Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций


Скачать 136.08 Kb.
НазваниеОбзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций
ТипОбзор
filling-form.ru > бланк заявлений > Обзор
Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций
Одной из приоритетных задач Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области (далее - Управление) в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций является снижение количества отказов в регистрации. В целях реализации указанной задачи Управлением на постоянной основе проводятся следующие мероприятия:

-разъяснение гражданам положений действующего законодательства. На постоянной основе на Интернет-сайте Управления, в помещении, предназначенном для приема заявителей, Управлением размещается информация об актуальных изменениях законодательства Российской Федерации в сфере регистрации и деятельности некоммерческих организаций;

-проведение семинаров с представителями некоммерческих организаций, посвященных вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций;

-граждане консультируются специалистами Управления по вопросам предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при личном обращении и по телефону ежедневно в течение всего рабочего дня, а также посредством рассмотрения запросов и представления информации почтовой связью и электронной почтой. При консультировании гражданам представляются формы и образцы заполнения заявлений, протоколов заседаний руководящих органов некоммерческих организаций, необходимых для их регистрации, реквизиты для уплаты государственной пошлины, разработанные памятки, методические рекомендации по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе в связи с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации;

-анализ отказов в государственной регистрации с целью выявления наиболее распространенных ошибок при подготовке документов для регистрации некоммерческих организаций.

В результате проводимой Управлением работы количество отказов постоянно снижается и по состоянию на август 2016 года составило 4,2 % от общего количества поступивших в 2016 году в Управление заявлений (уведомлений) о государственной регистрации некоммерческих организаций. Так, в 2016 году Управлением принято 10 решений об отказе, в т.ч. об отказе:

-в государственной регистрации 4 организаций при их создании;

-в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы 2 организаций;

-во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о 2 некоммерческих организациях, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы;

-в государственной регистрации 2 некоммерческих организаций в связи с их ликвидацией.

Из общего количества отказов 4 вынесено в отношении общественных объединений, 2-в отношении религиозных организаций, 4-в отношении иных некоммерческих организаций.

Основаниями отказов явились следующие:

- положения п.п.1 и 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (противоречие устава и иных представленных документов Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, а также оформление документов в ненадлежащем порядке);

- положения пп.1, пп.6 и пп.7 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») (противоречие устава и иных представленных документов законодательству Российской Федерации, наличие в представленных документах недостоверных сведений, принятие решения о внесении изменений в устав организации лицом, не уполномоченным на то федеральным законом и учредительным документом организации);

- положения абз. 4 п.1 ст.12 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (несоответствие устава требованиям законодательства Российской Федерации, представление для регистрации документов, содержащих недостоверные сведения).

Можно выделить две наиболее распространенные группы нарушений, послуживших основаниями для принятия Управлением решений об отказе в государственной регистрации:

1. представленные для государственной регистрации уставы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2. необходимые для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке.

К наиболее распространенным ошибкам, допускаемым гражданами при подготовке документов, представляемых в Управление для регистрации некоммерческих организаций, являющимся причиной отказа в регистрации, можно отнести следующие:

  1. Представление уставов некоммерческих организаций, в которых отсутствуют положения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», иными федеральными законами, устанавливающими требования к учредительным документам организаций, исходя из характера их деятельности, а также несоответствие положений уставов организаций данным законам, например:

  1. в нарушение положений п.4 ст.53, п.1 ст.65.2, п.2 ст.123.5, п.1 ст.123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации уставы общественных организаций не определяют случаи и порядок получения членами организации информации о деятельности общественной организации и ознакомления с ее бухгалтерской и иной документацией, а также не содержат:

- сведений о предмете деятельности организаций;

- сведений об имущественных правах и обязанностях членов организации;

- положений, определяющих порядок осуществления корпоративных прав членов организации;

2) в нарушение положений абзаца второго п.4 ст.65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации уставы корпоративных организаций (ассоциации (союза), общественной организации, казачьего общества) не содержат положений, определяющих порядок, способ и сроки образования имущества организаций;

  1. исключительная компетенция высшего органа корпоративной некоммерческой организации определяется в уставах организаций без учета вопросов, предусмотренных положениями п.2 ст.65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно в уставах организаций отсутствуют положения, определяющие вопросы исключительной компетенции:

- по определению порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников;

- по принятию решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Кроме того, в нарушение положений п.1 ст.123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительная компетенция высшего органа ассоциации (союза) не содержит вопросов о принятии решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в имущество организации и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом;

  1. в нарушение положений ст.123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации уставы ассоциаций (союзов) не содержат положений, определяющих порядок осуществления корпоративных прав членов организаций;

  2. статус органов некоммерческих организаций не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации:

- в общественной организации действует высший орган, образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.), постоянно действующий коллегиальный руководящий орган и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.);

- в ассоциации (союзе) действует высший орган, образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.);

- в фонде действует высший коллегиальный орган, избирается единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.д.), попечительский совет, который является органом, осуществляющим надзор за деятельностью фонда, и может быть назначен коллегиальный исполнительный орган фонда (правление);

- управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.).

Таким образом, статус органов некоммерческих организаций, отражаемый в уставах организаций, необходимо указывать в соответствии с вышеназванными положениями;

6) уставы корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации (союзы), казачьи общества), устанавливая закрытые перечни прав и обязанностей членов организации, не предусматривают прав и обязанностей членов корпораций, определенных положениями ст. 65.2, ст. 123.6, 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

7) наименования общественных организаций, иных некоммерческих организаций не содержат указание на характер деятельности организаций, что является нарушением ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст.28 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

  1. в уставах фондов допускается возможность их реорганизации, что прямо запрещено положениями п.3 ст.123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации;

  2. в нарушение ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах иных некоммерческих организации не определена либо определена не полностью исключительная компетенция высшего органа управления.

  3. в нарушение положений п.2 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уставы некоммерческих организаций не определяют виды приносящей доход деятельности организации в случае, если уставом организации предусмотрено право осуществления такой деятельности;

  4. отсутствие в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, описания используемой организациями символики, что противоречит положениям п.5 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ч.2 ст.20 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

  5. в нарушение положений ч.1 ст.20 Федерального закона «Об общественных объединениях» уставы общественных объединений не содержат положений, определяющих структуру общественной организации и права структурных подразделений общественной организации по управлению имуществом;

  6. в нарушение положений п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставы религиозных организаций не определяют орган, уполномоченный на письменное согласование сделок по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоров займа и кредитных договоров;

  7. в нарушение положений абзаца третьего п. 2 ст. 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 8.1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставы религиозных организаций не содержат положений, определяющих отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов;

  8. положения уставов благотворительных организаций не соответствуют требованиям Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), а именно:

- цели, содержащиеся в уставах благотворительных организаций, не соответствуют целям, определенным положениями ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

- в нарушение положений п.4 ст.12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» уставы благотворительных организаций содержат положения, согласно которым они вправе участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами;

  1. виды деятельности, предусмотренные в уставах некоммерческих организаций, а также виды экономической деятельности, указываемые в представляемых заявлениях о государственной регистрации, не соответствуют целям деятельности организаций, что является нарушением п.1 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

  1. Представление иных документов, противоречащих законодательству Российской Федерации:

  1. составление протоколов заседаний органов организации без учета положений статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно отсутствие в них сведений о:

-времени проведения заседания;

-лицах, проводивших подсчет голосов;

-лицах, принявших участие в заседании органа;

-лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Кроме того, в нарушение положений ст.50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в решениях об учреждении юридических лиц зачастую отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, а в решениях об учреждении корпоративного юридического лица (общественной организации, ассоциации (союза)) также отсутствуют сведения о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Одновременно важно отметить, что согласно положениям п.5 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением частного учреждения, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее десяти тысяч рублей, что необходимо учитывать при определении размера имущества создаваемой некоммерческой организации;

  1. нередко при принятии решения о создании некоммерческой организации учредителями не принимаются решения о формировании всех органов организации, включая ревизионные и надзорные, предусмотренных ее уставом, что также является нарушением положений ст.50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Представляемые для государственной регистрации заявления оформляются без соблюдения Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (далее - Требования), а именно:

- типы адресных объектов (район (улус и т.п.), город (волость и т.п.), населенный пункт (село и т.п.), улица (проспект и т.п.)) указываются без использования сокращений в соответствии с приложением 2 к Требованиям;

- указываются виды экономической деятельности, состоящие менее чем из 4-х цифровых знаков;

- не заполняются поля, подлежащие заполнению (сведения о должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, о месте рождения, дате рождения учредителя либо заявителя, о способе выдачи (направления) документов, подтверждающих внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц, или решения об отказе в государственной регистрации);

- наличие в заявлении исправлений (при заполнении заявлений вручную);

- двусторонняя печать заявления.

4. Представление документов в непрошитом и непронумерованном виде.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются.

5. Непредставление необходимых документов или представление документов в единственном экземпляре.

Согласно положениям пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п.41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 №455, все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (уставы) представляются в трех экземплярах.

6. Типичной ошибкой для отделений общественных объединений является непредставление уведомления от центрального руководящего органа общественного объединения, отделением которого оно является, а также представление документов для государственной регистрации, не заверенных центральным руководящим органом. Представление указанных документов предусмотрено положениями ст.21 Федерального закона «Об общественных объединений».

7. Наличие несоответствий в представляемых документах:

- количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации создания юридического лица, часто не соответствуют количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за создание некоммерческой организации;

- разночтения в названии некоммерческой организации, указанном в уставе, в заявлении, протоколе.

8. Встречающаяся ошибка - неправильное указание кода бюджетной классификации при уплате государственной пошлины.

Реквизиты кодов бюджетной классификации размещены на Интернет-сайте Управления to30.minjust.ru, на информационном стенде в здании Управления по адресу: г. Астрахань, ул. Бабушкина/Кирова, д.22/31. Соответствующие памятки с указанными реквизитами можно получить непосредственно в Управлении.

Во избежание ошибок при вводе реквизитов для оплаты государственной пошлины разработаны образцы платежной квитанции с нанесенным линейным штрих-кодом, в котором зашифрованы реквизиты получателя (ИНН/КПП, расчетный счет и другие) и реквизиты платежа (такие как КБК и ОКТМО). Оплатить государственную пошлину возможно с помощью платежного терминала Сбербанка России, оборудованного сканером для считывания штрих-кода. При оплате государственной пошлины после считывания сканером штрих-кода с квитанции необходимо внести паспортные данные заявителя и сумму к оплате.

Квитанции для оплаты государственной пошлины можно скачать с сайта Управления to30.minjust.ru или получить непосредственно в Управлении.

Подготовка документов для регистрации некоммерческих организаций достаточно сложный процесс, требующий внимательного отношения, учета требований различных нормативных правовых актов Российской Федерации. Последствия отказа в регистрации некоммерческой организации – это, в том числе и необходимость повторной уплаты государственной пошлины. Цель данного обзора – оказание помощи в подготовке документов для государственной регистрации некоммерческих организаций.

Обращаем внимание, что в целях оказания практической помощи гражданам при подготовке документов для государственной регистрации некоммерческой организации Управлением разработаны:

  1. примерные уставы:

- ассоциации (союза);

- благотворительного фонда;

- общественной организации, в том числе народной дружины;

- автономной некоммерческой организации;

- образовательной организации;

2) образцы протоколов учредительного собрания, заседаний коллегиальных высших органов организаций при принятии решений о внесении изменений в учредительные документы организаций, о ликвидации некоммерческих организаций, об утверждении ликвидационного баланса;

3) образцы заполнения заявлений и уведомлений, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций.

С указанными документами можно ознакомиться на Интернет-сайте Управления to30.minjust.ru, а также на информационных стендах и демонстрационных системах в здании Управления по адресу: г. Астрахань, ул. Бабушкина/Кирова, д.22/31.

Похожие:

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconТипичные ошибки в документах, представляемых гражданами для государственной...
Решений об отказе в государственной регистрации общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, причиной...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconНекоммерческие организации Вопросы и ответы
Раскрываются понятия и признаки некоммерческих организаций, особенности государственной регистрации и контроль деятельности некоммерческих...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconИ налогообложение некоммерческих организаций
По данным Госкомстата России, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается примерно 500 000 некоммерческих организаций....

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconАнализ наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых заявителями...
Фз «О некоммерческих организациях», от 19. 05. 1995 №82 фз «Об общественных объединениях», от 26. 09. 1997 №125 фз «О свободе совести...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconАнализ наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых заявителями...
Фз «О некоммерческих организациях», от 19. 05. 1995 №82 фз «Об общественных объединениях», от 26. 09. 1997 №125 фз «О свободе совести...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconАнализ наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых заявителями...
Фз «О некоммерческих организациях», от 19. 05. 1995 №82 фз «Об общественных объединениях», от 26. 09. 1997 №125 фз «О свободе совести...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconАнализ наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых заявителями...
Фз «О некоммерческих организациях», от 19. 05. 1995 №82 фз «Об общественных объединениях», от 26. 09. 1997 №125 фз «О свободе совести...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconАнализ наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых заявителями...
Фз «О некоммерческих организациях», от 19. 05. 1995 №82 фз «Об общественных объединениях», от 26. 09. 1997 №125 фз «О свободе совести...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconМетодические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых...
Создание некоммерческой организации может происходить путём её учреждения, а так же в результате реорганизации существующей некоммерческой...

Обзор наиболее распространенных причин отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций iconМетодические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых...
Проект, разработанный Управлением методического обеспечения и контроля в сфере государственной регистрации и деятельности некоммерческих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск