Д О К Л А Д
Государственной инспекции труда в Челябинской области за 2013 год об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Государственной инспекцией труда в Челябинской области во исполнение требований пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании соответствующих приказов Федеральной службы по труду и занятости от 07.11.2011 №258 и от 26.11.2012 №252 проанализированы вопросы эффективности осуществления в Челябинской области в 2013 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Состояние нормативно-правового регулирования в сфере труда
Основу действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и положениями федеральных конституционных законов:
- трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённым соответствующим Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также принимаемыми в хозяйствующих субъектах коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с требованиями ст. 423 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) на территории Российской Федерации до настоящего времени продолжает действовать законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, применяемые постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
В 2013 году на законодательном уровне приняты ряд существенных дополнений и изменений в действующее трудовое законодательство Российской Федерации, в том числе в некоторые главы и статьи Трудового кодекса РФ, из которых наиболее значимые:
- Федеральным законом от 05.04.2013 № 60-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введена новая глава 49-1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников»;
- Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлена обязанность работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс РФ внесены существенные изменения и дополнения, установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, закреплено право работника на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Также, Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) усиливающие ответственность за нарушения трудового законодательства РФ.
Следует отметить, что в настоящее время объем тех дополнений и изменений, вносимых в трудовое законодательство, явно не достаточен. Продолжают оставаться актуальными вопросы фактически до настоящего времени не урегулированные трудовым законодательством. К примеру, отсутствует понятие заёмного труда (аутсорсинг, аутстаффинг), принципы и порядок его применения также не регламентированы, хотя данная форма привлечения к трудовой деятельности начинает применяться работодателями всё чаще. Целесообразно либо легализовать отношения по применению заемного труда путём введения соответствующих норм в ТК РФ, либо признать саму форму заёмного труда (его разновидностей), как противоречащей действующему законодательству о труде. Другим примером пробела в трудовом законодательстве является отсутствие конкретных норм, непосредственно регулирующих труд иностранных граждан, хотя проблемы регулирования вопросов трудовой миграции в настоящее время также актуальны. Аналогичные примеры несоответствия и наличия пробелов в законодательстве о труде можно продолжить.
Следует констатировать, что на современном этапе социально-экономического развития общества трудовое законодательство Российской Федерации в целом работоспособно, выполняет свою роль и функции, тем не менее, нуждается в некоторых дополнениях и корректировках, которые необходимо осуществлять предметно и своевременно, с учетом интересов сторон социального партнерства, прав и обязанностей всех субъектов трудовых правоотношений.
Конкретные предложения по совершенствованию трудового законодательства, в том числе на законодательном уровне, приведены ниже в других разделах Доклада.
Организация федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В целях установления общего порядка организации деятельности территориальных органов Роструда при осуществлении функции по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приказом руководителя Роструда от 28.12.2009 №453 утверждено «Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Челябинской области» (также как в других субъектах РФ).
В соответствии с действующим законодательством и вышеуказанным «Положением» Гострудинспекция в 2013 году при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и иных полномочий, уделяла особое внимание, в том числе при проведении проверок, вопросам:
- проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда;
- реализации прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
- соблюдения требований законодательства об оплате и нормировании труда, обеспечение погашения хозяйствующими субъектами задолженности по заработной плате работников, а также по исполнению положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- легализации трудовых отношений, соблюдению работодателями законодательства о трудовом договоре, предоставлении гарантий и компенсаций и по другим основным институтам трудового законодательства;
- исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ Голодец О.Ю. от 25.07.2013 о проведении внеплановых проверок соблюдения обязательных требований безопасной эксплуатации транспортных средств, условий и охраны труда, а также порядка привлечения иностранных работников в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере строительства и автотранспорта;
- информирование и консультирование работников и работодателей по применению положений и норм трудового законодательства РФ;
- осуществляла иные полномочия, установленные федеральным законодательством.
Гострудинспекция в Челябинской области в отчётный период планировала свою деятельность в пределах установленных полномочий в соответствии с целями и задачами, содержащимися в Плане мероприятий Федеральной службы по труду и занятости на 2013 год, а также с учётом посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Основные цели федеральной инспекции труда определены положениями Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством:
- обеспечение права граждан на свободный труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Исходя из целей, тактическими задачами Гострудинспекции являются:
- предупреждение нарушений трудового законодательства и снижение их количества;
- профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- неотвратимость ответственности за нарушения обязательных норм трудового законодательства РФ и трудовых прав граждан;
- повышение уровня информированности работодателей и работников о соблюдении норм трудового законодательства.
В соответствии с положениями ст.355 Трудового кодекса РФ основными задачами Государственной инспекции труда являются:
- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В отчетный период при осуществлении федерального государственного надзора Гострудинспекция руководствовалась Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. № 354н, а также другими действующими Административными регламентами по предоставления Федеральной службой по труду и занятости установленных государственных услуг и по исполнению установленных государственных функций.
Для более действенного осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда планировалось совместное проведение проверок с различными надзорно-контрольными органами и профсоюзами. К примеру, План проведения проверок направлялся в Федерацию профсоюзов области, Региональное отделение фонда социального страхования, которые после ознакомления с Планом, сообщали о намерении принять участие в совместных проверках. В отчётном периоде из общего количества 3001 проверки 385 проверок (или 12,8%) проведены совместно с различными государственными органами надзора и контроля, а также профсоюзными организациями. Безусловно, наибольшее количество проверок проведено с органами прокуратуры – 238 (61,8% от числа всех совместных проверок). С профсоюзными органами проведена 71 совместная проверка (18,4% от числа совместных проверок). Для сравнения, в 2012 году проведена 431 совместная проверка, проведено совместно с органами прокуратуры – 262 проверки (60,6% от количества всех совместных) и профсоюзами – 101 проверка (23,4%). Также, в 2013 году проведены совместные проверки с органами: по труду – 36 проверок; государственной службы занятости населения – 11; технологического надзора – 3; санитарно-эпидемиологического надзора – 5 проверок.
Рис.1. Показатели участия в совместных проверках
представителей других надзорных органов Взаимодействие с органами государственного контроля (надзора) осуществлялось уже сложившимися методами:
- согласование планов работы и плановых проверок, совместное проведение проверок;
- взаимное представление информации, обобщение и анализ состояния дел по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда;
- взаимное представление нормативно-технической документации, методических разработок, программ, пособий;
- взаимная работа по выявленным фактам нарушений трудовых прав и норм охраны труда наемных работников;
- совместное обращение в органы исполнительной и законодательной власти области, местного самоуправления с предложениями, направленными на защиту трудовых прав граждан;
- участие в обучении и повышении квалификации служащих;
- участие в заседаниях совещательных комиссий и рабочих групп;
- участие в пресс-конференциях по вопросам исполнения трудового законодательства.
Поиск новых форм взаимодействия с органами государственного контроля (надзора) продолжается.
К примеру, совместно с представителями районных прокуратур г. Челябинска по исполнению Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по вопросам повышения оплаты труда педагогических и медицинских работников Гострудинспекцией проведены 4 совместных проверки. Например:
- в МБУЗ Городская клиническая больница № 2 г. Челябинска (главный врач Круглякова И.П.) при проверке, проведенной с прокуратурой Центрального района г. Челябинска, выявлено 3 нарушения обязательных норм трудового законодательства, работодателю выдано предписание об устранении нарушений. Главный бухгалтер учреждения привлечена к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 3 тыс. рублей;
- в МБУЗ Детская городская клиническая больница № 1 г. Челябинска (главный врач Тютюков Ф.Е.) в ходе проверки, проведенной совместно с представителем прокуратуры Тракторозаводского района г. Челябинска, установлено 3 нарушения норм трудового законодательства. Работодателю выдано предписание, по постановлению прокурора района главный врач привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 3 тыс. рублей.
К примеру, совместно с председателем профкома работников образования Центрального района г. Челябинска проведена плановая выездная проверка в МАДОУ детский сад № 52 г. Челябинска (заведующий Запорожец К.В.), в ходе которой выявлено 16 нарушений требований трудового законодательства. Работодателю выдано предписание, заведующий привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 3 тыс. рублей.
В 2013 году в органы прокуратуры и следствия направлено 293 материала для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства (в 2012 году – 304 материала). Из них: в связи с несчастными случаями на производстве – 285 материалов, по которым возбуждено 5 уголовных дел; в связи с нарушениями законодательства об оплате труда – 8 материалов (в 2012 году – 3 материала).
Информация по итогам проверок, в том числе о хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность по выплате заработной платы, Гострудинспекцией направлялась в Правительство Челябинской области, в органы прокуратуры, Главному федеральному инспектору в Челябинской области, Федерацию профсоюзов области, территориальный орган государственной статистики по Челябинской области. В прокуратуру Челябинской области ежеквартально направлялась информация о результатах проверок по оплате труда, проведенных Гострудинспекцией.
Государственная инспекция труда в Челябинской области осуществляла свою деятельность в тесном взаимодействии со сторонами социального партнерства.
В 2013 г. продолжалась работа в рамках общероссийского проекта «Декларирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению трудового законодательства» при участии Федерации профсоюзов Челябинской области и Челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС».
Руководитель Гострудинспекции в Челябинской области Шишмаков П.Б. 24.04.2013 и 02.10.2013 в региональной общественной приёмной Президента Российской Федерации в Челябинской области, совместно с представителями других органов исполнительной власти, в соответствии с поручением Главы государства провел личный приём граждан по вопросам, относящимся к компетенции федеральной инспекции труда.
В отчётный период Гострудинспекцией были заключены ряд соглашений по информационному взаимодействию:
- с Управлением Министерства юстиции РФ по Челябинской области;
- с Министерством информационных технологий и связи Челябинской области о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- с Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области;
- с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области;
- с Многофункциональными Центрами по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) городов Челябинска и Магнитогорска.
|