№2. Учет денежных средств и расчетов


Скачать 228.83 Kb.
Название№2. Учет денежных средств и расчетов
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
Тема №2. Учет денежных средств и расчетов
Учет кассовых операций

Для работы с наличными деньгами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные порядком ведения кассовых операций.

Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир. С кассиром должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В небольших организациях функции кассира может выполнять главный бухгалтер.

Сумма наличных денег, которую организация может оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе или просто лимитом остатка кассы.

Размер лимита устанавливается банком по согласованию с предприятием и при необходимости может быть пересмотрен.

Сверх лимита в кассе можно хранить наличные деньги, предназначенные только для выплаты зарплаты и пособий, в течение 3 рабочих дней (включая день получения денег в банке). Штраф - от 40 000 до 50 000 рублей, на руководителя административный штраф - от 4 000 до 5 000 рублей (ст.15.1 КоАП РФ).

Лимит устанавливается ежегодно. Для этого в банк необходимо представить соответствующий расчет. Бланк расчета можно взять в банке, размер лимита может быть пересмотрен и в течение года. Чтобы установить новый лимит, надо написать письмо в банк.

Письмо пишется в произвольной форме с указанием причин, по которым вы хотите изменить лимит. К письму прилагается новый расчет на установление лимита.

Если у организации несколько расчетных счетов в разных банках, можно подать расчет на установление лимита остатка кассы в любой из них. После того как лимит будет установлен, письменно извещают другие банки.

Если лимит остатка кассы не согласован с банком, он считается равным нулю. Расчеты наличными деньгами между организациями ограничены - 100 000 рублей по одной сделке.

Движение наличных денег в кассе оформляется первичными документами: ПКО – КО-1, РКО – КО-2. ПКО подписывается главным бухгалтером, РКО - руководителем и главным бухгалтером (сумма пишется цифрами и прописью). Документы заполняются четко и ясно чернилами или шариковой ручкой. Подчистки, помарки и исправления запрещены. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. В РКО обязательный реквизит – подпись получателя (без нее РКО к учету не принимается, сумма РКО – недостача, которая взыскивается с кассира). К РКО, как правило, прилагаются оправдательные документы (квитанции, товарные чеки, платежные ведомости, заявления работников с визой руководителя). К ПКО могут быть приложены счета-фактуры, квитанции и другие документы. Кассир расписывается в квитанции ПКО и отдает ее плательщику (оправдательный документ). ПКО и РКО до передачи их в кассу регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов – КО-3 (РКО на платежные ведомости регистрируются после их выдачи). Аналитический учет движения наличных денег ведется в кассовой книге (КО-4). Контроль за правильностью ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

- 50-1 «Касса организации»;

- 50-2 «Операционная касса»;

- 50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
Учет операций на расчетных и других счетах

Свободные денежные средства организации должны храниться в банке. Организация вправе открывать расчетные счета в любом кредитном учреждении. Для того чтобы открыть расчетный счет, необходимы следующие документы:

- заявление на открытие счета установленного образца;

- нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

- справку налоговой инспекции о регистрации в качестве налогоплательщика;

- копии договора о регистрации в Пенсионном фонде, фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования;

- карточку с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати установленной формы, заверенную нотариально (2 экземпляра).

С банком заключается договор на обслуживание. Операции по зачислению или списанию денежных средств банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетных счетов или с их согласия (исключение – платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке – по решению суда). Банк должен проводить операции не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа (может быть и более короткий срок). Банковские документы действительны в течение 10 дней. Денежные средства списываются банком в календарной очередности. При недостаточности денежных средств устанавливается очередность платежей (ГК ст.855.п.2 «Очередность списания денежных средств со счета»).

Первичные документы по банковскому счету: платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, чеки, объявления на взнос наличными, мемориальные ордера банка.

В РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями,

- расчеты по инкассо,

- расчеты по аккредитиву,

- расчеты чеками.
Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение - распоряжение организации владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку о перечислении денежных средств со счета. Платежным поручением оплачиваются счета поставщиков и подрядчиков за продукцию, товары, работы, услуги, платежи по налогам и сборам; возврат и выдача кредитов, займов, процентов по ним.

Расчеты платежными требованиями

Платежное требование выписывается поставщиком (получателем) покупателю (плательщику) и направляется в его банк. Для оплаты необходимо согласие плательщика на оплату – акцепт (срок акцепта указан в договоре). После получения платежного требования плательщик проверяет обоснованность требования (при несогласии – отказ от акцепта). Если плательщик согласен с требованием, тогда банк плательщика переводит денежные средства в банк получателя, затем расчетные документы возвращаются.

Расчеты по инкассо

Инкассовое поручение (распоряжение) заполняется на бланке платежного требования, используется для бесспорного списания денежных средств.

Расчеты по аккредитиву

Банк по поручению клиента-плательщика обязуется оплатить или поручить другому банку произвести платеж по месту нахождения получателя (поставщика).

Расчеты чеками

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца чека (чекодателя) своему банку на перечисление указанной в чеке суммы с его счета на счет получателя (чекодержателя). Различают чеки, используемые для безналичной оплаты продукции, товаров и чеки на получение наличных денежных средств.

Объявление на взнос наличными, документ на внесение наличных на расчетный счет, состоит из объявления, ордера и квитанции (только для внесения денег на свой счет).

Мемориальный ордер - внутренний банковский документ (оформляется начисление процентов по счетам клиентов или списание платы за расчетно-кассовое обслуживание).

Первичный учет операций по расчетному счету ведется банком, который предоставляет клиенту выписку по расчетному счету, в которой перечень всех проведенных за день операций. Выписка служит основанием для бухгалтерского учета операций по расчетному счету. Специальные банковские счета используются в особых формах расчетов – аккредитивы, чековые книжки, используемые на особые цели и для накопления средств – депозитные счета. Учитываются на счете 55 «Специальные счета в банке»:

- 55-1 – аккредитивы,

- 55-2 – чековые книжки,

- 55-1 – депозитные счета.

Переводы в пути – выручка, переданная инкассаторам до момента ее зачисления на расчетный счет.

Учет расчетов с работниками организации

Подотчетные лица - работники организации (в том числе и совместители), которым выданы из кассы наличные деньги с условием представления отчета об их использовании. Организация может выдавать денежные средства подотчетным лицам:

- на командировочные расходы;

- на хозяйственные нужды;

- на оплату представительских расходов.

Для оплаты командировочных расходов денежные средства могут зачисляться на корпоративную пластиковую карту.

Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Если период командировки включает выходные и праздничные дни, то другие дни отдыха по возвращении работника из командировки ему не предоставляются. Если работник специально был командирован для работы в выходные и праздничные дни, то за работу в эти дни ему должна быть начислена доплата или предоставлен дополнительный день отдыха.

На основании приказа о направлении работника в командировку выписывается командировочное удостоверение. В каждом пункте назначения делаются отметки о времени прибытия и выбытия работника, которые заверяются подписью ответственного лица и печатью той организации, куда работник был направлен.

Работник, вернувшийся из командировки, не позднее трех дней после возвращения должен составить авансовый отчет (форма N АО-1) и представить его в бухгалтерию. Срок командировки не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути.

После возвращения работника из командировки сумма неизрасходованного аванса должна быть возвращена в кассу организации. В течение трех дней работник должен отчитаться о командировке – составить авансовый отчет АО-1 и приложить все документы. Новый аванс выдается работнику, если он отчитался по ранее полученному авансу. Невозвращенные суммы удерживаются из заработной платы.

Расходы на хозяйственные нужды

Под расходами на хозяйственные нужды обычно понимаются затраты по приобретению в розничной торговой сети канцелярских или хозяйственных принадлежностей, материалов, бензина на АЗС, оплате мелкого ремонта и т.п.

Руководитель организации должен утвердить своим приказом список работников, которым могут выдаваться денежные средства под отчет.

Срок, на который можно выдать наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды, законодательно не ограничен. Оплачивая расходы, подотчетное лицо действует от имени организации.

Расчеты с работниками по прочим операциям

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям ведут на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». На нем отражают операции по всем видам расчетов с персоналом организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами.

Планом счетов предусмотрены следующие субсчета к счету 73:

- «Расчеты по предоставленным займам»;

- «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Отношения организации и работников по договорам займа регулируются статьями главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Договор займа, когда заимодавцем является юридическое лицо, должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, организация-заимодавец имеет право на получение с работника-заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов, их размер определяется в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо - в месте его нахождения существующей ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

На субсчете «Расчеты по предоставленным займам» счета 73 отражают расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.). Заем может быть выдан наличными либо перечислен в безналичном порядке на расчетный счет заемщика или на счета третьих лиц по поручению заемщика.

Как правило, работник выдает организации обязательство о возврате полученного займа. В обязательстве указывается, что в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или при нецелевом использовании полученных средств заем подлежит возврату досрочно. Конкретные сроки досрочного возврата средств устанавливает администрация организации.

Взаимоотношения работника и работодателя в отношении полной материальной ответственности работника за ущерб, причиненный организации, регулируются ТК РФ и Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

Согласно названным законодательным актам работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине организации, только в случаях, когда:

- ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

- в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный организации при исполнении работником трудовых обязанностей;

- между работником и организацией, в соответствии с ТК РФ, заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

- ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

- имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или другим разовым документам;

- ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных организацией работнику в пользование;

- ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии.

По нормам ТК РФ письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены организацией с работниками (достигшими 18-летнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

На субсчете «Расчеты по возмещению материального ущерба» счета 73 учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей, порчи, брака, других видов ущерба.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия руководителя или администрации организации он может передать в счет погашения долга за нанесенный ущерб равноценное имущество, внести деньги в кассу или, если это возможно, исправить поврежденное имущество. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основе данных бухгалтерского учета в зависимости от балансовой стоимости (себестоимости) материальных средств, а для основных средств - по остаточной стоимости.

При изготовлении продукции, оказавшейся браком (т.е. такой, которая не может быть использована по прямому назначению в силу имеющихся в ней дефектов), расчеты с работником, по вине которого произошел брак, отражаются также на субсчете «Расчеты по возмещению материального ущерба» счета 73.
Учет расчетов по товарным и нетоварным операциям

Расчеты – это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным (купля-продажа товаров, материалов, продукции, работ, услуг) и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям. Учет расчетов с поставщиками

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками - счет 60. Кредитовое сальдо показывает задолженность поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам-фактурам, кредитовый оборот – сумма принятых к оплате счетов, дебетовый – оплата за месяц. Синтетический и аналитический учет расчетов ведется в ж/о № 6 по поставщикам, в разрезе принятых к оплате счетов. Аналитический учет ведется в разрезе каждого поставщика, платежного документа поставщиками, элемента платежного документа.

Оплата отражается в журнале на основании выписок банка и отчетов кассира. Задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются на финансовые результаты.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 – «Расчеты с покупателя и заказчиками», синтетический учет ведется в ж/о №11, аналитический - в оборотных ведомостях. Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности или нереальная к взысканию списывается на финансовые результаты и одновременно отражается на забалансовом счете Д 007 «Списанная в убыток задолженность» в течение 5 лет.

Расчеты по нетоварным операциям:

- расчеты с бюджетом - 68;

- расчеты с внебюджетными фондами - 69;

- расчеты с учредителями -75;

- расчеты по страхованию - 76 (обязательное и добровольное);

- расчеты по претензиям - 76.
Состав финансовых вложений

К финансовым вложениям организации относятся государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр. Кроме того, в составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям организации не относятся:

- собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

- векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

- вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

- драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Единица бухгалтерского учета финансовых вложений выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Организация ведет аналитический учет финансовых вложений таким образом, чтобы обеспечить информацию по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Фактическими затратами на приобретение активов в качестве финансовых вложений являются:

– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

– суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов. В случае, если организации оказаны информационные и консультационные услуги, связанные с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость указанных услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих расходов) или увеличение расходов некоммерческой организации того отчетного периода, когда было принято решение не приобретать финансовые вложения;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

Не включаются в фактические затраты на приобретение финансовых вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением финансовых вложений.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, полученных организацией безвозмездно, таких как ценные бумаги, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи полученных ценных бумаг на дату их принятия к бухгалтерскому учету, - для ценных бумаг, по которым организатором торговли на рынке ценных бумаг не рассчитывается рыночная цена.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада организации-товарища по договору простого товарищества, признается их денежная оценка, согласованная товарищами в договоре простого товарищества.

Ценные бумаги, не принадлежащие организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре.

Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством.

Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

По долговым ценным бумагам и предоставленным займам организация может составлять расчет их оценки по дисконтированной стоимости. При этом записи в бухгалтерском учете не производятся. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности такого расчета.

Выбытие финансовых вложений признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Выбытие финансовых вложений имеет место в случаях погашения, продажи, безвозмездной передачи, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, передачи в счет вклада по договору простого товарищества и пр.

При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:

- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

- по средней первоначальной стоимости;

- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) финансовых вложений производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (за исключением акций акционерных обществ), предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, оцениваются по первоначальной стоимости каждой выбывающей из приведенных единиц бухгалтерского учета финансовых вложений.

При выбытии активов, принятых к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется организацией исходя из последней оценки.

По каждой группе (виду) финансовых вложений в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Оценка финансовых вложений на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки финансовых вложений при их выбытии, т.е. по текущей рыночной стоимости, по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, по средней первоначальной стоимости, по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Доходы по финансовым вложениям признаются доходами от обычных видов деятельности либо прочими поступлениями.

Расходы, связанные с предоставлением организацией другим организациям займов, признаются прочими расходами организации.

Расходы, связанные с обслуживанием финансовых вложений организации, такие как оплата услуг банка и/или депозитария за хранение финансовых вложений, предоставление выписки со счета депо и т.п., признаются прочими расходами организации.

Устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности, признается обесценением финансовых вложений. В этом случае на основе расчета организации определяется расчетная стоимость финансовых вложений, равная разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью), и суммой такого снижения.

Устойчивое снижение стоимости финансовых вложений характеризуется одновременным наличием следующих условий:

- на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости;

- в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;

- на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.

Организацией должно быть обеспечено подтверждение результатов указанной проверки.

В бухгалтерской отчетности финансовые вложения должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом требования существенности, как минимум, следующая информация:

- способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам);

- последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;

- стоимость финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;

- разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;

- по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, - разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения;

- стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;

- стоимость и виды выбывших ценных бумаг и иных финансовых вложений, переданных другим организациям или лицам (кроме продажи);

- данные о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода, сумм резерва, использованных в отчетном году;

- по долговым ценным бумагам и предоставленным займам - данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования (раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).

Счет 58 «Финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

К счету 58 «Финансовые вложения» могут быть открыты субсчета:

- 58-1 «Паи и акции»;

- 58-2 «Долговые ценные бумаги»;

- 58-3 «Предоставленные займы»;

- 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.

На субсчете 58-1 «Паи и акции» учитываются наличие и движение инвестиций в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п.

На субсчете 58-2 «Долговые ценные бумаги» учитываются наличие и движение инвестиций в государственные и частные долговые ценные бумаги (облигации и др.).

На субсчете 58-3 «Предоставленные займы» учитывается движение предоставленных организацией юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам денежных и иных займов. Предоставленные организацией юридическим и физическим лицам (кроме работников организации) займы, обеспеченные векселями, учитываются на этом субсчете обособленно.

На субсчете 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» организацией-товарищем учитывается наличие и движение вкладов в общее имущество по договору простого товарищества.



Похожие:

№2. Учет денежных средств и расчетов icon­­Учет денежных средств
«касса» активный синтетический счет для учета денежных средств организации, предназначенных для расчетов

№2. Учет денежных средств и расчетов icon1. Теоретические аспекты учета кассовых операций 5
Большинство расчетов организации осуществляются при помощи денежных средств, которые выступают важным фактором обеспечения кругооборота...

№2. Учет денежных средств и расчетов iconДипломная работа на тему: Учет и анализ денежных средств
Первичный учет денежных средств в кассе организации 2 Синтетический и аналитический учет денежных средств и денежных документов в...

№2. Учет денежных средств и расчетов iconУчет расчетов с подотчет
Рассмотрены особенности выдачи денежных средств под отчет и утверждения авансового отчета. Приведен порядок составления и оформления...

№2. Учет денежных средств и расчетов iconУчет кассовых операций: учет в главной кассе цели и принципы учета денежных средств и расчетов
Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами

№2. Учет денежных средств и расчетов iconКурсовая работа по бухгалтерскому финансовому учету Тема: «Учет наличных...
Инвентаризация как основной прием обеспечения сохранности денежных средств и учет ее результатов

№2. Учет денежных средств и расчетов iconУчет денежных средств и расчетов
Преимущественно расчеты между аптекой и другими организациями (поставщиками, покупателями и др.) должны осуществляться в форме

№2. Учет денежных средств и расчетов iconКурсовая работа по теме: «учет денежных средств»
По теме: «учет денежных средств», выполнялась по материалам ОАО «универсам на красной площади»

№2. Учет денежных средств и расчетов iconУважаемые налогоплательщики, использующие контрольно-кассовую технику...
ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон от 22. 05. 2003 №54-фз «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных...

№2. Учет денежных средств и расчетов iconР. В. Козлов Порядок технологического взаимодействия операторов по...
Порядок технологического взаимодействия операторов по переводу денежных средств участников расчетов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск