Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права


Скачать 254.06 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по курсу История отечественного государства и права
ТипКонтрольная работа
filling-form.ru > Договоры > Контрольная работа
Контрольная работа по курсу

История отечественного государства и права

Вариант “А”

Задание

ВОПРОС. Правовое положение вотчин и поместий по Соборному Уложению 1649 г.

КАЗУС. Летом 1479 г. псковский горожанин Иван Березов взял в долг у ростовщика Федора Глазова 2 рубля серебра под залог своей кольчуги. Договор был оформлен закладной доской. Когда прошел срок возврата долга, Глазов обратился в суд. Березов в суде заявил, что он оставил кольчугу на хранение у Ф. Глазова и потребовал вернуть ему вещь. Какое решение в соответствии с нормами Псковской Судной Грамоты должен вынести суд? Какие доказательства могут быть предъявлены сторонами?

Методические указания

ВОПРОС. Ответ начните с того, что такое “поместье” и “вотчина”, в чем заключалась изначальная разница между ними. Затем проанализируйте главы XVI и XVII Соборного Уложения 1649 г. и выявите, как сглаживается эта разница в данном нормативно-правовом акте и в чем конкретно состоит сближение их правового статуса.

КАЗУС. Для решения казуса следует разобраться в правовом регулировании договора займа по Псковской Судной грамоте.

Вариант “Б”

Задание

ВОПРОС. Развитие уголовного права от Русской Правды до Судебника 1497 г.

КАЗУС. Иван Сидорович Петрушкин завещал свое имущество стоимостью 30 тысяч золотых рублей в равных долях трем наследникам: своей супруге, другу детства, местному музею изобразительных искусств. После его трагической гибели сын И.С. Петрушкина заявил о своих правах на наследство отца и подал исковое заявление в суд. Как должно быть распределено наследство И.С. Петрушкина в соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Что такое преступление, какие выделялись объекты преступлений, какие существовали виды преступлений и наказаний, цели и задачи наказаний и как развивалось понимание этих вопросов от Краткой редакции Русской Правды к Псковской Судной грамоте и Судебнику 1497 г.; чем был обусловлен этот процесс – вот те основные моменты, которые должны стать предметом Вашего изучения и найти свое отражение в ответе на поставленный вопрос.

КАЗУС. Изучите особенности наследственного права по первому советскому Гражданскому кодексу.

Вариант “В”

Задание

ВОПРОС. Развитие советской судебной системы по декретам о суде (№ 1, 2 и 3).

КАЗУС. Купцы Авдей, Всеслав и Драгомир заняли у Ерофея (тоже купца) по 10 гривен. Закупив меда и пеньки Авдей отправился в Царьград, но по пути его ладья попала в бурю и затонула со всем грузом, а сам Авдей спасся только чудом. Всеслав поторговал вполне успешно и заработал 5 гривен прибыли. Драгомир все взятое в долг пропил и проиграл в кости. Когда подошел срок возврата долга Ерофею, все трое отказали. Определите, какие последствия ожидают купцов-заемщиков в соответствии с нормами Русской Правды?

Методические указания

ВОПРОС. Слом старого государственного аппарата включал в себя и преобразования в системе судебных органов. Именно декреты о суде, с одной стороны, упраздняли старые структуры, а, с другой стороны, создавали новые. Ваша задача состоит в том, чтобы на основе знакомства с нормативными актами показать юридическую конкретику этих процессов. Было бы неплохо сравнить новую структуру и организацию судов с отвергнутой.

КАЗУС. Изучите основные положения обязательственного права Русской Правды. Обратите внимание, что взыскание может быть обращено на личность должника.

Вариант “Г”

Задание

ВОПРОС. Новгород и Псков в период феодальной раздробленности: общее и особенное.

КАЗУС. Союзный народный комиссариат издал распоряжение, находившееся в рамках его компетенции. ЦИК союзной республики признал его несоответствующим республиканскому законодательству и своим постановлением отменил. В соответствии с Основным Законом (Конституцией) СССР 1924 г. определите, вправе ли был так поступать ЦИК союзной республики? В какой из органов Союза ССР союзный народный комиссариат мог обжаловать указанное постановление ЦИК союзной республики?

Методические указания

ВОПРОС. Относительное единство Киевской Руси в начале XII в. сменилось феодальной раздробленностью, в период которой возникла новая для нашей страны форма правления. Наиболее ярко она воплотилась в государственном устройстве Новгорода и Пскова. Ваша задача – сначала показать то общее, что было свойственно этим двум землям, т.е. сделать анализ единой для них формы правления. Затем обратите внимание на историческое своеобразие в государственном аппарате этих городов-государств.

КАЗУС. Изучите вопрос гарантированности прав союзной республики по первой союзной Конституции.

Вариант “Д”

Задание

ВОПРОС. Временнообязанные крестьяне: содержание и развитие правового статуса в ходе осуществления крестьянской реформы 1861 г.

КАЗУС. Нежата нанял Гюрята в качестве плотника для постройки нового амбара. Проработав месяц и возведя лишь стены, Гюрята нашел более выгодный заказ и, решив уйти от Нежата, потребовал выплатить ему вознаграждение полностью. Нежата отказал. На основании норм Псковской Судной грамоты определите, сможет ли Гюрята уйти, не закончив работу, и сколько обязан ему заплатить Нежата?

Методические указания

ВОПРОС. На пути к полной свободе “освобожденные” крепостные должны были сначала перейти в состояние временнообязанных. В этой связи перечислите те документы крестьянской реформы, в которых говорится о временнообязанных; объясните, кто мог стать временнообязанным, в течение какого срока, как это должно было оформляться, т.е. покажите весь юридический механизм перехода бывших крепостных в новый статус; перечислите права и обязанности временнообязанных, желательно с указанием конкретных статей конкретных актов, обращая внимание на их изменение в ходе реализации крестьянской реформы; расскажите о порядке и сроке прекращения статуса временнообязанного крестьянина.

КАЗУС. Изучите правовое регулирование договора личного найма по Псковской Судной грамоте.

Вариант “Е”

Задание

ВОПРОС. Этапы юридического оформления крепостного права на Руси.

КАЗУС. Дъяк Федор Елизарьев проживал в нанятом им доме боярина Ивана Амосова. Во время пожара сгорел не только боярский дом, но и два соседских – Андрея Ховрина. Ховрин и Амосов предъявили Елизарьеву иск о возмещении убытков. Что решит суд в соответствии с нормами Соборного Уложения 1649 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Прежде всего, попробуйте сформулировать, что такое “крепостное право” и в чем состоял процесс “закрепощения” крестьянства на Руси. После этого остановитесь на основных вехах правового оформления крепостного состояния широких крестьянских масс – великокняжеский и царский судебники, указы о заповедных и урочных летах. Объясните, какой “вклад” внес каждый из этих актов в закрепощение, какие для этого использовались юридические механизмы. Хронологические рамки ответа – от великокняжеского судебника и до Соборного Уложения 1649 г. (не включая его).

КАЗУС. Для решения казуса следует уяснить правовое регулирование обязательств из причинения вреда по Соборному Уложению 1649 г.

Вариант “Ж”

Задание

ВОПРОС. Конституционное становление и развитие основных прав и свобод советских граждан в период с 1918 по 1977 гг.

КАЗУС. Псковский купец Никита Хов оставил завещание, по которому его лавка и весь находящийся в ней товар переходили к его брату Архипке. Все остальное имущество досталось сыновьям Никиты – Семиону и Павлу. Узнав о смерти Н. Хова, купец Якун предъявил иск к наследникам о возврате долга 5 рублей серебра. Те отказались. Как разрешить спор на основании Псковской судной грамоты?

Методические указания

ВОПРОС. Познакомьтесь с советскими конституциями, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. и заканчивая Конституцией СССР 1977 г. и посмотрите, как в их тексте закреплялся этот конституционный институт, как расширялся круг прав и свобод советских граждан, какими конституционно-правовыми гарантиями обеспечивались права и свободы.

КАЗУС. Следует выяснить различие правового статуса наследников по закону и “приказников”, знать требования, предъявляемые законом к форме договора займа.

Вариант “З”

Задание

ВОПРОС. Изменения в государственном аппарате при переходе от раннефеодальной к сословно-представительной монархии.

КАЗУС. Холоп боярина Д. Киндырева Яков Ивашков, убежав из плена крымских татар, 7 августа 1569 г. продал себя в холопство по служилой кабале дворянину Андрею Еркову. Спустя год, Ивашков совершил кражу в доме хозяина и, опасаясь разоблачения, убежал и вновь заключил служилую кабалу с боярином А.Голохвастовым. Киндырев, а затем и Ерков потребовали у Голохвастова вернуть им холопа. Что решит суд в соответствии с нормами Судебника 1550 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Прежде следует объяснить, почему стал неизбежен переход от раннефеодальной к сословно-представительной монархии в середине XVI в. Из этого-то и проистекала необходимость принципиальной перестройки государственного аппарата. Покажите, в чем конкретно она состояла: как развивалась компетенция “старых” государственных органов, какие из них “ушли” в прошлое, а какие возникли и для чего, что происходит с системой центрального управления. Обратите внимание на то, что изменения в форме государства повлекли за собой перемены не только в центральном, но и в местном управлении.

КАЗУС. Следует знать источники холопства по Судебнику 1550 г., обратив особое внимание на коллизию кабальных грамот.

Вариант “И”

Задание

ВОПРОС. Эволюция избирательного права советских граждан.

КАЗУС. В лесу, принадлежавшем боярину Ивану Руно, находились бортные угодья помещика Давыда Лихарева. Во время бури одно из деревьев, в котором находился улей, повалилось. Лихарев распилил его на дрова и пытался вывезти их из леса вместе с пчелами, но слуги боярина все отобрали. Правомерны ли действия помещика и слуг в соответствии с нормами Соборного Уложения 1649 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Кто имел право избирать и быть избранным, какова была регламентация процедуры выборов и подведения их итогов, каковы были принципы избирательного права, какими особенностями обладала советская избирательная система на разных этапах развития нашего государства, происходила ли ее демократизация – вот те основные моменты, которые необходимо осветить, чтобы раскрыть вопрос. Для этого изучите Конституцию РСФСР 1918 г., Основной Закон (Конституцию) СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 и 1977 гг.

КАЗУС. При ответе необходимо уяснить понятие сельского сервитута по Соборному Уложению 1649 г.

Вариант “К”

Задание

ВОПРОС. Соотношение прав и полномочий Союза СССР и союзных республик по Конституции СССР 1924 г. Гарантированность прав союзных республик.

КАЗУС. После смерти Яромира остались проживавшие вместе с ним его родители, вдова, сын и дочь, а также сирота-племянник. Что они получат в наследство по Русской Правде? А по Псковской Судной Грамоте?

Методические указания

ВОПРОС. Предполагается знание студентом текста первой союзной Конституции. Со ссылками на конкретные статьи Основного Закона покажите, какие вопросы были отнесены к ведению Союза, а какие к ведению субъектов федерации; как федеративное устройство отразилось на структуре государственных органов. Поразмышляйте над правовой гарантированностью прав союзных республик, т.е. были ли они обеспечены необходимыми юридическими процедурами и механизмами.

КАЗУС. Обратите внимание на особенности и развитие отечественного наследственного права.

Вариант “Л”

Задание

ВОПРОС. Правовой механизм окончательного закрепощения крестьян в Соборном Уложении 1649 г.

КАЗУС. На вечевом собрании Архип был обвинен в измене Пскову, Борис – в краже и Глеб – в поджоге. Посадник тут же на вече приговорил всех троих к продаже: соответственно в 20 рублей, 70 гривен и 10 рублей. Оцените правомерность приговора с точки зрения Псковской Судной грамоты.

Методические указания

ВОПРОС. В 1649 г. было завершено оформление крепостного права на Руси. Чтобы уяснить, как это было юридически оформлено, следует вспомнить об урочных и заповедных летах, а также попытаться понять и сформулировать в чем, собственно, состоял процесс “закрепощения”. На основе этого и проанализируйте содержание XI гл. Соборного Уложения и выявите все юридические средства, обеспечивавшие прикрепление крестьян к земле. Обратите внимание на разных субъектов в ее 1 и 2 статьях, на документальные основания крепостной зависимости и на то, какая использована словесная формула окончательного закрепощения крестьян.

КАЗУС. Обратите внимание на порядок вынесения судебных актов и санкции, предусмотренные Псковской Судной грамотой за соответствующие преступные деяния.

Вариант “М”

Задание

ВОПРОС. Конституционный статус союзной республики.

КАЗУС. Купец Митрофан подал посаднику иск о взыскании долга по договору займа с Игоря. Во время суда Митрофан вспомнил, что сделка состоялась в присутствии Гавриила, и попросил его вызвать. Посадник согласился и назначил новое рассмотрение дела через три недели. Но на вечевом собрании, состоявшемся за 5 дней до назначенной даты суда, был избран новый посадник. Он и рассмотрел дело в ранее назначенный срок. Иск посадником был полностью удовлетворен. Оцените правомерность судебного решения с точки зрения Псковской Судной грамоты.

Методические указания

ВОПРОС. Какими атрибутами независимого государства обладала союзная республика, какие вопросы были отнесены к ее ведению, какие органы власти в ней создавались, как соотносилась их компетенция с компетенцией союзных органов, насколько союзная республика была независимой от союзного центра – предмет Вашего внимания при изучении всех конституций СССР.

КАЗУС. Обратите внимание на порядок вынесения судебных решений, предусмотренный Псковской Судной грамотой, а также на условия оформления договора займа.

Вариант “Н”

Задание

ВОПРОС. Вершина крепостного права – законодательство 60-х гг. XVIII в.

КАЗУС. Будучи однажды в компании, гражданин Колобов, сославшись на чрезвычайную выгодность заключаемой им на днях сделки, попросил своих знакомых Авакумова, Бриля и Морохова занять ему денег. Первые двое отказались, а Морохов достал некоторую сумму золотых рублей и вручил их под 20 процентов годовых сроком на 6 месяцев. После этого все четверо выпили за успех Колобова. Через месяц, когда Морохов потребовал уплатить проценты за первый месяц, Колобов заявил, что он ничего не должен, так как сделка недействительна. Сможет ли Морохов на основании норм Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. получить данное им в долг и проценты?

Методические указания

ВОПРОС. Изучив указы от 13 декабря 1760 г., 8 января 1765 г. и 22 августа 1767 г., попробуйте сформулировать, почему их именуют пиком крепостного права, почему с их принятием связывается низведение крестьян практически до уровня рабов.

Первые два акта Вы сможете найти в 5-м томе “Российского законодательства Х-ХХ веков”, а третий – в “Хрестоматии по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период”.

КАЗУС. Изучите правовое регулирование договора займа по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.

Вариант “О”

Задание

ВОПРОС. Изменения в системе верховных (высших) органов государственной власти в Конституции СССР 1936 г. по сравнению с первой Конституцией Союза.

КАЗУС. Иванко обвинил Василька в том, что одна из вещей, привезенных тем с торгов – краденная. Как Василек сможет опровергнуть это утверждение на основании норм Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Начать ответ следует с анализа системы органов власти в первом Основном Законе Союза ССР: какие из них были верховными, как они формировались, порядок их работы и каковы их полномочия. Затем посмотрите на то, как решает вопрос о высшем органе власти Конституция СССР 1936 г.: как он назывался, как формировался и какова его компетенция. Необходимо задуматься над реальностью (или, наоборот, фиктивностью) происшедших изменений, над их целесообразностью и смыслом.

КАЗУС. Выясните порядок доказывания добросовестности приобретения вещи по договору купли-продажи в указанных памятниках права. Обратите внимание, изменялось ли правовое регулирование этого вопроса.

Вариант “П”

Задание

ВОПРОС. Компетенция высших представительных органов по советским конституциям.

КАЗУС. Хотен, глава многочисленного семейства, весной 1485 г. с помощью соседей впервые вспахал и засеял участок земли у речки Медянки, а затем стал делать это ежегодно. Осенью того же года Хотен произвел прорубку деревьев в леске около своей новой пашни. И позднее, по мере надобности, Хотен частенько наведывался в лесок за дровами. Спустя несколько лет Тук и Завид предъявили грамоты, подтверждающие их давнее право собственности, соответственно, на пашню и лес. Как на основании норм Псковской Судной грамоты может быть разрешен спор между Хотеном, с одной стороны, и Туком и Завидом, с другой стороны?

Методические указания

ВОПРОС. Изучите Конституцию РСФСР 1918 г., Основной Закон (Конституцию) СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 и 1977 гг. Обратите внимание на то, как характеризуются в этих актах высшие представительные органы, как изменяется их наименование и структура, как формулируются предоставляемые им права, каково их соотношение с другими высшими органами.

КАЗУС. Обратите внимание на появление в Псковской Судной грамоте нового способа возникновения права собственности.

Вариант “Р”

Задание

ВОПРОС. Развитие системы договоров в Псковской Судной грамоте по сравнению с Русской Правдой.

КАЗУС. Гражданин Агапов, решив завоевать сердце своей сослуживицы Рудьковой, подарил ей в день рождения в присутствии трех других коллег обеденный сервиз, купленный им в ГУМе, и небольшой женский пистолетик для самообороны, хранившийся у него со времен войны. Рудькова подарки приняла, но впоследствии отвергла “руку и сердце”, предложенные ей Агаповым. Несостоявшийся жених обиделся и потребовал вернуть все им подаренное. Рудькова заявила, что подарки не вернет. Агапов подал иск в суд. Разрешите этот спор на основании норм Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Чтобы показать развитие гражданского права в Псковской феодальной республике, начните свой ответ с характеристики системы договоров в Русской Правде. Затем проанализируйте, осталась ли она неизменной количественно и качественно в Псковской Судной грамоте, какие перемены произошли в правовом регулировании тех или иных договоров и, главное, какое требование предъявляется к форме договоров.

КАЗУС. Изучите правовое регулирование и порядок оформления договора дарения по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.

Вариант “С”

Задание

ВОПРОС. Эволюция наследственного права в соответствии с нормами Русской Правды, Псковской Судной грамоты, Судебника 1497 г. и Соборного Уложения 1649 г.

КАЗУС. 15 февраля 1928 г. в городе Ростове-на-Дону скончался гражданин Сидорчук. При жизни он неоднократно обещал завещать все свое имущество несовершеннолетнему сыну от второго брака, но завещания так и не оформил. В разное время с заявлениями о принятии наследства обратились родители умершего, проживавшие в г. Таганроге; его дочь от первого брака, жившая вместе с мужем в г. Новочеркасске; вдова. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. определите, кто из них может быть признан наследником и какую долю наследства получит?

Методические указания

ВОПРОС. Объектом Вашего анализа должно стать наследственное право четырех правовых памятников - Русской Правды, Псковской Судной грамоты, Судебника 1497 г. и Соборного Уложения 1649 г. Следует уяснить и отразить в ответе следующие моменты: как расширялся круг наследников, наследственной массы, как видоизменялась форма завещания, какие существовали формы наследования и т.д. Обратите внимание на то, что изучаемые Вами акты создавались на разных этапах развития российского государства.

КАЗУС. Изучите правовое регулирование наследственного права в первом советском Гражданском кодексе.

Вариант “Т”

Задание

ВОПРОС. Зарождение и развитие розыскной формы процесса.

КАЗУС. 25 апреля 1632 г. на ярмарке в Москве дъяк Мина Грязев обманным путем продал дворянину Ивану Тучину хромого коня. Обнаружив обман, Тучин нашел продавца, жестоко избил его дубиной, забрал свои деньги, а также деньги и золотую иконку, принадлежавшие М.Грязеву. Квалифицируйте действия участников этого дела по Судебнику 1550 г. По правилам какого процесса – состязательного или розыскного – оно должно быть разрешено?

Методические указания

ВОПРОС. Когда и почему появляется новая форма процесса, в чем ее отличие от состязательного процесса, каким было их соотношение – вот основные моменты, которые Вы должны рассмотреть. Для этого нужно изучить такие правовые памятники, как Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., Указ об отмене в судных делах очных ставок от 21 февраля 1697 г., Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г.

КАЗУС. Для решения казуса следует знать различия между имущественными преступлениями: разбоем, грабежом, кражей и мошенничеством, а также уяснить, когда уголовные дела расследовались и рассматривались по правилам розыскного процесса.

Вариант “У”

Задание

ВОПРОС. Изменения в правовом статусе Сената в XVIII-XIX вв.

КАЗУС. После смерти суздальского боярина Всеволода Лодыги его жена Предслава стала фактически хозяйкой всего имущества вследствие малолетства сына Дмитрия. Когда он вырос, то потребовал передачи ему всего имущества. Мать, забрав часть вещей, ушла из дома к своей сестре Марфе и вскоре умерла. Дмитрий потребовал у Марфы возврата всех унесенных матерью вещей, считая, что Предслава не могла наследовать после смерти мужа и к тому же не оставила завещания о переходе этих вещей Марфе. Правомерны ли притязания Дмитрия Лодыги в соответствии с нормами Русской Правды?

Методические указания

ВОПРОС. За два столетия существования Сенат неоднократно претерпевал серьезные изменения своей компетенции, но никогда он не занимал такого высокого места в государственном механизме, как при Петре Великом. Для чего нужен был Сенат первому российскому императору, какие функции на него изначально были возложены, что случилось с ним позже, как трансформировался его правовой статус, с чем это было связано, во что превратился Сенат к концу XIX в., какова была его внутренняя структура и т.д. – вот лишь некоторые промежуточные вопросы, которые Вам надлежит выяснить.

КАЗУС. Для правильного решения казуса следует определить по Русской Правде отличие понятий наследства от выделов, уяснить права жены на наследственную часть после смерти мужа.

Вариант “Ф”

Задание

ВОПРОС. Развитие уголовного права от Судебника 1497 г. до Артикула Воинского 1715 г.

КАЗУС. 10 ноября 1519 г. на торгу во Владимире подъячий Андрей Майко в присутствии боярина Василия Мниха и его ключника холопа Григория Попа купил у купца Евдокима Зайцева новый кафтан. Вечером того же дня Майко был пойман при совершении кражи. Сыщикам он доказывал, что на нем кафтан не краденный, а купленный. Однако Зайцев позднее заявил, что кафтан был у него украден. Майко же сослался на свидетелей сделки. Что решит суд в соответствии со статьями Судебника 1497 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Объектом Вашего анализа должно стать уголовное право трех правовых памятников – великокняжеского Судебника 1497 г., Соборного Уложения 1649 г. и Артикула Воинского 1715 г. Следует уяснить и отразить в ответе следующие моменты: как изменяется понимание того, что является преступлением; как обогащается система деяний, признаваемых законом противоправными; как развивается система наказаний. Обратите внимание на то, что изучаемые Вами акты создавались на разных этапах развития российского государства.

КАЗУС. Следует уяснить способы доказательств заключения договора купли-продажи по Судебнику 1497 г.

Вариант “Х”

Задание

ВОПРОС. Указы о “свободных хлебопашцах” и “обязанных” крестьянах – первые шаги к раскрепощению крестьянства.

КАЗУС. Холопы Новгородского дружинника Микулы Глеб и Лочко на рыночной площади оскорбили и ударили киевского купца Данилу и, спасаясь от возмущенных горожан, побежали к дому своего господина. Потерпевший, однако, догнал Глеба и ударом меча убил. Лочко успел укрыться в доме. Данила потребовал выдачи ему раба для расправы или уплаты за обиду. Спустя несколько дней, Данила, встретив обидчика (Лочко) на улице, убил его. На основании Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) разрешите вопрос о правомерности действий купца.

Методические указания

ВОПРОС. Для того чтобы понять, какое место занимают указы от 20 февраля 1803 г. и 2 апреля 1842 г. в изменении правового статуса крестьянства, вспомните, в какое время они появились – это кризис крепостнического строя. Анализируя юридические механизмы перехода крепостных в новую социальную группу (свободных хлебопашцев и обязанных крестьян) и учитывая социально-экономическую ситуацию в стране, попытайтесь объяснить не очень широкую практику их применения.

КАЗУС. Для решения казуса следует уяснить понятие субъекта преступления по Русской Правде, обратить внимание на изменение в Пространной редакции Русской Правды в правовом регулировании действий лиц, понесших обиду, по сравнению с Краткой редакцией данного правового памятника.

Вариант “Ц”

Задание

ВОПРОС. Центральные органы государственного управления в XVIII-XIX вв.

КАЗУС. Псковский горожанин Прокопий Иванов дал взаймы 2 рубля ремесленнику Овдейке Федотову в присутствии поручителя Никиты Рогова. Договор был оформлен доской. Впоследствии Федотов отказался возвратить долг. Иванов обратился в суд. Какое решение должен вынести суд по этому делу в соответствии с нормами Русской Правды? А Псковской Судной Грамоты?

Методические указания

ВОПРОС. Хронологические рамки вопроса охватывают периоды становления, расцвета, начала кризиса абсолютизма и его приспособления к капиталистическому пути развития страны. Покажите, какие в связи с этим происходили преобразования в системе центральных органов государственного управления; как изменялась компетенция одних органов, например, Сената; как изменялись принципы организации и работы других (например, отличие министерств от коллегий); какие создавались новые институты управления (например, императорская канцелярия) и т.д.

КАЗУС. Для решения казуса следует уяснить требования Псковской Судной грамоты к форме заключения договора займа, а также провести сравнение с формой заключения договора займа по Русской Правде.

Вариант “Ч”

Задание

ВОПРОС. Порядок выборов в Государственную Думу (I-IV).

КАЗУС. Два денежных дел мастера были уличены в фальшивомонетничестве, а именно: Иван Омельянов в регулярном завышении истинного веса денег, а Афонька Борода в добавлении в золотые монеты примесей. Ждет ли их и какое наказание по Соборному Уложению 1649 г.? А по Артикулу Воинскому 1715 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Анализируя содержание всех избирательных законов 1905-1907 гг. в Государственную Думу, поразмышляйте над классовой ориентацией и “демократичностью” предусмотренной в них процедуры выборов. Обратите внимание на куриальный порядок выборов, на их многоступенчатость, а также на то, что это были первые, по сути дела, законы, по которым проводились общероссийские выборы.

КАЗУС. Для решения казуса следует изучить уголовное право по Соборному Уложению 1649 г. и Артикулу Воинскому 1715 г., а именно – ответственность за такой вид преступления, как фальшивомонетничество.

Вариант “Ш”

Задание

ВОПРОС. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

КАЗУС. В мае 1484 г. псковский боярин Василий Ржев занял пустошь за городской стеной и начал вести там хозяйство. В октябре 1488 г. боярин Иван Хорошев заявил о своих правах на эту пустошь, предъявив завещание отца. В связи с отказом Ржева освободить землю, Хорошев обратился в суд, который и вынес решение в его пользу. Правильно ли решение суда? Какой орган и в каком порядке должен рассматривать это дело? Как Ржеву можно опровергнуть притязания Хорошева? Ответьте на поставленные вопросы с помощью норм Псковской Судной Грамоты.

Методические указания

ВОПРОС. Сначала выясните фактическую сторону событий 3 июня 1907 г. Затем сопоставьте ее с полномочиями и взаимоотношениями императора и Государственной Думы по Основным законам Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 г., а также с декларациями царского Манифеста от 17 октября 1905 г. Совпадает ли Ваш вывод с традиционным?

КАЗУС. Следует знать процесс разрешения земельных споров по Псковской Судной грамоте.

Вариант “Щ”

Задание

ВОПРОС. Судебная система по уставам 1864 г.

КАЗУС. Стрелец Василий Шорин, снимавший часть дома у думного дъяка Николая Чистого, уходя на военную службу в полк, оставил ему на хранение вещи. Спустя несколько дней последние были похищены из незапертого сарая. Шорин предъявил иск Чистому. Дъяк Судного приказа отказался принять иск на том основании, что договор не был надлежаще оформлен. Правилен ли отказ в приеме иска? Какое решение должно быть по делу в соответствии с нормами Соборного Уложения 1649 г.?

Методические указания

ВОПРОС. На основе знакомства с так называемыми судебными уставами выявите принципы нового буржуазного судоустройства, судебные органы, порядок их образования, компетенцию, а также их соотношение и порядок обжалования судебных актов.

КАЗУС. Необходимо выяснить, как Соборное Уложение 1649 г. регламентировало договор поклажи.

Вариант “Э”

Задание

ВОПРОС. Конституционное становление и развитие основных прав и свобод советских граждан с 1918 по 1936 гг.

КАЗУС. Боярин и смерд утонули во время переправы через Днепр. У боярина осталась молодая вдова с младенцем и взрослые дочери от предыдущего брака, а у смерда – две дочери, старшая из которых только что вышла замуж. Как будет распределено имущество боярина и смерда в соответствии с Русской Правдой?

Методические указания

ВОПРОС. Познакомьтесь с советскими конституциями, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. и заканчивая Конституцией СССР 1936 г., и посмотрите, как в их тексте закреплялся этот конституционный институт, как расширялся круг прав и свобод советских граждан, какими конституционно-правовыми гарантиями обеспечивались права и свободы.

КАЗУС. Принадлежность к разным социальным группам – основа двух порядков наследования в Русской Правде. Следует исходить из их принципиального отличия.

Вариант “Ю”

Задание

ВОПРОС. Компетенция высших представительных органов в России с 1918 по 1936 гг.

КАЗУС. Дворянин Минаев дал взаймы 1 рубль дъяку Григорию Горемыке. При отказе вернуть долг Минаев подал иск наместнику Ивану Лареву. Получив от ответчика взятку, наместник решил дело в его пользу. Узнав о происшедшем, Минаев бил челом государю. Каково должно быть решение этого дела в соответствии с нормами Судебника 1550 г.?

Методические указания

ВОПРОС. Изучите Конституцию РСФСР 1918 г., Основной Закон (Конституцию) СССР 1924 г. и Конституцию СССР 1936 г. Обратите внимание на то, как характеризуются в этих актах высшие представительные органы, как изменяются их наименование и структура, как формулируются предоставляемые им права, каково их соотношение с другими высшими органами.

КАЗУС. При решении необходимо уяснить положение Судебника 1550 г. о вступлении третьих лиц в обязательство, об ответственности высших и низших чинов судебного аппарата.

Вариант “Я”

Задание

ВОПРОС. Формы процесса по Судебнику 1497 г.: общее и особенное.

КАЗУС. Поручик Кривич написал анонимный донос о том, что майор Голицын при выдаче жалованья солдатам часть денег утаил, и через своего знакомого – адъютанта командира полка Колычева – подбросил пасквиль. Уличенный, Кривич оправдывался тем, что во время сочинения письма находился в состоянии сильного душевного волнения, вызванного оскорблением со стороны Голицына. Какое наказание должны понести виновные в соответствии с нормами Воинского Артикула Петра I?

Методические указания

ВОПРОС. Для ответа на вопрос Вам следует определиться, какие же формы процесса существовали во времена действия норм Судебника 1497 г. (состязательная и розыскная) и в чем проявились их принципиальные различия.

КАЗУС. Для решения казуса следует уяснить вопросы уголовной ответственности за клевету, проблемы вины и соучастия по Воинскому Артикулу 1715 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Для того чтобы получить допуск к экзамену по предмету “История отечественного права и государства”, Вам необходимо написать и сдать контрольную работу (домашнее задание).

Выполнять следует только тот вариант, который соответствует первой букве Вашей фамилии. Если с Вами в одной группе обучается супруг или иной родственник с такой же фамилией, то один из Вас выполняет вариант контрольной работы, соответствующий Вашей фамилии, а другой избирает вариант “Я” контрольной работы, делая предварительно для рецензента пометку. Произвольный выбор варианта работы недопустим.

Каждый вариант контрольной работы включает в себя вопрос (теория) и юридический казус (практика).

Вопрос посвящен какой-либо важной проблеме истории российского права и государства – генезису формы государства и государственного аппарата, того или иного правового института, отрасли права либо анализу юридического памятника и т.д. Работа над вопросом предполагает изучение первоисточников и исследовательской литературы, а также нацеливает на творческий подход к использованному материалу.

Юридические казусы составлены таким образом, чтобы оживить представления о крупнейших памятниках русского права и на примере той или иной жизненной ситуации показать суть какого-либо нового, важного правового института и особенности юридического регулирования каких-либо вопросов, чтобы, в конечном счете, отразить развитие русской правовой мысли.

Уяснив задание, займитесь подбором специальной литературы. При необходимости обратитесь за консультацией к преподавателю. В конце своей контрольной работы обязательно поместите список использованной Вами литературы.

Ответ должен быть написан разборчивым почерком (объем – тетрадь в клетку 12 листов) либо перепечатан (объем от 12 до 15 листов формата А4, шрифт 14, интервал 1,5). На титуле контрольной работы должны присутствовать следующие реквизиты: ФИО студента, выполнившего работу, указание номера группы и формы обучения студента, наименование учебной дисциплины, по которой выполнена работа, и ФИО преподавателя. Срок сдачи контрольной работы – не позднее 15 апреля.

Контрольная работа сдается на кафедру теории и истории права и государства (лично или по почте). Поступившая работа регистрируется в специальном журнале кафедры и передается научному руководителю. Проверка контрольной работы занимает обычно 10-12 дней. Приблизительно через две недели после сдачи Вами контрольной работы уже можно начинать интересоваться у лаборанта кафедры результатами проверки. Телефон кафедры: 8 632 69-62-57.

Результатом проверки Вашей контрольной работы могут быть три оценки – “зачет”, “зачет условно” и “незачет”. Первая оценка означает, что Вы успешно справились с заданием. Единственным основанием ее зачета будет являться рецензия на работу, поэтому ее (рецензию) следует привезти на сессию (летнюю) и сохранить до момента сдачи экзамена. Оценка “зачет условно” означает, что в работе есть отдельные упущения либо у рецензента появились какие-то вопросы к студенту по поводу отдельных положений работы. Все они указываются в рецензии. Студенту необходимо их обдумать и устно ответить на них до начала зачетной недели. Третья оценка выставляется в тех случаях, когда в ответах допущены серьезные ошибки: вопрос раскрыт недостаточно полно, не освещены какие-либо принципиальные положения; казус решен неправильно или отсутствуют ссылки на статьи закона, решение не аргументировано должным образом. В этом случае Вам придется переделать свой труд заново, учитывая замечания рецензента. При этом ко вновь выполненной работе обязательно следует приложить предыдущую рецензию. Лица, не получившие “зачет” за контрольную работу, не допускаются к сдаче экзамена по истории отечественного права и государства.
При ответе на вопрос контрольной работы примите во внимание следующие рекомендации:


  1. перед написанием контрольной работы ознакомьтесь с учебной литературой, подберите и изучите специальные исследования по теме;

  2. сконцентрируйте свое внимание на главном, основном в вопросе, т.е. его сути;

  3. не загромождайте ответ на вопрос пространным вступлением, общеисторическими отступлениями, подробными рассказами о сопутствующих теме вопроса проблемах, второстепенных деталях и т.д. И напротив, Ваше умелое использование в работе всяческих схем, графиков и т.п. только приветствуется.

  4. имейте в виду: оцениваются полнота и глубина ответа на вопрос, а не его объем. Скачивание материалов из Интернета и их бездумное перепечатывание (плагиат) категорически запрещается. В противном случае работа изымается без права повторной переработки.


Для успешного решения юридического казуса необходимо:


  1. внимательно изучить текст соответствующего правового памятника;

  2. ознакомиться со специальной литературой (при решении любого казуса рекомендуется активно использовать комментарии к соответствующему нормативному акту в многотомных “Памятниках русского права” и “Российском законодательстве Х – ХХ веков”);

  3. проанализировать все возможные, согласно закону, варианты его решения;

  4. дать аргументированный и исчерпывающий ответ на вопросы казуса со ссылками (и цитированием в необходимых случаях) на статьи памятника права.


Примечание: Список контрольных заданий и методических рекомендаций к ним взят из вариантов контрольных работ в учебно-методическом пособии «История отечественного государства и права» Д.В.Беленькова.



Весь учебный материал (заочное 2-е высшее обр. «Юриспруденция») на сайте группы: http://www.uristys.ru

Похожие:

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconКурсовая работа дисциплина: «История отечественного государства и права»
Тема: «Артикул воинский и краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 года»

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного...

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconРабочая программа. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины...
Б. 11. Для освоения дисциплины «Уголовный процесс» используются знания и практические навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины...

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconПрограмма дисциплины «История государства и права» для направления 40. 04. 01 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению подготовки...

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconВсеобщая история государства и права
Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 2 – М.: Тон – Остожье, 2000. –496 с

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconКонтрольная работа по курсу: «Основы Информационных Технологий» Тема:...
Современный период микросхемных ЭВМ (Сверхбольшие и ультрабольшие интегральные схемы)

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconКонтрольная работа по курсу «Стилистика и литературное редактирование»...
Контрольная работа по курсу «Стилистика и литературное редактирование» для студентов

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconОрганизационно-правовой механизм формирования судейского корпуса в рсфср
Специальность 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Контрольная работа по курсу История отечественного государства и права iconПравовые основы участия государства в частноправовых отношениях с иностранным элементом
«Теория и история государства и права» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск