприятиями ЖКХ по взысканию просроченной дебиторской задолженности; - перечень мер по предупреждению дальнейшего роста дебиторской задолженности. Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов РФ, Постановлений Правительства РФ, иных нормативно-правовых актов. 1. Определение и категории дебиторской задолженности Дебиторская задолженность (далее ДЗ) - задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги, оказанные им предприятиями ЖКХ. Своевременный и достоверный учёт дебиторской задолженности обеспечивается уполномоченными отделами либо специалистами предприятия ЖКХ. На каждом предприятии необходимо утвердить Положение о работе с дебиторской задолженностью, регламент (порядок) проведения работ, установить индикаторы оценки эффективности работы лиц, ответственных за работу с дебиторской задолженностью Дебиторская задолженность, сформировавшаяся на отчетную дату, подразделяется на текущую и просроченную задолженность. Текущая задолженность - задолженность потребителей услуг, сформировавшаяся на отчетную дату, срок оплаты которой еще не наступил в соответствии с заключенными договорами или нормативными актами РФ. Просроченная задолженность - задолженность потребителей услуг на отчетную дату, возникшая вследствие неисполнения потребителями услуг обязанности по оплате в установленные сроки, предусмотренные заключенными договорами или нормативными актами РФ. Просроченная дебиторская задолженность подразделяется на: а) рабочую, в том числе на : -просроченную задолженность со сроком образования от 1-го до 2-х месяцев; -реструктуризированную задолженность; -прочую не реструктуризированную задолженность (исковая задолженность, задолженность по исполнительным листам и проч.). б) мораторную; в) безнадежную к взысканию (мертвую). Реструктуризированная задолженность - просроченная задолженность, порядок и сроки оплаты которой предусмотрены соглашением о реструктуризации, заключенным с потребителем - должником и являющимся неотъемлемой частью заключенного договора. Прочая не реструктуризированная задолженность - просроченная дебиторская задолженность с периодом просрочки 2 и более месяца. Прочая не реструктуризированная задолженность подразделяется на: а) исковую - задолженность, для взыскания которой предъявлены требования в судебном порядке и по которой решения суда не вступили в законную силу (в судебном производстве) и задолженность, в отношении которой судебными органами выданы исполнительные листы или судебные приказы (в исполнительном производстве); б) неотработанная задолженность - задолженность, в отношении которой требуется принять меры правового характера. Мораторная задолженность - задолженность потребителей, включенная в реестр требований в случае возбуждения в отношении должника процедуры банкротства (на основании ст. 95 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Безнадежная к взысканию (мертвая) - задолженность следующих категорий потребителей: - задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем составлен акт о невозможности взыскания и правовые основания для обжалования данного акта отсутствуют; - задолженность предприятий-дебиторов, фактически прекративших свою деятельность, но не исключенным в установленном порядке из ЕГРЮЛ; - задолженность, в отношении которой истек срок исковой давности; - умерших физических лиц, не имеющих имущества, которое может быть передано в порядке наследования (наследникам по закону либо завещанию, либо на основании закона - государству); - задолженность, для взыскания которой отсутствуют первичные учетные обосновывающие документы, требуемые для предъявления требований в судебном порядке; - задолженность, по которой имеется акт службы судебных приставов о невозможности взыскания (об отсутствии у должника имущества, на которое можно обратить взыскание). Перевод дебиторской задолженности в категорию безнадежной к взысканию (мертвой) и ее списание на убытки возможно только после принятия всех мер, направленных на ее взыскание. Безнадёжная к взысканию ДЗ подлежит списанию на убытки в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Одна и та же задолженность не может одновременно относиться к нескольким категориям. 2. Порядок работы с дебиторской задолженностью В соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения поставщиков и потребителей коммунальных услуг, а также условиями большинства заключенных договоров, указанные ниже группы потребителей имеют нижеследующие базовые условия по оплате: - бюджетные организации - оплачивают услуги в следующем месяце за их оказанием (потреблением); - население (в том числе ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании) - оплачивает услуги в следующем месяце за их оказанием (потреблением). - юридические лица кроме бюджетных организаций (прочие) - оплачивают услуги в месяце их оказания (потребления); Независимо от конкретной даты оплаты, указанной в нормативном акте или заключенном договоре, дебиторская задолженность переходит в разряд просроченной в месяце, следующим за месяцем, в котором она должна быть оплачена. Для юридических лиц, за исключением бюджетных организаций, месяцем оплаты считается месяц, в котором оказана услуга. Для бюджетных организаций и населения месяцем оплаты считается месяц, следующий за месяцем оказания услуги. Далее по тексту под началом периода образования задолженности (просроченной задолженности) следует понимать первый месяц, в который задолженность стала просроченной. Описанные ниже мероприятия по работе с дебиторской задолженностью в случае их не проведения по объективным или субъективным причинам в период, когда они должны быть проведены в соответствии с разработанными Регламентом предприятия ЖКХ, проводятся с более «старой» задолженностью в безусловном порядке. 2.1. Порядок работы с задолженностью в месяце ее оплаты По всем группам потребителей в указанный период работа специалистов предприятий ЖКХ, ответственных за сбытовую деятельность и работу с дебиторской задолженностью, носит уведомительно-предупредительный характер:
Работа должна быть направлена на своевременное, достоверное и полное уведомление потребителей о размере текущей задолженности, месте и сроке ее оплаты в соответствии с установленными тарифами по установленной форме. 2.2. Порядок работы с задолженностью с первого по второй месяц просрочки по юридическим лицам и с первого по третий месяц просрочки по физическим лицам По потребителям - юридическим лицам Специалистами по работе с абонентами проводятся следующие мероприятия: - переговоры с должником о добровольной оплате задолженности, включая уведомление о принудительном взыскании задолженности с указанием негативных для должника последствий такого взыскания, а также письменные (телефонограммой) обращения к должнику с требованием оплатить задолженность (претензии); - формирование заявок на ограничение режима потребления коммунальных услуг по потребителям с просроченной дебиторской задолженностью; - уведомление потребителей-должников (вручение предупреждений, уведомлений о прекращении оказания коммунальных услуг); - прекращение оказания коммунальных услуг (возобновление оказания услуг осуществляется после полного погашения потребителем задолженности, либо заключения с потребителем соглашения о реструктуризации задолженности, и полной оплаты потребителем счетов за обратное подключение); - выявление фактов самовольного подключения и производство прекращения оказания услуг. Юридическими службами (юристом) предприятий ЖКХ проводятся следующие мероприятия: - направление претензий к юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица с требованием об оплате задолженности. В претензии должны в обязательном порядке указываться негативные последствия для должника, вызванные предъявлением иска и принудительным исполнением судебного акта (взыскание штрафных санкций, государственной пошлины, исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, арест имущества и т.д.). Все претензии к должникам должны быть предъявлены в течение 10 дней с момента просрочки. Срок погашения задолженности, предоставляемый должнику в заявленном требовании не должен превышать 10 дней, за исключением случаев мотивированного обращения должника с просьбой о заключении соглашения о реструктуризации задолженности (ее признания и предоставления рассрочки в погашении). В обращении о погашении задолженности должны быть указаны размер и требование о погашении всей задолженности, срок погашения которой наступил на дату обращения. - предъявление заявление о выявленных фактах самовольного подключения организаций для привлечения к ответственности по ст. 7.19. КоАП (в случае выявления первичного незаконного подключения) и по ст. 158 УК РФ (в случае выявления неоднократного незаконного получения оказываемых услуг) осуществляется на основании актов о незаконном подключении. По потребителям - физическим лицам Специалистами предприятий ЖКХ по работе с населением осуществляются следующие мероприятия: - обзвон потребителей с использованием автоматизированных систем (автодозвон, call-центр и т.д.). Автодозвон может производится с применением текста следующего содержания: в случае неоплаты задолженности по исполнительному листу судебным приставом исполнителем будут произведены: арест имущества, обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иной доход; ограничение выезда за пределы РФ; принудительное вскрытие жилого помещения в случае недопуска в квартиру; применение мер административной ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя за неявку по вызову в Службу судебных приставов (далее ССП); - распечатка и разноска потребителям напоминаний о наличии задолженности в форме претензий, уведомлений о введении ограничений по подаче ГВС и т.д.; - составление и подписание с потребителем актов сверки по дебиторской задолженности за потребленные коммунальные услуги для дальнейшей передачи юристам предприятия ЖКХ; - расклеивание на подъездах домов объявлений о наличии в подъезде жителей с просроченной дебиторской задолженностью и требованиями в кратчайшие сроки оплаты задолженности; - заключение за подписью руководителя предприятия ЖКХ соглашений о реструктуризации задолженности потребителей физических лиц на срок не более 6 месяцев при условии 100% оплаты текущих начислений; - проведение обходов в соответствии с графиками и уточнение данных о потребителях-неплательщиках (место работы, контактные телефоны, наличие оснований для получения субсидий, семейный доход потребителя, наличие ликвидного имущества), фиксирование полученных данных в листах обхода; - проведение в период обходов разъяснительной работы по вопросам порядка получения гражданами субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для погашения задолженности малообеспеченных потребителей. 2.3 Порядок работы с задолженностью после второго месяца просрочки по юридическим лицам и третьего месяца просрочки по физическим лицам Юридическая служба предприятий ЖКХ в соответствии с утвержденными планами претензионно-исковой работы готовят и направляют в суды исковые заявления и заявления о выдаче судебных приказов о взыскании. Одновременно проводятся мероприятия по розыску имущества должников, персональных данных о руководителях и учредителях предприятий-неплательщиков. Мероприятия по ограничению оказания коммунальных услуг в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (например: ограничение услуг горячего водоснабжения путем демонтажа участка подводящего трубопровода ГВС и обеспечения невозможности слива потребителем воды из системы центрального теплоснабжения (демонтаж кранов врезанных в приборы отопления (при наличии), с установкой заглушек и т.д.). Ограничение коммунальных услуг вводится с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя. Для организации мероприятий по ограничению оказания услуг, исходя из информации о наличии дебиторской задолженности, специалистами по работе с населением формируются ежемесячные и оперативные (ежедневные планы) по введению ограничения потребителей-неплательщиков. Специалистами по работе с населением в срок до 5-го числа каждого месяца формируются реестры должников, по которым в результате недопуска не было произведено прекращение оказания услуг, производится передача реестров в юридические службы предприятия ЖКХ для предъявления в суд требований об ограничении услуги в судебном порядке. Юристами организаций ЖКХ обеспечивается своевременное получение судебных решений и исполнительных листов о принудительном прекращении оказания услуги потребителям - должникам и предъявление исполнительных листов в Службы судебных приставов. Ведется особый контроль вынесения приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства. Юристами организаций ЖКХ в срок до 3-го числа каждого месяца формируется реестр должников, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по решению о принудительном прекращении подачи ресурсов, не допустивших представителей ССП для принудительного исполнения. Юристами организаций ЖКХ производится инициирование и сопровождение деятельности представителей ССП в отношении потребителей, не допустивших представителей ССП для принудительного ограничения по оформлению и производству принудительного проникновения в помещение потребителя для производства исполнительных действий. Возобновление оказания услуг осуществляется, после полного погашения потребителем задолженности (либо заключения с потребителем соглашения о реструктуризации задолженности) и полной оплаты потребителем счетов за обратное подключение. |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской федерации | Правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства | ||
Й области в помощь органам местного самоуправления, руководителям энергоснабжающих организаций, организациям жилищно-коммунального... | Ооо ук «Домовладение 17» в части дебиторской задолженности. Регламент направлен на максимально гарантированное погашение или взыскание... | ||
Управление реформирования жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства... | Письмо минстроя РФ от 13. 01. 2017 г. №570-ач/04 об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального... | ||
Генеральный директор Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | Москвы, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения координации деятельности органов исполнительной... | ||
Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства края от 26 декабря 2013 г. №77 (в ред приказов министерства жилищно-коммунального... | Министерством жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |