Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им.


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им.
страница1/4
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Договоры > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском


Кафедра Гуманитарных и социальных дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



Русский язык и культура речи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском

Р А Б О Ч А Я У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А


Русский язык и культура речи

Образовательная программа специальности 080504 «Государственное муниципальное управление»


Кафедра Гуманитарных и социальных дисциплин
Рабочая программа утверждена на

кафедры Гуманитарных и социальных

.

дисциплин

. Заведующий кафедрой

________________ к.филос.н., доц. Разумеев М.Л.
Программа составлена:

.
К.ф.н.,оцеднт Хаданович А.Е.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык – важнейшее национальное достояние. Поэтому выпускник обязан владеть современным русским литературным языком в различных сферах его функционирования, в письменной и устной разновидностях.

Программа курса «Русский язык и культура речи» составлена с учетом специфики культуры речи как особой лингвистической дисциплины, приоритетами которой являются, во-первых, поддержка, защита и охрана русского языка, во-вторых, учет практических потребностей языковой личности в области текстопорождения и текстопонимания, в-третьих, пробуждение языкового самосознания и речевой рефлексии говорящих и пишущих.

Представляемый курс имеет четко выраженную профессионально практическую направленность. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатыми коммуникативными, познавательными и эстетическими возможностями русского языка.

Основная цель данного курса – повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, что предполагает умение использовать средства языка в разных формах в типичных для специалистов данного профиля речевых ситуациях.

Задачи курса:

- дать представление о системе языка, его роли в обществе, соотношении языка и речи, о русском национальном языке и его подсистемах;

- сформировать у студентов коммуникативные навыки, которые должен иметь профессионал для успешной работы по своей специальности и каждый член общества для успешного общения в бытовой, правовой, научной, политической и социально-государственной сферах;

- повысить их общую культуру, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

- способствовать формированию открытой для общения личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.

Содержательные единицы курса скомпонованы таким образом, чтобы сформировать у студентов совокупность умений и навыков, которые обеспечивают не только свободное владение языком, но и владение коммуникативными нормами, набором коммуникативных

стратегий и тактик в блоке со способностью к их оптимальной реализации, умение устанавливать коммуникативный контакт, при необходимости корректируя дискурс.

Таким образом, программа курса «Русский язык и культура речи» ориентирована на одновременное формирование у студентов трех видов компетенции: языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной – с акцентом на коммуникативной компетенции.


Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам/курсам

3/1

Общая трудоемкость дисциплины

85

Лекции

36/12

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

_/8

Всего самостоятельная работа

49/65

В том числе: курсовое проектирование

-

Другие виды (РГЗ, рефераты и др.)

-

Вид итогового контроля (экзамен, зачет)

зачет/зачет


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(очное/заочное)
Раздел 1: Язык как система 6/2


    1. Языковые знания как средство коммуникативной компетенции и становления профессиональной компетенции


Язык как универсальная коммуникативная система. Основные функции языка. Язык и культура. Связь языка с историей и культурой народа. Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и индоевропейскими народами.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Языковая политика государства.

Русский национальный язык и его подсистемы. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечия, социальные жаргоны и области их функционирования.

Русский литературный язык как нормированная обработанная подсистема национального языка.
1.2. Речевое взаимодействие. Язык и речь
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Речь как процесс и результат. Формы речи. Типы речи. Устная и письменная разновидности литературного русского литературного языка. Перевод письменной речи в устную. Способы диалогизации устной речи. Разговорная

речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
1.3. Культура речи. Основные направления совершенство-

вания навыков грамотного письма и говорения.

Культура речи как дисциплина, обеспечивающая сохранение литературного языка. Современная теоретическая концепция культуры речи. Нормативные,

коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Формирование языковой компетенции как главная задача культуры речи. Уровни языковой компетенции.
Раздел 2: Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании русского литературного языка 10/2
2.1. Русский литературный язык и языковая норма
Структурные и коммуникативные свойства языка. Национальный язык и его разновидности. Основные признаки русского литературного языка. Понятие языковой нормы. Подвижность языковой нормы. Императивная и диспозитивная норма. историческую изменчивость нормы, на ее общеобязательность. Формирование и изменение норм современного русского литературного языка. Исторические, социальные факторы, играющие роль в формировании и изменении норм.

2.2. Виды норм: орфоэпические нормы, акцентологические, грамматические, словообразовательные нормы.
Понятие и признаки языковой нормы. Виды норм: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические. Соблюдение норм как одно из требований культуры речи. Виды речевых ошибок (нарушение нормативности речи приводит к появлению речевых ошибок, что влечет за собой определенные помехи в процессе коммуникации: речь лишается одного или нескольких из своих коммуникативных качеств: логичности, точности, уместности, краткости, ясности, выразительности, действенности). Причины нарушения правильности речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Совершенствование навыков устной и письменной речи.
1. Развитие навыка монологической речи, т.е. процесса целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка, что предполагает:

- знание структуры монолога, умение правильно начать выступление и эффектно закончить;

- навык подготовки к выступлению;

- выработка уверенности в себе;

- умение найти контакт с аудиторией, дать аудитории верную предварительную оценку.

2. Развитие навыка диалогической речи, умения вести кооперативный диалог.

3. Развитие техники речи:

- тренировка речевого дыхания;

- выполнение упражнений по совершенствованию дикции, правильности артикуляции, манеры произносить слова (артикуляционная гимнастика, произношение слогов, произношение скороговорок, речь с камушками во рту);

- развитие голоса, его высоты, силы и тембра;

- интонационные упражнения.

4. Знание орфоэпических норм и совершенствование соответствующих навыков, развитее навыков выразительного чтения.

2.3. Лексические и фразеологические нормы

.

Слово в лексической системе языка. Прямое и переносное значение слова. Полисемия и омонимия. Синонимы, антонимы, паронимы. Лексическое значение слова. Речевые недочеты и их предупреждение (неточно употребленное слово, слово, нарушающее стилевое единство текста, однообразие словаря. Лексические ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления: 1) употребление того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящем к данному контексту; 2) ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов; 3) употребление лишних слов (плеоназмы); 4) лексические анахронизмы.
Раздел 3: Стилистика. Функциональные стили 6/2
3.1. Стилистика как наука.
Понятие стилистики как лингвистической дисциплины. Два основных направления в общей стилистике: стилистика ресурсов и функциональная стилистика. Стилистическая коннотация. Лексика стилистически окрашенная и нейтральная. Разновидности стилистических коннотаций. Система функциональных стилей русского языка. Стилистические ошибки и пути их преодоления. Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи.

Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.

3.2. Научный стиль речи.
Черты научного стиля: отвлеченность и обобщенность, точность, логичность. Жанровое многообразие научного стиля. Особенности трех подстилей: собственно-научного, учебно-научного, научно-популярного. Письменная научная речь. Языковые средства научного стиля. Средства связи в научном тексте.
3.3. Официально-деловой стиль речи.
Особенности официально-делового стиля речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Языковые формулы официальных документов. Правила оформления документов. Деловое письмо. Новые тенденции в практике русского делового письма. Особенности устной деловой речи.
3.4. Художественный стиль речи.
Черты художественного стиля речи. Эпос. Лирика. Драма. Жанровое многообразие художественного стиля речи. Особенности художественного языка. Изобразительно-выразительные средства, средства поэтического синтаксиса. Стилистический анализ текста. Функционально-смысловые типы речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Раздел 4: Речевое взаимодействие. Речевая коммуникация 6/_
4.1. Общение и коммуникация.
Общение как научная категория. Основные единицы общения. Виды общения. Основные сферы общения. Ситуации общения и ее составляющие. Коммуникативные стратегии и тактики. Понятие об эффективном общении. Факторы, затрудняющие речевое общение. Законы эффективного слушания. Приемы эффективного чтения.

4.2. Речевое взаимодействие. Культура речевого поведения

Функции и структура общения. Коммуникативная компетентность. Виды общения. Стратегии и тактика общения. Этапы общения. Речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Основные характеристики культуры речи, такие как: чистота, богатство, разнообразие, содержательность, понятность. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

Раздел 5: Особенности публичного выступления
5.1. Риторика как искусство красноречия. Особенности устной публичной речи
Предмет риторики и виды красноречия. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Оратор, его знания, навыки и умения. Оратор и его аудитория. Типичные недостатки ораторской речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общая трудоемкость дисциплины составляет 85 часов
Очная/заочная форма обучения на базе среднего образования




п/п

Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

СРС




1

Язык как система.

6/2

-

8/10

Домашнее задание; работа со спец. литературой;

2

Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании русского литературного языка. Варианты нормы.

8/2

-

15/10

Домашнее задание; контрольные работы; лингвистический анализ текста;

3

Стилистика.

Функциональные стили русского языка

10/2

_/2

14/10

Домашнее задание; стилистический анализ текста; контрольные работы;

4

Речевое взаимодействие. Речевая коммуникация

6/2

_/2

6/15

Домашнее задание; работа с текстами;

5

Особенности публичного выступления

6/_

-

6/20

Домашнее задание; контрольные работы;




Всего часов/ промежуточная аттестация

36/12

_/8

49/65

зачет



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

При изучении дисциплины особое значение имеет самостоятельная работа студента в соответствии с предусмотренным учебным планом распределением времени.

Самостоятельная работа включает:

- дополнительную работу с материалами, изученными на лекциях;
- самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях преподавателя;


- знакомство с основной и дополнительной научно-исследовательской литературой, указанной в списке;

- подготовку к промежуточному тестированию – работу с пробными тестами;

- освоение глоссария;

Контроль над качеством выполнения самостоятельной работы осуществляется систематически посредством разного вида контроля.

Основными методами контроля текущей успеваемости студентов являются: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменный (реферат, терминологический диктант), промежуточный контроль (тестовые работы, домашние задания), итоговый контроль (зачет).
ТЕМЫ, ВЫНЕСЕННЫЕ

НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Для студентов очной формы обучения


      1. Морфологические нормы.

      2. Синтаксические нормы.

      3. Основные правила орфографии и пунктуации.

      4. Публицистический стиль русского языка.

      5. Разговорный стиль. Его основные особенности.

      6. История речевого этикета.

      7. Основные жанры разговорной речи.

      8. Устные речевые жанры в профессиональной деятельности.

      9. Письменные речевые жанры в профессиональной деятельности.

      10. Техника речи.

      11. Текст как продукт речевой деятельности. Культура устной и письменной речи.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Стили современного русского литературного языка.

  2. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды норм.

  3. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

  4. Устная и письменная разновидности литературного языка.

  5. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.

  6. Функциональные стили современного русского литературного языка и их взаимодействие.

  7. Научный стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

  8. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

  9. Порядок работы над текстом курсовой (дипломной) работы.

  10. Особенности подготовки реферата (студенческой письменной работы).

  11. Правила оформления отдельных видов текстового материала.

  12. Составления конспекта текста.

  13. Редактирование научного текста.

  14. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

  15. Языковые формулы официальных документов.

  16. Аргументация. Основные виды аргументов. Структура ораторской речи.

  17. Правила оформления документов.

  18. Стилистические ошибки.

  19. Публицистический стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

  20. Особенности устной публичной речи.

  21. Отбор языковых средств в публицистическом стиле.

  22. Понятие об ораторском искусстве. Цели и задачи риторики.

  23. Оратор и его аудитория.

  24. Основные виды аргументов.

  25. Подготовка речи, основные этапы подготовки.

  26. Возможные способы изложения материала.

  27. Функционально-смысловые типы речи.

  28. Оформление библиографических данных.

  29. Сбор материала и основные приёмы поиска, виды вспомогательных материалов.

  30. Понятность, информативность речи.

  31. Выразительность публичной речи. Значение слова и лексическая сочетаемость, многозначность слова и омонимия.

  32. Выразительность публичной речи. Лаконизм, плеоназм, тавтология.

  33. Выразительность публичной речи: паронимы, синонимы, антонимы.

  34. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Языковые особенности разговорной речи.

  35. Разговорная речь, условия функционирования, роль внеязыковых факторов.

  36. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи.

  37. Этические нормы речевой культуры.

  38. Орфоэпия и орфография.

  39. Орфоэпическая норма. Орфоэпические словари.

  40. Акцентологические трудности.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. М., 2009.

  2. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики.  М., 2008.

  3. http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html - Белыхина Т.М. Электронная программа «Русский язык и культура речи» 2009.

  4. http://www.thesaurus1.narod.ru/ - Баранов О.С. Русский тезаурус. Электронное издание.2010

  5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2009.

  6. Волков А. А. Основы риторики. М., 2009.

  7. . http://www.philology.ru/linguistics2/plungyan-08.htm - Плунгян В.А. Корпус как инструмент и как идеология: о некоторых уроках современной лингвистики


Дополнительная:

  1. Александров Д.Н. Риторика. – М., 2000.

  2. Античные теории языка и стиля. М.-Л., 1956.

  3. Аристотель. Риторика // Античные риторики.  М., 1978.

  4. Аристотель. Топика // Аристотель. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М., 1978.

  5. Введенская Л. В., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.– Ростов-на-Дону, 2002.

  6. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993. Граудина Л.К., Миськевич Г.Н. Теория и практика русского красноречия. – М., 2003.

  7. Демосфен. Речи. М., 1956.

  8. Жинкин Н. И. Язык и творчество: избр. труды. – М., 1998.

  9. Культура сценической речи: сборник статей. - М., ВТО, 1989.

  10. Ломоносов. Хрестоматия. / Авт.-сост. С. А. Минеева, О. Л. Лейбович, - Пермь, 1994.

  11. Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980.

  12. Маркасова Е.В. Представления о фигурах речи в русских риториках XVII – начала XVIII века. Петрозаводск,  2002.

  13. Маркичева Т.Б., Ножкин Е.А. Мастерство публичного выступления. - М., Знание 2003.

  14. Мартьянова И.А. Основы риторики. Пособие для старшеклассников. - М. – СПб., 2002

  15. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М.: Академия, 1996

  16. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. – Свердловск, 1991.

  17. Солганик Г. Я. Стилистика текста: учебн. пособие. – М., 1996.

  18. Об ораторском искусстве: сборник статей. - М., Искусство, 1991.

  19. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Скворцов Л.И. - М., 2000.

  20. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М., 1991.

  21. Поварнин С. Спор: О теории и практике спора. - М., 1992.

  22. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М., 1978.

  23. Сценическая речь. Сборник статей. - М., 1986.

  24. Фермановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1999.

  25. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону, 1998

  26. Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.

  27. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.


Интернет-сайты

    1. Справочно-информационный портал www.gramota.ru.



ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Морфологические нормы

План занятия

  1. Понятие грамматической нормы. Единица морфологии. Части речи и лексико-грамматические разряды. Морфологические нормы.

  2. Трудные случаи употребления:

    • имён существительных.

    • имён прилагательных.

    • числительных.

    • местоимений.

3. Нарушения грамматических норм и пути их преодоления.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса следует разграничить две составляющие грамматики русского языка: морфологию и синтаксис – и сказать, что предполагает норма морфологическая и синтаксическая. Необходимо дать определение понятиям: морфология, словоформа, часть речи, лексико-грамматический разряд. Следует перечислить основные признаки частей речи, разделить знаменательные и служебные части речи.

При рассмотрении второго вопроса необходимо подробно сказать о трудных случаях употребления каждой из перечисленных частей речи. Так, к трудным случаям употребления имен существительных относятся: определение рода, варианты падежных окончаний, склонение имен и фамилий; к трудным случаям употребления имен прилагательных относятся: степени сравнения, краткие формы; к трудным случаям употребления имен числительных относятся: склонение имен числительных, употребление собирательных имен числительных; к трудным случаям употребления местоимений относится употребление личных, возвратных и притяжательных местоимений.

При рассмотрении третьего вопроса следует указать конкретные случаи нарушения в употреблении различных частей речи; перечислить виды морфологических трудностей.
ТЕМА 2. Синтаксические нормы

План занятия

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Трудные случаи употребления:

  2. Синтаксические нормы.

  3. Нарушения грамматических норм и пути их преодоления. Синтаксические и стилистические ошибки.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса следует разграничить две составляющие грамматики русского языка: морфологию и синтаксис. Определить что предполагает норма морфологическая и синтаксическая.

При рассмотрении второго вопроса необходимо уделить внимание прежде всего согласованию членов предложения, а именно сказуемого с подлежащим, а также определений и приложений с определяемым словом. Также следует остановиться на вопросе о порядке слов в простом предложении и особенностях построения сложных предложений разных типов.

При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на тех случаях, когда требования, предъявляемые к употреблению слов, форм слов и к построению предложений нарушаются. Также следует сказать о способах правки предложений, особое внимание обратив на то, что вариантов правки, как правило, несколько.
ТЕМА 3. Лексические нормы

План занятия

  1. Лексика как раздел языкознания.

  2. Грамматическое и лексическое значение слова.

  3. Лексика с точки зрения ее происхождения.

  4. Лексика с точки зрения ее употребления.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию студентам рекомендуется повторить темы «Русский литературный язык и языковая норма», «Виды норм: орфоэпические нормы, акцентологические, грамматические, словообразовательные нормы», «Лексические и фразеологические нормы».

Рассматривая первый вопрос необходимо, во-первых, дать определения понятий «лексикология», «лексема» во-вторых, перечислить и охарактеризовать основные принципы данной отрасли языкознания.

При рассмотрении второго вопроса необходимо указать на то, что у каждого слова есть свой определенный морфемный состав, лексическое и грамматическое значение. Важно отметить, что изучение лексического наполнения словаря национального языка, правильного употребления каждого слова в конкретном контексте имеет важное значение для культуры речи. Следует обратить внимание на то, что слова русского языка имеют свойство употребляться в прямом и переносном значении, при этом нужно определить два вида переноса значений.

При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на таких вопросах, как исконно русская лексика, к которой относятся три группы слов с общеславянскими, восточнославянскими, собственно русскими корнями, и заимствованная лексика.

При подготовке к ответу на четвертый вопрос следует отметить, что в русском литературном языке выделяют общеупотребительные (нейтральные) слова и необщеупотребительные. Необщеупотребительная лексика – это диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, экзотизмы, интернационализмы, варваризмы.
ТЕМА 4. Правила оформления отдельных видов текстового материала

План занятия:

  1. Правила оформления цитат.

  2. Правила оформления библиографии и ссылок.

  3. Правила оформления перечисления.

  4. Правила написания количественных и порядковых числительных.

  5. Правила записи и употребления сокращённых слов.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса необходимо сказать прежде всего о правилах пунктуационного оформления цитат. Также следует сказать о способах включения чужой речи в речь автора: о прямой речи, косвенной, несобственно-прямой. Важно вспомнить также об аллюзийных цитатах.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на оформление различных источников: монографий, статей из сборников, книг, которые написаны коллективом авторов, под чьей-либо редакцией, журналов. Особо следует сказать о последовательности указания выходных данных источников.

При рассмотрении третьего вопроса следует сказать о разных видах перечисления: однородных членах предложения; списке вопросов, подлежащих рассмотрению; требованиях, перечисляемых в документе.

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо сказать о возможных способах записи цифр в документе: цифровом, буквенном и буквенно-цифровом. Следует сказать о главном правиле записи цифр: цифра должна легко читаться и восприниматься.

При рассмотрении пятого вопроса необходимо сказать о том, что все сокращения должны быть прежде всего понятны. Сложносокращенные слова следует записывать в том виде, в каком это принято.

ТЕМА 5. Публицистический стиль речи.

План занятия:

  1. Жанровая дифференциация публицистического стиля.

  2. Отбор языковых средств в публицистическом стиле.

  3. Пресса и орфография.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса необходимо в первую очередь сказать о функциях средств массовой информации. Эти функции предопределяют жанровое разнообразие публицистического стиля. Далее следует охарактеризовать основные жанры публицистики: статью, заметку, очерк, репортаж, интервью

При рассмотрении второго вопроса следует подробно проанализировать лексику, морфологию и синтаксис публицистики, сказать об отличиях языковых средств публицистики от средств научного и официально-делового стиля. Также важно назвать те случаи, когда оправдано включение в стиль средств массовой информации иностилевых элементов.

При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на тех орфографических правилах русского языка, которые могут вызвать затруднения у пишущего.

ТЕМА 6. Особенности разговорного стиля.

План занятия:

  1. Понятие разговорного стиля.

  2. Сфера использования разговорного стиля.

  3. Языковые особенности разговорного стиля.

  4. Роль внеязыковых факторов.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса необходимо сказать об отличиях разговорного стиля от книжных стилей.

При рассмотрении второго вопроса следует сказать о сфере использования этого стиля, о тех речевых ситуациях, которые предполагают непринужденное общение.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо подробно рассмотреть языковые особенности разговорного стиля, такие, как форма диалога, использование разностилевой лексики, большая роль внеязыковых факторов, использование мимики, жестов, эмоционально-экспрессивной лексики, средств выразительной речи, обилие неполных предложений, ситуативность речи.

При рассмотрении четвертого вопроса следует обратить внимание на такие внеязыковые факторы общения, как ситуация речи, место, время, личность говорящего и слушателя, особенности поведения, темперамент.

ТЕМА 7. Речевое взаимодействие

План занятия:

  1. Понятие речевого взаимодействия.

  2. Основные единицы общения:

    • речевое событие;

    • речевая ситуация;

    • речевое взаимодействие.

3. Устная и письменная формы речи.

4. Функционально-смысловые типы речи.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса важно обратить внимание на то, что любой коммуникативный акт проходит в определенных условиях и в нем участвуют, как правило, две стороны. Поэтому речевое взаимодействие предполагает соблюдение как речевых норм, так и норм этикета.

При рассмотрении второго вопроса необходимо дать четкое определение каждой из единиц общения, а также сказать о прямых и косвенных высказываниях.

При рассмотрении третьего вопроса следует сказать, главным образом, о различиях между устной и письменной формами общения, которые заключаются не только в фиксации или отсутствии фиксации речи на письме. Следует сказать о роли невербальных средств общения в устной речи, о роли экстралингвистических факторов, о характере адресата.

При рассмотрении четвертого вопроса следует сказать о таких типах речи, как описание, повествование, рассуждение, и определить типичные речевые ситуации, в которых требуется один из этих видов.

ТЕМА 1. Логико-композиционное построение ораторской речи

План практического занятия:

  1. Структура речи.

  2. Возможные способы изложения материала.

  3. Средства выражения логических связей в тексте.

  4. Разработка различных видов планов.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса важно сразу определить, что такое композиция, какие три основные части должны быть в каждой ораторской речи. Необходимо определить, что следует говорить во введении, что следует говорить в основной части, что следует говорить в заключении.

При рассмотрении второго вопроса следует сказать о таких способах изложения материала, как дедуктивный, индуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, метод аналогии.

При рассмотрении третьего вопроса следует обратить внимание на то, что средства выражения логических связей в тексте отчасти похожи на такие же средства, используемые в научном стиле. Однако следует помнить, что, поскольку оратор выступает перед аудиторией непосредственно, следовательно, необходимо сделать так, чтобы эти средства на затрудняли восприятие содержания речи, то есть не были громоздкими.

При рассмотрении четвертого вопроса следует сказать о видах планов по структуре и по назначению. По структуре выделяют простые и развернутые, по назначению – предварительный, рабочий, основной. Каждый из видов планов по структуре должен быть оправдан целью речи, задачами оратора. Каждый из видов планов по назначению составляется оратором на разных этапах подготовки речи.

ТЕМА 2. Словесное оформление ораторской речи

План занятия:

    1. Содержательность речи.

    2. Точность речи.

    3. Понятность речи.

    4. Информативность речи.

    5. Богатство речи.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса следует определить объем понятия «содержательность». Речь должна иметь смысл и не быть при этом расплывчатой. Таким образом, оратору важно уметь затратить на объяснение какого-либо вопроса не больше, но и не меньше слов, чем этого требует сам вопрос.

При рассмотрении точности речи (второй вопрос) следует обратить внимание на лексическую точность. Часто ошибки в речи, в том числе ораторской, возникают из-за того, что оратор смешивает слова-паронимы, не различает оттенки значений синонимов, не владеет навыками объяснения сложных понятий.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо остановиться на тех приемах, которые позволяют автору излагать материал доступно для аудитории. Оратор должен еще при подготовке речи осознать, что может быть неясно или не совсем ясно слушателям, и постараться донести этот материал в понятной форме. Для этого необходимо заранее приготовить примеры, постараться объяснить какие-то понятия более простым языком, чем это написано в книгах.

При рассмотрении четвертого вопроса следует определить значение термина «информативность». Информативность предполагает прежде всего объем информации, больший или меньший в зависимости от темы, целей оратора и отведенного на выступление времени. Причем эта информация должна быть новой для слушателей, по возможности актуальной.

При рассмотрении пятого вопроса следует уделить внимание тем языковым средствам, которые позволяют добиться богатства ораторской речи. Богатство речи предполагает прежде всего обширный словарный запас говорящего, отсутствие неоправданных повторов. Поэтому оратор должен при подготовке речи обращать внимание на те слова, которые он выбирает. Также любой оратора должен постоянно обогащать свой словарный запас.

Контрольные тесты для определения минимального уровня освоения программы дисциплины
Тест к отдельным темам

Вариант 1
1. В каком слове не допускаются с точки зрения литературного языка два варианта ударения?

А) Творог;

Б) Договор;

В) Одновременно;

Г) Тефтели.
2. В каком ряду во всех словах «чн» произносится как [шн]?

А) Яичница, пустячный, прачечная;

Б) Сердечный, булочная, вечный;

В) Античный, очечник, уличный;

Г) Двоечник, горчичник, нарочно.
3. В каком ряду во всех словах «е» произносится как [о]?

А) Двоеженец, опека, шлем;

Б) Афера, планер, лектор;

В) Истекший (кровью), желчь, желоб;

Г) Браконьер, жердочка, новорожденный.
4. В каком ряду во всех словах согласный перед «е» произносится твердо?

А) Девальвация, контекст, индекс;

Б) Тендер, бизнес, компьютер;

В) Демпинг, кредо, дивиденды;

Г) Штемпель, телекс, сервис.
5. В каком ряду все слова в форме мн.ч. употреблены правильно?

А) векселЯ, образА, шАрфы, шоферА;

Б) векторА, мИчманы, шнИцели, Якори;

В) блАга, щУпальцы, цыгАне, средствА;

Г) блЮда, кренделЯ, хуторА, договОры.
6. В каком ряду все слова в форме родительного падежа мн.ч. имеют нулевое окончание?

А) Апельсин, ботинки, кастрюля;

Б) Гусар, слива, носок;

В) Яблоко, кочерга, чулки.

Г) Килограмм, кегля, очистки.
7. Найдите верное словосочетание.

А) ФСБ принял;

Б) ТАСС заявил;

В) МВФ установило;

Г) ФГП указал.
8. Какое прилагательное соответствует аббревиатуре МИД?

А) российские;

Б) российская;

В) российский;

Г) российское.
9. В каком ряду все прилагательные употреблены верно?

А) Самый красивый, красивейший, более красивее;

Б) Самый соленый, соленее, соленее всех;

В) Лучший, лучше, самый хороший;

Г) Фиолетовее, более фиолетовее, самый фиолетовый.
10.Выберите грамматически верный вариант.

А) Строительство этого объекта запланировано на двух тысячи шестой год.

Б) К пушкинскому юбилею двух тысяч девятого года надо начинать готовиться уже сейчас.

В) В двухтысячном году мы еще на что-то надеялись.

Г) Двух тысяча пятый год запомнился нам разрушительными катастрофами.
11. В каком ряду все числительные употреблены правильно?

А) Трое товарищей, двое сирот, четверо саней;

Б) Четверо друзей, двое женщин, двое забияк;

В) Трое профессоров, четверо студентов, двое школьниц;

Г) Четверо парней, двое плакс, трое подруг.
12. Какая форма глагола образована неверно?

А) Езжай;

Б) Выздоровею;

В) Ляг;

Г) Дремлет.
13. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка.

А) Основываться на чем-либо;

Б) Уделять внимание чему-либо;

В) Исходить из чего-либо;

Г) Отчитаться о чем-либо.
14. Выберите нужный предлог: «… ожидаемых заморозков принять меры предосторожности».

А) Благодаря;

Б) Ввиду;

В) Вследствие;

Г) Согласно.
15. Найдите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы.

А) Туристы поражались высоте небоскреба;

Б) Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями;

В) Лаборанту был предоставлен отпуск для сдачи.

  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины трудовое право федеральное...
«юриспруденция» при изучении курса «Трудовое право». Составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины бухгалтерский учет и аудит...
Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Терминами и понятиями бухгалтерского учета оперируют коммерсанты, менеджеры, инвесторы,...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск