Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков


Скачать 127.74 Kb.
НазваниеВоробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк заявлений > Закон

Воробьев Юрий Григорьевич

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков
Воробьев Юрий Григорьевич

преподаватель

Московского налогового института

Государственный контроль правильности исчисления и уплаты налогов, полный и достоверный анализ различных критериев, факторов и процессов, влияющих на процессы налогообложения, и эффективность налоговой системы в целом, невозможен без надлежаще организованной системы учета налогоплательщиков как опосредованного института налогового контроля.

Поступающая в налоговые органы информация о налогоплательщиках является одной из составных частей формирующейся в последние годы единой системы налогового мониторинга, вызванной необходимостью создания специальной функционально ориентированной системы слежения, информационного обеспечения и оптимизации мероприятий по повышению эффективности работы налоговой системы, что связано с требованиями усиления регулирующей и фискальных функций последней, улучшения налоговой дисциплины, повышения уровня информированности государственных органов о процессах налогообложения и их эффективности.

И именно необходимостью достижения полноты исполнения доходной части бюджета и недопустимостью ущемления интересов отдельных территорий (в случаях ведения индивидуальным или коллективным предпринимателем деятельности вне места своей регистрации) обусловлена задача совершенствования учета налогоплательщиков.

Проводимая последнее десятилетие налоговая реформа заложила основы правового регулирования современной системы учета налогоплательщиков. Неоспоримую роль в ее упорядочении сыграла часть первая Налогового кодекса РФ, законодательно закрепившая процедуры учета налогоплательщиков, принципы его организации в виде регулятивных норм и ответственность за налоговые правонарушения в сфере учета.

Однако действующая система учета налогоплательщиков еще требует серьезного осмысления и проработки правовых основ ее организации и функционирования. Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля за своевременным внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.

В соответствии с ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" , утвердившим «Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» регулируется взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

Таким образом, Налоговым Кодексом был предусмотрен механизм своевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой для осуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первый обеспечивается теми государственными органами, на которые возложена обязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным образом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие реестры. Второй - непосредственно от организаций и физических лиц, которые обращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет.Итак, в соответсвии с действующим законодаельством, можно выделить две категории, по-разному определяющие основания и порядок постановки на налоговый учет. Это постановка на налоговый учет без заявления организации и заявительный порядок постановки на налоговый учет.

В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.
Налоговый учет — это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.
Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.
Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.
Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:
1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);
2) налоговый учет осуществляется налоговыми органами;
3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;
4) налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;
5) НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);
6) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика — ИНН);
7) за нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.
Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:
— налоговый учет организаций;
— налоговый учет физических лиц.
Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц - по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица - по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Законодательство, регламентирующие вопросы учета налогоплательщиков включает в себя следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- Налоговый кодекс РФ. Часть первая;

- Закон РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

- Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

В приказе ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"утверждены следующие формыналоговой отчетности:

форму № С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)" согласно приложению;

форму № С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях";

форму № С-09-3-1 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях" ;

форму № С-09-3-2 "Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией)" ;

форму № С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" ;

формат сообщения об открытии (закрытии) счета (лицевого счета) в электронном виде ;

формат сообщения об участии в российских и иностранных организациях в электронном виде ;

формат сообщения о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях в электронном виде ;

формат сообщения об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией) в электронном виде ;

формат сообщения о реорганизации или ликвидации организации в электронном виде ;

Порядок заполнения формы "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)" ;

Порядок заполнения формы "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях";

Порядок заполнения формы "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях";

Порядок заполнения формы "Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией);

Порядок заполнения формы "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации";

Порядок представления организациями и индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

С введением в действие Налогового кодекса РФ впервые в российском налоговом законодательстве введена ответственность за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе: нарушение налогоплательщиком сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ). В силу того, что нормы об ответственности за нарушения, связанные с постановкой налогоплательщиков на учет являются новеллой российского налогового законодательства, и к тому же законодательная конструкция статей не лишена, по нашему мнению, технико-юридических недостатков, практическое их применение связано в ряде случаев со значительными трудностями в разрешении ряда практических и теоретических вопросов.

Налоговое правоотношение в сфере учета налогоплательщиков определяются как существующее исключительно в правовой форме относительное правоотношение активного типа, имеющее властно-обязывающий характер и возникающее между государством в лице уполномоченных налоговых органов и субъектами, наделенными обязанностями, связанными с осуществлением налоговыми органами налогового контроля, являющееся производным налоговым правоотношением, направленным на реализацию налоговыми органами их контрольных функций.
Несмотря на употребление в названии ст. 117 «Уклонение от постановки на учет» НК РФ слова «уклонение», ответственность за ведение неподконтрольной налоговому органу деятельности возможна и при неосторожной форме вины налогоплательщика.
Бюджетные интересы государства являются не основным, а дополнительным объектом состава статьи 117 НК РФ, поэтому привлечение к ответственности по данной статье возможно и при отсутствии сведений о получении субъектом правонарушения какого-либо дохода от деятельности без постановки на учет или в случаях, когда определить размер дохода не представляется возможным. При этом ведением деятельности в смысле статьи 117 НК РФ должен рассматриваться любой факт вступления в гражданский оборот организации или индивидуального предпринимателя от своего имени в рамках их предпринимательской деятельности.
Основным способом обнаружения фактических признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 116 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» НК РФ, является камеральная налоговая проверка, результаты которой должны оформляться актом проверки, а процесс привлечение к ответственности должен содержать все процедуры, установленные статьей 101 НК РФ, регламентирующей производство по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Правовое обеспечение налоговой системы предполагает не только законодательное решение вопросов, связанных с введением налогов, способов их взимания и контроля за их уплатой, но и создание серьезной правовой основы для налогового администрирования, включая систему государственного учета налогоплательщиков.

Без надлежащей организации учета налогоплательщиков невозможен надлежащий контроль за правильностью уплаты налогов, анализ и прогнозирование положения в сфере налогообложения. По результатам учета налогоплательщиков налоговым и другим государственным органам становится доступной для анализа различная первичная информация о налогоплательщиках, позволяющая оптимизировать мероприятия налогового контроля, прогнозировать процесс налогообложения.

Учет налогоплательщиков в настоящее время строится на комплексном взаимодействии налоговых органов с органами, обязанными предоставлять необходимую для регистрационно-учетных мероприятий информацию. В целом, действующее законодательство обеспечивает реализацию фискальной функции налогового учета, расширив экономико-правовой инструментарий для планомерного учета налогоплательщиков и противодействия уклонению от постановки на учет в налоговом органе.

Тест.

  1. В соответствии с Частью 1 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по данным:

  1. Бухгалтерского учета

  2. Налогового учета

  3. Бухгалтерского и налогового учета



  1. В соответствии с Частью 2 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по данным:

  1. Бухгалтерского учета

  2. Налогового учета

  3. Бухгалтерского и налогового учета



  1. Ведение книги покупок:

  1. Право налогоплательщика

  2. Обязанность налогоплательщика



  1. Выберете неверное утверждение: Налоговая декларация может быть подана в налоговый орган:

  1. через уполномоченного представителя;

  2. по телекоммуникационным каналам связи;

  3. по почте;

  4. через городские и сельские коммуникации;

  5. лично.



  1. Для инвалидов ВОВ стандартный налоговый вычет по НДФЛ установлен в размере:

    1. 400 рублей;

  1. 500 рублей;

  2. 600 рублей;

  3. 3000 рублей.



  1. Для инвалидов с детства стандартный налоговый вычет по НДФЛ установлен в размере:

    1. 400 рублей;

  1. 500 рублей;

  2. 600 рублей;

  3. 3000 рублей.



  1. Для лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, стандартный налоговый вычет по НДФЛ установлен в размере:

    1. 400 рублей;

  1. 500 рублей;

  2. 600 рублей;

  3. 3000 рублей.



  1. Для исправления ошибок при составлении отчетности в налоговую инспекцию нужно представить:

  1. дополнительный расчет на сумму ошибки

  2. уточненный расчет (налоговую декларацию)

  3. заявление налогоплательщика об изменении суммы налога, причитающейся к уплате



  1. Для налоговых агентов моментом определения налоговой базы является:

  1. день отгрузки товаров, работ, услуг или день оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг

  2. день отгрузки товаров, работ, услуг и день оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг

  3. наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров, работ, услуг, день оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг



  1. Для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщики исчисляют амортизацию следующими методами:

  1. линейным, нелинейным, по сумме чисел срока полезного использования, пропорционально объему произведенной продукции;

  2. линейным, нелинейным, по сумме чисел срока полезного использования;

  3. линейным, нелинейным.




Список использованных источников.
1. Налоговое администрирование: учебное пособие; под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009.

2. Глухих Т.А. Государственная регистрация хозяйствующих субъектов// Глухих Т.А.// Арбитражная практика. - 2008. - №11

3. Чуряев А.В. Система государственной регистрации и постановки на налоговый учет юридических лиц в России//Чуряев А.В.// Закон. - 2007. - №7

4. Анохин В.С. Спорные вопросы государственной регистрации юридических лиц и внесения изменений в сведения о юридическом лице//Анохин В.С.// Закон. - 2009. - №3

5. Марченко И.М. Государственная регистрация общества при его создании путем учреждения.//Марченко И.М.// Законодательство и экономика. - 2007. -№12

6. Чуряев А. Документы, необходимые для регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. //Чуряев А.// Право и экономика. - 2006. - №11

7. Филипенко Е. Отдельные аспекты правового регулирования государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России на современном этапе//Филиппенко Е.// Право и экономика. - 2008. - № 7



© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Все права защищены. Несанкционированное копирование преследуется по закону.

Похожие:

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconI. Общие положения, Правовые и организационные основы деятельности дорожно-патрульной службы1
Российской' Федерации, настоящее Наставление и иные нормативные правовые акты мвд россии, а также законодательные и иные нормативные...

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconЗаконодательные и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление муниципальной услуги
В соответствии с Земельным кодексом рф, Градостроительным кодексом рф, Уставом города Кемерово, принятым постановлением Кемеровского...

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconСтатья 2
Теоретическая часть. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы об административных правонарушениях

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconСтатья 2
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconЛесной кодекс российской федерации
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconЛесной кодекс российской федерации
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconЛесной кодекс российской федерации
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconЛесной кодекс российской федерации
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconЛесной кодекс российской федерации
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Воробьев Юрий Григорьевич Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие учет налогоплательщиков iconЛесной кодекс российской федерации
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск