Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании


НазваниеСоциальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6


Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании.

1

Кризис системы образования и воспитания, ставший характерной приметой современности, в полной мере затронул и Россию. Анализируя состояние отечественного образования, важно отметить, что в России кризис системы образования выражает общемировые тенденции, но имеет и свои особенности, являющиеся следствием социально-экономических и политических трансформаций. Система образования в значительной мере характеризуется формализацией и бюрократизацией, снижением авторитета знаний, девальвацией престижа интеллектуального труда и общей дегуманизацией образования. Кризис образования, по мнению многих специалистов, является не временным переходным этапом, а устойчивым состоянием системы образования. Проблема образования и воспитания должна рассматриваться в контексте глобальной проблемы человека.

Исследования высшего образования требуют междисциплинарного подхода, взаимодействия представителей многих дисциплин, включая социологов, политологов, психологов, экономистов и историков. Представители педагогических наук традиционно занимались исследованиями в области начального и среднего образования и лишь недавно начали проявлять интерес к высшему образованию. В силу своего междисциплинарного характера, а также недостаточных исследований, специализирующихся на проблемах высшего образования, последнее как область научных исследований не имеет устоявшейся собственной методологии и вынуждена заимствовать её из других научных дисциплин. В этом, по мнению ряда авторов, есть как положительные, так и отрицательные стороны. Это, в частности, затрудняет создание специализированных сообществ исследователей, ориентированных на изучение высшего образования. Ощущается недостаток финансирования исследований. Результаты большинства исследований в области высшего образования формально не публикуются в виде стандартных книг и журналов, и поэтому малодоступны, а в ряде случаев, (например, результаты исследований, проведённых Всемирным Банком) – засекречены. (6,7).

Однако, несмотря на все указанные трудности в последние годы наблюдается заметное расширение исследований высшего образования. Подобный факт обусловлен целым рядом причин.

Во-первых, расширением так называемых «институтских исследований». По мере расширения высших учебных заведений усложнилась их организационная структура, усилилась подотчётность перед органами государственной власти и общества. При этом у них естественно значительно возросли потребности в объёме информации о себе самих (тенденции приёма. Успеваемость студентов, данные о преподавателях и административном персонале и т.п.) Вузовские научно-исследовательские подразделения появились в тысячах высших учебных заведений во всём мире. В США, Англии, Канаде, Японии они в настоящее время имеются во всех крупных университетах.

Во-вторых, создание при университетах некоторых стран (пока немногочисленных) центров и департаментов по подготовке специалистов и исследователей в области высшего образования. В США около 100 университетов предлагают программы в области высшего образования.

В-третьих, рост потребности правительств в информации о научных исследованиях, необходимой для планирования высшего образования, распределения ресурсов. В некоторых странах созданы НИИ высшего образования, финансируемые из государственного бюджета.

В-четвёртых, проведение научных исследований университетскими ассоциациями (Совет школ последипломного обучения в США, Конференция ректоров, в учебных заведениях в Германии, Европейская ассоциация университетов, Международная ассоциация университетов и др.)

По мере развития центров и агентств, занимающихся проблемами управления, координации, политики в области высшего образования, появились специализированные периодические издания и создавались другие средства распространения знаний о развитии высшего образования. увеличилось издание книг, посвящённых высшему образованию.

Несмотря на то, что большинство стран Западной Европы входит в Европейский Союз и достигли высокого уровня интеграции в сфере экономики, науки, культуры, в социальной сфере, включая образование, было бы ошибкой рассматривать системы высшего образования этих стран как единое целое. Это связано с тем, что многие из них сохранили свои глубокие исторические корни, традиции, научные особенности, духовные ценности. Поэтому при их исследовании важно не стать на путь поиска одинакового, тождественного между ними, а стремиться оценить их различия (6,7).

Западные специалисты выделяют три этапа научных исследований в области высшего образования.

Первый – «этап роста». Шестидесятые годы характеризовались закреплением в политике высшего образования принципов социальной справедливости, широкого доступа к высшему образованию, и так называемой «плановой эйфорией». Особый акцент при этом делался на «производственные функции» высшего образования.

Второй период. Этот период известный немецкий исследователь высшего образования Тайхлер назвал периодом «потери грандиозных концепций» 1970-80 г. г. Правительства больше не могли и не хотели инвестировать в высшее образование. Выпускники испытывали трудности в поисках работы, особенно специалисты в области государственного управления, услуг, а также выпускники педагогических вузов.

Третий период начался в 80-е годы. Это этап поиска новых концепций развития высшего образования. Дидактика высшего образования не получила до сих пор импульса для развития в сильную учебную дисциплину, поскольку преподавательский состав вузов получает продвижение как правило по результатам научной деятельности т.е. подразумевается, что его педагогическая квалификация является самоочевидной. Без собственной области обучения кадров, исследования высшего образования в Западной Европе не в состоянии обеспечить себя необходимыми специалистами и продолжают набирать их из других дисциплин. К основным направлениям исследований в области высшего образования относятся следующие тематические разделы.

  1. Роль и функции высшего образования. Проблемы изменяющейся роли высшего образования в процессе перехода от элитной стадии к массовой. Социальные потребности и требования рынка труда являются ключевыми темами этой группы исследований. Роль дифференциации в системе массового или всеобщего высшего образования. Влияние различных альтернативных моделей образования. Влияние увеличения доли лиц с высшим образованием в совокупной рабочей силе. Возникает проблема разработки новых учебных планов и программ для новых профессий, адаптация к изменениям, происходящим в студенческих контингентах, соответствия выпускников требованиям рынка. Организация обратной связи между рынком труда и высшим образованием, уточнение функций и целей последипломного обучения.

  2. Характер знаний и учения. Темы исследований, входящих в эту группу, являются отражением рефлективного характера исследований высшего образования Западной Европы. В частности исследуются: - влияние политики в области высшего образования на преподавательский и научно-исследовательский персонал высших учебных заведений, его ценности и повседневную жизнь; - учебные дисциплины и их теоретическая роль; - педагогическая профессия и педагогическая карьера; - взаимосвязь между обучением и научными исследованиями в системе высшего образования; - взаимосвязь между общим и профессиональным образованием. В этой же группе могут исследоваться вопросы генерирования знаний в дисциплинарном и междисциплинарном контексте, вопросы интеграции знаний в обществе и вопросы научной политики.

  3. Механизмы координации между обществом и высшим образованием. По мере разрастания системы высшего образования происходит пересмотр его координационных механизмов. Сопоставляются различные формы правительственного вмешательства в дела высшей школы и их последствия. Исследуется возможность применения в области высшего образования рыночных механизмов. Возник вопрос о конкуренции, что она означает и какова её роль в системе высшего образования. Каким образом должен координироваться процесс разработки учебных планов и программ с теми, кто в них заинтересован, как должны быть организованы оценка и контроль качества. Не менее важным для исследования являются и вопросы о том, каковы роль преподавателей и научно-исследовательского персонала в процессе самоорганизации высшей школы, какими должна быть взаимоотношения между ними и административными органами вуза. Важнейшей темой для исследования должны стать стратегическое планирование и разработка разнообразных стратегий высшего образования. По мере того, как высшие учебные заведения всё больше сталкиваются с проблемами оценки и обеспечения качества образования. эти проблемы становятся неизбежными темами исследований. Всё большее значение приобретают такие проблемы как менеджмент, обеспечение выработки решений, набор персонала, подготовка и переподготовка менеджеров для высших учебных заведений (6,7).


2
На некоторые наиболее проблематичные точки высшего образования в современном обществе указывает известный теоретик постмодернизма З. Бауман (Индивидуализированное общество М., «Логос», 2002) (2). Он подчёркивает, что в современном обществе люди вынуждены как бы играть одновременно множество игр. Более того, в каждой из этих игр правила постоянно меняются. Наше время характеризуется разрушением рамок и ликвидацией образцов. Причём всех рамок и всех образцов без предварительного уведомления, наугад. В таких обстоятельствах обучение, дающее знания о том, как нарушать общепринятый порядок, как избавиться от привычек и предотвратить привыкание, как преобразовать отдельные части опыта в неведомые прежде образцы – приобретает высшую адаптивную ценность. Люди в эпоху постмодернизма должны уметь не столько находить скрытую логику в хаосе случайных событий, сколько без промедления уничтожать сохранившиеся в их сознании модели и срывать искусно оформленные картины. Жизнь всё более начинает принимать облик калейдоскопа. Жизненный успех и рациональность людей в эпоху постмодернизма зависит от скорости, с которой им удаётся избавиться от старых привычек, а не от скорости приобретения новых, подчёркивает З. Бауман. В такой ситуации становится уже неясно, кто выступает в качестве учителя, а кто действует как ученик, кому принадлежит знание, предназначенное для передачи, кто становится его реципиентом, а также кто решает, какие знания подлежат распространению и достойны усвоения. Со времён Просвещения образование воспринималось как строго структурированная система, в которой управляющие занимают чётко определённые позиции и обладают всей полнотой инициативы. Сегодня складывается во многом противоположная ситуация. З. Бауман убеждён в том, что ощущение кризиса, порождающее поиск нового самоопределения, а в идеальном случае и новой идентичности – мало связано с ошибками педагогов и теории образования. Мир, в котором вынуждены жить люди в эпоху постмодернизма с точки зрения классического модерна, просвещения – смесь патологий, либо признак развивающейся шизофрении. Нарастающая масса новых неконтролируемых явлений объявляется аномалиями и отклонениями.

З. Бауман останавливает своё внимание на кризисе университетского образования. Подобный акцент от оправдывает той ролью учредителя стандартов образования, которая была предписана университетам, закреплена за ними и до определённой степени выполнялась ими на протяжении современной истории. Поскольку современная цивилизация изначально была ориентирована на действия, на изменение прежнего порядка вещей, то в результате этого носители знания приближались к власть предержащим. Центральное место знания и его носителей обеспечивалось, с одной стороны, национально-государственной опорой на руководящие принципы и основополагающие ценности. С другой стороны, практикой культуры, предписывающей отдельным личностям строго определённые роли. В обоих случаях ключевую роль играли университеты, где создавались ценности, необходимые для социальной интеграции. Сегодня положение радикально изменилось. С одной стороны, современные национальные государства повсюду отказываются от большинства интегрирующих функций и передают их силам, которые уже не способны сами контролировать. К тому же они оставили на милость нескоординированных рыночных сил формирование культурных иерархий. В результате, на исключительное право наделять авторитетом людей, активно проявивших себя в поиске нового знания и его распространении, на право, которое ранее было даровано государством исключительно университетам, претендуют другие учреждения. репутации всё чаще приобретаются и теряются за пределами университетских стен, а роль научного университетского сообщества, суждения которого ранее имели важное общественное значение, снижается.

Но и этого удара по статусу и престижу университетов оказалось мало. Вслед за ним институты всех уровней обучения обнаруживают, что некогда бесспорное право определять критерии профессиональных навыков и компетентности быстро ускользают из их рук. В наше время, когда все: студенты, учителя, учителя учителей – имеют равный доступ к видеомагнитофонам, подключённым к Интернету, когда последние достижения научной мысли, должным образом переработанные, адаптированные к требованиям учебных программ, легкие для использования, продаются в каждом магазине компьютерных игр – кто осмелится утверждать, что претензия на обучение несведущих и помощь потерявшим ориентиры является его естественным правом? Именно открытие информационных каналов показало, насколько реальное влияние учителей опиралось на коллективно принадлежавшее им право осуществлять контроль над источниками знания.

Это также показало, в какой мере их авторитет зависел от права формулировать «логику обучения» - последовательность, в которой обрывки и фрагменты знания могут и должны быть предложены и усвоены. Когда эти исключительные права оказались разрегулированными, доступными всем, претензия академического сообщества на то, чтобы быть единственным прибежищем всех, кто привержен высшему знанию, становится всё более пустым звуком, заключает З. Бауман.

Но и это ещё не всё. Постоянная технологическая революция превращает обретенные знания и усвоенные привычки из блага в обузу. Навыки нередко теряют свою применимость и полезность быстрее, чем происходит их усвоение и подтверждение университетским дипломом. В таких условиях краткосрочная профессиональная подготовка, пройденная на рабочем месте, становится более привлекательной. Тем более, подчёркивает З. Бауман, что полноценное университетское образование не способно не только гарантировать, но даже обещать пожизненную карьеру. Возникает подозрение, отмечает З. Бауман, что если наплыв в университеты ещё не сократился достаточно резко, то это в значительной мере обусловлено их неожиданной ролью временного убежища в обществе, поражённом хронической безработицей. Университеты позволяют молодым людям на несколько лет отложить момент столкновения с жестокими реалиями рынка труда.

Всё, что сделали университеты в последние 500 лет, имело смысл либо при ориентации на вечность, либо в рамках доктрины прогресса (соответственно, либо в рамках религиозного спасения души, либо в рамках проекта Просвещения). Модерн развенчал идею вечности, а постмодерн – идею прогресса. Современное фрагментарное время враждебно представлениям об опыте, который как вино, облагораживается с годами, о навыках, которые как дом строятся этаж за этажом, о репутации, которая подобно денежным сбережениям накапливается годами и приносит всё большие проценты. Само право научных сообществ и их членов на высокий престиж и исключительное положение подтачивается на корню, констатирует З. Бауман. Одним из важнейших предметов гордости университетов эпохи модерна была предполагаемая связь между приобретением знаний и нравственным совершенствованием. Наука, как считалось, является наиболее мощным гуманизирующим фактором. Наряду с эстетическим вкусом и культурой она облагораживает человека и умиротворяет общество. После ужасов ХХ в. порождённых именно наукой, такая вера кажется смехотворной и преступно наивной. Знак равенства, традиционно ставившийся между знанием, нравственностью и благосостоянием решительно стёрт. Тем самым перестал существовать основной аргумент, подтверждающий претензии университетов на общественные фонды и высокое к себе уважение, заключает З. Бауман (2).
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconО заполнении дипломов о высшем образовании и о квалификации
России от 1 октября 2013 г. N 1100 установлены образцы дипломов о высшем образовании и о квалификации. Приказом Минобрнауки России...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconРешением Ученого совета тгу
«Об образовании»; Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Трудового кодекса рф; Типового положения...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconРешением Ученого совета тгу
Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconРешением Ученого совета тгу
Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconОбразовательное учреждение высшего образования
Лекция 1 Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconПамятка выпускнику для получения диплома о высшем образовании
Если Вы являетесь выпускником мгуп имени Ивана Федорова, но не получили свой диплом о высшем образовании, то Вам необходимо явиться...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconДиплом о среднем профессиональном образовании, выданный в … диплом...
Фамилия, имя, отчество выпускника вуза указываются полностью в именительном падеже

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconПоложение об экзаменах и зачетах в Уральском государственном экономическом университете
Но в соответствии с законами РФ «Об образовании» от 13. 01. 1996 №12-фз, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании icon"Об изменениях нормативного правового регулирования заполнения, учета...
...

Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании iconПамятка выпускнику для получения диплома о высшем образовании
Если Вы являетесь выпускником рхту им. Д. И. Менделеева, но не получили свой диплом о высшем образовании, то Вам необходимо явиться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск