Скачать 152.5 Kb.
|
ШПАРГАЛКА руководителю турфирмы К ПРОВЕРКЕ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ГОТОВИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОТОВИМСЯ к ПРОВЕРКЕ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ВВЕДЕНИЕ Сотрудники Государственной инспекции труда Федеральной службы по труду и занятости нечасто навещают офисы туристских компаний. Наверное, именно поэтому многие руководители не уделяют должного внимания оформлению кадровой документации. Такие руководители до первой проверки искренне считается, что визиты трудовых контролеров не представляют собой ощутимой угрозы для фирмы. Однако на практике наказание за нарушение трудового законодательства не редко бывает очень серьезным. 1. При проведении проверок контролеры Роструда должны руководствоваться, в том числе, требования документов: - Конвенция Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ (далее – Конвенция МОТ); - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; - Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда»; - Методические указания о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов (утверждены приказом Рострудинспекции от 10 марта 1998 г. № 19). - Приказом Минздравсоцразвития от 07.11.2011 года №1325н. 2. Порядок и сроки проведения проверок, виды проверок, права проверяющих и проверяемых регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Советуем обязательно ознакомиться со шпаргалкой «К проверке Госконтроля готовимся правильно», в которой разобраны основные правила, регламентирующие проверки, отмечено какие права имеют проверяющие и проверяемые, и как можно использовать к своей пользе ФЗ «О защите прав юридических лиц…». Сведения обо всех плановых проверках на текущий год Вы можете найти на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в «Сводном плане проверок субъектов предпринимательства» (http://plan.genproc.gov.ru/), а также на сайте Роструда www.rostrud.info. I. ПРИЧИНЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ 1. Основные причины, по которым на предприятие может прийти трудовой инспектор, следующие: - Поступила жалоба от работника. В этом случае трудовая инспекция обязана провести проверку в течение месяца. Жалоба должна быть оформлена в письменном виде с указанием фамилии, имени, отчества и домашнего адреса работника. Однако инспекторы не вправе сообщать работодателю, кто именно на него жалуется (ст.358 ТК РФ), если только заявитель письменно не согласиться раскрыть свою личность. - Проверки осуществляются по заданию прокуратуры, если заведомо известно, что в организации имеют место грубые нарушения трудового законодательства. - Существуют плановые проверки, когда каждое предприятие может проверяться один раз в три года. - Несчастный случай на производстве. II. КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ 1. Сотрудники Федеральной службы по труду и занятости проводят мероприятия по контролю через свои территориальные органы - Государственные инспекции труда. Уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов имеют право в связи с исполнением служебных обязанностей беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения работодателями обязательных требований. 2. Придя в организацию, трудовой инспектор обязан показать свое служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки. Этот документ должен подписать руководитель региональной государственной инспекции труда или его заместитель. Если проверяющие не предъявили эти бумаги, их можно не впускать. 3. Как правило, проверку проводит один инспектор. В случае если в организацию пришло несколько человек, обязательно необходимо выяснить, все ли они указаны в распоряжении. Проверять фирму может только тот инспектор, чья фамилия содержится в этом документе. Контролерам, которые не указаны в распоряжении, можно отказать в проходе на территорию офиса. 4. Если же у Вас есть сомнения, то необходимо позвонить в трудовую инспекцию и проверить, действительно ли ими направлялся к Вам инспектор. Для этого, как минимум, надо иметь заранее подготовленный список телефонов всех возможных контролирующих организаций, находящихся в том районе, где расположена Ваша фирма. Звонить по телефонам, которые укажут сами контролеры, не советуем, так как Вам неизвестно, кто по ним ответит. 5. Перечень кадровых и бухгалтерских документов, которые может затребовать трудовой инспектор при проверке турфирмы, приведен в таблице №1 (если для документа имеется типовая форма, разработанная Госкомстатом, то трудовой инспектор будет требовать соответствия документа такой форме). Таблица №1
III. ДОКУМЕНТЫ, СОСТАВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ 1. При проверке, которая выявила недостатки в деятельности турфирмы, теоретически могут быть составлены следующие документы: протокол об административном правонарушении; акт проверки; объяснения предпринимателя; объяснения потерпевшего; объяснения свидетелей; объяснения понятых; акт изъятия товара и других вещей; акт изъятия документов. На практике обычно составляются протокол об административном правонарушении и акт проверки. 2. Если инспектор выявил нарушения, что бывает всегда, то он оформляет протокол об административном правонарушении. 3. Работодателю будет вручено предписание об устранении допущенных нарушений. Иногда их можно ликвидировать прямо в присутствии инспектора. В таком случае можно рассчитывать на снисхождение при определении размера штрафа. 4. Если устранить недостатки сразу невозможно, информацию об исполнении предписания с подтверждающими документами работодатель должен направить в соответствующую инспекцию. Если этого не происходит, то последствия могут быть гораздо серьезнее, чем штраф. Статьей 5.27 части 2 КОАП РФ предусмотрено административное наказание в форме дисквалификации, то есть руководитель лишается права занимать свою должность и осуществлять предпринимательскую деятельность. IV. ХАРАКТЕРНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ 1. Самыми распространенными нарушениями, которые выявляются трудовыми инспекторами, являются нарушения с выплатой зарплаты: - Выплата зарплаты один раз в месяц, но по трудовому законодательству зарплата должна выплачиваться каждые полмесяца, можно чаще, реже нельзя. - Работодатели устанавливают не дни выплаты зарплаты, а ее период, например, с 5-го по 10-е число месяца. Трудовые инспекторы считают это нарушением законодательства, так как должны быть указаны конкретно дни выплаты. - При совпадении дня выплаты с выходным или праздничным днем заработная плата выплачивается не накануне, а позже. Когда такое нарушение обнаруживает инспектор, он в предписании указывает на необходимость уплатить работнику проценты за каждый календарный день просрочки. - При выплате заработной платы работодатель не исполняет обязанность в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы по средством вручения ему расчетного листка. А это требуется делать при каждой выплате. - В организации не утверждены форма расчетного листка, правила его вручения работникам, не определены лица, ответственные за это. - Если зарплата перечислятся на указанный работником счет в банке, то при проверках инспекторы требуют не только трудовой договор, в котором было бы прописано это условие, но еще и заявление от работника, в котором он укажет счет в банке. Если заявления нет, это считается нарушением. 2. По итогам проверок, как правило, обнаруживаются следующие нарушения: отсутствие трудовых договоров с работниками, заключенных в письменном виде; подписаны не все страницы договора; отсутствие в трудовом договоре (если нет должностных инструкций) должностных обязанностей и условий оплаты труда; условия трудового договора ухудшают положение работника по сравнению с правами, гарантированными ему Трудовым кодексом РФ (такой договор признают недействительным в части, ухудшающей положение работника); отсутствие или неправильное заполнение кадровых приказов; отсутствие Инструкции по охране труда; отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка; отсутствие журналов учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; отсутствие или неправильное заполнение трудовых книжек; отсутствие сейфов или несгораемых шкафов для хранения трудовых книжек; несвоевременное ознакомление сотрудников с приказом о приеме на работу, который в соответствии со статьей 68 Трудового кодекса должен быть составлен в течение 3 дней с момента приема на работу нового работника; в трудовом договоре указывается минимальный размер оплаты труда, а не фактический заработок, что «вредно» для размера последующей пенсии работника. V. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ И НАКАЗАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ 1. Чаще всего инспекторы наказывают компанию по статье 5.27. КоАП РФ «Нарушения законодательства о труде и охране труда». По нормам этой статьи представителей администрации фирмы могут оштрафовать на сумму от 500 до 5000 рублей. К ним относят генеральный директор, его заместители, главный бухгалтер и начальник отдела кадров. На саму организацию могут наложить штраф в размере от 30.000 до 50.000 рублей. Контролеры могут не только наложить штраф, но и приостановить деятельность фирмы-нарушителя на срок до 90 суток (п.1 ст.5.27. КоАП РФ). В течение этого времени компания не сможет выполнять работы или оказывать услуги (ст.3.12. КоАП РФ). Такое наказание может назначить только суд. VI. РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ 1. Некоторые руководители отказываются от подписания составленных по результатам проверки документов. Это не совсем правильно. Надо внимательно изучить эти документы и удостовериться в том, что информация, отраженная в них, соответствует действительности. Свою подпись необходимо обязательно предварить словами: «С актом (протоколом) не согласен». Бывали случаи, когда проверяющие просто выхватывали из рук проверяемых листы с актами, едва те ставили свою подпись. Не надо конкретизировать свое несогласие, впоследствии этот вопрос можно скорректировать с юристом. 2. Не стоит указывать на явные ошибки проверяющих, если они обнаружены в акте или протоколе. Эти промахи помогут впоследствии признать постановление по результатам проверки недействительными. 3. При проверке надо вести себя корректно, даже если очень трудно сдержаться. Не забывайте, что проверяющий – должностное лицо, находящееся при исполнении обязанностей. За нанесение оскорблений и применение насилия в отношении должностных лиц вам могут вменить санкции, намного превышающие ваши нарушения в кадровом делопроизводстве. 4. Работодатели имеют право на обжалование решений, принятых в ходе проверки инспекторами Роструда в досудебном порядке путем непосредственного обращения соответственно к руководителю территориального органа Роструда, руководителю Роструда - главному государственному инспектору труда Российской Федерации, либо в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Решения руководителей Роструда могут быть обжалованы в суде. Кроме того, следует помнить, что ревизор не вправе оштрафовать компанию, если с момента проверки прошло более 2 месяцев (ст. 4.5 КоАП). 5. Жалоба на действия трудового инспектора подается в письменной форме и должна содержать: наименование государственного органа, в который направляется жалоба; наименование должности, фамилию, имя и отчество уполномоченного должностного лица, действия которого обжалуются; фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, подающего жалобу, почтовый адрес для направления ответа; подпись заявителя и дату; существо обжалуемого действия (бездействия). В жалобе указываются причины несогласия с обжалуемыми действиями и решением, обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконными действий и решения, а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. К обращению, жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные обстоятельства. В таком случае заявителем приводится перечень прилагаемых документов. 6. Жалоба рассматривается уполномоченными должностными лицами Роструда или территориального органа в течение 30 дней со дня ее регистрации. 7. Жалоба заявителя не рассматривается в следующих случаях: отсутствия сведений об обжалуемых действиях (бездействиях) и решении (в чем выразилось, кем принято), о фамилии заявителя, почтовом адресе или адресе электронной почты, по которому должен быть направлен ответ; отсутствия подписи заявителя; если предметом обращения, жалобы является решение, принятое в судебном порядке; содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу работника Роструда или его территориального органа, а также членов его семьи; текст письменного обращения не поддается прочтению; содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства. Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется заявителю не позднее 30 дней с момента ее регистрации. 12 июля 2007 года Актуализировано 29 июня 2009 года Актуализировано 24 февраля 2012 года |
Постановлением Правительства РФ №452 от 18. 07. 2007 года, а также санитарных правил и гигиенических нормативов, введенных на основании... | В сферу прокурорского надзора подпадает полностью вся деятельность юридического лица. Это могут быть проверки соблюдения законодательства... | ||
Ваша организация не первая, которую посетит госинспектор. Почти у всех проверяемых компаний слабое место – охрана труда | Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан гос ун-т; сост.: А. А. Лунева, Ю. В. Уткин. – Казань, 2008.... | ||
Важно! Иногда (в зависимости от специфики работы) могут потребоваться дополнительные документы. Они определяются Государственными... | Данный вопрос отсутствует. Думается, что исправлять можно до тех пор, пока больничный не будет заполнен правильно. При этом всегда... | ||
Инспекции Чайко Марины Владимировны, действующего на основании Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г. Москве... | ... | ||
Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических... | По результатам проверки к ответственности могут привлечь не только руководителя организации или его заместителя, но и руководителя... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |