Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых


Скачать 423.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4



Учебно-методическое объединение (УМО)

по классическому университетскому образованию
Ассоциация классических университетов России (АКУР)



Материалы к совместному заседанию

расширенного Президиума УМО

по классическому университетскому образованию и съезда АКУР
26 ноября 2010 год, МГУ имени М.В.Ломоносова


Проекты методических документов:
Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов
Типовое положение о порядке организации и реализации совместных образовательных программ российским университетом

Москва 2010


Проекты представленных методических документов разработаны экспертами АКУР, Межвузовского центра «Инновационное образование» и НФПК - Национального фонда подготовки кадров. Они могут быть рекомендованы университетам России, в том числе университетам, получившими право реализации образовательных программ на основе самостоятельных образовательных стандартов и требований, для использования до момента, когда Минобрнауки России утвердит официальную Методику расчета трудоемкости ООП на основе ФГОС ВПО в системе зачетных единиц и Порядок совместной разработки и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными.


ПРОЕКТ
Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов
Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве обязательных требований к основным образовательным программам (ООП) нового поколения определили:

  1. Ориентацию на результаты обучения, выраженные в форме компетенций1;

  2. Возможность модульного построения образовательного процесса2;

  3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах3;

Вузы, получившие право работать по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам (СОС), обязаны выполнить норму, установленную ст. 5 п. 4.7 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании». Норма гласит, что требования к результатам освоения и условиям реализации ООП, установленные СОС, не должны быть ниже соответствующих требований ФГОС. Это означает, что в СОС требования к результатам освоения ООП должны быть сформулированы в форме компетенций и расчет трудоемкости всех компонентов ООП должен осуществляться в зачетных единицах.

Так как вузы, получившие право работать по СОС, могут устанавливать собственные требования к структуре ООП, не соотнося их с аналогичными требованиями ФГОС, то они вправе отказаться от дисциплинарного (циклового) построения ООП и частично или полностью перейти на модульное обучение.

Данный документ подготовлен на основе «Рекомендаций пользователям ECTS» (2009) с учетом требований ФГОС ВПО, «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденного Постановлением Правительства №71 от 14 февраля 2008 г. (далее – Типовое положение о вузе), а также письма Департамента государственной политики в образовании № 03-956 от 13 мая 2010 года «О разработке вузами основных образовательных программ», содержащего в приложении «Разъяснения разработчикам ООП на основе ФГОС» (далее – Письмо).
1. Общие принципы и основные параметры системы зачетных единиц

Европейская система перевода и накопления кредитов ECTS введена в действие в 1989 г. в рамках программ Erasmus и Socrates. Она представляет собой формализованный способ учета трудоемкости образовательных программ путем присвоения кредитов их компонентам (дисциплинам, модулям и т.д.), позволяющий не только сопоставлять образовательные программы, но и перезачитывать результаты обучения при смене студентом образовательной траектории, учебного заведения или страны пребывания. При организации образовательного процесса эта система выдвигает на первый план интересы студента, а не преподавателя или вуза, как ранее.

ECTS является инструментом, который помогает разрабатывать и реализовывать международные образовательные программы, присваивать единые «прозрачные» (понятные международному сообществу) квалификации разных уровней образования. Использование ECTS в сочетании с системами квалификаций, базирующихся на результатах обучения, признание квалификаций в разных странах. ECTS применима ко всем типам образовательных программ, независимо от используемых при их реализации образовательных технологий (в том числе дистанционных), форм4 и видов5 обучения.

Кредит ECTSединица измерения трудоемкости учебной нагрузки студента, выражение номинального времени, необходимого студенту для достижения конкретных результатов обучения. Результаты обучения описывают то, что учащийся, как ожидается, будет знать, понимать или в состоянии сделать после успешного завершения обучения. Кредиты выражают время, затраченное средним студентом на все виды учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, экзамены, самостоятельные исследования и т.д.).

Зачетная единица по смыслу и функциям соответствует кредиту ECTS, но ее применение при проектировании и реализации ООП характеризуется рядом особенностей, обусловленных заданными во ФГОС и других документах нормативными требованиями (трудоемкость учебной недели в академических часах, существенная разница между установленными часовыми эквивалентами для разных компонентов образовательной программы, продолжительность каникул). Эти особенности будут рассмотрены ниже.

Письмо Департамента государственной политики в образовании определяет зачетную единицу как «меру трудоемкости образовательной программы». Зачетные единицы, так же как и кредиты, описывают условный «вес» отдельных элементов ООП – дисциплин, модулей, практик, ИГА. Количество зачетных единиц, присвоенное компоненту образовательной программы, выражает общую трудоемкость этого компонента и не зависит от конкретных форм учебной работы, применяемых вузом образовательных технологий и форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Количество зачетных единиц, отводимых на каждую позицию учебного плана (дисциплину) в ООП, разработанную на основе ФГОС, включает в себя:

А) аудиторную работу (все возможные виды учебных занятий);

Б) самостоятельную работу (включая работу под руководством и контролем преподавателя);

В) текущий контроль успеваемости и мероприятия промежуточной аттестации (зачет, экзамен, включая время на подготовку и сдачу экзамена, и т. п.).

Зачетные единицы, так же как и кредиты, начисляются в случае успешного освоения студентом дисциплины (модуля) после его завершения и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки. Зачетные единицы (кредиты), предусмотренные учебным планом для конкретного компонента образовательной программы, не могут быть начислены студенту частично. Если студент достиг хотя бы минимума запланированных результатов обучения, ему должен быть начислен весь объем зачетных единиц, предусмотренный для данного компонента программы.

Для оценки успешности освоения модуля (дисциплины) дополнительно применяются различные шкалы оценивания: от традиционной пятибалльной до 100-балльной в рамках балльно-рейтинговой системы. В соответствии с Типовым положением о вузе (п. 46), российское высшее учебное заведение самостоятельно определяет систему оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся.

ECTS не гарантирует автоматического перезачета кредитов при смене студентом места обучения. Конкретные условия перезачета определяются Договором на обучение – документом, подписываемым студентом, а также направляющим и принимающим его университетами. В договоре могут особо оговариваться, например, требования к количеству контактных часов (времени совместной работы преподавателя и студента). Помимо Договора на обучение, перевод (перезачет) и накопление кредитов регулируются т. н. Основными документами ECTS (Информационный пакет вуза / Каталог курсов, Анкета-заявление студента, Описание достижений, Европейское приложение к диплому), характеристика которых дана в Приложении к данному документу.

Типовое положение о вузе (п. 46) дает российским вузам право самостоятельно определять порядок перезачета результатов освоения дисциплин, изученных студентом в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в рамках реализации программ двустороннего и многостороннего обмена.

2. Зачетные единицы и академические часы

ECTS исходит из того, что учебная нагрузка (объем учебной работы) студента дневной формы обучения в течение одного учебного года составляет 60 кредитов.

Данное число является результатом договоренности разработчиков системы ECTS и выбрано потому, что может быть поделено на множество кратных долей (2, 3, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30), что важно для модульной организации образовательного процесса.

Объем годовой учебной работы студентов в большинстве европейских стран варьируется в диапазоне от 1500 до 1800 часов (хотя имеются программы и по 2000 часов), следовательно один кредит соответствует 25–30 астрономическим часам. Средняя трудоемкость учебной недели составляет 1,5 кредита.

Согласно ФГОС, трудоемкость учебного года при реализации ООП должна быть равна 60 з. е. Письмо (п. 17) уточняет, что по семестрам в рамках учебного года данное количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

ФГОС установил соответствие одной зачетной единицы 36 академическим часам.

Типовое положение о вузе (п. 40) определяет максимальный объем еженедельной учебной нагрузки студента равным 54 академическим часам (включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин).

Таким образом, в соответствии с ФГОС, трудоемкость учебной недели при максимально возможной нагрузке студента составляет 1,5 з.е.

Типовое положение о вузе (п. 42) предписывает учебному заведению своим уставом определять продолжительность академического часа для всех видов занятий в пределах 45–50 минут.

Письмо (п. 18) разъясняет, что при разработке основных образовательных программ вуз вправе устанавливать часовой эквивалент зачетной единицы в интервале от 32 до 38 академических часов. Это связано с тем, что реальная продолжительность учебного года (в учебных неделях) и установленный вузом объем недельной учебной нагрузки студента (в академических часах) могут варьироваться.
3. Проектирование календарного графика учебного процесса и основного учебного плана на основе ФГОС с использованием зачетных единиц

При реализации ООП, созданной на основе ФГОС и использующей систему зачетных единиц, рекомендуется для каждого направления подготовки или специальности разрабатывать три вида учебных планов: основной (базовый) учебный план, рабочий учебный план и индивидуальный план студента.

Основной (базовый) учебный план вместе с календарным графиком учебного процесса определяет общие параметры реализации основной образовательной программы: удельный вес (в зачетных единицах) ее компонентов, формирующих те или иные компетенции; распределение зачетных единиц по годам и семестрам обучения (с выполнением требования 60 з.е. в год); ежегодное количество недель теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, физической культуры и факультативов, каникул. Для каждого элемента основного учебного плана рекомендуется указывать индексы компетенций (установленных ФГОС или СОС, а также ООП в рамках вариативной части), которые формирует данный элемент.

Рабочий учебный план определяет последовательность освоения элементов ООП, распределение часов (в пределах установленного для каждого элемента образовательной программы количества зачетных единиц), отводимых на аудиторную и самостоятельную работу, работу студента под руководством (контролем) преподавателя, процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Данный план служит для составления рабочих (календарно-тематических) программ учебных дисциплин (модулей) и расписания, а также для расчета нагрузки преподавателей.

Индивидуальный учебный план студента определяет его индивидуальную образовательную программу на семестр или учебный год6.

Проектирование образовательного процесса рекомендуется начинать с составления календарного графика учебного процесса и расчета учебного времени в неделях (при этом необходимо определить, в какие именно годы обучения и как именно будут учитываться физическая культура и факультативы). Далее рекомендуется разработать основной учебный план, рабочий учебный план и рабочие программы дисциплин.

При проектировании графика учебного процесса и расчете трудоемкости ООП и ее компонентов (циклов, дисциплин (модулей), практик, НИР, ИГА, физической культуры) в зачетных единицах необходимо учитывать следующие требования, заданные ФГОС:

  • Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период (п. 7.9).

  • Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися. Трудоемкость факультативных дисциплин для программ бакалавриата не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения (п. 7.6). Для программ магистратуры ФГОС не вводит ограничений по количеству факультативных дисциплин.

  • Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов; при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов (п. 7.10). Обязательные занятия по физической культуре должны быть учтены в объеме еженедельной общей нагрузки студентов (т.е. должны войти в 54 академических часа). Часы физической культуры не учитываются только при определении объема еженедельных аудиторных занятий.

Необходимо также учитывать требование Типового положения о вузе (п. 46): «Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам». Но при этом «формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации вуз определяет самостоятельно».

Приведем также еще несколько относящихся к теме выдержек из Письма:

«19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц? Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц»;

«23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)», определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13? Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля)».

Иными словами, ФГОС не регламентирует график учебного процесса и не устанавливает требований к продолжительности экзаменационных сессий. Вузы, применяющие нелинейную организацию учебного процесса, как правило, используют балльно-рейтин­говую систему учета достижений студентов. При этом в графике учебного процесса могут отсутствовать экзаменационные сессии и, соответственно, часы, при традиционной схеме обучения отведенные на подготовку и сдачу экзаменов, используются для учебной работы студента. Оценка же по дисциплине (модулю) выставляется по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации, которая может проводиться в различных формах (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, подготовка рефератов и т.п.). ФГОС определяет (п. 7.4), что «по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»)».

Для иллюстрации возможных подходов к проектированию графика учебного процесса при реализации ООП на основе ФГОС приведем несколько вариантов расчетов.

Рассчитаем количество учебных недель, необходимых для реализации 60 зачетных единиц в учебном году, если считать, что 1 з.е. равна 36 академическим часам, а общая недельная нагрузка – 54 академическим часам:

60 з.е. / год х 36 ак.час / з.е = 2160 ак.час / год (2160 академических часов в году)

2160 ак.час / год : 54 ак.час / нед = 40 нед
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconМетодические рекомендации по применению зачетных единиц при проектировании и реализации ооп
Например, суммарная трудоемкость подготовки бакалавра в фгос задана равной 240 зачетным единица (зач ед.), магистра – 120 зач ед.,...

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconМетодические рекомендации для экспертов при осуществлении контрольно-надзорных...
Проверка соответствия структуры основных образовательных программ требованиям фгос 110

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconМетодические рекомендации по лицензированию основных образовательных...
Методические рекомендации по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство...

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconМетодические рекомендации по разработке основных профессиональных...
По разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconПостановлением Правительства
Редитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные...

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconПамятка преподавателю об организации учебного процесса с использованием...
Издается в рамках проекта «Приведение оценочно-зачетной системы в соответствие с ects (европейской кредитно-рейтинговой системой)»,...

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconМетодические рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения...
Налогового Кодекса РФ (далее Кодекса). На территории Республики Саха (Якутия) введение патентной системы закреплено в Законе рс(Я)...

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общего образования

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconСистема зачетных единиц: особенности организации и календарного планирования учебного процесса
Система зачетных единиц: особенности организации и календарного планирования учебного процесса.  Материалы к седьмому заседанию...

Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе фгос и самостоятельно устанавливаемых  iconРешением окружного
Порядок определяет процедуру проведения экспертизы основных образовательных программ с этнокультурным компонентом, реализуемых образовательными...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск