Закон РФ «О защите прав потребителей»


Скачать 166.13 Kb.
НазваниеЗакон РФ «О защите прав потребителей»
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон


Булгытова С.В.
Практика рассмотрения дел о защите прав потребителей.

При рассмотрении дел о защите прав потребителей подлежат применению Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

До настоящего времени действуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, поскольку еще не вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

10 ноября 2011 года принято новое Постановление Правительства РФ № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

Постановление Правительства РФ от 13.05.1997 № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» утратило силу.

Также суды должны руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

01 февраля 2012 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел. Он размещен в системе Консультант-плюс.

Закон РФ «О защите прав потребителей»
В преамбуле данного Закона приведены основные понятия, используемые в этом Законе.

В частности, указано, кто понимается под потребителем, изготовителем, исполнителем, продавцом.

Также приведено понятие недостаток товара и существенный недостаток товара (работы, услуги).

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В практике судов встречаются споры о том, является ли лицом потребителем.
Пример.

К. предъявила к ООО «Р.» иск о взыскании стоимости товара ненадлежащего качества и неустойки за просрочку исполнения требования потребителя о возврате уплаченных за товар денежных средств.

Требования мотивированы тем, что ООО «Р.» является официальным представителем завода-изготовителя «Ш.» в Иркутской области. 04 июля 2008 года ООО «А.» приобрело у ООО «Р.» автомобиль «Ш.», 2008 года выпуска. Впоследствии этот автомобиль приобретен К.

06 февраля 2009 года автомобиль вышел из строя. 16 февраля 2009 года К. направила претензию в адрес «Р.» с требованием незамедлительно произвести гарантийный ремонт автомобиля либо вернуть деньги за купленный бракованный автомобиль. Претензия К. в добровольном порядке не удовлетворена, поэтому она обратилась в суд.

Районный суд отказал в удовлетворении иска, суд кассационной инстанции оставил это решение без изменения.

Поскольку К. не приобретала автомобиль у ООО «Р.», она не вправе требовать от указанной организации ни возврата суммы, уплаченной за товар, ни уплаты неустойки, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей».
В практике судом возникал вопрос, применяется ли Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" к правоотношениям, вытекающим из договоров имущественного страхования?

Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2008 года указал, что отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и положения данного Закона к отношениям имущественного страхования не применяются.

Такая точка зрения мотивирована тем, что целью страхования при заключении договора имущественного страхования является погашение за счет страховщика риска имущественной ответственности перед другими лицами, или риска возникновения иных убытков в результате страхового случая.
Также задавался вопрос, применяется ли Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" к правоотношениям, вытекающим из Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"?

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года указано, что данный Федеральный закон направлен на защиту жизни, здоровья и имущества третьих лиц.

Следовательно, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, вытекающие из договоров купли-продажи (выполнении работ, оказании услуг), направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не может распространяться на правоотношения, вытекающие из Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Статья 1 данного Закона предусматривает, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Из этой нормы следует, что только нормативные акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ, могут иметь силу в области защиты прав потребителей, всевозможные приказы, письма и юридической силы в данном случае не имеют. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать акты, которые носят чисто внутренний характер.
Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

В пункте 1 этой статьи указано, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Пример. Октябрьским районным судом рассмотрен иск Т. к ООО «И.» о защите прав потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что Т. приобрела у ответчика твердотопливный котел для личного потребления. Перед покупкой котла она уточнила у менеджера по продажам, может ли котел работать в течение 12 часов, на что получила утвердительный ответ. Однако в процессе эксплуатации котла выяснилось, что котел топится всего 5 часов. По мнению Т., продавец ввел ее в заблуждение и предоставил недостоверную информацию о времени работы котла.

В связи с этим она просила суд расторгнуть договор купли-продажи котла, взыскать с ответчика в ее пользу уплаченные за товар деньги, неустойку, компенсацию морального вреда и судебные расходы.

Районный суд удовлетворил иск. Суд кассационной инстанции оставил решение без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.

Суды исходили из того, что продавцом нарушена статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая содержит требования к информации о товарах (работах, услугах), а также утвержденные Постановлением Правительства РФ 19 января 1998 года № 55 Правила продажи отдельных видов товаров, которые содержат аналогичные требования по предоставлению информации покупателю (потребителю).

Ответчик не доказал, что перед продажей котла он предоставил Т. достоверную информацию о времени работы котла и передал ей документы на котел.

Таким образом, имеет место ненадлежащее информирование гражданина об основных потребительских свойствах товара.

Из материалов дела видно, что в первый раз Т. обратилась к продавцу по поводу предоставления неправильной информации о товаре 24 мая 2011 года, а 08 июня 2011 года она подала продавцу претензию, в которой просила расторгнуть договор купли-продажи котла.

Исходя из положений пункта 1 статьи 12 Закона РФ, продавец должен был вернуть Т. сумму, уплаченную за котел.

Поскольку в добровольном порядке продавец не выполнил требование закона, районный суд правомерно удовлетворил иск Т.
Пункт 2 этой статьи устанавливает, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
К примеру, продавец не предупредил потребителя о том, что посуду нельзя мыть в посудомоечной машине. Ответственность продавца наступит в том случае, если потребитель помыл посуду в посудомоечной машине, и посуда пришла в негодность. При этом продавец не может быть освобожден от ответственности, даже если появление недостатка вызвано действиями самого потребителя. В данном случае следует исходить из того, что продавец не предоставил потребителю полную и достоверную информацию, что повлекло причинение убытков.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что взыскание штрафа является не правом, а обязанностью суда. Поэтому при рассмотрении дел о защите прав потребителей суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с ответчика штрафа, независимо от того, ставит ли истец этот вопрос.

Статья 14 данного Закона предусматривает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Пункт 1 этой статьи устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Согласно пункту 2 право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Согласно пункту 3 вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» дано разъяснение о том, что вред в указанных случаях в соответствии со ст. 1097 ГК РФ возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если:

в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;

потребитель не был предупрежден о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).

Практика показывает, что наиболее часто суды применяют статью 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», которые устанавливает права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.

Некоторые суды неправильно применяют указанную норму к правоотношениям, связанным с выполнением работ (оказанием услуг).

Необходимо помнить, что права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) предусмотрены в статье 29 Закона, а статья 18 связана с продажей товара.
Суды не всегда правильно применяют статью 18 Закона к договорам купли-продажи технически сложного товара.
Пункт 1 статьи 18:

Согласно пункту 1 указанной статьи потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Из этой нормы следует, что если товар не является технически сложным, то требования могут быть предъявлены в отношении недостатков, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, а если гарантийные сроки или сроки годности не установлены, то в случае, когда недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Если же товар относится к технически сложным, то отказ от исполнения договора и требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки возможен по общему правилу только в течение 14 дней.


Пример. Общество защиты прав потребителей РБ в интересах В. предъявило к индивидуальному предпринимателю К. иск о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что В. приобрела у ответчика стиральную машину «И.». В период гарантийного срока эксплуатации, стиральная машина перестала работать. В. обратилась в магазин, к ней на дом пришел мастер, который забрал для ремонта панель стиральной машины. После ремонта мастер поставил панель на место, однако машина не включилась. Мастер сообщил В., что необходимо ждать другую панель из сервисного центра. В. ожидала замены панели в течение двух месяцев, затем написала заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств, но получила отказ и обратилась в суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.

Судебная коллегия решение суда отменила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Мотивы, по которым суд первой инстанции отказал в иске, сводятся к тому, что в стиральной машине, приобретенной В., не обнаружены существенные недостатки, в то время как расторжение договора купли-продажи технически сложного товара допускается в случае существенного нарушения требований к его качеству.

Однако исковые требования основаны не на том, что В. продан товар с существенным недостатком, а на том, что нарушен срок устранения недостатка товара.

Закон предоставляет потребителю право отказаться от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара.

Максимальный срок устранения недостатков товара согласно пункту 1 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» не может превышать сорок пять дней. В случае с В. этот срок нарушен, поэтому она имела право отказаться от исполнения договора.

При новом рассмотрении дела основные требования В. были удовлетворены.
Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) перечислены в статье 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Пункт 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Неустойка
Многие судьи не приводят в решении мотивы, по которым пришли к выводу о необходимости уменьшения неустойки, в результате эту работу вынужден делать суд второй инстанции.
Пленум разъяснил, что учитывая, что указанный Закон Российской Федерации не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки, суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.

Неустойка взыскивалась за нарушение сроков, предусмотренных статьями 20, 21 и 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, предусмотренных статьей 31 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Также взыскивалась неустойка за нарушение предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, которая предусмотрена Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Размер неустойки определялся: согласно пункту 1 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере одного процента цены товара; в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 данного Закона в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара; согласно пункту 5 статьи 28 данного Закона в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа; в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки в двойном размере.

Во многих случаях суды применяли положения статьи 333 ГК РФ и уменьшали размер неустойки. При этом суды учитывали степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, заслуживающие уважения интересы ответчика.
Решение суда
Пленум разъяснил, что удовлетворяя требования потребителя об обязании произвести какие-либо действия (например, ремонт, обменять предмет купли-продажи), суду необходимо в каждом случае указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия.
Долевое строительство
В настоящее время рассматривается много дел, связанных с участием граждан в долевом строительстве.

Эти правоотношения регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В Железнодорожном районном суде г. Улан-Удэ рассмотрено множество дел по искам граждан к ЗАО «Ж.».

Эти дела представляли определенную сложность, поскольку договоры, которые заключались между сторонами, именовались предварительными договорами купли-продажи, однако фактически имело место привлечение денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирного дома.
Часть 9 статьи 4 данного Федерального закона предусматривает, что к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Следует иметь в виду, что неустойка за нарушение предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства взыскивается в размере, установленном статьей 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ решением от 16 ноября 2011 года частично удовлетворил требования Л. к ФГУП «У.» о взыскании неустойки и убытков, причиненных в результате нарушения срока передачи квартиры.

При взыскании неустойки суд сослался на пункт 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая предусматривает взыскание неустойки в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 данной статьи новых сроков.

Применение этой нормы является неправильным, поскольку неустойка должна взыскиваться по части 2 статьи 6 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».



Похожие:

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон о защите прав потребителей Комментарии к изменениям Закона РФ «О защите прав потребителей»
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей...

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон «о защите прав потребителей»
А. Д. Шпак. Закон «О защите прав потребителей»: Курс лекций – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет...

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон РФ «О защите прав потребителей»
Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон), но и подробный разбор различных ситуаций с которыми сталкивается потребитель...

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон о защите прав потребителей, права потребителей, защита прав...

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон российской федерации "о защите прав потребителей"
Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской...

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-i "О защите прав потребителей"
Вс РФ от 7 февраля 1992 г. "О введении в действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconТезисы к презентации
Отдел по защите прав потребителей в г. Междуреченске создан в ноябре 1993г, на следующий год после принятия Закона РФ "О защите прав...

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон РФ от 07. 02. 98 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
Федеральный закон от 24. 07. 1998 n 124-фз "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон о защите прав потребителей
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации". И хотя эти изменения...

Закон РФ «О защите прав потребителей» iconТема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство...
Тема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство о защите прав потребителей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск