I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура


Скачать 440.51 Kb.
НазваниеI. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
страница1/7
ТипРеферат
filling-form.ru > бланк заявлений > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7

Содержание
Введение

Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура

1.1 Современная российская семья и семейное воспитание

1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка

1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей

Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка

2.1 Работа педагога с семьей

2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей

Глава III. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании подростков

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение



Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.

На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

На современном этапе развития общества проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека. На решение этих проблем должна быть направлена вся деятельность не только системы образования на всех уровнях, но и всех других заинтересованных министерств и ведомств.

В последние годы в учреждениях образования усилием членов педагогического сообщества решается вопрос о том, что и каким образом нужно сделать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в каждом конкретном образовательном учреждении, чтобы объединить усилия участников образовательного процесса в интересах личности ребенка, поскольку жизненное самоопределение детей и молодежи является главным предметом нашей заботы1.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему курсовой "Педагогическая культура семьи, ее воспитательный потенциал. Взаимодействие школы и семьи в воспитании подростка. Семья как позитивный и негативный фактор развития личности. Современные реалии домашнего воспитания" на сегодняшний день актуальной.

Цель работы: Проанализировать воспитательный потенциал семьи и ее педагогическую культуру, провести анализ взаимодействия родителей и педагогов в воспитании подростка.

Задачи работы:

Рассмотреть особенности современной российской семьи и семейного воспитания.

Изучить влияние семьи на становление личности ребенка.

Проанализировать способы повышения педагогической культуры родителей.

Рассмотреть работу педагога с семьей.

Изучить основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников.

Проанализировать формы взаимодействия педагогов и родителей.

Сделать выводы.

Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура




1.1 Современная российская семья и семейное воспитание



Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический. Структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало - или многодетная).

Социально - культурный. Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально - экономический. Имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Характеризуя современную российскую семью, можно выделить основные ее особенности:

преимущественное преобладание светских, гражданских браков;

увеличение церковных браков;

свобода заключения и расторжения браков;

равноправие женщин и мужчин в браке;

увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7%2.

Однодетные семьи состоят, как правило, из двух поколений - родители и дети, а другие родственники живут отдельно, то есть родители утрачивают возможность пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми людьми, сиблингами (братьями-сестрами), другими родственниками.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения "мужского" и " женского" труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Не означает ли это, что роль семьи как института социализации снижается?

Кризис современной российской семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня3:

а) резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности "богатых" семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;

б) появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

в) резкое увеличение безнадзорных детей; появление беспризорности, которая была ликвидирована в России в 30-е годы и не была допущена в годы Великой Отечественной войны. Впервые за 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (около 5-6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приют, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров;

г) рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

д) приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

е) усиление бродяжничества детей и подростков;

ж) рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: ежегодно около 2 тыс. подростков кончают жизнь самоубийством. Причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

з) резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними. Выявлено, что авторитет родителей часто зависит от сферы их трудовой занятости. Результаты исследования показали, что с матерью, работающей в бюджетной сфере, советуются 68% детей, на государственном предприятии - 71%, в коммерческих структурах - 76%. Часто родители переоценивают собственную значимость для своего ребенка: по мнению родителей, 82% детей видят в них основных советчиков, по мнению детей, - лишь 68%.

Заставляет задуматься и тот факт, что лишь треть детей хотят быть похожими на родителей. Около 30% детей находятся в конфликте с родителями, причем ежегодно в России 30 тыс. подростков покидают семьи из-за насильственных действий родителей.

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Таким образом, подводя итог сказанному о трудностях современной семьи, среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания в семье можно отметить следующие:

невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.);

низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простой семье с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома - 36. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов;

высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей;

бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока законодательство закрепляет положение, при котором воспитание остается святой обязанностью женщины-матери, объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы;

увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты, хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье4.

Педагогическая теория, пожалуй, ничего нового в этом плане открыть не может: неотвратимо действуют общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений. Вся надежда на учителя, на его подвижническую деятельность в плане:

гуманизация отношений в семье. Авторитаризм исчерпал себя. Когда людям нечего терять, запугивания не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее собственных детей;

объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;

координация сотрудничества с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработки и реализации совместных программ.

Главное, не терять веры в людей, в собственные силы и возможности, во всепобеждающую силу добра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всегда стремилось к лучшему. Немаловажную роль в этом всегда играли и играют Учителя. Современные педагоги высказывают сожаление о том, что "педагогика зоны", "педагогика колонии" А.С. Макаренко, которую отвергли сторонники демократических преобразований, похоже скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приняты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи, по укреплению ее устоев5.



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconРабочая программа Элективного курса «Культура речи»
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,...

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconПедагогическая практика (2)
Педагогическая практика (2) ставит цель содействие становлению профессиональной компетентности учителя музыки в процессе приобретения...

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconПрограмма научно педагогичекой практики магистрантов по направлению...
«Физическая культура, профессионально-образовательного профиля подготовки – Адаптивная физическая культура»

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconКомплект III контрольные работы для студентов заочного факультета
Предметы: «Русский язык и культура речи», «Деловой язык», «Русский язык и культура делового общения», «Культура научной и деловой...

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconКультура речи и стилистика рекомендовано Ученым советом Орелгту в качестве учебного пособия
Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом...

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconАдминистративный регламент по предоставлению муниципальной услуги
Давлекановский район Республики Башкортостан полномочий по развитию институтов замещающей семьи, в том числе, усыновления, опеки,...

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconМетодические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура»
Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура» является формирование физической культуры личности учащегося в процессе...

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconУчебно-воспитательный план
Комплекс мероприятий по обеспечению прав несовершеннолетних на получение основного общего образования

I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура iconУчебно-воспитательный план
Комплекс мероприятий по обеспечению прав несовершеннолетних на получение основного общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск