Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения


Скачать 354.35 Kb.
НазваниеСтатья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения
страница1/3
ТипСтатья
filling-form.ru > бланк заявлений > Статья
  1   2   3


.
Обобщение практики рассмотрения споров по главе 26.2. НК РФ «Упрощенная система налогообложения», обзор и вопросы применения.

29 апреля 2008 года
Статьей 18 Налогового кодекса РФ (далее Кодекс) установлены специальные налоговые режимы, среди которых можно выделить упрощенную систему налогообложения.

Глава 26.2. Кодекса - Упрощенная система налогообложения состоит из 16 статей.

Статья 346.11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов, таких как, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, и др. заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Кроме единого налога, организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в соответствии со статьей 174.1 Кодекса (при осуществлении операций с договором простого товарищества или доверительного управления имуществом) взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, за пользование недрами и водными объектами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и другие.

В соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ с 01.01.2008 организациям и предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса (при осуществлении операций с договором простого товарищества или доверительного управления имуществом).

Также, организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

В большинстве случаев налогоплательщики выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. Вместе с этим, выполнять функции налогового агента организациям и предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, необходимо и в отношении НДС при аренде государственного, муниципального имущества или имущества субъектов РФ.

Статьей 346.12. Кодекса определен круг налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения, к которым относятся организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, а также установлен ряд ограничений на ее применение (ограничение по доходам – не более 15 млн., видам деятельности, структуре организации – без филиалов и представительств, уставного капитала – доля участия других юридических лиц в уставном капитале не должна превышать 25 процентов, по численности работников не более 100 человек и стоимости имущества - ост. стоимость не более 100 млн.).

Необходимо отметить, что с 1 января 2008 года ст. 346.12. НК РФ действует с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ.

Изменения коснулись подпункта 18 пункта 3 ст. 346.12. НК РФ и второго предложения пункта 4 ст. 346.12. НК РФ, которое дополнено порядком определения предельной величины доходов (по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения).

В отношении применения упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, в том числе, автономными некоммерческими организациями, организациями единственным учредителем которых выступает муниципальное образование, имеется правовая позиция ВАС РФ.

Так в постановлении от 12.10.2004 № 3114/04 Президиум ВАС РФ указал, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Поскольку Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.

Также в постановлении Президиума от 14.02.2008 № 17980/07 содержится вывод о том, что муниципальные образования, имеющие вклады в акционерные общества и осуществляющие права акционеров через свои уполномоченные органы, не подпадают под понятие "организация" в целях применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации..

Статья 346.13. НК РФ определяет порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения для действующих и вновь созданных организаций и предпринимателей, условия перехода на иной режим налогообложения, условия при которых налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения.

Наряду с этим, указанной статьей предусмотрены правила и сроки перехода с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения и обратно.

С 01.01.2008 данная статья действует в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ, в частности пункт 1 статьи дополнен обязанностью налогоплательщика сообщать в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Этим же законом немного дополнены пункты 2 и 4 ст. 346.13. НК РФ, в пункте 2 слова "законодательством субъектов Российской Федерации" заменены словами "нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 № 14894/03 указано, что законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь создаваемых организаций, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента начала своей деятельности.

По правилам ст. 346.13. НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на такую систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году (пункт 2 статьи 346.13 Кодекса).

Иное толкование статьи 346.13 Кодекса не согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 Кодекса.

В связи с этим, в постановлении сделан вывод о том, что отказ созданному в декабре 2002 г. предприятию применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.

В статье 346.14. даны понятия объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14. НК РФ объектом налогообложения признаются при применении упрощенной системы налогообложения доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом порядок определения доходов закреплен статьей 346.15. НК РФ, расходов - соответственно, статьей 346.16. НК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.02.2005 № 11497/04 выбор объекта налогообложения, исходя из содержания статей 346.13 и 346.14 Кодекса, принадлежит налогоплательщику.

Наиболее существенным изменениям подверглась статья 346.16. НК РФ.

Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ, ФЗ от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" расширен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.

Внесенные с 01.01.2008 изменения разрешают налогоплательщикам, применяющим УСН, учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Расходы определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ (в котором приведены определения реконструкции, модернизации и иных указанных работ) (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).

Данные расходы признаются с момента ввода основного средства в эксплуатацию независимо от того, приобретено ли само основное средство после перехода на спецрежим или до такого перехода (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

В перечень расходов, признаваемых при применении УСН, законодатель включил новый пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому должны учитываться:

- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);

- расходы на приобретение прав пользования данными результатами интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

При применении УСН также будут признаваться расходы на патентование, на оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации (пп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При применении УСН организации и индивидуальные предприниматели смогут признавать расходы на НИОКР (пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Состав данных расходов такой же, какой предусмотрен для целей налогообложения прибыли в п. 1 ст. 262 НК РФ.

Изменения, вносимые в пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, направлены на то, чтобы разрешить налогоплательщикам признавать как расходы - затраты на все виды обязательного страхования. Ранее согласно данному подпункту при УСН учитывались расходы на обязательное страхование только работников и имущества.

Прежняя редакция пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ устанавливала, что расходы, связанные с реализацией приобретенных товаров, в том числе, расходы на хранение, обслуживание и транспортировку, налогоплательщик может признавать при реализации данных товаров. При этом в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ было указано, что расходы, непосредственно связанные с реализацией приобретенных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются по мере их фактической оплаты.

Новая редакция пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержит указания на момент признания указанных затрат, а лишь устанавливает, что налогоплательщик может учесть расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, транспортировке и обслуживанию.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели могут признавать указанные расходы на приобретенные товары по мере их фактической оплаты, не дожидаясь реализации самих товаров.

Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ конкретизировал перечень налогов, которые можно относить к расходам.

В новой редакции пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ прямо предусмотрено, что к расходам относятся все виды налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением суммы налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения.

К расходам, которые признаются при применении УСН, включены расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники, расходы по вывозу твердых бытовых отходов (пп. 35, пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Порядок принятия расходов, установленный пунктами 2, 3 ст. 346.16 НК РФ практически не изменился, содержание данных пунктов дополнено с учетом расширения перечня расходов (расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств).

Перечисленные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года, в то же время их действие распространяется на 2007 год (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ).

Статья 346.17. НК РФ определяет порядок признания доходов и расходов.

Федеральным законом N 85-ФЗ пункт 1 статьи 346.17 НК РФ дополнен положением, позволяющим исключать из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в составе доходов в момент их получения.

Таким образом, если налогоплательщик-продавец, применяющий УСН, возвращает покупателям ранее полученную предоплату, то на сумму возврата должны быть уменьшены доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Подавать уточненную декларацию за предыдущий период в таком случае не требуется.

Согласно действующему порядку (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ) расходы учитываются при соблюдении двух условий: сырье и материалы должны быть оплачены и списаны в производство.

В целом порядок признания расходов, установленного пунктом 2 ст. 346.17 НК РФ не изменился, содержание пп. 4 пункта 2 ст. 346.17 НК РФ дополнено с учетом расширения перечня расходов (расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств).

В настоящее время расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Кроме того, Законом N 85-ФЗ в статью 346.17 НК РФ добавлен пункт 4, в соответствии с которым при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

Данные изменения также вступают в силу с 01.01.2008, однако применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2007.

Статьей 346.18. НК РФ установлено понятие налоговой базы.

Налоговая база при применении упрощенной системы определяется в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения.

Порядок определения налоговой базы, установленной статьей 346.18. НК РФ Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ и ФЗ от 19.07.2007 N 195-ФЗ не изменялся.

Пунктом 1 статьи 346.19 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 НК РФ, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации;

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Положения пункта 2 статьи 55 НК РФ находятся в системной связи с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), согласно которому первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

На основании статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

При этом согласно пункту 2 статьи 346.19 НК РФ отчетными периодами по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения.

Статья 346.20. НК РФ различает размер налоговых ставок в зависимости от объекта налогообложения.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Статьей 346.21. НК РФ определен порядок исчисления, сроки и уплаты налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.21 НК РФ налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В силу пункта 2 статьи 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно пункту 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

В информационном письме от 18.12.2007 № 123 Высший Арбитражный Суд РФ указал на то, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, независимо от выбора объекта налогообложения в равной степени имеют право уменьшить полученные доходы не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за страхование своих работников, но и на сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, уплачиваемых за свое страхование.

Пунктом 4 статьи 346.21. НК РФ установлен порядок уплаты налога, плательщиками минимального налога, (выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов).

Указанные налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

При этом ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (п. 5 статьи).

По вопросам исчисления и уплаты минимального налога, в целом, сложилась единообразная судебная практика. Имеется постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 5767/05, в котором сделан вывод о том, что минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.

Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 Кодекса, либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса - для минимального налога, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.

Статьи 346.22., 346.23 НК РФ изменений не претерпели, порядок зачисления сумм налога, сроки подачи деклараций по итогам отчетных остались прежними: для организаций и предпринимателей - не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиками – предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 346.24. НК РФ устанавливает порядок ведения учета доходов и расходов, в соответствии с которым, а также в силу положений п. 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации (предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета (кроме учета основных средств и нематериальных активов).

Они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу при упрощенной системе налогообложения в книге учета доходов и расходов, которая по своей сути, является регистром налогового учета (письмо Минфина России от 15.04.2003 N 16-00-14/13).

Федеральный закон N 85-ФЗ внес изменения и в статью 346.25 Налогового кодекса РФ. В упомянутой статье предусмотрены правила для тех фирм, которые будут определять облагаемую налогом прибыль по методу начисления. После перехода они должны учесть в составе доходов выручку, поступившую от покупателей за реализацию товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в период применения упрощенной системы. Поправки уточнили, что речь идет о товарах (работах, услугах, имущественных правах), которые не оплачены до даты перехода на общий режим.

Такое же правило действует и в отношении расходов. То есть, расплачиваясь за товар, полученный еще при упрощенной системе, организация уменьшает доходы, облагаемые налогом на прибыль.

Согласно новой редакции статьи 346.25 Налогового кодекса РФ "признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса".

Более детально теперь прописан и период, когда признаются доходы и расходы.

В прежней редакции статьи 346.25 Налогового кодекса указывалось, что доходы и расходы признаются на дату перехода с упрощенной системы налогообложения на обычный режим.

Новой редакцией пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ установлено, что доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

Изменения коснулись пункта 3 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Согласно ему, после того как предприятие возвращается с упрощенной системы на общую систему налогообложения, бухгалтеру необходимо отразить в налоговом учете остаточную стоимость основных средств. Для этого стоимость объектов на момент перехода на упрощенную системы нужно уменьшить на сумму произведенных за период применения упрощенной системы налогообложения расходов, определенных в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Уточняющие поправки касаются затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Наряду с внесенными изменениями статья 346.25 Налогового кодекса РФ дополнена пунктами 5 и 6.

Пункт 5 определяет, что организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило. Суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика НДС на упрощенную систему. При этом вычет возможен только при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, уплаченный с авансов до перехода на упрощенную систему, если реализация происходит уже после перехода на этот специальный налоговый режим.
Согласно пункту 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило. Суммы налога НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков НДС.

Поправки, внесенные в ст. 346.25.1 НК РФ, затронули порядок применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы на основе патента.

Прежде всего, уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, по которым возможно применение УСН по патенту (п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). Данный перечень, по сути, остался тем же самым, но приведен в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Изменения, касающиеся непосредственно порядка применения УСН на основе патента, выражаются в следующем.

Во-первых, переход с УСН на основе патента на "обычную" упрощенную систему и обратно может осуществляться только по истечении периода, на который выдан патент (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ).

Во-вторых, индивидуальный предприниматель, утративший право применять УСН на основе патента (например, вследствие привлечения наемных работников) и вернувшийся на иной режим налогообложения, вправе вновь начать работать по патенту лишь спустя три года с момента утраты права применения "патентной" УСН (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ). Об утрате данного права предприниматель обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.

В-третьих, уточнено, что выданный индивидуальному предпринимателю патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором он выдан (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ). В то же время налогоплательщик, уже имеющий патент, может подать заявление на получение патента на территории другого субъекта РФ.

В-четвертых, уточняются периоды, на которые может выдаваться патент: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год (абз. 3 п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Минфин России обращает внимание на то, что указанные периоды должны быть внутри календарного года. Период, на который выдается патент, не может переходить на следующий календарный год (Письмо от 14.08.2007 N 03-11-02/230). Иными словами, индивидуальный предприниматель перед началом IV квартала не вправе потребовать выдачи ему патента на следующие 12 месяцев.

В-пятых, размер потенциально возможного к получению годового дохода (исходя из которого определяется стоимость патента), если он не был изменен законом субъекта РФ с предыдущего календарного года, будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный для общего порядка применения УСН (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).

В-шестых, при оплате индивидуальным предпринимателем оставшейся части стоимости патента он вправе уменьшить ее на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ). Максимальный размер такого уменьшения не установлен (напомним, что при применении "обычной" УСН с объектом налогообложения "доходы" сумма налога уменьшается на страховые взносы не более чем на 50 процентов). Следовательно, оставшуюся часть стоимости патента (2/3 от его общей стоимости) можно уменьшить страховыми взносами полностью.

В-седьмых, установлено, что предприниматели, применяющие УСН на основе патента, не должны представлять налоговую декларацию (п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ), однако должны вести книгу учета доходов и расходов (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Ранее такие разъяснения давал Минфин России в Письме от 09.02.2006 N 03-11-02/34. А в Письме от 14.08.2007 N 03-11-02/230 говорится, что в книге учета доходов и расходов отражать расходы необязательно.
Исходя из специфики данного налогового режима, определился круг споров, наиболее часто встречающихся при применении положений главы 26.2. Налогового кодекса РФ.

В практике Арбитражного суда Амурской области условно можно выделить следующие виды споров, связанных с применением упрощенной системы налогообложения:

1. оспаривание решений налоговых органов об отказе в переводе на упрощенную систему налогообложения – дела №№ А04-9514/03-5/1051, А04-1935/05-1/115, А04-7179/06-1/731, А04-330/07-1/6, А04-2947/07-14/346;

2. оспаривание решений налоговых органов, по доначислению сумм налога, применения налоговых санкций в связи с неверным исчислением налога - дела №№ А04-8082/06-5/958, А04-6389/06-25/341, А04-884/07-14/31, А04-3745/07-19/331;

3. взыскание налоговых санкций в соответствии со ст.ст. 119, 122 НК РФ дела №№ А04-708/07-1/78, А04-8071/06-5/957 и др.
  1   2   3

Похожие:

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconПорядок применения упрощенной системы налогообложения, глава 26....
Упрощённая система налогообложения (далее усно) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconПорядок применения упрощенной системы налогообложения, глава 26....
Упрощённая система налогообложения (далее усно) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconПорядок применения упрощенной системы налогообложения, глава 26....
Упрощённая система налогообложения (далее усно) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconСтатья 346 Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconЕдиный сельскохозяйственный налог
Статья 346 Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconУпрощенной системы налогообложения
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее декларация), заполняется...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconУпрощенной системы налогообложения
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее Декларация), заполняется...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconУпрощенной системы налогообложения
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее Декларация), заполняется...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconУпрощенной системы налогообложения
Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее декларация),...

Статья 346. 11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения iconУпрощенной системы налогообложения
Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее декларация),...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск