Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации


НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации
страница1/12
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И.Е. Бочкарев



Практикум

по конституционному праву




Учебно-методическое пособие


Рекомендовано методической комиссией Института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Нижний Новгород

2017

УДК 342

ББК 67.400я723

Б 86

Б 86 Бочкарев И.Е. Практикум по конституционному праву: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 122 с.


Рецензент: к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» филиал в г. Н. Новгороде А.М. Архипов


Методическая разработка представляет собой практикум по дисциплине «Конституционное право» и содержит темы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, компетентностно-ориентированные задания, юридические задачи, тесты, нормативные правовые акты и специальную литературу ко всем темам. Разработка нацелена на более детальное усвоение особенностей конституционно-правового регулирования, развитие логического мышления, отстаивание своей позиции в дискуссиях, выработку практических навыков реализации норм конституционного права в конкретных жизненных ситуациях. Она может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов.

Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», но также может быть полезна на практических занятиях по курсу «Конституционное право» (для студентов неюридических специальностей) и для всех кто интересуется проблемами конституционного права.
Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии Института экономики и предпринимательства ННГУ Летягина Е.Н.


УДК 342


ББК 67.400я723
© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского

© Бочкарев И.Е., 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………...………………4-5
Методические рекомендации по выполнению практикума…………………5-6
Тема 1. Основные теоретические понятия и положения конституционного права………………………………………………………………………………7-14

Тема 2. Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации……………………………………………………….………………14-24

Тема 3. Конституционный строй Российской Федерации и его основы...24-34

Тема 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина………………………………………………………………………34-43

Тема 5. Государственное устройство России и статус субъектов федерации……………………………………………………………………….43-51

Тема 6. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации ………………………………………………………………………51-61

Тема 7. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации……………………………………………………………………….61-73

Тема 8. Федеральное Собрание Российской Федерации………………….74-86

Тема 9. Конституционные основы судебной власти и прокуратуры…….86-99

Тема 10. Органы государственной власти субъектов РФ……………...100-110

Тема 11. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………………………….110-122


Введение
Конституционное право базируется на главном юридическом документе России – Конституции РФ и регулирует особый круг общественных отношений, которые связаны с изначальным устройством общества и государства. В этой связи конституционное право, с одной стороны, является ведущей отраслью в российской системе права и определяющим образом влияет на правовое содержание остальных отраслей права, а с другой – основной отраслевой юридической дисциплиной требующей пристального внимания тех, кто обучается юриспруденции.

В соответствии с учебным планом студенты среднего профессионального образования изучают конституционное право в течение одного семестра и по окончании сдают экзамен. Для успешного усвоения тематики конституционного права и подготовки к экзамену важно помнить, что только лекционно-теоретической подготовки будет недостаточно. Также нужно работать и практически, причем как самостоятельно, так и в аудитории под руководством преподавателя.

В последнем случае используется такая форма обучения как семинар, в рамках которого в отличие от лекции инициатива предоставляется студентам и поэтому от них требуются активные и, самое главное, творческие действия. Вместе с тем качество работы на семинаре зависит и от предварительной подготовки студентов, когда студенты самостоятельно знакомятся с рекомендованными нормативными правовыми актами, специальной юридической литературой, материалами правоприменительной практики с учетом юридических проблем, правовых казусов, задач, заданий выносимых для обсуждения на занятии. В результате изучения конституционного права студенты осваивают компетенции ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1.1, ПК-2.3.

Данный практикум предназначен для проведения семинаров. В нем студенты найдут задачи, компетентностно-ориентированные задания, тесты, составленные с учетом новейшего конституционного законодательства и конституционно-правовой практики, а также необходимые нормативные правовые акты и литературные источники.

Особенностью практикума является то, что он подготовлен на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего образования 40.02.01 и нацелен на разностороннюю профессиональную подготовку специалистов в сфере права и организации социального обеспечения. Работая с материалами практикума на семинаре, студенты будут учиться приобретать навыки: анализа текстов конституционно-правовых актов и решений правоприменительных органов, оперирования правовыми понятиями и определениями, логического мышления, формулирования обобщающих выводов и заключений, публичного выступления, работы в команде и индивидуально, отстаивания собственной или коллективной точки зрения, опровержения точки зрения оппонентов, грамотного составления юридически значимых документов.

Предложенный практикум внесет разнообразие в процесс изучения конституционного права и будет полезным для подготовки эффективных специалистов в сфере права и организации социального обеспечения.
Методические рекомендации по выполнению практикума
В настоящем пособии содержатся 11 тем семинарских занятий. Некоторые из тем, например тема 2, в силу однородности изучаемых вопросов и особенностей государственного образовательного стандарта 40.02.01 разделены на отдельные занятия. В каждой теме выделяются: вопросы для обсуждения; компетентностно-ориентированные задания; юридические задачи; тесты; нормативные правовые акты; специальная литература.

Вопросы для обсуждения направлены на выяснение качества усвоения теоретической информации по конкретной теме. Для правильного ответа на данные вопросы при подготовке к семинару следует внимательно ознакомиться со специальной литературой по теме, которая включает: учебники, учебные пособия, научные статьи, монографии, комментарии к действующему законодательству.

Компетентностно-ориентированные задания нацелены на формирование компетенций в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 40.02.01.

Эти задания разнохарактерные и требуют тщательного анализа содержания отдельных нормативных правовых актов для:

- схематичного отображения системно-структурной специфики отдельных конституционно-правовых явлений (например, органов государственной власти);

- для составления алгоритмов поведения субъектов конституционно-правовых отношений при решении определенных задач (например, при отрешении Президента РФ от занимаемой должности);

- формирования конкретных выводов по поставленным проблемным вопросам (например, по преамбуле Конституции РФ);

- приведения требуемых примеров отдельных конституционно-правовых норм и источников конституционного права из системы конституционного законодательства РФ.

Среди заданий особенно творческого подхода требуют подготовка юридической консультации по запросу заинтересованного лица и составление юридически значимых документов. Для их правильного выполнения нужно обратиться к юридической практике и изучить по интерактивным материалам, размещенным на электронных ресурсах сети Интернет особенности осуществления таких профессиональных действий.

Серьезного внимания заслуживает заполнение сравнительных таблиц ориентированных на более глубокое понимание юридической сущности сопоставляемых конституционно-правовых явлений. Для выполнения этих заданий требуется одновременно анализировать несколько нормативных правовых актов, где закрепляются особенности сходных конституционно-правовых явлений. Для практического удобства в таблице в горизонтальной строке указаны конституционно-правовые явления, которые надо сравнить между собой, а в вертикальном столбце выделены критерии для сравнения.

Решение юридических задач направлено на развитие навыков правовой квалификации поведения субъектов конституционно-правовых отношений с точки зрения его соответствия либо несоответствия требованиям содержащимся в нормах конституционного права. При решении задач важно придерживаться определенной последовательности, которая складывается из четырех этапов.

Первый этап связан с прочтением фабулы задачи и вопросов требующих ответа. Здесь уясняются особенности конституционно-правового статуса субъектов и вид конституционно-правового отношения, в рамках которого субъекты осуществляют свои поступки, а также устанавливается проблема, подлежащая разрешению.

Второй этап касается подбора правового акта или правовых актов, содержание которого (ых), по мнению студента подходит для устранения выявленной проблемы.

На третьем этапе в тексте правого надо акта (ов) найти конкретную норму (мы) права позволяющие устранить выявленную проблему.

Четвертый этап связан с письменным оформлением решения. Для того, чтобы ответ на задачу выглядел профессионально следует, во-первых, использовать специальные вводные слова (например, согласно, руководствуясь, в соответствии), а во-вторых, взять в качестве образца документы практического характера, например, решения суда, в которых подробно описывается юридическая аргументация решения правовой проблемы.

Тесты направлены на проверку полученных знаний по теме или отдельному занятию в рамках темы. В каждом тесте сначала указывается контрольный вопрос, после чего приводится четыре варианта ответов на него, из которых только один правильный.

Тема 1. Основные теоретические понятия и положения конституционного права
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и предмет конституционного как отрасли права.

2. Метод отрасли конституционного права.

3. Конституционно-правовые нормы, их виды.

4. Конституционно-правовые отношения, их виды.

5. Источники отрасли конституционного права Российской Федерации.

6. Система конституционного права как отрасли права.

7. Взаимоотношения конституционного права с другими отраслями права.

8. Конституционное право как наука и учебная дисциплина.
Компетентностно-ориентированные задания
1. Прочитайте преамбулу Конституции РФ и оформите вывод одним предложением.

2. Найдите в тексте Конституции РФ по два примера обязывающих, запрещающих и дозволяющих норм права.

3. Найдите в тексте Устава Нижегородской области пять примеров норм учредительного характера.

4. Выпишите в тетрадь по три нормативно-правовых акта Российской Федерации федерального, регионального и местного уровня, в которых закрепляются нормы конституционного права.

5. Выпишите из текста Конституции РФ по два примера норм конституционного права, которые состоят из гипотезы и диспозиции, и только диспозиции.

6. Найдите в Уставе Нижегородской области норму права, в которой содержатся гипотеза, диспозиция и санкция.

7. Проведите сравнительный анализ Конституции РФ с Уставом Нижегородской области и письменно отразите их сходные и отличительные черты.

8. Найдите в тексте Конституции РФ по одному примеру регулятивного, правоохранительного, общего и конкретного конституционно-правовых отношений. Письменно проведите юридический анализ их структуры (субъекты, объект, содержание), а также определите виды юридических фактов, на основании которых они возникли.

9. Найдите в Конституции РФ и составьте письменно перечень вопросов, по которым приняты и действуют Федеральные конституционные законы.

10. Найдите решение Конституционного Суда РФ, которое, по Вашему мнению, является источником конституционного права, и аргументировано обоснуйте свой выбор.

11. Проанализируйте Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и письменно зафиксируйте особенности их принятия, опубликования и вступления в силу.

12. Подберите и запишите в тетрадь по три примера таких источников конституционного права как: постановления Государственной Думы РФ, постановления Правительства РФ, договоры, конституционно-правовые обычаи.

13. Заполните сравнительную таблицу: конституционное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.


№ пп



Критерии

для

сравнения

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как наука

Конституционное право как учебная дисциплина




1.

Цель













2.

Предмет













3.

Метод













4.

Система













5.

Источники














Задачи


1. Гражданка Белова, которая родом из Крыма, вышла за муж за гражданина Котова проживающего в г. Жуковский Московской области, получила паспорт и зарегистрировалась у мужа. Белова имеет ребенка в возрасте 13 лет от первого брака и хочет также его зарегистрировать в квартире мужа. Однако в Федеральной миграционной службе, куда обратилась Белова для решения вопроса, в регистрации ребенка отказали и ответили что, если у ребенка нет гражданства, то его нельзя зарегистрировать.

1. Определите характер правовых отношений и элементы их структуры.

2. Проанализируйте юридические факты, лежащие в основе данных правоотношений.
2. Судебные приставы арестовали счёт в банке у гражданина Карасева и сняли денежные средства в счёт управляющей компании за долги по ЖКХ, которые были ранее погашены собственником квартиры. Доказательства этого Карасев предоставил своему судебному приставу и его счёт разблокировали, но деньги не вернули.

1. Определите субъекты, объекты и содержание правовых отношений.

2. Проанализируйте юридические факты, лежащие в основе данных правоотношений.
3. На семинарском занятии по конституционному праву студент Иванов утверждал, что элементы нормы конституционного права, гипотеза, диспозиция, санкция, встречаются во всех конституционно-правовых нормах. Однако студентка Воробьева выступила с опровержением такой позиции, считая, что вместе элементы конституционно-правовой нормы встречаются редко.

1. Кто из студентов прав в этой ситуации.

2. Обоснуйте свой ответ со ссылками на специальную литературу по конституционному праву.
4. Гражданин Громов инвалид 1 группы с детства в течение 5 лет направил 10 заявлений в местную администрацию с просьбой о предоставлении помощи на капитальный ремонт частного дома, который находится в техническом состоянии непригодном для проживания. Однако за все время администрация выделила средства только на 2 листа шифера и на 3 банки краски. Кроме того, с 2010 года семью Громова должны были поставить на льготную очередь по улучшению жилищных условий по постановлению сельского совета, но до сих пор этого не сделали. На повторное заявление мамы Громова заместитель главы местной администрации Сидорова ответила, что семья Громовых будет ждать своей очереди на общих основаниях.

1. Определите характер правовых отношений и элементы их структуры.

2. Проанализируйте юридические факты, лежащие в основе данных правоотношений.

3. На основании действующего законодательства о социальной поддержке инвалидов в РФ сделайте вывод о правильности действий и решений местной администрации.
5. Зубова бывший предприниматель, у которой имеется задолженность по выплатам в пенсионный фонд. Был судебный процесс, где в отношении Зубовой судья вынес постановление об оплате и аресте счета в банке. От задолженности Зубова не отказывается, но на данный момент она находится в официальном разводе с мужем и не работает, поскольку является мамой грудного ребенка (второго ребенка), за которого начисляется материнский капитал. На содержание старшего ребенка Зубова получает алименты.

1. Определите характер правовых отношений и элементы их структуры.

2. Проанализируйте юридические факты, лежащие в основе данных правоотношений.

3. Может ли Зубова погасить задолженность в пенсионный фонд из средств материнского капитала, если да, то в каком порядке?

4. Имеют ли право судебные приставы арестовать счет в банке, на который поступает детское пособие и алименты на старшего ребенка.

Ответы на 3 и 4 вопросы обоснуйте ссылками на действующее законодательство.
Тесты
1. Какая из групп общественных отношений относится к предмету конституционного права?

А) совершение управленческих действий и соответствующих управленческих процедур;

Б) организация и функционирование системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления;

В) организация деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

Г) организация деятельности го­сударства и муниципальных образований по планомерному обра­зованию (формированию), распределению и использованию денеж­ных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
2. Какой из названных способов преобладает при регулировании конституционно-правовых отношений?

А) дозволение;

Б) координация;

В) обязывание;

Г) поощрение.
3. Среди норм отрасли конституционного права в отличие от правовых норм других отраслей права чаще встречаются:

А) учредительные нормы права;

Б) охранительные нормы права;

В) регулятивные нормы права;

Г) рекомендательные нормы права.
4. Какое из приведенных конституционно-правовых отношений имеет общий характер?

А) Президент РФ отправляет в отставку Правительство РФ;

Б) Государственная Дума РФ направляет законопроект в Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

В) Совет Федерации Федерального Собрания РФ утверждает в должности Генерального прокурора РФ;

Г) Состояние субъекта РФ составе РФ.
5. Какой из названных правовых актов относится к источникам конституционного права?

А) приказ директора предприятия о приеме на работу;

Б) распоряжение Правительства РФ об увеличении бюджетных ассигнований на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

В) указ Президента РФ о приеме в гражданство РФ;

Г) приказ начальника международного департамента Министерства образования и науки о переводе государственного служащего на нижестоящую должность.
6. Какое условие позволяет считать правовые акты СССР источниками конституционного права в РФ?

А) принятие акта СССР в последний год его существования;

Б) отсутствие в РФ правового акта регулирующего сходные общественные отношения;

В) оговорка в правовом акте о его юридической силе в случае прекращения существования СССР;

Г) правопреемство РФ прав и обязанностей СССР.
7. Система конституционного права как отрасли права состоит из:

А) институтов;

Б) глав;

В) разделов;

Г) частей.
8. Связь конституционного права с административным правом определяется тем, что:

А) нормы конституционного права являются ведущими в системе национального права;

Б) нормы конституционного права определяют место органов исполнительной власти в системе разделения властей;

В) нормы конституционного права в сравнении с правовыми нормами других отраслей обладают высшей юридической силой;

Г) нормы конституционного права устанавливают основания для отставки Правительства РФ.
9. Наука конституционного права – это совокупность:

А) теорий о конституционно-правовой дествительности;

Б) функций воздействующих на окружающую действительность;

В) нормативно-правовых актов регулирующих конституционно-правовые отношения;

Г) методов познания конституционно-правовой действительности.
10. Признаком, отличающим учебную дисциплину конституционное право от науки конституционное право, является:

А) опора на действующее конституционное законодательство;

Б) наличие собственной системы знаний;

В) изучение особенностей конституционного права за рубежом;

Г) сравнение советских конституций с конституцией РФ.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 22 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ . 2009 . № 4. Ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 13. Ст. 1447.

3. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. 10 августа 1993. № 152.

4. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

5. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

6. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995, № 21. Ст. 1929.

7. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

11. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

12. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

13. Федеральный закон от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ // «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

14. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.

17. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 138 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.

18. Устав Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. // Нижегородские новости. 2006. 18 января.
Специальная литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014.

2. Авакьян С.А. Государственно-правовые институты: понятие и содержание // Советское государство и право. 1977. № 2.

3. Баглай 2. Богданова Н. А. Система науки конституционного права. – М.: Юристъ, 2001.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Норма, 2011.

5. Безруков А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - Юстицинформ, 2015.

6. Белоусова Е.В. Международная научная конференция Конституционные реформы в государствах - участниках СНГ // Государство и право. 1993. № 7.

7. Бирюков П.Н. О юридическом механизме реализации в СССР международных актов // Правоведение. 1991. № 4.

8. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. –Воронеж, 1984.

9. Вишняков В.Г. Конституции стран – членов СНГ: система государственной власти и местного самоуправления // Государство и право. 1994. № 5.

10. Виноградов В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. – М., 2000.

11. Гаджиев Г.А., Кряжков Б.И. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы // Государство и право. 1993. № 7.

12. Газетдинов Н. И. О соотношении понятий судебного контроля, судебного надзора и правосудия // Российский судья. 2009. № 3.

13. Головистикова А.Н. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.

14. Головистикова А.Н. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важного принципа права // Адвокат. 2006. № 7.

15. Демин А.А. Соотношение конституционного и административного права в системе российского права // Административное право и административный процесс. 2006. № 1.

16. Додонов В.Н. Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В.И. Лафитского. – М.: Юристъ, 1995.

17. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. – М.; СПб.: Изд. Торг. Дом "Герда", 2000.

18. Конституционное право Российской Федерации: Учебник лдя студентов / под ред. С.И.Носова. - М.: Статут, 2014.

19. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. – Юнити-Дана, 2014.

20. Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах: учебное пособие. – М.: Проспект , 2015.

21. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период между двумя конституциями // Советское государство и право. 1990. № 2.

22. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период построения основ социализма // Советское государство и право. 1989. № 1.

23. Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации: М, Изд. Юстицинформ, 2009.

24. Пресняков М.В. Справедливость в системе конституционно-правовых ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

25. Синцова ТА. Основания возникновения и динамики государственно-правовых отношений // Советское государство и право. 1981. № 1.

26. Страшун Б. А. К вопросу о понятии конституционного права. // Журнал российского права. 2009. № 10.

27. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение // Советское государство и право. 1990 № 3.

28. Югов. А. А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации icon"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской...

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconСтатья 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации)
Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. Оао "Издательский дом "Городец"; "Формула права", 2003 г

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconРегламент
Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года n 1-фкз "о конституционном Суде Российской...

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconЛекция № Тема: Содержание и основные понятия дисциплины «Прокурорский надзор»

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации icon13. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки
Основные положения и конституционного (государственного) права ведущих стран мира

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconТема Основные понятия экономических информационных систем (эис) и...
Тема Основные понятия экономических информационных систем (эис) и информационных технологий (ИТ) (6 часов) 6

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconПрактикум Екатеринбург 2006 Содержание Таможенное право Российской...
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот и поэтому призвано...

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconА законодательную власть
Какое определение понятия «Российская Федерация» дано в Конституции Российской Федерации?

Методические рекомендации по выполнению практикума Тема Основные теоретические понятия и положения конституционного права Тема Учение о Конституции. Содержание Конституции Российской Федерации iconТема Сфера деятельности public relations. Сущность и содержание pr...
Поэтому приведём несколько определений, которые достаточно часто повторяются и цитируются в литературе разных лет. Так, классическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск