Отчет о результатах контрольного мероприятия


Скачать 302.56 Kb.
НазваниеОтчет о результатах контрольного мероприятия
страница1/3
ТипОтчет
filling-form.ru > Договоры > Отчет
  1   2   3

Утверждаю



Председатель

Контрольно-счетной палаты

Томской области

__________ А.Д. Пронькин

« » августа 2014 г.



Отчет

о результатах контрольного мероприятия

«Анализ участия Томской области в управлении некоммерческой организацией «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области»
Основание для проведения мероприятия: п. 21 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2014 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Томской области от 30.12.2013 № 58.
Проверяемый период: с 01.01.2009 г. по 31.05.2014 г.

Перечень проверенных объектов: Департамент инвестиций Томской области, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области.
Субъекты предоставления дополнительной информации и документов: Департамент по науке и инновационной политики Администрации Томской области, ЗАО «Управляющая компания Мономах», Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области».
Краткая информация о деятельности объектов контрольного мероприятия и фактически сложившейся ситуации по тематике контрольного мероприятия:

Департамент инвестиций Администрации Томской области до конца 2012 года являлся структурным подразделением Администрации Томской области. С 29.12.2012 года Департамент инвестиций Томской области (далее - Департамент инвестиций) является юридическим лицом, действует на основании утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 27.12.2012 № 190 Положения о Департаменте инвестиций Томской области, которое распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2013 г. Согласно данному Положению Департамент инвестиций является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области.

Целью и задачами деятельности Департамента инвестиций является эффективная инвестиционная политика на территории Томской области, высокая инвестиционная привлекательность Томской области и содействие реализации инвестиционных проектов на территории области. Для реализации цели и задач Департамент инвестиций: разрабатывает документы стратегического и программно-целевого планирования в сфере инвестиционной политики Томской области; организует взаимодействие с инвесторами и институтами развития; обеспечивает государственную поддержку инвестиционных проектов, контролирует их реализацию и выполнение инвестиционных соглашений с целью решения вопроса о возможности продолжения их государственной поддержки, др.

В проверяемом периоде Департамент инвестиций (как и Департамент инвестиций Администрации Томской области) курировал деятельность Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области» в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 19.01.2007 № 14-ра «Об усилении контроля за деятельностью областных государственных унитарных предприятий, областных государственных учреждений, хозяйственных обществ, товариществ, иных организаций, созданных на основе или с использованием государственного имущества Томской области».

Департамент по управлению государственной собственностью Томской области (далее - Департамент по управлению государственной собственностью) является исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным по управлению областным имуществом на территории Томской области. В проверяемом периоде данный Департамент действовал на основании Положений о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденных постановлениями Губернатора Томской области от 28.01.2008 № 7, от 11.06.2013 № 68. Целью деятельности Департамента по управлению государственной собственностью является организация эффективного управления и распоряжения государственным имуществом Томской области, задачи деятельности:

- организация рационального использования областного имущества, признанного необходимым для обеспечения выполнения функций органов госвласти Томской области;

- формирование механизмов эффективного вовлечения в хозяйственный оборот областного имущества, не используемого субъектом Российской Федерации - Томской областью для осуществления своих полномочий;

- повышение эффективности системы учета и контроля областного имущества.

Департамент по управлению государственной собственностью реализует в отношении областных государственных унитарных предприятий, подведомственных ему областных государственных учреждений и иных организаций, созданных Томской областью, полномочия учредителя, установленные действующим законодательством.

В своей деятельности Департамент инвестиций и Департамент по управлению государственной собственностью подотчетны Губернатору Томской области и заместителю Губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям.

Основной целью венчурного финансирования является создание благоприятной среды для инвестиций в науку и инновации, вложение средств в развитие малых и средних предприятий, реализующих с «нуля» наукоемкие инновационные проекты. Организованные по инициативе Правительства РФ государственно-частные региональные фонды в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (далее - ЗПИФ) призваны инвестировать средства в компании на ранних стадиях развития.

В 2005 году Томская область стала одним из победителей конкурса по отбору субъектов РФ для предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ, проведенного Минэкономразвития России. В соответствии с установленными Правительством РФ правилами, субсидия из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере предоставлялась в сумме, равной размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере…», единственным учредителем которой является субъект РФ. Имущество созданной некоммерческой организации (по 25% - средства из федерального и регионального бюджета, 50% - от частных инвесторов) должно быть внесено в ЗПИФ, средства которого могут быть использованы исключительно на финансирование малых предприятий в научно-технической сфере.

В соответствии с условиями указанного конкурса на основании распоряжения Администрации Томской области от 30.09.2005 № 251-ра в целях развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, освоения новых конкурентоспособных наукоемких технологий 26.10.2005 года создана Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области» (далее - Некоммерческая организация «Фонд…»), ее учредителем выступил Департамент по управлению государственной собственностью Томской области. Численность работников организации во всех периодах составляла 2 человека (исполнительный директор и главный бухгалтер).

Средства областного бюджета в сумме 30 млн. руб. перечислены в качестве имущественного взноса Томской области в данную организацию 01.12.2005 г. Средства федерального бюджета на основании заключенного между Минэкономразвития России и Администрацией Томской области договора «О финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году» поступили в областной бюджет 13.12.2005 г. в виде субсидии в сумме 30 млн. руб. и направлены на расчетный счет Некоммерческой организации «Фонд…» 28.12.2005 г. в качестве имущественного взноса на условиях софинансирования. По целевому назначению (на покупку инвестиционных паев ЗПИФ) денежные средства в общей сумме 60 млн. руб. Некоммерческой организацией «Фонд…» были направлены по прошествии 11 месяцев после их получения - 28.11.2006 г.

Согласно уставу Некоммерческой организации «Фонд…»:

- цель деятельности организации - развитие в Томской области инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере; вид деятельности - получение и перераспределение финансовых средств, а также предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству;

- денежные средства, составляющие имущество организации должны быть переданы в доверительное управление отобранной на конкурсе управляющей компании ЗПИФ;

- имущество может быть использовано исключительно для приобретения инвестиционных паев ЗПИФ, а также для обеспечения текущей деятельности организации в порядке и на условиях, установленных Попечительским советом;

- определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления - учредителя (до апреля 2010 года - Попечительского совета).

Попечительский совет Некоммерческой организации «Фонд…», сформированный согласно уставу из шести человек, должен осуществлять надзор за ее деятельностью, принятием другими ее органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств организации, соблюдением законодательства. В целях повышения эффективности деятельности региональных ЗПИФ и обеспечения единой координации по поддержке венчурных проектов за счет средств бюджетов всех уровней Минэкономразвития России передало свои функции управления этими фондами ОАО «Российская венчурная компания». В связи с этим в устав Некоммерческой организации «Фонд…» внесены соответствующие изменения, а в состав Попечительского совета, начиная с 27.10.2011 г., вместо представителей Минэкономразвития России входят 3 представителя ОАО «Российская венчурная компания».

На основании распоряжения учредителя от 29.01.2010 № 36 исполнительный директор Некоммерческой организации «Фонд…» с 01.02.2010 г. по настоящее время - С.В. Мельченко, являющийся одновременно генеральным директором ЗАО Управляющая компания «Томский центр венчурных инвестиций» (венчурный партнер ООО «Фонд посевных инвестиций РВК»), ООО «Томский центр венчурных инвестиций», АНО «Томский центр трансфера технологий», ЗАО «Электроника Сибири», ООО «Сибовар», директором ЗАО «Биотехнологии Сибири».
В результате контрольного мероприятия установлено следующее.

Денежные средства в сумме 60 млн. руб., составляющие имущество Некоммерческой организации «Фонд…», в соответствии с уставом были переданы в доверительное управление управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда, отобранной на открытом конкурсе, проведенном в апреле 2006 года. Победителем конкурса из 4-х участников признано ООО «Управляющая компания «Мономах» (г. Москва, Сибирский филиал - г. Новосибирск), имевшее практический опыт венчурного инвестирования на территории Сибири. В январе 2008 года ООО «Управляющая компания «Мономах» реорганизовано в форме преобразования в ЗАО «Управляющая компания Мономах» (далее - Управляющая компания «Мономах»).

Подготовленные Управляющей компанией «Мономах» Правила (договор) доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области» (далее - ЗПИФ ТО) согласованы Попечительским советом Некоммерческой организации «Фонд…» и 29.08.2006 зарегистрированы ФСФР России. В данные Правила внесено 4 изменения и дополнения, зарегистрированных ФСФР России в 2008, 2009 и 2012 годах. О внесенных в 2012 году изменениях, связанных с исключением положения о выплате Управляющей компании ежегодного вознаграждения в размере 20% от дохода от доверительного управления активами ЗПИФ ТО, не были проинформированы ни Попечительский совет, ни Департамент инвестиций (данные изменения получены по запросу Контрольно-счетной палаты от ЗАО «УК Мономах»).

Стоимость имущества, составлявшего ЗПИФ ТО, установлена в размере 120 млн. руб., 50% из которых поступили из бюджетных средств, 50% - от частных инвесторов, привлеченных ЗАО «УК Мономах». Формирование ЗПИФ ТО полностью завершено 29.11.2006, срок действия договора доверительного управления установлен до 01.10.2013. Имущество, составлявшее ЗПИФ ТО, являлось общим имуществом учредителей доверительного управления - владельцев инвестиционных паев и принадлежало им на праве общей долевой собственности. Указанное имущество было разделено на 120 тысяч паев, из них 60 тысяч паев принадлежало Некоммерческой организации «Фонд…».

Целью инвестиционной политики Управляющей компании «Мономах» являлось получение доходов при инвестировании имущества, составляющего ЗПИФ ТО, в объекты, предусмотренные Правилами доверительного управления: долгосрочное вложение средств в ценные бумаги, доли обществ с ограниченной ответственностью, реализующих инвестиционные проекты. Российские закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах и облигации которых приобретались в состав активов ЗПИФ ТО, должны были соответствовать критериям отнесения их к субъектам малого предпринимательства в научно-технической сфере, установленным законодательством РФ на момент их приобретения в состав активов ЗПИФ, и должны быть зарегистрированы на территории Томской области.

Достоверность специальной (бухгалтерской) отчетности ЗПИФ ТО под управлением ЗАО «УК Мономах» за 2009-2013 годы, а также результатов финансовой деятельности Управляющей компании и соответствия требованиям законодательства РФ в части подготовки данной отчетности подтверждены ежегодными аудиторскими заключениями ООО Аудиторская фирма «Экспертиза бизнеса и финансов» (г. Новосибирск).

Согласно отчетным данным ЗАО «УК Мономах» по балансу имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, общая оценочная стоимость активов ЗПИФ ТО, составлявшая по состоянию на 29.12.2006 года 120,6 млн. руб., снизилась до 116 млн. руб. (на 29.12.2012). По состоянию на 30.09.2013 (к моменту возникновения основания для прекращения ЗПИФ ТО) оценочная стоимость активов уменьшилась до 81,2 млн. руб. Оценочная стоимость 1 инвестиционного пая, по состоянию на 29.12.2006 составлявшая 1 002 руб., а в течение 2007-2012 - в среднем 950 руб., к концу функционирования ЗПИФ ТО снизилась до 675 руб. или 67% от стоимости пая, сложившейся на 29.12.2006.

Деятельность ЗАО «УК Мономах» неоднократно оценивалась с точки зрения интересов Томской области. Так, в 2009 году Департамент инвестиций Администрации Томской области указывал (письмо от 03.12.2009 № АБ-07-16854) на то, что с одной стороны Управляющая компания выполняет свои функции добросовестно и в интересах владельцев паев (Некоммерческая организация «Фонд…» ежегодно получает доходы по паям), а с другой стороны - не справляется с основной задачей создания ЗПИФ ТО - финансированием венчурных проектов, так как эта работа для Управляющей компании является вторичной и ведется исключительно для выполнения указаний ФСФР России в части соблюдения требований к составу и структуре активов паевых инвестиционных фондов. Это связано с отсутствием формализованной системы рассмотрения бизнес-предложений, жесткими требованиями к проектам со стороны Управляющей компании (проекты должны быть на завершающей стадии НИОКР, не быть связанными с производством, интеллектуальная собственность не должна принадлежать госучреждениям) и к вхождению Управляющей компании в проект.

Во исполнение решений совместного совещания представителей Администрации Томской области и ЗАО «УК Мономах», проведенного 01.03.2010 с целью замены Управляющей компании, ЗАО «УК Мономах» представило предварительное заключение о механизмах уменьшения (изъятия) инвестиций и дополнительного финансирования ЗПИФ ТО, в котором указано, что владелец инвестиционных паев мог погасить паи (изъять денежные средства из ЗПИФ ТО) только путем голосования на общем собрании владельцев паев при условии, что данное решение будет принято большинством голосов (а доля Некоммерческой организации «Фонд…» в ЗПИФ ТО составляла только 50%). Владелец инвестиционных паев мог «пополнить фонд» (приобрести дополнительные паи), но после того как Управляющая компания примет решение о выдаче дополнительных паев. Указанные процедуры являются длительными и точно не определены во времени, так как связаны с необходимостью внесения изменений в Правила доверительного управления и их регистрацией в ФСФР России.

В августе 2010 года Администрацией Томской области было предложено ЗАО «УК Мономах» провести работу по оценке возможностей выкупа паев Некоммерческой организации «Фонд…» частными инвесторами - пайщиками ЗПИФ ТО либо предложить варианты ликвидации ЗПИФ ТО, так как томский инновационный бизнес остро нуждался в содействии со стороны инвесторов, а Администрация намерена привлекать новые структуры и разрабатывать новые механизмы поддержки венчурной деятельности в регионе.

В ответ на это предложение ЗАО «УК Мономах» представило доводы о нецелесообразности досрочного прекращения ЗПИФ ТО (в связи с невозможностью завершения реализации уже профинансированных проектов и высокой вероятностью успешной, прибыльной работы ЗПИФ ТО по окончании срока договора доверительного управления) и инвестиционный план на период до 2012 года, в соответствии с которым планировалось финансирование в общей сумме 79,5 млн. руб. пяти проектов, в том числе второй транш по профинансированным ранее проектам двух акционерных обществ (ЗАО «Томские клеточные технологии», ЗАО «БиоТехСиб»). Фактически этот инвестиционный план был исполнен лишь частично: за период 2010-2012 г.г. за счет средств ЗПИФ ТО профинансировано 4 проекта в общей сумме 54,2 млн. руб. или на 25,3 млн. руб. меньше, чем предусматривалось.

В 2012 году ЗАО «УК Мономах» само обратилось в Некоммерческую организацию «Фонд...» с предложением продать паи ЗПИФ ТО частному инвестору по цене равной ее вкладу в ЗПИФ ТО, т.е. за 60 млн. руб. Инициатива Управляющей компании была обусловлена тем, что часть проектов из портфеля ЗПИФ ТО требовала доинвестирования, а средств ЗПИФ ТО по предварительным расчетам не хватало на дополнительные инвестиции. В связи с этим Управляющая компания видела возможность переформатирования условий работы ЗПИФ ТО, продления сроков его существования и увеличения средств ЗПИФ ТО за счет привлечения дополнительных взносов пайщиков.

По поручению Департамента инвестиций Администрации Томской области в сентябре 2012 года исполнительным директором Некоммерческой организации «Фонд...» подготовлена аналитическая записка, направленная председателю Попечительского совета и генеральному директору ОАО «Российская венчурная компания», в которой выражено мнение о поддержке инициативы ЗАО «УК Мономах» по следующим причинам: инвестиционная фаза деятельности ЗПИФ ТО завершена, переход всех паев ЗПИФ ТО в руки частных инвесторов будет означать выполнение основной задачи, поставленной Минэкономразвития РФ - бюджетные средства явились стимулом для развития венчурных инвестиций со стороны частных инвесторов; выход Некоммерческой организации «Фонд...» из ЗПИФ ТО поддерживается ОАО «Российская венчурная компания», которым прорабатываются юридические формы формирования новых венчурных фондов без образования ЗПИФ, так как в целом по стране имеются значительные сложности с деятельностью ЗПИФ, а их перспективы весьма неопределенны.

В ходе анализа указанной инициативы ЗАО «УК Мономах» сотрудниками ОАО «Российская венчурная компания», являющимися членами Попечительского совета Некоммерческой организации «Фонд...», и Департаментом инвестиций предложено провести оценку проектов, профинансированных за счет средств ЗПИФ ТО, для определения рыночной стоимости акций данных компаний и потенциала их развития в перспективе, а также стоимости паев ЗПИФ ТО. Фактически оценка рыночной стоимости инвестиционных паев ЗПИФ ТО в количестве 60 тыс. штук (50%-я доля Некоммерческой организации «Фонд...») с одобрением Попечительским советом затрат в сумме 240 тыс. руб. на проведение этой оценки осуществлена только через год - 30.09.2013 оценщиком ЗАО «Центр корпоративных решений» (г. Москва).

Согласно отчету оценщика, по состоянию на 30.06.2013 рыночная стоимость указанных инвестиционных паев ЗПИФ ТО составила 49,9 млн. руб. или на 10,1 млн. руб. меньше, чем по предложению ЗАО «УК Мономах». Однако поскольку в Управляющую компанию своевременно не был дан ответ о согласии или несогласии на продажу паев и с момента обращения прошел длительный период времени, ЗАО «УК Мономах» выразило сомнение, что потенциальный покупатель сохранил интерес к приобретению паев.

В июле 2013 года ЗАО «УК Мономах» обратилось к Некоммерческой организации «Фонд...» и в Департамент инвестиций с просьбой о содействии в поиске возможного покупателя проектных активов ЗПИФ ТО по цене, приближенной к цене инвестиций в данные проекты, который мог бы продолжить осуществление инвестиций, доработку этих проектов и доведение их до производственной стадии (так как в случае оценки акций проектных компаний исходя из допущения прекращения ЗПИФ ТО и, как следствие, ликвидационного подхода, их продажная стоимость могла стать гораздо ниже суммы вложенных инвестиций).

В октябре 2013 и январе 2014 года проведены рабочие совещания Администрации Томской области и исполнительного директора Некоммерческой организации «Фонд…» с представителями ЗАО «УК Мономах», по итогам которых, исходя из анализа подготовленной аналитической записки с точки зрения возможности альтернативного финансирования проектов, имевших перспективы для дальнейшего развития, было принято решение не вкладывать дополнительные бюджетные средства в проекты компаний, которые не смогли достигнуть запланированных результатов за расчетный период их реализации, и приступить к реализации имущества ЗПИФ ТО с минимальными потерями для пайщиков.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» ЗАО «УК Мономах» 09.10.2013 опубликовало сообщение о прекращении ЗПИФ ТО, в котором указана стоимость чистых активов ЗПИФ ТО на 02.10.2013 г. - 80,97 млн. руб.

При прекращении ЗПИФ ТО Некоммерческая организация «Фонд…» получила денежную компенсацию за паи в сумме 48,44 млн. руб. С учетом поступивших за 7-летний период функционирования ЗПИФ ТО доходов по инвестиционным паям в общей сумме 11,73 млн. руб. в целом Некоммерческой организацией «Фонд…» получены от Управляющей компании «Мономах» денежные средства в сумме 60,17 млн. руб. Кроме того, на расчетный счет Некоммерческой организации «Фонд…» за период с момента создания по 30.05.2014 поступили денежные средства в сумме 4,03 млн. руб., в том числе: 3,86 млн. руб. - проценты по договору 2006 года о срочном депозите и по договору банковского счета на остатки средств на счете организации; 0,17 млн. руб. - проценты за пользование заемными средствами, поступившие в 2010-2013 г.г. от юридических лиц по условиям договоров займа.

Израсходовано за указанный период для обеспечения текущей деятельности Некоммерческой организации «Фонд…», а также на оплату услуг венчурных партнеров и предоставление займов юридическим лицам (за минусом возврата заемных средств) - 18,58 млн. руб. Остаток денежных средств на расчетном счете Некоммерческой организации «Фонд…» по состоянию на 30.05.2014 составил 45,62 млн. руб.
  1   2   3

Похожие:

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия
Наименование (тема) контрольного мероприятия: «Проверка исполнения предписания №2 от 21. 04. 2016 года Контрольно-счетного комитета...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия №
Наименование (тема) контрольного мероприятия: Выборочная проверка правильности начисления заработной платы и правильности ведения...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия №
Наименование (тема) контрольного мероприятия: Выборочная проверка правильности начисления заработной платы и правильности ведения...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия
Мо го "Смирныховский" при проведении контрольного мероприятия по вопросу: Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconИнформация о результатах контрольного мероприятия
Слюдянский район от 24. 09. 2014 г. №567-р «О приостановлении контрольного мероприятия», распоряжение администрации муниципального...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка...
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 5 плана работы, приказ Контрольно-счётной комиссии Крестецкого муниципального...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия
Основание для проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Уинского муниципального района Пермского...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия проверки муниципального бюджетного
Основание проверки для проведения контрольного мероприятия: Решение Совета мо «Володарский район»№26 от 31. 05. 2012г. «Об утверждении...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия по проверке правомерности...
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 16 плана деятельности Контрольно-счетной палаты Можайского муниципального...

Отчет о результатах контрольного мероприятия iconОтчет о результатах контрольного мероприятия ревизии финансово-хозяйственной...
Земского Собрания Кочёвского муниципального района от 11. 10. 2011 №113, план работы Контрольно-счётной палаты Кочёвского муниципального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск